Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ НОВГОРОДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 20.11.2013 ПО ДЕЛУ N 2-3207-33-1989/2013

Разделы:
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

НОВГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 20 ноября 2013 г. по делу N 2-3207-33-1989/2013


Судья - Макарова Л.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Новгородского областного суда в составе:
председательствующего Колокольцева Ю.А.
судей Сергейчика И.М.
Виюка А.В.
при секретаре Г.
с участием: представителя Открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" - Д., прокурора Степановой Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Виюка А.В. гражданское дело по апелляционной жалобе филиала Открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" "Новгородэнерго" на решение Новгородского районного суда Новгородской области от 09 июля 2013 года, которым исковые требования прокурора Хвойнинского района, предъявленные в защиту прав, свобод и охраняемых законом интересов неопределенного круга лиц, к Открытому акционерному обществу "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" о признании незаконной в отношении неопределенного круга лиц деятельности филиала Открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" "Новгородэнерго" на территории Хвойнинского района Новгородской области по установлению и взиманию платы за проверку схемы включения и опломбирования одного однофазного, трехфазного электросчетчика, а также трехфазного электросчетчика при включении через измерительный трансформатор установленных индивидуальных приборов учета электрической энергии, запрете осуществления деятельности филиала Открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" "Новгородэнерго" на территории Хвойнинского района Новгородской области по установлению и взиманию платы за проверку схемы включения и опломбирования одного однофазного, трехфазного электросчетчика, а также трехфазного электросчетчика при включении через измерительный трансформатор установленных индивидуальных приборов учета электрической энергии с момента вступления решения суда в законную силу удовлетворены частично, постановлено:
Признать незаконной в отношении неопределенного круга лиц деятельность филиала Открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" "Новгородэнерго" на территории Хвойнинского района Новгородской области по установлению и взиманию платы за проверку схемы включения одного однофазного, трехфазного электросчетчика, а также трехфазного электросчетчика при включении через измерительный трансформатор установленных индивидуальных приборов учета электрической энергии.
Запретить с момента вступления решения суда в законную силу деятельность филиала Открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" "Новгородэнерго" на территории Хвойнинского района Новгородской области по установлению и взиманию с неопределенного круга лиц платы за проверку схемы включения и одного однофазного, трехфазного электросчетчика, а также трехфазного электросчетчика при включении через измерительный трансформатор установленных индивидуальных приборов учета электрической энергии.
В остальной части в удовлетворении исковых требований прокурора Хвойнинского района отказано.
Взыскана с Открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" в доход местного бюджета государственная пошлина в сумме <...> руб.

установила:

