Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 21.10.2013 ПО ДЕЛУ N А35-12880/2012

Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 октября 2013 г. по делу N А35-12880/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 14.10.2013
Постановление в полном объеме изготовлено 21.10.2013
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Донцова П.В.
судей Семенюта Е.А.
Протасова А.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бутыриной Е.А.
при участии:

от государственной жилищной представители не явились, имеются
- инспекции Курской области: доказательства надлежащего извещения;
- от общества с ограниченной представители не явились, имеются
ответственностью Управляющая доказательства надлежащего извещения.
компания "Наш Дом":

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Курской области на решение Арбитражного суда Курской области от 11.07.2013 по делу N А35-12880/2012 (судья Арцыбашева Т.Ю.) по заявлению Общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Наш Дом" (ОГРН 1074632017635, ИНН 4632086190) к Государственная жилищная инспекция Курской области о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Курской области от 16.11.2012 N 5784,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Наш Дом" (далее - ООО УК "Наш Дом", Общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании предписания Государственной жилищной инспекции Курской области (далее - ГЖИ Курской области) от 16.11.2012 N 5784.
Решением Арбитражного суда Курской области от 11.07.2013 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением, ГЖИ Курской области обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить полностью и принять новый судебный акт. В обоснование требований апелляционной жалобы указывает следующее:
- - п. 4.2 ст. 20 ЖК РФ установлены дополнительные основания для проведения внеплановой проверки, помимо указанных в ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ, проверка по указанным основаниям проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления проверяемой организации о проведении такой проверки;
- - п. 2 ст. 162 ЖК РФ определено, что управляющая организация обязана оказывать по договору услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме;
- - п. п. 2 п. 5 ст. 20 ЖК РФ должностные лица органов государственного жилищного надзора органов государственного жилищного надзора имеют право по заявлениям собственников помещений в многоквартирном доме проверять правомерность утверждения условий договора управления многоквартирным домом;
- - в договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляют управляющие организации;
- - проверка правомерности установления платы за ремонт мягкой кровли для граждан, проживающих в многоквартирном доме, входит в компетенцию государственной жилищной инспекции Курской области.
В заседание апелляционной инстанции участвующие в деле лица своих представителей не направили, о слушании дела извещены надлежащим образом.
В судебном заседании объявлялся перерыв с 07.10.2013 до 14.10.2013.
Изучив материалы дела с учетом доводов апелляционной жалобы, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд находит следующее:
ООО УК "Наш Дом", расположено по адресу: 305001, г. Курск, ул. Дружининская, д. 24, офис 4, зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1074632017635, ИНН 4632086190.
Государственной жилищной инспекцией 16.11.2012 на основании распоряжения заместителя начальника государственной жилищной инспекции Курской области Щербакова А.С. N 5784 от 13.11.2012, с целью осуществления жилищного надзора за соблюдением порядка предоставления коммунальных услуг по обращению Василевской Е.А., проживающей по адресу: г. Курск, ул. Студенческая, д. 18, кВ. 73, поступившему из Федеральной службы по надзору в сфере прав потребителей и благополучия человека по Курской области.
По результатам проверки составлен акт, в котором установлено, что ООО УК "Наш Дом" в квитанцию по оплате за жилищно-коммунальные услуги за август 2012 года квартиры N 73 дома N 18 по ул. Студенческая г. Курска дополнительно включены строки "ремонт кровли", "Ремонт панельных стыков" в размере 395 руб. 42 коп., что является нарушением пп. 4.1 п. 2 ст. 44 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. п. 2, 11, 17 Постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность".
На основании указанного акта государственной жилищной инспекцией Курской области выдано предписание N 5784 от 16.11.2012, согласно которому ООО УК "Наш Дом" надлежало в срок до 01.12.2012 произвести перерасчет платы за выполнение услуг по ремонту мягкой кровли и панельных стыков помещения N 73 многоквартирного дома N 18 по ул. Студенческая г. Курска.
Полагая указанное предписание недействительным, нарушающим его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Арбитражный суд области удовлетворил заявленные требования, указав, что в полномочия ГЖИ Курской области не входит проверка правильности начисления платы за выполнение услуг по текущему и капитальному ремонту многоквартирного жилого дома, а также выдача предписания на перерасчет платы за выполнение услуг по ремонту мягкой кровли и панельных стыков помещения, в связи с чем, оспариваемое предписание является незаконным.
