Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 21.10.2013 N 33-15263/13

Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом; Изъятие земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 21 октября 2013 г. N 33-15263/13


Судья: Матусяк Т.П.

Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего Бакуменко Т.Н.
судей Ильичевой Е.В., Селезневой Е.Н.
при секретаре У.
рассмотрела в открытом судебном заседании 21 октября 2013 года апелляционную жалобу Б.А., Б.И. на решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 02 июля 2013 года по делу N 2-1656/13 по заявлению Б.И., Б.А., Б.А. об оспаривании бездействия Администрации Центрального района Санкт-Петербурга
Заслушав доклад судьи Бакуменко Т.Н., выслушав объяснения представителей заявителей Б.И., Б.А. - П., представителя заинтересованного лица администрации Центрального района Санкт-Петербурга - Х., судебная коллегия

установила:

Б.И., Б.А., Б.А. обратились в суд с заявлением об оспаривании бездействия Администрации Центрального района Санкт-Петербурга, которое выразилось, в непредоставлении им жилого помещения, равнозначного по площади <адрес>. В обоснование требований заявители указали, что они являются собственниками квартиры, расположенной по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, и каждому из них принадлежит по <...> доли в праве собственности на указанную квартиру, <...> доли принадлежит К. В соответствии с заключением МВК N <...> от <дата> года, <адрес>, признана не соответствующей требованиям, предъявляемым к жилым помещениям и непригодной для проживания на основании п. 33 "Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу", утвержденного Постановлением Правительства РФ N <...> от <дата> года. Распоряжением Администрации N <...> от <дата> года, на основании заключения МВК Центрального района N <...> от <дата> квартира признана непригодной для проживания и должна быть включена в адресный перечень жилых помещений, признанных непригодными для проживания, подлежащих расселению в <дата>. Просят признать бездействие Администрации Центрального района Санкт-Петербурга по непредоставлению жилого помещения незаконным и обязать Администрацию Центрального района Санкт-Петербурга предоставить жилое помещение, равнозначное по площади квартире, расположенной по адресу: Санкт-Петербург, <адрес> месячный срок с момента вступления решения в законную силу.
Решением Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 02.07.2013 года в удовлетворении заявленных требований Б.И., Б.А., Б.А. - отказано.
В апелляционной жалобе Б.И., Б.А., просят решение отменить, принять по делу новое решение.
В заседание суда апелляционной инстанции заявители - Б.И., Б.А., Б.А., заинтересованное лицо - К. не явились, о явке извещались по правилам ст. 113 ГПК РФ. Б.И., Б.А., Б.А. извещены посредством вручения судебной повестки <дата>; К. извещена посредством направления <дата>. судебной повестки. Данное извещение судебная коллегия считает надлежащим, заблаговременным. О причинах своей неявки в судебное заседание стороны не известили, в связи с чем, судебная коллегия в порядке ч. 3 ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в их отсутствие.
Выслушав объяснения участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21.08.2009 г. N 946 "О внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 21.09.2004 г. N 1586, от 24.04.2006 г. N 457" <адрес> признана непригодной для проживания. Подлежащей расселению в <дата>.
В силу положения п. 4 ст. 72 Конституции РФ жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 5 ЖК РФ жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, Постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Согласно п. 10 ст. 32 ЖК РФ, признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 2, 5 - 9 настоящей статьи.
В соответствии с п. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится, в частности, жилищное законодательство.
Статьей 14 Закона Санкт-Петербурга от 05.05.2006 N 221-32 "О жилищной политике Санкт-Петербурга" предусмотрено:
1. В случае изъятия жилых помещений в связи с изъятием земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, для государственных нужд Санкт-Петербурга за счет средств бюджета Санкт-Петербурга собственникам жилых помещений выплачивается выкупная цена жилого помещения, определяемая соглашением сторон в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, либо предоставляется другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену по соглашению сторон.
2. В том случае если собственники жилых помещений, подлежащих изъятию в связи с изъятием земельного участка, зарегистрированные в указанных жилых помещениях, и члены их семьи состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, при изъятии жилых помещений им могут предоставляться в собственность по договору мены другие жилые помещения по норме предоставления площади жилого помещения.
На основании ст. 22 Закона Санкт-Петербурга "О жилищной политике Санкт-Петербурга" расселение многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, относится к приоритетным направлениям деятельности Правительства Санкт-Петербурга (часть 1); при расселении многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, используются все способы обеспечения Санкт-Петербургом условий для осуществления права граждан на жилище, предусмотренные настоящим Законом Санкт-Петербурга (часть 2).