Прокурор Хвойнинского района, действуя в защиту прав, свобод и охраняемых законом интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" (далее - Общество) о признании незаконной деятельности филиала Общества "Новгородэнерго" на территории Хвойнинского района Новгородской области по установлению и взиманию платы за принятие и опломбирование установленных индивидуальных приборов учета электрической энергии.
Впоследствии, прокурор Хвойнинского района исковые требования уточнил и просил признать незаконной деятельность филиала Общества "Новгородэнерго" на территории Хвойнинского района Новгородской области по проверке схемы включения и опломбирования одного однофазного, трехфазного электросчетчика, а также трехфазного электросчетчика при включении через измерительный трансформатор установленных индивидуальных приборов учета электрической энергии, запрете деятельности филиала Общества "Новгородэнерго" на территории Хвойнинского района Новгородской области по установлению и взиманию платы за проверку схемы включения и опломбирования одного однофазного, трехфазного электросчетчика, а также трехфазного электросчетчика при включении через измерительный трансформатор установленных индивидуальных приборов учета электрической энергии с момента вступления решения суда в законную силу по тем основаниям, что в результате проведенной в 2013 году прокурорской проверки выявлен факт нарушения Обществом прав потребителей, выразившийся в навязывании населению дополнительных платных услуг и взимании платы за вышеперечисленные услуги.
Определением суда от 13.05.2013 года к участию в деле для дачи заключения привлечено Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Новгородской области (далее - Управление).
В ходе судебного разбирательства помощник прокурора Хвойнинского района Васильев Д.В. заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представители Общества - Д., П. исковые требования не признали, указывали, что Общество вправе оказывать дополнительные услуги, не запрещенные законодательством РФ, оплата за оказание которых не включается в тариф на услуги по передаче электрической энергии, Приказ N 68 от 27.02.2013 года содержит перечень дополнительных услуг, в том числе, и по проверке схемы включения одно- и трехфазного счетчика и не содержит услугу по опломбированию приборов учета, обязанность по обеспечению эксплуатации установленного и допущенного в эксплуатацию прибора учета, сохранности и целостности прибора учета, возлагается на его собственника, который вправе привлекать для осуществления действий по установке, замене и эксплуатации приборов учета лиц, отвечающих соответствующим требованиям закона.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Общества просит отменить решение суда, как принятое в результате неправильного применения норм материального права, указывает, что суд необоснованно применил к существующим правоотношениям ст. 543, 539 Гражданского кодекса РФ, так как Общество, ввиду отсутствия договора энергоснабжения, не является энергоснабжающей организацией по отношению к лицам, обратившимся за дополнительными платными услугами и не обязано обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей, не учел различие между вводом в эксплуатацию прибора учета (установкой нового прибора учета впервые), которая осуществляется на безвозмездной основе и проверкой схемы включения однофазного, трехфазного электросчетчика, а также трехфазного электросчетчика при включении через измерительный трансформатор установленных индивидуальных приборов учета электрической энергии, направленной на проверку исправности и обслуживание прибора учета, ранее введенного в эксплуатацию, обязанность оснащения приборами учета электрической энергии и ввод указанных приборов в эксплуатацию возложена законом на собственников жилых домов, собственников жилых помещений в многоквартирных домах.
Ссылается на то, что оказание Обществом дополнительных платных услуг юридическим и физическим лицам не входит в состав деятельности, цены (тарифы) на которые устанавливаются соответствующими регулирующими органами, что подтверждено письмом председателя комитета по ценовой и тарифной политике Новгородской области.
В возражениях на апелляционную жалобу помощник прокурора Хвойнинского района Васильев Д.В. считает решение суда законным и обоснованным, полагает, что оснований для изменения или отмены решения суда не имеется, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание представитель Управления Роспотребнадзора не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и представленных на нее возражений, заслушав объяснения представителя Общества - Д., поддержавшей апелляционную жалобу, заключение прокурора Степановой Е.И., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с ст. 539 Гражданского кодекса РФ, по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (п. 1).
Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии (п. 2).
К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
К отношениям по договору снабжения электрической энергией правила настоящего параграфа применяются, если законом или иными правовыми актами не установлено иное.
Согласно п п. 1 - 3 ст. 543 Гражданского кодекса РФ, абонент обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируемых энергетических сетей, приборов и оборудования, соблюдать установленный режим потребления энергии, а также немедленно сообщать энергоснабжающей организации об авариях, о пожарах, неисправностях приборов учета энергии и об иных нарушениях, возникающих при пользовании энергией.
В случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей, а также приборов учета потребления энергии возлагается на энергоснабжающую организацию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Требования к техническому состоянию и эксплуатации энергетических сетей, приборов и оборудования, а также порядок осуществления контроля за их соблюдением определяются законом, иными правовыми актами и принятыми в соответствии с ними обязательными правилами.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Общество в соответствии с возложенными на него Уставом, утвержденным годовым Общим собранием акционеров Общества 16.06.2011 года, задачами через обособленное подразделение - филиал "Новгородэнерго", действующее на основании Положения, утвержденного приказом Общества N 70 от 03.03.2008 года, и структурное подразделение производственного отделения "Боровичские электрические сети" филиала "Новгородэнерго" - Хвойнинский район электрических сетей осуществляет, наряду с другими видами деятельности, энергоснабжение потребителей (в части поставки и передачи электроэнергии), оказание услуг по технологическому присоединению энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, обеспечение работоспособности и исправности оборудования электрических сетей в соответствии с действующими нормативными требованиями, проведение технического обслуживания, диагностики, ремонта электрических сетей и иных объектов электросетевого хозяйства на территории Хвойнинского района Новгородской области.
В соответствии с п. 3.1. положения Филиала Общества основная цель деятельности Филиала - обеспечение надежной передачи электроэнергии по электрическим сетям и получение прибыли в процессе реализации видов деятельности Общества, определенных в Уставе и Положении.
В соответствии с п. 3.3. Положения Филиала Общества филиал в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет виды деятельности, в том числе, обеспечение работоспособности и исправности электрического оборудования в соответствии с действующими нормативными требованиями, проведение технического обслуживания, диагностики, ремонта электрических сетей и иных объектов электросетевого хозяйства.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что Общество является энергоснабжающей организацией, в том числе, для лиц, обратившихся за дополнительными платными услугами, и на взаимоотношения Общества и граждан - потребителей по поводу обеспечения надлежащего технического состояния и безопасность электрических сетей и приборов учета распространяются положения ст. 539, 543 Гражданского кодекса РФ, является правильным.
Также судом установлено, что во исполнение приказа Общества N <...> от <...>.12.2008 года "Об оказании филиалами Общества дополнительных платных услуг" филиалом Общества "Новгородэнерго" приказом N <...> от <...>.10.2012 года, с последующими изменениями и дополнениями, были утверждены Перечень и Прейскурант дополнительных платных услуг, предоставляемых филиалом Общества "Новгородэнерго" для юридических и физических лиц, на территории Хвойнинского района Новгородской области (далее Перечень и Прейскурант), в соответствии с которыми в Перечень дополнительных платных услуг были включены работы по установке, снятию и замене приборов учета и контроля, в частности, проверка схемы включения и одного однофазного электросчетчика, установленного в квартире (в частном доме), проверка схемы включения трехфазного электросчетчика, проверка схемы включения трехфазного электросчетчика при включении через измерительный трансформатор.
Размер платы, взимаемой филиалом Общества "Новгородэнерго" с физических и юридических лиц, за оказание (выполнение) указанных выше услуг (работ) согласно п п. 21.12 - 21.14 Прейскуранта составил: за проверку схемы включения одного однофазного электросчетчика, установленного в квартире (в частном доме) - <...> руб., за проверку схемы включения трехфазного электросчетчика - <...> руб., за проверку схемы включения трехфазного электросчетчика при включении через измерительный трансформатор - <...> руб. 51 коп.
Вместе с тем, требования к техническому состоянию и эксплуатации энергетических сетей, приборов и оборудования, а также порядок осуществления контроля за их соблюдением определяются законом, иными правовыми актами и принятыми в соответствии с ними обязательными правилами.
В силу ч. 9 ст. 11 Федерального закона N 261-ФЗ от 23.11.2009 года "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 261-ФЗ) собственники зданий, строений, сооружений, собственники помещений в многоквартирных домах обязаны обеспечивать соответствие зданий, строений, сооружений, многоквартирных домов установленным требованиям энергетической эффективности и требованиям их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов (за исключением требований, обеспечение выполнения которых в соответствии с настоящим Федеральным законом возложено на других лиц) в течение всего срока их службы путем организации их надлежащей эксплуатации и своевременного устранения выявленных несоответствий.
Частью 1 статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ предусмотрено, что производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Расчеты за энергетические ресурсы в соответствии с ч. 2 ст. 13 Федерального закона N 261-ФЗ должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. Установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию.
Частью 5 статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ установлено, что до 01.07.2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