Апелляционный суд не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта в связи со следующим:
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд области при оценке законности оспариваемого предписания ГЖИ Курской области N 5784 от 16.11.2012 пришел к правильному выводу об отсутствии у выдавшего его лица соответствующих полномочий.
Так, Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.1994 N 1086 утверждено Положение о государственной жилищной инспекции в Российской Федерации (далее - Положение о ГЖИ РФ).
Согласно п. 1 указанного Положения главной задачей государственной жилищной инспекции в Российской Федерации является контроль за обеспечением прав и законных интересов граждан и государства при предоставлении населению жилищных и коммунальных услуг, отвечающих требованиям федеральных стандартов качества, использованием и сохранностью жилищного фонда и общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме независимо от их принадлежности.
В соответствии с п. 5 Положения о ГЖИ РФ органы государственной жилищной инспекции осуществляют контроль:
- за использованием жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и придомовых территорий;
- за техническим состоянием жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и их инженерного оборудования, своевременным выполнением работ по их содержанию и ремонту в соответствии с действующими нормативно-техническими и проектными документами;
- за обоснованностью устанавливаемых нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг;
- за санитарным состоянием помещений жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме в части, согласованной с соответствующими службами санитарно-эпидемиологического контроля; за осуществлением мероприятий по подготовке жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме к сезонной эксплуатации;
- за рациональным использованием в жилищном фонде, общем имуществе собственников помещений в многоквартирном доме топливно-энергетических ресурсов и воды;
- за соблюдением нормативного уровня и режима обеспечения населения коммунальными услугами (отопление, электро-, водо-, газоснабжение и т.д.);
- за соблюдением правил пользования жилыми помещениями и придомовыми территориями;
- за соблюдением порядка и правил признания жилых домов и помещений непригодными для постоянного проживания, а также перевода их в нежилые;
- за наличием и соблюдением условий договоров между собственниками государственных или муниципальных объектов жилищно-коммунального хозяйства, производителями услуг и потребителями;
- за проведением конкурсов на обслуживание и капитальный ремонт домов государственного и муниципального жилищных фондов;
- за выполнением жилищно-коммунальных услуг по заявкам населения;
- за наличием в жилых домах приборов регулирования, контроля и учета энерго- и водоресурсов.
В соответствии со ст. 13 Жилищного кодекса РФ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относятся:
1) государственный учет жилищного фонда субъекта Российской Федерации;
2) определение порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда субъекта Российской Федерации;
3) установление порядка определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда; 4) определение иных категорий граждан в целях предоставления им жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации;
5) определение порядка предоставления по договорам социального найма установленным соответствующим законом субъекта Российской Федерации категориям граждан жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации;
6) признание в установленном порядке жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации непригодными для проживания;
7) определение порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма;
8) осуществление контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда субъекта Российской Федерации, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства;
8.1) осуществление регионального государственного жилищного надзора;
8.2) установление минимального размера взноса на капитальный ремонт;
9) иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами и не отнесенные к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации, полномочиям органов местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 1.1 Положения о государственной жилищной инспекции Курской области, утв. постановлением Губернатора Курской области от 29.05.2000 N 333, государственная жилищная инспекция Курской области создается постановлением Губернатора Курской области, входит в систему органов исполнительной власти области и государственной жилищной инспекции и относится к органам, осуществляющим контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда Курской области, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства и уполномоченным на осуществление регионального государственного жилищного надзора.