Одним из таких способов статьей 23 Закона предусмотрена мена жилых помещений государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга, при этом в пункте 2 статьи 23 оговорено, в каких случаях граждане, являющиеся собственниками жилых помещений, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или на учете нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий, или являющиеся собственниками жилых помещений, изымаемых для государственных нужд Санкт-Петербурга в связи с изъятием земельного участка, жилых помещений в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, или жилых помещений, признанных в установленном порядке непригодными для проживания, при расселении в соответствии с адресной программой, утверждаемой Правительством Санкт-Петербурга, освобождаются от оплаты разницы между стоимостью подлежащих мене жилых помещений, если стоимость жилых помещений государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга, передаваемых Санкт-Петербургом в частную собственность в соответствии с договорами мены.
Из материалов дела следует, что К., Б.А., Б.И., Б.А. являются сособственниками <адрес> в Санкт-Петербурге, по <...> доли в праве собственности принадлежит каждому из них.
Распоряжением районной администрации от <дата> N N <...>, квартира, принадлежащая заявителям, признана непригодной для проживания.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Распоряжения Жилищного комитета Санкт-Петербурга от 05.07.2012 года N 497-р "Об утверждении Административного регламента по предоставлению государственных услуг", исходил из того, что действующим законодательством на районную администрацию не возложена обязанность по предоставлению заявителям жилого помещения, так как договоры мены жилых помещений государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга на жилые помещения частного жилищного фонда по специальному поручению Правительства Санкт-Петербурга от имени Санкт-Петербурга заключает специализированная организация на основании решения Правительства Санкт-Петербурга или уполномоченного Правительством Санкт-Петербурга исполнительного органа государственной власти Санкт-Петербурга.
В соответствии с п. 1.1 Административного регламента предметом регулирования являются отношения, возникающие между заявителем и Жилищным комитетом в сфере предоставления государственной услуги по принятию решений о заключении договоров мены жилых помещений государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга на жилые помещения частного жилищного фонда, за исключением случаев заключения договоров мены при изъятии жилых помещений в связи с изъятием земельного участка для государственных нужд Санкт-Петербурга.
Пунктом 1.2 Административного регламента установлено, что имеют право на получение государственной услуги: граждане, являющиеся собственниками жилых помещений, в том числе: граждане, являющиеся собственниками жилых помещений в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, или жилых помещений, признанных в установленном порядке непригодными для проживания, при расселении в соответствии с адресной программой, утверждаемой Правительством Санкт-Петербурга.
На основании п. 2.1 Административного регламента наименование государственной услуги является: принятие решения о заключении договоров мены жилых помещений государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга на жилые помещения частного жилищного фонда, за исключением случаев заключения договоров мены при изъятии жилых помещений в связи с изъятием земельного участка для государственных нужд Санкт-Петербурга.
В силу п. 2.2.1 Административного регламента исполнительный орган, непосредственно предоставляющий государственную услугу является Жилищный комитет. В предоставлении государственной услуги участвует СПб ГБУ "Горжилобмен".
Жилищный комитет принимает решение о заключении договоров мены жилых помещений государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга на жилые помещения частного жилищного фонда или об отказе в заключении договоров мены жилых помещений государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга на жилые помещения частного жилищного фонда.
Согласно п. 2.2.2 Административного регламента для предоставления государственной услуги по принятию решения о заключении договоров мены жилых помещений, за исключением случаев заключения договоров мены при изъятии жилых помещений в связи с изъятием земельного участка для государственных нужд, заявителю необходимо обратиться в СПб ГБУ "Горжилобмен".
При предоставлении государственной услуги СПб ГБУ "Горжилобмен" взаимодействует с Санкт-Петербургскими государственными казенными учреждениями - районными жилищными агентствами, администрациями районов Санкт-Петербурга, Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу.
2.3. Результатом предоставления государственной услуги является:
издание Жилищным комитетом распоряжения о заключении с заявителем договора мены жилых помещений государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга на жилые помещения частного жилищного фонда (далее - распоряжение), заключение обеспечения государственной регистрации перехода права собственности в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, или
направление заявителю мотивированного отказа в заключении договора мены жилых помещений государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга на жилые помещения частного жилищного фонда (далее - мотивированный отказ).
Одним из документов на основании которых принимается решение о предоставлении государственной услуги заявителям (физическим лицам), являющимся собственниками жилых помещений являются: заявление заявителя - собственника жилого помещения о принятии решения о заключении договора мены жилых помещений, находящихся в его собственности, на жилые помещения государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга; представление администрации района Санкт-Петербурга о заключении договора мены (п. 2.6.1.1 Административного регламента).
Кроме того, судебная коллегия учитывает, что "Положением о порядке принятия решений о заключении договоров мены жилых помещений государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга на жилые помещения частного жилищного фонда и порядке оформления документов при заключении договоров мены жилых помещений государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга на жилые помещения частного жилищного фонда", утвержденным распоряжением Жилищного комитета от 25.01.2007 г. N 7-р установлен порядок принятия решений о заключении договоров мены жилых помещений государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга на жилые помещения частного жилищного фонда и порядок оформления документов при заключении договоров мены, за исключением случаев заключения договоров мены при изъятии жилых помещений в связи с изъятием земельного участка для государственных нужд Санкт-Петербурга: Санкт-Петербургское государственное учреждение "Горжилобмен" осуществляет прием документов, предоставляемых гражданами и(или) администрациями районов Санкт-Петербурга для принятия Жилищным комитетом решения о заключении договора мены в том числе: заявление гражданина - собственника жилого помещения о заключении договора мены, а также Представление администрации района Санкт-Петербурга о заключении договора мены (в случае если решение о заключении договора мены принимается в отношении жилого помещения, находящегося в распоряжении администрации района Санкт-Петербурга).
На основании изложенного, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что действующим законодательством на районную администрацию не возложена обязанность по предоставлению заявителям жилого помещения, в связи с чем, основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют.
Ссылки в апелляционной жалобе на Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 26.08.2008 N 1078 "Об администрациях районов Санкт-Петербурга", в соответствии с которым именно администрации районов занимаются решением всех вопросов, связанных с обеспечением граждан жилыми помещениями, не принимаются судом во внимание, так как основаны на неправильном толковании норм права. Данному доводу судом первой инстанции дана надлежащая оценка, с которой соглашается суд апелляционной инстанции.
Не могут быть приняты во внимание ссылки заявителей на п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", который предусматривает, что необходимо обратить внимание судов на то, что Жилищным кодексом Российской Федерации не установлены правовые последствия признания в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции многоквартирного дома, в котором проживают не только собственники жилых помещений, но и наниматели жилых помещений по договору социального найма. Учитывая это, при рассмотрении споров, связанных с обеспечением жилищных прав собственников жилых помещений в таком многоквартирном доме, суд вправе исходя из норм части 1 статьи 7 ЖК РФ о применении жилищного законодательства по аналогии применить к названным отношениям положения части 10 статьи 32 ЖК РФ об изъятии жилого помещения у собственника путем выкупа либо о предоставлении ему другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену.
Законодательством Санкт-Петербурга в соответствии с компетенцией субъекта Российской Федерации предусмотрены два варианта решения: мена жилого помещения или выплата выкупной цены.
В рассматриваемом случае стороны просят предоставить им жилое помещение, однако оно может быть предоставлено только по договору мены и не Администрацией района.
Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии правовых оснований для отмены обжалуемого решения Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга, поскольку повторяют правовую позицию заявителей, выраженную ими в суде первой инстанции, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда, выражают несогласие с оценкой судом исследованных по делу доказательств, которым судом дан надлежащий анализ и правильная оценка по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а потому не могут быть приняты во внимание судебной коллегией.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 02.07.2013 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)