Судебные решения, арбитраж
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июля 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 июля 2008 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гуденица Т.Г.,
судей Ивановой Н.Н., Колесова Ю.И.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Жигало Н.А.
при участии:
от заявителя - ООО "Краснодаррегионгаз" - представителя Березина П.А., паспорт серия <...>, доверенность N 251 от 03.03.2008 г.,
от заинтересованного лица - управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю - главного специалиста-эксперта Тыщенко М.А., удостоверение N 626 от 01.08.2006 г., доверенность от 10.01.2008 г. N 01-15/78,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Краснодаррегионгаз"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 21 мая 2008 года по делу N А32-7380/2008-59/111-70АЖ,
принятое в составе судьи Гонзус И.П.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Краснодарская региональная компания по реализации газа"
к управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю
о признании незаконным и отмене постановления территориального отдела управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю в Каневском, Ленинградском, Староминском районах от 19.03.2008 г. N 274 по делу об административном правонарушении,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Краснодарская региональная компания по реализации газа" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления территориального отдела управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю в Каневском, Ленинградском, Страминском районах (далее - Роспотребнадзор) от 19.03.2008 г. N 274 по делу об административном правонарушении N 25.3.16-359-р/3 о привлечении общества к административной ответственности по частям 1. 2 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 15000 рублей.
Определением суда от 22.04.2008 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено управление Роспотребнадзора по Краснодарскому краю.
Определением от 07.05.2008 г. произведена замена ответчика на управление Роспотребнадзора по Краснодарскому краю.
Решением суда от 21 мая 2008 года в удовлетворении заявленных требований отказано на том основании, что действия общества как стороны по договору на газоснабжение населения образуют вмененные составы административных правонарушений.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда от 21.05.2008 г. отменить, полагая, что к нему не может быть применена административная ответственность по части 1, 2 статьи 14.8 КоАП РФ, поскольку оно не является исполнителем коммунальных услуг.
В отзыве на апелляционную жалобу управление Роспотребнадзора по Краснодарскому краю просило отказать в ее удовлетворении, полагая, что суд принял правильное решение.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель общества поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю возражала против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, приведенным в отзыве.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в соответствии с пунктом 2.1 устава основной целью деятельности общества является обеспечение бесперебойной поставки газа покупателям Краснодарского края в соответствии заключенными договорами, сбор платежей с покупателей газа, оперативное управление режимами газоснабжения.
На основании распоряжения заместителя руководителя управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю от 06.02.2008 г. N 359-р уполномоченными сотрудниками проведена проверка соблюдения обществом требований законодательства в сфере защиты прав потребителей.
26 февраля 2008 года в ходе проверки участка по работе с потребителями газа в Староминском районе установлены следующие нарушения законодательства о защите прав потребителей, допущенные обществом: 1) включение в договор N 8080 от 20.02.2008 г. на газоснабжение, заключенный с гражданином Пыдык П.П., условий, ущемляющих его права как потребителя коммунальной услуги, а именно:
- - пунктом 2.1.5 договора на общество возложена обязанность информировать абонента об изменении цен на газ через средства массовой информации, что является нарушением пункта 42 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307 (далее - Правила);
- - пунктом 5.1 предусмотрено прекращение подачи газа абоненту в течение двух дней после получения абонентом письменного предупреждения при просрочке платежей более, чем за три расчетных периода подряд или образовавшейся задолженности прошлого периода, что является нарушением пункта 80 Правил;
2) в разделе "Ответственность сторон" договора N 8080 от 20.02.2008 г. не предусмотрена ответственность общества перед абонентом, предусмотренная пунктом 77 Правил, что ущемляет права абонента как потребителя коммунальной услуги;
3) в договоре N 8080 от 20.02.2008 г. не указаны адреса и номера телефонов диспетчерской, аварийной или аварийно-диспетчерской службы в ст.Староминской, а также информация о Правилах предоставления коммунальных услуг, что нарушает права потребителя на получение полной и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге) об изготовителе, о продавце, об исполнителе;
4) на информационных досках проверяемого участка до потребителей не доводится информация о наименовании, адресе и телефоне федерального органа исполнительной власти (их территориальных органов и подразделений), органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, уполномоченных осуществлять контроль за соблюдение Правил предоставления коммунальных услуг;
5) потребителям не предоставляются платежные документы в соответствии с пунктами 37, 38 Правил.
