Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 21.03.2013 ПО ДЕЛУ N А60-49750/2012

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 21 марта 2013 г. по делу N А60-49750/2012


Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи П.Н. Киреева, рассмотрел в порядке упрощенного производства дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ЖКХ-Серов" к Территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в г. Серове, Серовском, Гаринском, Новолялинском районах и Верхотурском уезде об оспаривании решения о привлечении к административной ответственности.
Определением суда от 21.01.2013 заявление Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ЖКХ-Серов" (далее - заявитель) принято к производству с рассмотрением дела в порядке упрощенного производства (п. 5 ч. 1 ст. 227 АПК РФ).
Стороны о возможности рассмотрения дела в порядке упрощенного производства уведомлены надлежащим образом; в пятнадцатидневный срок, установленный судом, возражений в отношении рассмотрения дела в порядке упрощенного производства, не представили.
Сторонам также было разъяснено, что они вправе представить в арбитражный суд, рассматривающий дело, и направить друг другу дополнительно документы, содержащие объяснения по существу заявленных требований и возражений в обоснование своей позиции, в срок до 05.03.2013.
От заявителя поступило дополнение к заявлению N 487 от 01.03.2013 г. От заинтересованного лица поступил письменный отзыв N 01-25-12/277 от 06.01.2013 и копии материалов административного производства согласно приложению.
От лиц участвующих в деле других заявлений, ходатайств не поступило.

Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ЖКХ-Серов" обратилось в суд с заявлением к Территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в г. Серове, Серовском, Гаринском, Новолялинском районах и Верхотурском уезде об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности от 19.11.2012 N 657/06 по ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ.
Заинтересованное лицо в своем письменном отзыве просит суд отказать в удовлетворении заявленных требований, считает оспариваемое постановление законным и обоснованным.
Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд

установил:

Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в городе Серове, Серовском, Гаринском, Новолялинском районах и Верхотурском уезде 16 октября 2012 года на основании распоряжения N 01-01-01-03-25/19755 от 26.09.2012 проведена плановая выездная проверка в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ЖКХ-Серов".
В ходе проверки были выявлены нарушения раздела 4 п. 31 п.п. "п" постановления Правительства РФ N 354 от 06.05.2012 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" по адресам: г. Серов, ул. Ленина 130, Заславского 29, Железнодорожников, 22а, а именно: УК "ЖКХ-Серов" не представляет потребителю необходимую и достоверную информацию о работах услугах обеспечивающую возможность их правильного выбора, на доске объявлений в помещениях объекта Жилищно-эксплуатационного участка (ЖЭУ) в месте на доступном для всех посетителей отсутствует информация: параметры качества предоставления коммунальных услуг, предельные сроки устранения аварий и иных нарушений, а также информация о Постановлении РФ N 354 от 06.05.2011 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", отсутствуют доски объявлений с необходимой информацией, предусмотренной в разделе 4 п. 31 п.п. "п" Постановления Правительства РФ N 354 от 06.05.2012 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
По результатам проверки был составлен акт проверки от 31.10.2012, протокол об административном правонарушении N 657106 от 02.11.2012 года в присутствии представителя общества.
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении заинтересованным лицом 19.11.2012 г. вынесено постановление о назначении административного наказания N 657/06 на основании, которого заявитель признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ, и назначено наказание в виде штрафа в размере 5000 руб. 00 коп.
Полагая, что постановление о назначении административного наказания N 657/06 от 19.11.2012 г является незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав материалы дела, оценив фактические обстоятельства, арбитражный суд полагает, что заявленные требования подлежат частичному удовлетворению на основании следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составляют действия или бездействие изготовителя, исполнителя, продавца, направленные на уклонение от исполнения или ненадлежащее исполнение обязанностей по предоставлению потребителю необходимой и достоверной информации; нарушение требований, касающихся способов доведения информации до сведения потребителя.
В соответствии с ч. 1 ст. 10 Закона от 07.02.1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" исполнитель обязан своевременно предоставить потребителю необходимую и достоверную информацию об услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.
Требования к доведению информации об оказываемых коммунальных услугах до потребителя содержались в Правилах предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307) в редакции, действовавшей до 01.09.2012. В настоящее время аналогичные требования содержатся в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354.
Правила N 354 регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
В соответствии с п. 2 Правил N 354, их действие распространяется на отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов.
Согласно п. 3 Правил N 354 исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, или индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.
Материалами дела подтверждается, что Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ЖКХ-Серов" является исполнителем жилищно-коммунальных услуг для потребителей в г. Серове, в соответствии с п. 3 Правил N 354.
Согласно подпункту "п" п. 31 Правил исполнитель обязан предоставлять потребителю (путем указания в договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг, а также размещения на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (жилой дом или комплекс жилых домов), а также на досках объявлений, расположенных в помещении исполнителя в месте, доступном для всех потребителей) следующую информацию: сведения об исполнителе - наименование, место нахождения (адрес его постоянно действующего исполнительного органа), сведения о государственной регистрации, режим работы, адрес сайта исполнителя в сети Интернет, а также адреса сайтов в сети Интернет, на которых исполнитель в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан размещать информацию об исполнителе, фамилия, имя и отчество руководителя; адреса и номера телефонов диспетчерской, аварийно-диспетчерской службы исполнителя; размеры тарифов на коммунальные ресурсы, надбавок к тарифам и реквизиты нормативных правовых актов, которыми они установлены; информация о праве потребителей обратиться за установкой приборов учета в организацию, которая в соответствии с Федеральным законом "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не вправе отказать потребителю в установке прибора учета и обязана предоставить рассрочку в оплате услуг по установке прибора учета; порядок и форма оплаты коммунальных услуг; показатели качества коммунальных услуг, предельные сроки устранения аварий и иных нарушений порядка предоставления коммунальных услуг, установленные законодательством Российской Федерации, в том числе настоящими Правилами, а также информация о настоящих Правилах; сведения о максимально допустимой мощности приборов, оборудования и бытовых машин, которые может использовать потребитель для удовлетворения бытовых нужд; наименования, адреса и телефоны органов исполнительной власти (их территориальных органов и подразделений), уполномоченных осуществлять контроль за соблюдением настоящих Правил.
Как следует из материалов дела, Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ЖКХ-Серов" на объектах ЖЭУ N 1 и ЖЭУ N 2 не предоставляет потребителю необходимую и достоверную информацию о работах и услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора, а именно: отсутствует следующая информация - параметры качества предоставления коммунальных услуг, предельные сроки устранения аварий и иных нарушений, а также информация о Правилах предоставления коммунальных услуг гражданам, отсутствуют доски объявлений, которые должны располагаться во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом или вблизи жилых домов с необходимой информацией, что является нарушением п.п. "п" п. 31 Правил.
Указанное обстоятельство подтверждается актом проверки от 31.10.2012.
Таким образом, судом установлено и материалами дела подтверждается, что заявителем допущено нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации об оказываемых услугах, обеспечивающую возможность из правильного выбора.
При таких обстоятельствах, событие административного правонарушения, установленное ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ нашло свое подтверждение в материалах дела.
При этом судом не принимается довод заявителя, о том, что заинтересованным лицом была неверная квалификация административного правонарушения, как основанный на неверном толковании норм права.
Из содержания ч. 1 ст. 14.5 КоАП РФ следует, что административная ответственность по данной норме наступает при реальной продаже товара покупателю при отсутствии установленной информации об изготовителе или о продавце.
Факт реализации услуг конкретному потребителю в ходе проверки не устанавливался, в протоколе осмотра, в протоколе об административном правонарушении, в постановлении о привлечении к административной ответственности не отражен.
