Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 15.11.2013 ПО ДЕЛУ N А46-6480/2013

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 ноября 2013 г. по делу N А46-6480/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 12 ноября 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 15 ноября 2013 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Золотовой Л.А.
судей Лотова А.Н., Шиндлер Н.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Зайцевой И.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-8998/2013) Государственной жилищной инспекции Омской области
на решение Арбитражного суда Омской области от 21.08.2013 по делу N А46-6480/2013 (судья Крещановская Л.А.),
принятое по заявлению Открытого акционерного общества "Омскгоргаз" (ИНН 5504037369, ОГРН 1025500972881)
к Государственной жилищной инспекции Омской области (ИНН 5503036669, ОГРН 1025500747161)
о признании незаконными предписания N 05-02-01/26 от 05.03.2013 и предписания N 05-02-01/57 от 26.04.2013,
при участии в судебном заседании представителей:
- от Государственной жилищной инспекции Омской области - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом;
- от Открытого акционерного общества "Омскгоргаз" - Божко Ольга Ивановна (паспорт, по доверенности N 2 от 14.01.2013 сроком действия по 31.12.2013); Величко Марина Николаевна (паспорт, по доверенности N 70 от 31.07.2013 сроком действия по 31.12.2013).

установил:

Открытое акционерное общество "Омскгоргаз" (далее по тексту - заявитель, ОАО "Омскгоргаз", Общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Омской области (далее по тексту - заинтересованное лицо) о признании недействительными предписания N 05-02-01/26 от 05.03.2013 и предписания N 05-02-01/57 от 26.04.2013.
Решением от 21.08.2013 требования Общества были удовлетворены. Проанализировав основания, повлекшие выдачу оспариваемых предписаний, суд первой инстанции пришел к выводу о незаконном возложении на Общество обязанностей, изложенных в предписаниях, ввиду невозможности применения к рассматриваемым правоотношениям положений Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением правительства РФ N 354.
В апелляционной жалобе Инспекцией со ссылкой на Письмо Минрегиона России от 28.05.2012 N 12393-АП/14 "О разъяснении отдельных вопросов применения Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан N 549 и Правил представления коммунальных услуг, утвержденных постановлением N 354" изложена позиция о том, что отношения между абонентом и поставщиком газа регулируются Правилами N 549, а в неурегулированной ими части - Правилами предоставления коммунальных услуг, разделом 3 которых (пункт 19 - 30) регламентированы обязательные сведения, подлежащие включению в договор поставки газа. Не исполнение Обществом указанных требований законодательства послужило законным основанием для выдачи предписаний.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель Общества отклонила доводы апелляционной жалобы как несостоятельные, указав также, что у ОАО "Омскгоргаз" отсутствует возможность выполнения требований, поименованных в оспариваемых предписаниях ввиду значительного количества абонентов, отсутствия у Общества сведений в отношении каждого из них. В соответствии с данными Министерством регионального развития разъяснениями ОАО "Омскгоргаз" не наделено полномочиями по понуждению абонентов к заключению договоров в письменной форме, инициатива заключения такого договора должна исходить от потребителя.
Суд апелляционной инстанции, исследовав материалы дела, изучив апелляционную жалобу, установил следующие обстоятельства.
05.03.2013 на основании распоряжения Главного управления жилищного контроля, государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области от 14.02.2013 N 710 государственным жилищным инспектором Ижойкиным Г.Н. (далее - инспектор Госжилинспекции) проведено внеплановое мероприятие по контролю в отношении ОАО "Омскгоргаз".
В ходе по итогам проведенной документарной проверки ОАО "Омскгоргаз", Инспекцией был составлен акт проверки N 05-03-01/61 от 05.03.2013, в котором зафиксированы нарушения требований раздела 3 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года N 354 (далее - Правила N 354), выразившиеся в не отражении в договоре поставки газа N 1062704 для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, представленный в Госжилинспекцию Омской области: даты и места заключения договора, для физического лица - фамилии, имени, отчества, даты рождения, реквизитов документов, удостоверяющих личность, адреса помещения в многоквартирном доме, по которому предоставляется коммунальная услуга по газоснабжению.
С целью устранения нарушений законодательства, выявленных в ходе документарной проверки Инспекцией было выдано предписание N 05-02-01/26 от 05.03.2013, согласно которому Обществу подлежало устранить нарушения законодательства, а именно: заключить договор с потребителем (квартира N 13 многоквартирного дома N 6 по ул. Малунцева) на поставку газа в соответствии с установленными требованиями.
26.04.2013 инспектор Госжилинспекции провел документарную проверку исполнения предписания от 05.03.2013, срок исполнения которого истек 01.04.2013. ОАО "Омскгоргаз" предоставлена информация об исполнении изложенных в предписании требований N 05-02-01/26 от 05.03.2013, о вручении потребителю двух экземпляров договора для подписания (исх.12/1219-12 от 17.04.2013).