Результаты проверки зафиксированы в акте N 25.1-3.03 (16)-359-р/161 от 05.03.2008 г. Выявленные нарушения послужили основанием для составления в отношении общества протокола об административном правонарушении N 359-р/3 от 05.03.2008 г.
Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении N 25.3.16-359-р/3/161, начальник Роспотребнадзора вынес постановление N 274 от 19.03.2008 г. о привлечении общества к административной ответственности по части 1, 2 статьи 14.8 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 15000 рублей. Данное постановление является предметом оспаривания по настоящему делу.
Частью 2 статьи 14.8 КоАП РФ установлена административная ответственность за включение в договор условий, ущемляющих законные права потребителя. Объектом данного административного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в процессе заключения потребителем договоров купли-продажи, выполнения работ или оказания услуг.
Основные положения об условиях и порядке заключения договоров установлены Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), а также федеральными законами, иными правовыми актами об отдельных видах договоров.
В силу пункта 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (пункт 1 статьи 422 ГК РФ).
Статьей 9 Федерального закона от 26.01.1996 г. N 15-ФЗ "О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что в случаях, когда одной из сторон в обязательстве является гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) для личных бытовых нужд, такой гражданин пользуется правами стороны в обязательстве в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, а также правами, предоставленными потребителю Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" и изданными в соответствии с ним иными правовыми актами.
Закон Российской Федерации от 07.02.1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-1) регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
В соответствии с предметом договора N 8080 от 20.02.2008 г., заключенного обществом (газоснабжающей организацией) с гражданином Пыдык П.П. (абонентом), газоснабжающая организация приняла на себя обязательства подавать по сетям газораспределительной организации природный газ на газопотребляющее оборудование абонента по адресу: ст.Староминская, ул. Кольцовская, 92 кв. 2, а абонент - получать подаваемый газ и производить за него оплату.
Таким образом, по смыслу норм статьи 539, 548, 454 ГК РФ договор газоснабжения является разновидностью договора купли-продажи, где газоснабжающая организация выступает поставщиком газа абоненту, который является потребителем.
Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила), которые регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
Действие настоящих Правил распространяется на отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов.
При этом под коммунальной услугой понимается деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях.
Исполнителем коммунальных услуг выступает юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Потребителем является гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Кроме того, согласно пункту 7 Правил при отсутствии у собственников помещений в многоквартирном доме (в случае непосредственного управления таким домом) или собственников жилых домов договора, заключенного с исполнителем, указанные собственники заключают договор о приобретении холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также о водоотведении непосредственно с соответствующей ресурсоснабжающей организацией. В этом случае ресурсоснабжающая организация несет ответственность за режим и качество подачи холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также водоотведения на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры. При этом обслуживание внутридомовых инженерных систем осуществляется лицами, привлекаемыми по договору собственниками помещений в многоквартирном доме либо собственниками жилых домов, или указанными собственниками самостоятельно, если договором с ресурсоснабжающей организацией не предусмотрено иное.
В силу пункта 8 Правил условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Поскольку по условиям договора N 8080 от 20.02.2008 г. подачу газа в жилое помещение на газопотребляющее оборудование гражданина (потребителя) осуществляет непосредственно общество как газоснабжающая организация, данную деятельность необходимо квалифицировать как коммунальную услугу по газоснабжению, порядок предоставления которой должен отвечать требованиям, установленным в Правилах. При этом отсутствие обязательств газоснабжающей организации по обслуживанию внутридомовых инженерных систем не освобождает данную организацию от обязанности осуществлять деятельность по газоснабжению жилых помещений в соответствии с Правилами, ввиду того, что данная организация является непосредственным поставщиком газа потребителю (гражданину).
В силу пункта 93 Правил обязанность по обеспечению надлежащего технического состояния и безопасной эксплуатации внутридомового газового оборудования возложена на потребителя. Следовательно, нормы, закрепленные в Правилах, не включают в коммунальную услугу по газоснабжению обязанность исполнителя по обеспечению надлежащего технического состояния и безопасной эксплуатации внутридомового газового оборудования, которое, в свою очередь, является структурной составляющей внутридомовых инженерных систем.