Ссылка заявителя о нарушении процедуры привлечения к административной ответственности необоснованная, материалами дела подтверждается, что общество было вызвано извещением от 30.11.2012 г. о назначении и места подписания и ознакомления с актом проверки, извещение было получено, согласно отметке вх. N 30.10.2012 N 4011, также общество было извещено о составлении протокола об административном правонарушении вх. N 4066 от 31.10.2012, определением от 02.11.2012 N 517/06 о назначении места и времени рассмотрения дела на 12.11.2012 вручено 06.11.2012 вх. N 4126, заявителем было направлено письмо от 12.11.2012 N 3259 об отложении рассмотрения дела, определением от 13.11.2012 N 517/06 общество извещалось о рассмотрении дела на 19.11.2012 вх. N 4224, кроме того, при составлении протокола об административном правонарушении присутствовал представитель общества.
Ссылка заявителя на то обстоятельство, что необходимая информация содержится в договорах, содержащих положения о предоставлении коммунальных услуг, а также на досках объявлений, расположенных в помещениях исполнителя в месте, доступном для всех потребителей, не свидетельствует об отсутствии состава правонарушения, поскольку такая информация должна быть размещена, в том числе и на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (жилой дом или комплекс жилых домов).
При изложенных обстоятельствах суд делает вывод о доказанности административным органом в действиях Общества события вменяемого административного правонарушения.
В силу положений ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Частью 2 ст. 2.1 КоАП РФ определено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд пришел к выводу о доказанности вины заинтересованного лица в совершении административного правонарушения. Общество имело возможность для соблюдения законодательства. Доказательства в подтверждение невиновности заявителя в материалах дела отсутствуют.
Порядок привлечения к административной ответственности заинтересованным лицом соблюден, контролирующим органом обеспечены гарантии, предоставленные заявителю ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Сроки привлечения к административной ответственности, предусмотренные ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не нарушены.
Вместе с тем согласно частям 1 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за административное правонарушение. При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Административное наказание в силу положений ст. 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
При этом часть 1 статьи 14.8 КоАП РФ предусматривает два альтернативных вида административного наказания - предупреждение и административный штраф.
Предупреждение - это мера административного наказания, выраженная в официальном порицании юридического лица, которое выносится в письменной форме (ст. 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Согласно ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ обстоятельствами, отягчающими административную ответственность, признаются: продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его; повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, предусмотренный статьей 4.6 настоящего Кодекса; вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения; совершение административного правонарушения группой лиц; совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах; совершение административного правонарушения в состоянии опьянения.
В силу ч. 3 ст. 4.3 КоАП РФ настоящим Кодексом могут быть предусмотрены иные обстоятельства, отягчающие административную ответственность за совершение отдельных административных правонарушений, а также особенности учета обстоятельств, отягчающих административную ответственность, при назначении административного наказания за совершение отдельных административных правонарушений.
Перечень указанных в статье 4.3 КоАП РФ обстоятельств, отягчающих административную ответственность, является исчерпывающим.
Привлекая Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ЖКХ-Серов" к административной ответственности в виде штрафа в размере 5000 руб. 00 коп. административный орган указал, на отсутствие обстоятельств смягчающих или отягчающих ответственность, при этом посчитал, что имеет место существенное нарушение прав потребителей на получение необходимой информации о регламентируемых требованиях параметров качества предоставляемых услуг. Вместе с тем указанное обстоятельство не является отягчающим административную ответственность. При этом, административным органом на указано в связи с чем территориальный отдел пришел к выводу о существенном нарушении прав потребителя.
Доказательств наличия иных обстоятельств отягчающих административную ответственность согласно ст. 4.3 КоАП РФ материалы дела не содержат.
Материалами дела подтверждается, что выявленные в ходе проверки нарушения свидетельствуют об отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также об отсутствии имущественного ущерба. При этом как следует из материалов дела необходимая информация доводится до потребителей путем указания в договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг, а также на досках объявлений, расположенных в помещении исполнителя в месте, доступном для всех потребителей.
Обратного заинтересованным лицом не доказано, как и факт привлечения общества ранее к административной ответственности, применительно к положениям статьи 4.6 КоАП РФ. Поэтому в данной ситуации, с учетом характера допущенного нарушения, суд считает, что у административного органа отсутствовали основания для применения меры административной ответственности в виде штрафа по ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ.
Применение предупреждения, равно как и другого административного наказания, влечет для нарушителя соответствующие правовые последствия. Лицо, которому назначено это административное взыскание, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении предупреждения.
Согласно пункту 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02 июня 2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности судам необходимо исходить из того, что оспариваемое постановление не может быть признано законным, если при назначении наказания не были учтены обстоятельства, указанные в частях 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ.
Таким образом, оспариваемое заявителем постановление N 657/06 от 19.11.2012 о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует отменить в части наложения штрафа в размере 5000 рублей, ограничившись предупреждением.
В силу положений статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требования заявителя о признании незаконным и отмене данного постановления подлежат удовлетворению частично.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 167 - 170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

1. Заявленные Обществом с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ЖКХ-Серов" требования удовлетворить частично.
2. Признать незаконным и отменить постановление Главного государственного санитарного врача по городу Серову, Серовскому району, Гаринскому району, Новолялинскому району и Верхотурском уезде N 657/06 от 19.11.2012 о привлечении заявителя к административной ответственности на основании ч. 1 ст. 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части назначения штрафа 5000 руб. и вынести административное наказание в виде предупреждения.
3. В удовлетворении остальной части требований отказать.
4. Указанное решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено или не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

Судья
П.Н.КИРЕЕВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)