Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 14 ноября 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 21 ноября 2013 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,
судей Кливера Е.П., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Михайловой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-9069/2013) Государственной жилищной инспекции Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 28.08.2013 по делу N А46-9371/2013 (судья Захарцева С.Г.), принятое по заявлению открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 11" (ИНН 5406323202, ОГРН 1055406226237)
к Государственной жилищной инспекции Омской области (ИНН 5503036669, ОГРН 1025500747161)
о признании недействительным предписания от 30.05.2013 N 05-02-01/77,
при участии в судебном заседании представителей:
- от Государственной жилищной инспекции Омской области - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом;
- от открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 11" - Марыкина А.В. (личность удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации, по доверенности N 03-03/350оф от 15.04.2013 сроком действия 1 год),
установил:
открытое акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 11" (далее по тексту - заявитель, ОАО "ТГК-11", Общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Омской области (далее по тексту - Госжилинспекция Омской области, Инспекция, заинтересованное лицо) о признании недействительным предписания от 30.05.2013 N 05-02-01/77 об устранении нарушений законодательства, выявленных при проведении мероприятия по контролю.
Решением по делу арбитражный суд удовлетворил заявленные ОАО "ТГК-11" требования в полном объеме, придя к выводу о незаконном возложении на Общество изложенных в предписании обязанностей.
Не согласившись с принятым решением, Инспекция обратилась в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований в полном объеме, ссылаясь на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
В обоснование апелляционной жалобы Инспекция указывает, что ОАО "ТГК-11" были применены неверные количественные значения общей площади жилых и нежилых помещений многоквартирного дома N 15 по ул. Малунцева в Советском административном округе г. Омска.
Отзыв на апелляционную жалобу до начала судебного заседания представлен не был.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представителем ОАО "ТГК-11" заявлено устное ходатайство о приобщении к материалам дела отзыва на апелляционную жалобу.
Судом апелляционной инстанции отказано в приобщении указанного отзыва к материалам дела в связи с отсутствием доказательств направления отзыва Инспекции.
Представитель ОАО "ТГК-11" в устном выступлении по делу с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил оставить обжалуемое решение арбитражного суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Инспекция, надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного заседания, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечила, ходатайства об отложении слушания по делу не заявила, в связи с чем суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя указанного лица по имеющимся в деле доказательствам.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, выслушав представителя ОАО "ТГК-11", присутствовавшего в судебном заседании, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Инспекцией проведена внеплановая документарная проверка в отношении ОАО "ТГК-11", по результатам которой составлен акт проверки от 30.05.2013 N 05-03-01/171, в котором отражено, что ОАО "ТГК-11" нарушен пункт 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее по тексту - Правила N 54), поскольку, как установлено в ходе проверки, ОАО "ТГК-11" при начислении платы за коммунальные услуги (горячее водоснабжение), потребленные на общедомовые нужды, использованы сведения о площадях многоквартирного дома N 15 по ул. Малунцева, не соответствующие действительности, а именно: согласно справке Государственного предприятия Омской области "Омский центр технической инвентаризации и землеустройства" (БТИ) от 15.05.2013 N 513400 общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме 306,8 кв. м, для расчета ОАО "ТГК-11" используется 383,00 кв. м, общая площадь всех жилых и нежилых помещений согласно данным БТИ - 3 786,0 кв. м, для расчета используется - 3 695,37 кв. м. Кроме того, согласно отчетной справке о потребленной тепловой энергии по приборам учета тепловой энергии за январь 2013 года расход горячей воды - 347 куб. м, для расчета используется 414 куб. м, согласно справке за февраль 2013 года расход горячей воды составляет 371 куб. м, используется для расчета 425 куб. м.
По результатам проверки Обществу выдано предписание от 30.05.2013 N 05-02-01/77 об устранении нарушений законодательства, выявленных при проведении мероприятия по контролю, согласно которому ОАО "ТГК-11" предписано, со ссылкой на пункт нарушенного нормативного акта, а именно: пункт 44 Правил привести в соответствие с данными о площадях многоквартирного дома, указанными в справке о технических характеристиках от 15.05.2013 N 513400 и техническом паспорте многоквартирного дома, расчет платы за предоставленную на общедомовые нужды коммунальную услугу (горячее водоснабжение), в срок до 01.08.2013.
Полагая, что указанное предписание не соответствует закону, нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, ОАО "ТГК-11" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
28.08.2013 Арбитражным судом Омской области принято обжалуемое Госжилинспекцией Омской области в апелляционном порядке решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 161 Правил N 354 государственный контроль за соответствием качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг требованиям, установленным настоящими Правилами, осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии со статьей 20 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Пунктами 2, 3 пункта 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.
Уполномоченным органом исполнительной власти Омской области, осуществляющим на территории Омской области региональный государственный жилищный надзор, является Госжилинспекция Омской области.