При таких обстоятельствах, учитывая отсутствие обязанности общества как газоснабжающей организации обеспечивать обслуживание внутридомовых инженерных систем, а также принимая во внимание факт подачи природного газа обществом непосредственно потребителю по договору газоснабжения, а также оплату последним потребленных объемов газа также непосредственно обществу, суд апелляционной инстанции полагает, что в данном случае складывающиеся отношения между обществом как газоснабжающей организацией и гражданином (потребителем газа) должны отвечать требованиям Правил, определяющим порядок предоставления коммунальной услуги по газоснабжению в части подачи газа. Выступая стороной по публичному договору газоснабжения, общество приняло на себя обязательства исполнителя коммунальной услуги по газоснабжению в данной части.
Доказательств заключения потребителем договора с иным исполнителем данной коммунальной услуги в материалы дела не представлено.
Согласно пункту 1 статьи 16 Закона N 2300-1 ущемляющими права потребителя признаются такие условия договора, которые ущемляют права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей.
Так, в соответствии с пунктом 42 указанных Правил информация об изменении размера платы за коммунальные услуги, тарифов и нормативов потребления коммунальных услуг направляется исполнителем потребителю (в письменной форме) не позднее чем за 30 дней до даты выставления платежных документов, на основании которых будет вноситься плата за коммунальные услуги по новым тарифам или нормативам (если иной срок не установлен договором). Данный порядок предполагает непосредственное и письменное уведомление исполнителем потребителя об изменении размера платы за предоставляемую коммунальную услугу, тарифов и нормативов потребления.
Вместе с тем, по условию, внесенному в пункт 2.1.5 спорного договора газоснабжения общество приняло на себя обязательства информировать абонента об изменении цен на газ лишь через средства массовой информации при отсутствии указания на срок размещения такой информации, что существенно ущемляет права абонента как потребителя на своевременное и непосредственное информирование об изменении цен на газ. Оповещение через средства массовой информации в данном случае не обеспечивает надлежащее информирование потребителя как сторону по договору газоснабжения об изменении размера платы за коммунальные услуги, тарифов и нормативов потребления газа.
Пунктом 80 Правил исполнитель наделен правом приостановить или ограничить предоставление коммунальных услуг в следующих случаях: а) при неполной оплаты потребителем коммунальных услуг. Под неполной оплатой коммунальных услуг понимается наличие у потребителя задолженности по оплате одной или нескольких коммунальных услуг, превышающей 6 ежемесячных размеров платы, определенных исходя из соответствующих нормативов потребления коммунальных услуг и тарифов, действующих на день ограничения предоставления коммунальных услуг, при условии отсутствия соглашения о погашении задолженности, заключенного потребителем с исполнителем, и (или) при невыполнении условий такого соглашения; б) в случае проведения планово-предупредительного ремонта и работ по обслуживанию внутридомовых инженерных систем, относящихся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме; в) в случае выявления факта самовольного подключения потребителя к внутридомовым инженерным системам; г) в случае получения соответствующего предписания уполномоченных государственных или муниципальных органов; д) при использовании потребителем бытовых машин (приборов, оборудования) мощностью, превышающей технические характеристики внутридомовых инженерных систем, указанные в техническом паспорте жилого помещения; е) при неудовлетворительном состоянии внутридомовых инженерных систем, за техническое состояние которых отвечает потребитель, угрожающего аварией или создающего угрозу жизни и безопасности граждан, удостоверенного подразделением государственной жилищной инспекции субъекта Российской Федерации или иным органом, уполномоченным осуществлять государственный контроль и надзор за соответствием внутридомовых инженерных систем, а также внутриквартирного оборудования установленным требованиям.
При этом приостановление или ограничение предоставления коммунальной услуги возможно лишь через 1 месяц после письменного предупреждения (уведомления) потребителя о вышеперечисленных обстоятельствах.
Пунктом 5.1 спорного договора газоснабжения предусмотрена возможность прекращения подачи газа абоненту в течение двух дней после получения абонентом письменного предупреждения в случаях: самовольной газификации дома, перепланировки помещения, где установлены газовые приборы; внесения изменений в конструкцию газовых приборов; отключения автоматики безопасности и регулирования; пользования газом при неисправных газовых приборах; недопущения персонала газоснабжающей организации к приборам учета газа; невыполнения предписаний персонала газоснабжающей организации; обнаружения фактов хищения газа; использования газовых плит для целей отопления; просрочки платежей более, чем за три расчетных периода подряд или образовавшейся задолженности прошлого периода; отопления теплиц и гаражей без установки газового счетчика; в других предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации случаях.