В силу пункта 3.13. Положения о государственной жилищной инспекции Курской области должностные лица государственной жилищной инспекции Курской области, являющиеся государственными жилищными инспекторами, в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, выдают предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Исходя из приведенных правовых норм следует, что в полномочия Государственной жилищной инспекции субъекта Российской Федерации входит осуществление контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда субъекта Российской Федерации, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства, соблюдением правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, соответствием жилых помещений, качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг установленным требованиям и не входит проверка правильности начисления платы за выполнение услуг по текущему и капитальному ремонту многоквартирного жилого дома, а также выдача предписания на перерасчет платы за выполнение услуг по ремонту мягкой кровли и панельных стыков помещения.
Вместе с тем, проверка проводилась ГЖИ Курской области на предмет правильности и обоснованности начисления ООО УК "Наш Дом" платы за коммунальные услуги (распоряжение N 5784 от 13.11.2012 - л.д. 99).
Таким образом, государственный инспектор отдела по надзору за соблюдением законодательства в сфере ЖКХ государственной жилищной инспекции Курской области Брусенцева И.А., составившая акт проверки от 16.11.2012 N 5784, является неуполномоченным лицом.
Частью 1 ст. 20 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" установлено, что результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.
При этом п. 1 ч. 2 ст. 20 названного Закона к грубым нарушениям относится отсутствие оснований для проведения внеплановой проверки и (или) отсутствие согласования с органами прокуратуры.
Пунктом 5 ч. 11 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ установлено, что основаниями для отказа в согласовании проведения внеплановой выездной проверки является, в т.ч. несоответствие предмета внеплановой выездной проверки полномочиям органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля.
Поскольку судом установлено несоответствие предмета внеплановой выездной проверки полномочиям должностного лица ГЖИ Курской области, полученные результаты проверки в виде Акта от 16.11.2012 N 5784 не могут являться доказательствами допущенных нарушений, а выданное по результатам проверки предписание N 5784 от 16.11.2012 не может считаться законным.
Ссылки заявителя жалобы на положения п. 3, п. 4.2, п. п. 2 п. 5 ст. 20 Жилищного кодекса РФ не принимаются апелляционной коллегией.
Согласно п. 3 ст. 20 ЖК РФ к отношениям, связанным с осуществлением государственного жилищного надзора, муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц (за исключением региональных операторов), индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей организации и проведения внеплановых проверок, установленных частями 4.1 и 4.2 настоящей статьи.
Пунктом 4.2 ст. 20 ЖК РФ установлено, что основанием для проведения внеплановой проверки наряду с основаниями, указанными в части 2 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", является поступление в орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления о фактах нарушения обязательных требований к порядку принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о создании товарищества собственников жилья, уставу товарищества собственников жилья и внесенным в него изменениям, порядку принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о выборе управляющей организации в целях заключения с такой организацией договора управления многоквартирным домом, порядку утверждения условий такого договора и его заключения, а также нарушения управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 настоящего Кодекса. Внеплановая проверка по указанным основаниям проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления проверяемой организации о проведении такой проверки.
Из материалов дела следует, что основанием для проведения спорной проверки явилось обращение гр.Василевской Е.А. с просьбой проверить законность включения ООО УК "Наш Дом" в квитанцию по оплате жилищно-коммунальных услуг дополнительных строк (л.д. 97,99).
Указанное основание не входит в перечень п. 4.2 ст. 20 ЖК РФ, в связи с чем, установленные данной правовой нормой особенности проведения проверки в данном случае не имеют правового значения по делу.
Арбитражный суд области правильно установил фактические обстоятельства по делу, применил соответствующие правовые нормы к рассматриваемым правоотношениям, и сделал выводы, соответствующие обстоятельствам дела.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
В связи с изложенным, решение арбитражного суда области не подлежит отмене, а апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь ч. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

решение Арбитражного суда Курской области от 11.07.2013 по делу N А35-12880/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Курской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья
П.В.ДОНЦОВ

Судьи
Е.А.СЕМЕНЮТА
А.И.ПРОТАСОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)