Деятельность Инспекции осуществляется на основании Положения о Государственной жилищной инспекции Омской области, утвержденного Указом Губернатора Омской области от 15.01.2013 N 2.
Согласно пункту 4 Положения правовую основу деятельности Инспекции составляют Конституция Российской Федерации, Устав (Основной Закон) Омской области, федеральное и областное законодательство, включая настоящее Положение.
При проведении проверок заинтересованное лицо руководствуется, в том числе и Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 16 Закона N 294-ФЗ по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 17 Закона N 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
Как следует из оспариваемого предписания, Обществу предписано произвести перерасчет платы за коммунальную услугу (горячее водоснабжение), предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме N 15 по ул. Малунцева в г. Омске в соответствии с пунктом 44 Правил N 354.
Размер платы за коммунальные услуги в силу части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.
В соответствии с действующим законодательством Региональной энергетической комиссией Омской области утверждены нормативы потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению и водоотведению в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению и водоотведению на общедомовые нужды (приказ РЭК от 15.08.2012 N 133/38).
На основании пункта 2 приказа РЭК Омской области от 15.08.2012 N 133/38 "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению и водоотведению на территории города Омска и Омской области" указанные нормативы введены в действие с 01.09.2012.
Согласно пункту 40 Правил N 354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
В соответствии с пунктом 44 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к Правилам N 354.
Объем коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, рассчитывается и распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме в соответствии с формулами 11, 12, 13 и 14 приложения N 2 к Правилам N 354.
Как установлено в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции и доказательств обратного подателем апелляционной жалобы не предоставлено, расчет размера платы за спорную коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме N 15 по ул. Малунцева в г. Омске, оборудованном общедомовым прибором учета, уже производится Обществом в соответствии с пунктом 44 Правил N 354.
При этом, как уже отмечалось выше, основанием для ссылки на пункт нарушенного Обществом нормативного правового акта - пункт 44 Правил N 354 послужили выводы контролирующего органа о том, что Обществом при расчете размера платы за коммунальную услугу (горячее водоснабжение), предоставленную на общедомовые нужды по многоквартирному дому N 15 по ул. Малунцева в г. Омске, применяет неверные количественные значения общей площади жилых и нежилых помещений указанного многоквартирного дома.
Данный вывод заинтересованного лица основывается на справке БТИ от 15.05.2013 N 513400, согласно которой общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме 306,8 кв. м, для расчета ОАО "ТГК-11" используется 383,00 кв. м, общая площадь всех жилых и нежилых помещений согласно данным справки ГП "Омский ЦТИЗ" - 3 786,0 кв. м, для расчета используется - 3 695,37 кв. м.
На основании пункта 4 Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.1997 года N 1301 "О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации" (далее по тексту - Положение), органы БТИ осуществляют технический учет жилищного фонда в городских и сельских поселениях независимо от его принадлежности, заполняют и представляют формы федерального государственного статистического наблюдения за жилищным фондом в территориальные органы государственной статистики.
В целях государственного учета жилищного фонда органы БТИ производят техническую инвентаризацию жилищного фонда, оценку и переоценку жилых строений и жилых помещений, в том числе для целей налогообложения; информационное и консультационное обслуживание и иную деятельность, связанную с государственным учетом жилищного фонда (пункт 7 Положения).
При этом инвентаризационные сведения и иные данные технического учета жилищного фонда обязательны для применения, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, только в случаях составления государственной статистической и бухгалтерской (финансовой) отчетности по жилищному фонду и определения технического состояния и физического износа жилых строений и жилых помещений (пункт 9 Положения).
Поскольку в данном случае сведения технического учета жилищного фонда не являются обязательными, суд первой инстанции обоснованно не согласился с позицией заинтересованного лица о доказанности им наличия в действиях заявителя нарушения вмененного пункта Правил N 354 ввиду недоказанности Инспекцией того обстоятельства, что сведения, полученные им от ГП "Омский ЦТИЗ", обязательны к использованию Обществом при расчете платы за горячее водоснабжение и достоверны (учитывая, в том числе, дату последнего обследования - 31.01.1991).
Ссылка подателя апелляционной жалобы на письмо Министерства регионального развития Российской Федерации N 29433-ВК/19 от 22.11.2012, которое, по его мнению, подтверждает позицию о необходимости применения сведений, содержащихся в спорной справке, не может служить основанием для удовлетворения его требований.
Аналогичный, по сути, довод заявлялся Инспекцией в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции и был обосновано отклонен арбитражным судом со ссылкой на то, что указанное письмо не является нормативным правовым актом, не содержит обязательных для применения предписаний.