Таким образом, условия договора газоснабжения предусматривают возможность прекращения подачи газа в более короткий срок по сравнению с установленным Правилами, при этом расширяя и ужесточая перечень случаев прекращения подачи газа, не предполагая возможности ограничения газоснабжения.
В соответствии с пунктом 77 Правил потребитель вправе потребовать от исполнителя уплаты неустойки (штрафов, пеней) в соответствии с законодательством о защите прав потребителей. Однако спорным договором газоснабжения не установлена ответственность общества как газоснабжающей организации перед потребителем (абонентом), что также свидетельствует об ограничении договорными условиями возможности потребителя (гражданина) потребовать от исполнителя уплаты неустойки.
Согласно пункту 37 Правил плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок представления платежных документов. При этом в платежных документах должны быть указаны сведения, перечисленные в пункте 38 Правил.
Однако условия спорного договора газоснабжения, определяющие порядок оплаты за потребленный газ, не предусматривают возможность получения потребителем платежных документов в пределах срока, установленного пунктом 37 Правил. На основании пункта 2.1.3 спорного договора газоснабжения газоснабжающая организация приняла на себя обязательство лишь обеспечивать абонента расчетными документами для производства платежей за потребленный газ. При этом требования к реквизитам данных расчетных документов договором не определены.
Такие условия договора ущемляют права потребителя на своевременное получение платежного документа, отвечающего требованиям, установленным пунктом 38 Правил. Поскольку платежный документ должен предоставляться исполнителем, обязанность по внесению необходимых реквизитов в данный платежный документ также возложена на исполнителя, а не на потребителя услуги.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд апелляционной инстанции полагает, что действия общества образуют состав вмененного административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.8 КоАП РФ.
Частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Закона N 2300-1 изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Так, подпунктом "п" пункта 49 Правил на исполнителя коммунальной услуги возложена обязанность по предоставлению потребителю соответствующей информации, в частности: об адресах и номерах телефонов диспетчерской, аварийной или аварийно-диспетчерской служб (которые указываются в договоре, а также размещаются на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, а также на досках объявлений, расположенных вблизи жилых домов); о наименованиях, адресах и телефонах федеральных органов исполнительной власти (их территориальных органов и подразделений), органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, уполномоченных осуществлять контроль за соблюдением данных Правил.
При этом обязанность по предоставлению потребителю указанной информации возложена на общество, которое по условиям договора осуществляет подачу газа непосредственно потребителю.
Собранные по делу об административном правонарушении доказательства свидетельствуют о том, что вышеперечисленная информация не доведена обществом до сведения абонента, в связи с чем в действиях общества усматривается состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ.
Протокол об административном правонарушении N 359-р/3 от 05.03.2008 г. составлен компетентным лицом в соответствии с частью 1 статьи 28.3, статьей 23.49 КоАП РФ и в порядке, предусмотренным статьей 28.2 КоАП РФ. О времени и месте составления протокола общество извещено надлежаще путем направления уведомления от 26.02.2008 г., которое получено обществом 28 февраля 2008 года, о чем свидетельствует штамп входящей документации, проставленный на уведомлении. Протокол об административном правонарушении составлен в присутствии представителя общества, действующего на основании доверенности N 249 от 03.02.2008 г.
О времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении общество извещено надлежаще, что подтверждается подписью представителя в протоколе об административном правонарушении. Материалы дела об административном правонарушении N 25.3.16-359-р/3/161 рассмотрены с участием надлежаще уполномоченного представителя общества, действующего на основании доверенности N 254 от 06.03.2008 г., в которой специально оговорено право представителя участвовать в рассмотрении дела об административном правонарушении.
Постановление N 274 от 19.03.2008 г. о привлечении общества к административной ответственности по части 1, 2 статьи 14.8 КоАП РФ вынесено начальником Роспотребнадзора в рамках полномочий, предусмотренных статьей 23.49 КоАП РФ, и в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока привлечения к административной ответственности. При назначении наказания административном органом правомерно применены правила назначения наказаний, установленные статьями 4.1 - 4.4 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21 мая 2008 года по делу N А32-7380/2008-59/111-70АЖ оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Т.Г.ГУДЕНИЦА
Судьи
Н.Н.ИВАНОВА
Ю.И.КОЛЕСОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 09.07.2008 N 15АП-3737/2008 ПО ДЕЛУ N А32-7380/2008-59/111-70АЖ
Разделы:Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 июля 2008 г. N 15АП-3737/2008
Дело N А32-7380/2008-59/111-70АЖ
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июля 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 июля 2008 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гуденица Т.Г.,
судей Ивановой Н.Н., Колесова Ю.И.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Жигало Н.А.