Согласно ч. 8 ст. 13 Федерального закона N 261-ФЗ действия по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов вправе осуществлять лица, отвечающие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для осуществления таких действий, а согласно ч. 9 той же статьи с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Порядок заключения и существенные условия такого договора утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ при наличии приборов учета размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребленных коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета в порядке, установленном Правительством РФ.
В силу подп. "т", "у" п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года N 354 (далее Правила), исполнитель обязан не создавать препятствий потребителю в реализации его права на установку индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе прибора учета, функциональные возможности которого позволяют определять объемы (количество) потребленных коммунальных ресурсов дифференцированно по времени суток (установленным периодам времени) или по иным критериям, отражающим степень использования коммунальных ресурсов, даже если такой индивидуальный или общий (квартирный) прибор учета по функциональным возможностям отличается от коллективного (общедомового) прибора учета, которым оснащен многоквартирный дом; осуществлять по заявлению потребителя ввод в эксплуатацию установленного индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего законодательству Российской Федерации об обеспечении единства измерений, даже если такой индивидуальный или общий (квартирный) прибор учета по функциональным возможностям отличается от коллективного (общедомового) прибора учета, которым оснащен многоквартирный дом, не позднее месяца, следующего за датой его установки, а также приступить к осуществлению расчетов размера платы за коммунальные услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию.
Пунктом 81 этих же Правил предусмотрено, что оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.
Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.
Установленный прибор учета должен быть введен в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой его установки. При этом исполнитель обязан начиная со дня, следующего за днем ввода прибора учета в эксплуатацию, осуществлять расчет размера платы за соответствующий вид коммунальной услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета.
Подпунктом "а" п. 82 тех же Правил на Исполнителя возложена обязанность проводить проверки состояния установленных и введенных в эксплуатацию индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей, факта их наличия или отсутствия.
Постановлением Правительства РФ N 442 от 04.05.2012 года "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" утверждены Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии, п п. 7, 8 которых установлено, что субъекты электроэнергетики, обеспечивающие снабжение электрической энергией потребителей, в том числе гарантирующие поставщики, энергосбытовые (энергоснабжающие) организации, сетевые организации, системный оператор и субъекты оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, а также производители электрической энергии (мощности), в ходе исполнения своих обязательств по заключаемым ими на оптовом рынке и розничных рынках договорам совместными действиями обеспечивают на розничных рынках надежность снабжения потребителей и качество электрической энергии. Требования к надежности энергоснабжения и качеству электрической энергии устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Действия, подлежащие в соответствии с настоящим документом исполнению субъектами розничных рынков, в том числе, действия по вводу приборов учета в эксплуатацию, по установке пломб и (или) знаков визуального контроля по завершении процедуры ввода прибора учета в эксплуатацию, по снятию и предоставлению показаний приборов учета, совершаются ими без взимания платы за их совершение, если иное прямо не установлено в настоящем документе.
Таким образом, исходя из анализа указанных норм, следует, что в работы (услуги) по установке прибора учета входят действия по вводу прибора учета в эксплуатацию, по установке пломб и (или) знаков визуального контроля по завершении процедуры ввода прибора учета в эксплуатацию, по снятию и предоставлению показаний прибора учета, а, следовательно, и ввод прибора учета в эксплуатацию, в который, в свою очередь, входят проверка схемы включения одного однофазного, трехфазного электросчетчика, а также трехфазного электросчетчика при включении через измерительный трансформатор установленного индивидуального прибора учета электрической энергии, и проверка схемы включения этих электросчетчиков, равно как и опломбирование прибора учета, не являются самостоятельными услугами, которые оказываются Обществом потребителям.
В соответствии с п. 152 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, под допуском прибора учета в эксплуатацию в целях применения настоящего документа понимается процедура, в ходе которой проверяется и определяется готовность прибора учета, в том числе входящего в состав измерительного комплекса или системы учета, к его использованию при осуществлении расчетов за электрическую энергию (мощность) и которая завершается документальным оформлением результатов допуска.