В связи с тем, что не все сведения, которые должны включаться в договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, были указаны, инспектором Госжилинспекции был составлен акт проверки N 05-03-01/133 от 26.04.2013.
С целью устранения нарушений законодательства, выявленных при проведении мероприятия по контролю, Инспекцией было выдано предписание N 05-02-01/57 от 26.04.2013, согласно которому Обществу подлежит устранить нарушения законодательства, а именно заключить договор с потребителем (квартира N 13 многоквартирного дома N 6 по ул. Малунцева) на поставку газа в соответствии с установленными требованиями.
В связи с неисполнением ОАО "Омсгоргаз" в установленный срок предписания Госжилинспекции N 05-02-01/26 от 05.03.2013 был составлен протокол N 52 об административном правонарушении от 07.05.2013 по части 1 статьи 19.5 КоАП РФ.
Считая, что предписание N 05-02-01/26 от 05.03.2013 и предписание N 05-02-01/57 от 26.04.2013 не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, ОАО "Омскгоргаз" обратилось в арбитражный суд с вышеназванными требованиями.
Решением от 21.08.2013 требования Общества были удовлетворены.
Означенное решение суда первой инстанции обжалуется в Восьмой арбитражный апелляционный суд.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании пункта 3 части 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ основанием для проведения внеплановой проверки является приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
Из представленного в материалы дела распоряжения Государственной жилищной инспекции Омской области от 14.02.2013 N 710 следует, что проверка проводилась с целью соблюдения правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда и требований Жилищного кодекса РФ при рассмотрении обращения N Ч-647 (п12) от 07.02.2013 граждан, проживающих в многоквартирном доме N 6 по ул. Малунцева в г. Омске.
В ходе проведения проверки было установлено нарушение Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354.
Разделом III. Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, определены условия договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, и порядок его заключения (п. 19 - 30).
Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" в подпункте "б" пункта 2 устанавливает, что Правила, утвержденные указанным Постановлением не применяются к отношениям, которые возникают при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан и регулирование которых осуществляется в соответствии с Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 N 549 (далее - Правила N 549). В пункте 3 Постановления N 354 указано, что разъяснения по применению Правил, утвержденных настоящим Постановлением, дает Министерство регионального развития Российской Федерации.
Из Письма Минрегиона России от 28.05.2012 N 12793-АП/14 "О разъяснении отдельных вопросов применения Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 г. N 549 (далее - Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан), и Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354" (далее - Правила предоставления коммунальных услуг) следует, что из комплексного анализа положений Жилищного Кодекса РФ, Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, Правил предоставления коммунальных услуг следует, что отношения между абонентом и поставщиком газа регулируются Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, а в неурегулированной ими части, а также в части поставки бытового газа в баллонах - Правилами предоставления коммунальных услуг.
Соответственно, положения Правил N 354 к отношениям, связанным с заключением договора поставки газа для коммунально-бытовых нужд граждан, в силу регулирования данных отношений специальными нормами Правил N 549, не применяется.
Порядок организации и проведения внеплановой проверки регламентирован статьей 10 Закона N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Согласно статье 16 Закона N 294-ФЗ по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах.
В акте проверки указываются сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 17 Закона N 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
По смыслу действующего законодательства предписание органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства должно быть законным и обоснованным, четким и понятным для исполнения.
Таким образом, предписание должностного лица, осуществляющего государственный надзор, должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо (индивидуального предпринимателя, гражданина) может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для них в силу закона.
В предписании должны быть указаны конкретные причины и условия, законные и обоснованные меры для их устранения, при этом данные меры должны быть реальными и исполнимыми.
Вместе с тем, в предписании N 05-02-01/26 от 05.03.3013 предложено заключить договор с потребителем на поставку газа в соответствии с требованиями, установленными Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, в то время как отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг по поставке газа в части заключения договоров данными Правилами не регулируются.
При названных обстоятельствах апелляционный суд находит правомерным вывод суда первой инстанции о несоответствии оспариваемых предписаний нормам действующего законодательства.
Более того, само требование, содержащееся в оспариваемых предписаниях о заключении с абонентом договора, носит незаконный характер.