при участии:
от заявителя - ООО "Краснодаррегионгаз" - представителя Березина П.А., паспорт серия <...>, доверенность N 251 от 03.03.2008 г.,
от заинтересованного лица - управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю - главного специалиста-эксперта Тыщенко М.А., удостоверение N 626 от 01.08.2006 г., доверенность от 10.01.2008 г. N 01-15/78,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Краснодаррегионгаз"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 21 мая 2008 года по делу N А32-7380/2008-59/111-70АЖ,
принятое в составе судьи Гонзус И.П.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Краснодарская региональная компания по реализации газа"
к управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю
о признании незаконным и отмене постановления территориального отдела управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю в Каневском, Ленинградском, Староминском районах от 19.03.2008 г. N 274 по делу об административном правонарушении,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Краснодарская региональная компания по реализации газа" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления территориального отдела управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю в Каневском, Ленинградском, Страминском районах (далее - Роспотребнадзор) от 19.03.2008 г. N 274 по делу об административном правонарушении N 25.3.16-359-р/3 о привлечении общества к административной ответственности по частям 1. 2 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 15000 рублей.
Определением суда от 22.04.2008 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено управление Роспотребнадзора по Краснодарскому краю.
Определением от 07.05.2008 г. произведена замена ответчика на управление Роспотребнадзора по Краснодарскому краю.
Решением суда от 21 мая 2008 года в удовлетворении заявленных требований отказано на том основании, что действия общества как стороны по договору на газоснабжение населения образуют вмененные составы административных правонарушений.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда от 21.05.2008 г. отменить, полагая, что к нему не может быть применена административная ответственность по части 1, 2 статьи 14.8 КоАП РФ, поскольку оно не является исполнителем коммунальных услуг.
В отзыве на апелляционную жалобу управление Роспотребнадзора по Краснодарскому краю просило отказать в ее удовлетворении, полагая, что суд принял правильное решение.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель общества поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю возражала против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, приведенным в отзыве.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в соответствии с пунктом 2.1 устава основной целью деятельности общества является обеспечение бесперебойной поставки газа покупателям Краснодарского края в соответствии заключенными договорами, сбор платежей с покупателей газа, оперативное управление режимами газоснабжения.
На основании распоряжения заместителя руководителя управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю от 06.02.2008 г. N 359-р уполномоченными сотрудниками проведена проверка соблюдения обществом требований законодательства в сфере защиты прав потребителей.
26 февраля 2008 года в ходе проверки участка по работе с потребителями газа в Староминском районе установлены следующие нарушения законодательства о защите прав потребителей, допущенные обществом: 1) включение в договор N 8080 от 20.02.2008 г. на газоснабжение, заключенный с гражданином Пыдык П.П., условий, ущемляющих его права как потребителя коммунальной услуги, а именно:
- - пунктом 2.1.5 договора на общество возложена обязанность информировать абонента об изменении цен на газ через средства массовой информации, что является нарушением пункта 42 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307 (далее - Правила);
- - пунктом 5.1 предусмотрено прекращение подачи газа абоненту в течение двух дней после получения абонентом письменного предупреждения при просрочке платежей более, чем за три расчетных периода подряд или образовавшейся задолженности прошлого периода, что является нарушением пункта 80 Правил;
2) в разделе "Ответственность сторон" договора N 8080 от 20.02.2008 г. не предусмотрена ответственность общества перед абонентом, предусмотренная пунктом 77 Правил, что ущемляет права абонента как потребителя коммунальной услуги;
3) в договоре N 8080 от 20.02.2008 г. не указаны адреса и номера телефонов диспетчерской, аварийной или аварийно-диспетчерской службы в ст.Староминской, а также информация о Правилах предоставления коммунальных услуг, что нарушает права потребителя на получение полной и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге) об изготовителе, о продавце, об исполнителе;
4) на информационных досках проверяемого участка до потребителей не доводится информация о наименовании, адресе и телефоне федерального органа исполнительной власти (их территориальных органов и подразделений), органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, уполномоченных осуществлять контроль за соблюдение Правил предоставления коммунальных услуг;
5) потребителям не предоставляются платежные документы в соответствии с пунктами 37, 38 Правил.