В соответствии с п. 153 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, собственник энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), в отношении которых установлен прибор учета, а в отношении коллективного (общедомового) прибора учета, установленного в многоквартирном доме, - исполнитель коммунальных услуг, обязан получить допуск прибора учета в эксплуатацию, для чего он должен направить письменную заявку на осуществление допуска в эксплуатацию прибора учета.
В соответствии с п. 154 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, в ходе процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию проверке подлежат место установки и схема подключения прибора учета (в том числе проверка направления тока в электрической цепи), состояние прибора учета (наличие или отсутствие механических повреждений на корпусе прибора учета и пломб поверителя) и измерительных трансформаторов (при их наличии), а также соответствие вводимого в эксплуатацию прибора учета требованиям настоящего раздела в части его метрологических характеристик. Если прибор учета входит в состав системы учета, то проверке также подлежат связующие и вычислительные компоненты, входящие в состав системы учета.
По окончании проверки в местах и способом, которые определены в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании, подлежит установке контрольная одноразовая номерная пломба (далее - контрольная пломба) и (или) знаки визуального контроля.
Контрольная пломба и (или) знаки визуального контроля устанавливаются сетевой организацией, а в случае если сетевая организация не явилась в согласованные дату и время проведения процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию, контрольная пломба и (или) знаки визуального контроля устанавливаются гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией), участвующим в процедуре допуска. Установленную гарантирующим поставщиком контрольную пломбу и (или) знаки визуального контроля сетевая организация вправе заменить при проведении первой инструментальной проверки.
Согласно п. 1 ст. 432 Гражданского кодекса РФ, договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Закрепленный ст. 421 Гражданского кодекса РФ, принцип свободы договора ограничен установленными п. 4 ст. 421, п. 1 ст. 422 Гражданского кодекса РФ правилами, устанавливающими, что усмотрение сторон по определению условий договора должно соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом, действующим в момент его заключения.
В соответствии с п. 1 ст. 16 Закона "О защите прав потребителей", условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.
Запрещается обуславливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг).
В соответствии с ч. 5 ст. 13 Федерального закона N 261-ФЗ до 01.07.2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
В случае неисполнения данной нормы с 01.07.2013 года обязанность по установке общедомовых приборов учета энергии возлагается на энергоснабжающие организации. Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета.
В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.
Таким образом, собственники жилых домов до 01.07.2012 года обязаны были установить общедомовые приборы учета энергии и в случае неисполнения данной нормы, такая обязанность возлагается на энергоснабжающие организации, однако и в этом случае собственник жилого дома обязан оплатить расходы на установку этих приборов учета, но не за ввод прибора в эксплуатацию.
Факт установления и взимания филиалом Общества "Новгородэнерго" с неограниченного круга потребителей Хвойнинского района платы за проверку схемы включения одного однофазного электросчетчика, установленного в квартире (в частном доме), за проверку схемы включения трехфазного электросчетчика, за проверку схемы включения трехфазного электросчетчика при включении через измерительный трансформатор в судебном заседании нашел свое подтверждение, а потому суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что осуществляемую на территории Хвойнинского района деятельность филиала Общества "Новгородэнерго" по установлению и взиманию платы за оказание (выполнение) указанных выше услуг (работ), как противоречащую положениям п. 1 ст. 16 Закона о защите прав потребителей и нарушающую права потребителей по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, следует признать незаконной и, соответственно, запретить ее осуществление с момента вступления решения суда в законную силу.
Доводы апелляционной жалобы Общества о том, что ввод в эксплуатацию прибора учета - это установка нового прибора учета (впервые), ни чем не подтверждается и не обоснован.
Несостоятельны также и доводы Общества о том, что Федеральный закон N 261-ФЗ содержит нормы о возмездности ввода в эксплуатацию приборов учета, поскольку в данном Федеральном законе нет нормы, которая устанавливала бы возмездность указанной услуги.
Не может быть принята во внимание также ссылка Общества в апелляционной жалобе на письмо председателя комитета по ценовой и тарифной политике Новгородской области о том, что затраты на принятие и опломбирование приборов учета не входит в единый котловой тариф на услуги по передаче электрической энергии, поскольку в соответствии с действующим законодательством, потребители не должны нести расходов по оплате услуг, связанных с вводом приборов учета электрической энергии в эксплуатацию.
Руководствуясь ст. 327 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия,

определила:

Решение Новгородского районного суда Новгородской области от 09 июля 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" "Новгородэнерго" - без удовлетворения.

Председательствующий
Ю.А.КОЛОКОЛЬЦЕВ

Судьи
И.М.СЕРГЕЙЧИК
А.В.ВИЮК















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)