Довод подателя апелляционной жалобы о том, что согласно отчетным справкам о потребленной энергии по приборам учета за январь и февраль 2013 года указан расход горячей воды в меньшем объеме, чем использовался для расчета коммунальных платежей (так, в справках указано 347 куб. м и 371 куб. м соответственно, для расчета использованы значения - 414 куб. м и 425 куб. м), не принимается апелляционным судом во внимание, поскольку соответствующее нарушение, равно как и обязанность по его устранению, ОАО "ТГК-11" согласно оспариваемому предписанию Обществу не вменялись, а, значит, данное обстоятельство не относится к предмету рассматриваемого спора.
При данных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что, удовлетворив заявленные ОАО "ТГК-11" требования в полном объеме, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение. Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. С учетом изложенного, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Судебные расходы судом апелляционной инстанции не распределяются, так как в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Госжилинспекция Омской области освобождена от уплаты государственной пошлины при апелляционном обжаловании судебного акта, в том числе в случае участия в арбитражном процессе в качестве ответчика по делу.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Омской области от 28.08.2013 по делу N А46-9371/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
Н.Е.ИВАНОВА
Судьи
Е.П.КЛИВЕР
О.Ю.РЫЖИКОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 21.11.2013 ПО ДЕЛУ N А46-9371/2013
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 ноября 2013 г. по делу N А46-9371/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 14 ноября 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 21 ноября 2013 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,
судей Кливера Е.П., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Михайловой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-9069/2013) Государственной жилищной инспекции Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 28.08.2013 по делу N А46-9371/2013 (судья Захарцева С.Г.), принятое по заявлению открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 11" (ИНН 5406323202, ОГРН 1055406226237)
к Государственной жилищной инспекции Омской области (ИНН 5503036669, ОГРН 1025500747161)
о признании недействительным предписания от 30.05.2013 N 05-02-01/77,
при участии в судебном заседании представителей:
- от Государственной жилищной инспекции Омской области - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом;
- от открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 11" - Марыкина А.В. (личность удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации, по доверенности N 03-03/350оф от 15.04.2013 сроком действия 1 год),
установил:
открытое акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 11" (далее по тексту - заявитель, ОАО "ТГК-11", Общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Омской области (далее по тексту - Госжилинспекция Омской области, Инспекция, заинтересованное лицо) о признании недействительным предписания от 30.05.2013 N 05-02-01/77 об устранении нарушений законодательства, выявленных при проведении мероприятия по контролю.
Решением по делу арбитражный суд удовлетворил заявленные ОАО "ТГК-11" требования в полном объеме, придя к выводу о незаконном возложении на Общество изложенных в предписании обязанностей.
Не согласившись с принятым решением, Инспекция обратилась в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований в полном объеме, ссылаясь на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
В обоснование апелляционной жалобы Инспекция указывает, что ОАО "ТГК-11" были применены неверные количественные значения общей площади жилых и нежилых помещений многоквартирного дома N 15 по ул. Малунцева в Советском административном округе г. Омска.
Отзыв на апелляционную жалобу до начала судебного заседания представлен не был.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представителем ОАО "ТГК-11" заявлено устное ходатайство о приобщении к материалам дела отзыва на апелляционную жалобу.
Судом апелляционной инстанции отказано в приобщении указанного отзыва к материалам дела в связи с отсутствием доказательств направления отзыва Инспекции.
Представитель ОАО "ТГК-11" в устном выступлении по делу с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил оставить обжалуемое решение арбитражного суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Инспекция, надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного заседания, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечила, ходатайства об отложении слушания по делу не заявила, в связи с чем суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя указанного лица по имеющимся в деле доказательствам.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, выслушав представителя ОАО "ТГК-11", присутствовавшего в судебном заседании, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Инспекцией проведена внеплановая документарная проверка в отношении ОАО "ТГК-11", по результатам которой составлен акт проверки от 30.05.2013 N 05-03-01/171, в котором отражено, что ОАО "ТГК-11" нарушен пункт 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее по тексту - Правила N 54), поскольку, как установлено в ходе проверки, ОАО "ТГК-11" при начислении платы за коммунальные услуги (горячее водоснабжение), потребленные на общедомовые нужды, использованы сведения о площадях многоквартирного дома N 15 по ул. Малунцева, не соответствующие действительности, а именно: согласно справке Государственного предприятия Омской области "Омский центр технической инвентаризации и землеустройства" (БТИ) от 15.05.2013 N 513400 общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме 306,8 кв. м, для расчета ОАО "ТГК-11" используется 383,00 кв. м, общая площадь всех жилых и нежилых помещений согласно данным БТИ - 3 786,0 кв. м, для расчета используется - 3 695,37 кв. м. Кроме того, согласно отчетной справке о потребленной тепловой энергии по приборам учета тепловой энергии за январь 2013 года расход горячей воды - 347 куб. м, для расчета используется 414 куб. м, согласно справке за февраль 2013 года расход горячей воды составляет 371 куб. м, используется для расчета 425 куб. м.