Так, согласно пункту 14 Правил N 549, регулирующих порядок подачи бытового газа абонентам, в случае если первая фактическая подача газа абоненту-гражданину имела место до оформления договора, такой договор считается заключенным с момента первого фактического подключения внутридомового газового оборудования в установленном порядке к газораспределительной (присоединенной) сети.
При этом статья 540 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) также устанавливает, что в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети. Если иное не предусмотрено соглашением сторон, такой договор считается заключенным на неопределенный срок и может быть изменен или расторгнут по основаниям, предусмотренным статьей 546 Кодекса.
Статья 548 ГК РФ определяет, что к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, правила о договоре энергоснабжения применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Из пояснений заявителя следует, что газоснабжение дома N 6 по ул. Малунцева в г. Омске, в том числе газоснабжение квартиры с указанным в предписании номером, осуществляется с даты, значительно более ранней, нежели установленный срок выполнения предписания.
Таким образом, договор газоснабжения, в силу норм действующего законодательства, заключен между ОАО "Омскгоргаз", с одной стороны, и абонентами, проживающими по указанному адресу, с момента первого фактического подключения их к присоединенной сети.
Из содержания пункта 15 Правил N 549 вытекает, что, в числе прочего, в письменном договоре указываются сведения об абоненте (фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, место жительства и реквизиты основного документа, удостоверяющего личность и адрес многоквартирного дома, адрес квартиры в многоквартирном доме или индивидуального домовладения, газоснабжение которых необходимо обеспечить. Однако, заключение договора в письменном виде зависит не от волеизъявления либо действий одной исключительно поставщика газа, а от волеизъявления и действий каждой из сторон договора.
Из части 3 статья 154 ГК РФ следует, что для заключения договора необходимо выражение согласованной воли двух сторон (двусторонняя сделка) либо трех или более сторон (многосторонняя сделка). Статья 158 ГК РФ устанавливает, что сделки совершаются устно или в письменной форме и молчание признается выражением воли совершить сделку в случаях, предусмотренных законом или соглашением сторон. В случае заключения договора энергоснабжения норма ст. 158 корреспондирует норме ст. 540 ГК РФ, и сделка считается заключенной в порядке, предусмотренном последней.
На основании статья 160 ГК РФ сделка в письменной форме должна быть совершена путем составления документа, выражающего ее содержание и подписанного лицом или лицами, совершающими сделку, или должным образом уполномоченными ими лицами.
Таким образом, договор между ОАО "Омскгоргаз" и абонентами, проживающими по адресу: г. Омск, ул. Малунцева, 6, кв. 13, заключен в порядке статьи 540 ГК РФ, нормы которой подтверждены специальными нормами Правил N 549, в устной форме, путем совершения конклюдентных действий (поставка газа в квартиру осуществляется и принимается сторонами).
В соответствии со статьей 426 ГК РФ, публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится. Частью 2 статьи 426 ГК РФ установлено, что условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.
Статья 437 ГК РФ устанавливает, что содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется, признается офертой (публичная оферта).
Статья 438 ГК РФ устанавливает, что акцептом признается ответ лица, которому адресована оферта, о ее принятии. Акцепт должен быть полным и безоговорочным.
Несмотря на то, что договор в силу указанных выше положений действующего законодательства был заключен, заявителем все же выслан в адрес потребителя Чукреевой О.Н. проект договора N 1062704 в соответствии с рекомендациями Министерства регионального развития РФ от 18.06.2009 N 18627-СК/14 в связи с принятием Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан N 549, что подтверждается реестром от 26.11.2012. Однако, Чукреевой О.Н. договор не был возвращен заявителю подписанным. Не были заполнены и пункты договора, касающиеся информации, которой может владеть только потребитель, как то фамилия, имя, отчество, дата рождения, данные о документе, удостоверяющем личность.
В предписании N 05-02-01/57 также предложено заключить договор с потребителем на поставку газа в соответствии с теми же требованиями. Также указано, что договор N 1062704, представленный в Госжилинспекцию Омской области не содержит дату и место заключения договора, фамилию, имя, отчество, дату рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, адрес помещения в многоквартирном доме, по которому предоставляется коммунальная услуга по газоснабжению. Суд первой инстанции правомерно указал, что дата и место заключения договора не имеют существенного значения, договор считается заключенным с момента подписаниями обеими сторонами, остальная информация находится только в ведении потребителя коммунальных услуг, который данную информацию заявителю не предоставил, что заинтересованным лицом не оспорено.
Суд апелляционной инстанции считает, что Инспекцией в данном случае не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд

постановил:

Апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Омской области оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 21.08.2013 по делу N А46-6480/2013 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий
Л.А.ЗОЛОТОВА

Судьи
А.Н.ЛОТОВ
Н.А.ШИНДЛЕР















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)