Результаты проверки зафиксированы в акте N 25.1-3.03 (16)-359-р/161 от 05.03.2008 г. Выявленные нарушения послужили основанием для составления в отношении общества протокола об административном правонарушении N 359-р/3 от 05.03.2008 г.
Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении N 25.3.16-359-р/3/161, начальник Роспотребнадзора вынес постановление N 274 от 19.03.2008 г. о привлечении общества к административной ответственности по части 1, 2 статьи 14.8 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 15000 рублей. Данное постановление является предметом оспаривания по настоящему делу.
Частью 2 статьи 14.8 КоАП РФ установлена административная ответственность за включение в договор условий, ущемляющих законные права потребителя. Объектом данного административного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в процессе заключения потребителем договоров купли-продажи, выполнения работ или оказания услуг.
Основные положения об условиях и порядке заключения договоров установлены Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), а также федеральными законами, иными правовыми актами об отдельных видах договоров.
В силу пункта 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (пункт 1 статьи 422 ГК РФ).
Статьей 9 Федерального закона от 26.01.1996 г. N 15-ФЗ "О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что в случаях, когда одной из сторон в обязательстве является гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) для личных бытовых нужд, такой гражданин пользуется правами стороны в обязательстве в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, а также правами, предоставленными потребителю Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" и изданными в соответствии с ним иными правовыми актами.
Закон Российской Федерации от 07.02.1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-1) регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
В соответствии с предметом договора N 8080 от 20.02.2008 г., заключенного обществом (газоснабжающей организацией) с гражданином Пыдык П.П. (абонентом), газоснабжающая организация приняла на себя обязательства подавать по сетям газораспределительной организации природный газ на газопотребляющее оборудование абонента по адресу: ст.Староминская, ул. Кольцовская, 92 кв. 2, а абонент - получать подаваемый газ и производить за него оплату.
Таким образом, по смыслу норм статьи 539, 548, 454 ГК РФ договор газоснабжения является разновидностью договора купли-продажи, где газоснабжающая организация выступает поставщиком газа абоненту, который является потребителем.
Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила), которые регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
Действие настоящих Правил распространяется на отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов.
При этом под коммунальной услугой понимается деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях.
Исполнителем коммунальных услуг выступает юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Потребителем является гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Кроме того, согласно пункту 7 Правил при отсутствии у собственников помещений в многоквартирном доме (в случае непосредственного управления таким домом) или собственников жилых домов договора, заключенного с исполнителем, указанные собственники заключают договор о приобретении холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также о водоотведении непосредственно с соответствующей ресурсоснабжающей организацией. В этом случае ресурсоснабжающая организация несет ответственность за режим и качество подачи холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также водоотведения на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры. При этом обслуживание внутридомовых инженерных систем осуществляется лицами, привлекаемыми по договору собственниками помещений в многоквартирном доме либо собственниками жилых домов, или указанными собственниками самостоятельно, если договором с ресурсоснабжающей организацией не предусмотрено иное.
В силу пункта 8 Правил условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Поскольку по условиям договора N 8080 от 20.02.2008 г. подачу газа в жилое помещение на газопотребляющее оборудование гражданина (потребителя) осуществляет непосредственно общество как газоснабжающая организация, данную деятельность необходимо квалифицировать как коммунальную услугу по газоснабжению, порядок предоставления которой должен отвечать требованиям, установленным в Правилах. При этом отсутствие обязательств газоснабжающей организации по обслуживанию внутридомовых инженерных систем не освобождает данную организацию от обязанности осуществлять деятельность по газоснабжению жилых помещений в соответствии с Правилами, ввиду того, что данная организация является непосредственным поставщиком газа потребителю (гражданину).
В силу пункта 93 Правил обязанность по обеспечению надлежащего технического состояния и безопасной эксплуатации внутридомового газового оборудования возложена на потребителя. Следовательно, нормы, закрепленные в Правилах, не включают в коммунальную услугу по газоснабжению обязанность исполнителя по обеспечению надлежащего технического состояния и безопасной эксплуатации внутридомового газового оборудования, которое, в свою очередь, является структурной составляющей внутридомовых инженерных систем.
При таких обстоятельствах, учитывая отсутствие обязанности общества как газоснабжающей организации обеспечивать обслуживание внутридомовых инженерных систем, а также принимая во внимание факт подачи природного газа обществом непосредственно потребителю по договору газоснабжения, а также оплату последним потребленных объемов газа также непосредственно обществу, суд апелляционной инстанции полагает, что в данном случае складывающиеся отношения между обществом как газоснабжающей организацией и гражданином (потребителем газа) должны отвечать требованиям Правил, определяющим порядок предоставления коммунальной услуги по газоснабжению в части подачи газа. Выступая стороной по публичному договору газоснабжения, общество приняло на себя обязательства исполнителя коммунальной услуги по газоснабжению в данной части.
Доказательств заключения потребителем договора с иным исполнителем данной коммунальной услуги в материалы дела не представлено.
Согласно пункту 1 статьи 16 Закона N 2300-1 ущемляющими права потребителя признаются такие условия договора, которые ущемляют права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей.
Так, в соответствии с пунктом 42 указанных Правил информация об изменении размера платы за коммунальные услуги, тарифов и нормативов потребления коммунальных услуг направляется исполнителем потребителю (в письменной форме) не позднее чем за 30 дней до даты выставления платежных документов, на основании которых будет вноситься плата за коммунальные услуги по новым тарифам или нормативам (если иной срок не установлен договором). Данный порядок предполагает непосредственное и письменное уведомление исполнителем потребителя об изменении размера платы за предоставляемую коммунальную услугу, тарифов и нормативов потребления.
Вместе с тем, по условию, внесенному в пункт 2.1.5 спорного договора газоснабжения общество приняло на себя обязательства информировать абонента об изменении цен на газ лишь через средства массовой информации при отсутствии указания на срок размещения такой информации, что существенно ущемляет права абонента как потребителя на своевременное и непосредственное информирование об изменении цен на газ. Оповещение через средства массовой информации в данном случае не обеспечивает надлежащее информирование потребителя как сторону по договору газоснабжения об изменении размера платы за коммунальные услуги, тарифов и нормативов потребления газа.
Пунктом 80 Правил исполнитель наделен правом приостановить или ограничить предоставление коммунальных услуг в следующих случаях: а) при неполной оплаты потребителем коммунальных услуг. Под неполной оплатой коммунальных услуг понимается наличие у потребителя задолженности по оплате одной или нескольких коммунальных услуг, превышающей 6 ежемесячных размеров платы, определенных исходя из соответствующих нормативов потребления коммунальных услуг и тарифов, действующих на день ограничения предоставления коммунальных услуг, при условии отсутствия соглашения о погашении задолженности, заключенного потребителем с исполнителем, и (или) при невыполнении условий такого соглашения; б) в случае проведения планово-предупредительного ремонта и работ по обслуживанию внутридомовых инженерных систем, относящихся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме; в) в случае выявления факта самовольного подключения потребителя к внутридомовым инженерным системам; г) в случае получения соответствующего предписания уполномоченных государственных или муниципальных органов; д) при использовании потребителем бытовых машин (приборов, оборудования) мощностью, превышающей технические характеристики внутридомовых инженерных систем, указанные в техническом паспорте жилого помещения; е) при неудовлетворительном состоянии внутридомовых инженерных систем, за техническое состояние которых отвечает потребитель, угрожающего аварией или создающего угрозу жизни и безопасности граждан, удостоверенного подразделением государственной жилищной инспекции субъекта Российской Федерации или иным органом, уполномоченным осуществлять государственный контроль и надзор за соответствием внутридомовых инженерных систем, а также внутриквартирного оборудования установленным требованиям.
При этом приостановление или ограничение предоставления коммунальной услуги возможно лишь через 1 месяц после письменного предупреждения (уведомления) потребителя о вышеперечисленных обстоятельствах.
Пунктом 5.1 спорного договора газоснабжения предусмотрена возможность прекращения подачи газа абоненту в течение двух дней после получения абонентом письменного предупреждения в случаях: самовольной газификации дома, перепланировки помещения, где установлены газовые приборы; внесения изменений в конструкцию газовых приборов; отключения автоматики безопасности и регулирования; пользования газом при неисправных газовых приборах; недопущения персонала газоснабжающей организации к приборам учета газа; невыполнения предписаний персонала газоснабжающей организации; обнаружения фактов хищения газа; использования газовых плит для целей отопления; просрочки платежей более, чем за три расчетных периода подряд или образовавшейся задолженности прошлого периода; отопления теплиц и гаражей без установки газового счетчика; в других предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации случаях.
Таким образом, условия договора газоснабжения предусматривают возможность прекращения подачи газа в более короткий срок по сравнению с установленным Правилами, при этом расширяя и ужесточая перечень случаев прекращения подачи газа, не предполагая возможности ограничения газоснабжения.
В соответствии с пунктом 77 Правил потребитель вправе потребовать от исполнителя уплаты неустойки (штрафов, пеней) в соответствии с законодательством о защите прав потребителей. Однако спорным договором газоснабжения не установлена ответственность общества как газоснабжающей организации перед потребителем (абонентом), что также свидетельствует об ограничении договорными условиями возможности потребителя (гражданина) потребовать от исполнителя уплаты неустойки.
Согласно пункту 37 Правил плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок представления платежных документов. При этом в платежных документах должны быть указаны сведения, перечисленные в пункте 38 Правил.
Однако условия спорного договора газоснабжения, определяющие порядок оплаты за потребленный газ, не предусматривают возможность получения потребителем платежных документов в пределах срока, установленного пунктом 37 Правил. На основании пункта 2.1.3 спорного договора газоснабжения газоснабжающая организация приняла на себя обязательство лишь обеспечивать абонента расчетными документами для производства платежей за потребленный газ. При этом требования к реквизитам данных расчетных документов договором не определены.
Такие условия договора ущемляют права потребителя на своевременное получение платежного документа, отвечающего требованиям, установленным пунктом 38 Правил. Поскольку платежный документ должен предоставляться исполнителем, обязанность по внесению необходимых реквизитов в данный платежный документ также возложена на исполнителя, а не на потребителя услуги.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд апелляционной инстанции полагает, что действия общества образуют состав вмененного административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.8 КоАП РФ.
Частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Закона N 2300-1 изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Так, подпунктом "п" пункта 49 Правил на исполнителя коммунальной услуги возложена обязанность по предоставлению потребителю соответствующей информации, в частности: об адресах и номерах телефонов диспетчерской, аварийной или аварийно-диспетчерской служб (которые указываются в договоре, а также размещаются на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, а также на досках объявлений, расположенных вблизи жилых домов); о наименованиях, адресах и телефонах федеральных органов исполнительной власти (их территориальных органов и подразделений), органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, уполномоченных осуществлять контроль за соблюдением данных Правил.
При этом обязанность по предоставлению потребителю указанной информации возложена на общество, которое по условиям договора осуществляет подачу газа непосредственно потребителю.
Собранные по делу об административном правонарушении доказательства свидетельствуют о том, что вышеперечисленная информация не доведена обществом до сведения абонента, в связи с чем в действиях общества усматривается состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ.
Протокол об административном правонарушении N 359-р/3 от 05.03.2008 г. составлен компетентным лицом в соответствии с частью 1 статьи 28.3, статьей 23.49 КоАП РФ и в порядке, предусмотренным статьей 28.2 КоАП РФ. О времени и месте составления протокола общество извещено надлежаще путем направления уведомления от 26.02.2008 г., которое получено обществом 28 февраля 2008 года, о чем свидетельствует штамп входящей документации, проставленный на уведомлении. Протокол об административном правонарушении составлен в присутствии представителя общества, действующего на основании доверенности N 249 от 03.02.2008 г.
О времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении общество извещено надлежаще, что подтверждается подписью представителя в протоколе об административном правонарушении. Материалы дела об административном правонарушении N 25.3.16-359-р/3/161 рассмотрены с участием надлежаще уполномоченного представителя общества, действующего на основании доверенности N 254 от 06.03.2008 г., в которой специально оговорено право представителя участвовать в рассмотрении дела об административном правонарушении.
Постановление N 274 от 19.03.2008 г. о привлечении общества к административной ответственности по части 1, 2 статьи 14.8 КоАП РФ вынесено начальником Роспотребнадзора в рамках полномочий, предусмотренных статьей 23.49 КоАП РФ, и в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока привлечения к административной ответственности. При назначении наказания административном органом правомерно применены правила назначения наказаний, установленные статьями 4.1 - 4.4 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21 мая 2008 года по делу N А32-7380/2008-59/111-70АЖ оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Т.Г.ГУДЕНИЦА
Судьи
Н.Н.ИВАНОВА
Ю.И.КОЛЕСОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)