По результатам проверки Обществу выдано предписание от 30.05.2013 N 05-02-01/77 об устранении нарушений законодательства, выявленных при проведении мероприятия по контролю, согласно которому ОАО "ТГК-11" предписано, со ссылкой на пункт нарушенного нормативного акта, а именно: пункт 44 Правил привести в соответствие с данными о площадях многоквартирного дома, указанными в справке о технических характеристиках от 15.05.2013 N 513400 и техническом паспорте многоквартирного дома, расчет платы за предоставленную на общедомовые нужды коммунальную услугу (горячее водоснабжение), в срок до 01.08.2013.
Полагая, что указанное предписание не соответствует закону, нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, ОАО "ТГК-11" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
28.08.2013 Арбитражным судом Омской области принято обжалуемое Госжилинспекцией Омской области в апелляционном порядке решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 161 Правил N 354 государственный контроль за соответствием качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг требованиям, установленным настоящими Правилами, осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии со статьей 20 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Пунктами 2, 3 пункта 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.
Уполномоченным органом исполнительной власти Омской области, осуществляющим на территории Омской области региональный государственный жилищный надзор, является Госжилинспекция Омской области.
Деятельность Инспекции осуществляется на основании Положения о Государственной жилищной инспекции Омской области, утвержденного Указом Губернатора Омской области от 15.01.2013 N 2.
Согласно пункту 4 Положения правовую основу деятельности Инспекции составляют Конституция Российской Федерации, Устав (Основной Закон) Омской области, федеральное и областное законодательство, включая настоящее Положение.
При проведении проверок заинтересованное лицо руководствуется, в том числе и Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 16 Закона N 294-ФЗ по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 17 Закона N 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
Как следует из оспариваемого предписания, Обществу предписано произвести перерасчет платы за коммунальную услугу (горячее водоснабжение), предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме N 15 по ул. Малунцева в г. Омске в соответствии с пунктом 44 Правил N 354.
Размер платы за коммунальные услуги в силу части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.
В соответствии с действующим законодательством Региональной энергетической комиссией Омской области утверждены нормативы потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению и водоотведению в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению и водоотведению на общедомовые нужды (приказ РЭК от 15.08.2012 N 133/38).
На основании пункта 2 приказа РЭК Омской области от 15.08.2012 N 133/38 "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению и водоотведению на территории города Омска и Омской области" указанные нормативы введены в действие с 01.09.2012.
Согласно пункту 40 Правил N 354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
В соответствии с пунктом 44 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к Правилам N 354.
Объем коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, рассчитывается и распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме в соответствии с формулами 11, 12, 13 и 14 приложения N 2 к Правилам N 354.
Как установлено в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции и доказательств обратного подателем апелляционной жалобы не предоставлено, расчет размера платы за спорную коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме N 15 по ул. Малунцева в г. Омске, оборудованном общедомовым прибором учета, уже производится Обществом в соответствии с пунктом 44 Правил N 354.
При этом, как уже отмечалось выше, основанием для ссылки на пункт нарушенного Обществом нормативного правового акта - пункт 44 Правил N 354 послужили выводы контролирующего органа о том, что Обществом при расчете размера платы за коммунальную услугу (горячее водоснабжение), предоставленную на общедомовые нужды по многоквартирному дому N 15 по ул. Малунцева в г. Омске, применяет неверные количественные значения общей площади жилых и нежилых помещений указанного многоквартирного дома.
Данный вывод заинтересованного лица основывается на справке БТИ от 15.05.2013 N 513400, согласно которой общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме 306,8 кв. м, для расчета ОАО "ТГК-11" используется 383,00 кв. м, общая площадь всех жилых и нежилых помещений согласно данным справки ГП "Омский ЦТИЗ" - 3 786,0 кв. м, для расчета используется - 3 695,37 кв. м.
На основании пункта 4 Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.1997 года N 1301 "О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации" (далее по тексту - Положение), органы БТИ осуществляют технический учет жилищного фонда в городских и сельских поселениях независимо от его принадлежности, заполняют и представляют формы федерального государственного статистического наблюдения за жилищным фондом в территориальные органы государственной статистики.
В целях государственного учета жилищного фонда органы БТИ производят техническую инвентаризацию жилищного фонда, оценку и переоценку жилых строений и жилых помещений, в том числе для целей налогообложения; информационное и консультационное обслуживание и иную деятельность, связанную с государственным учетом жилищного фонда (пункт 7 Положения).
При этом инвентаризационные сведения и иные данные технического учета жилищного фонда обязательны для применения, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, только в случаях составления государственной статистической и бухгалтерской (финансовой) отчетности по жилищному фонду и определения технического состояния и физического износа жилых строений и жилых помещений (пункт 9 Положения).
Поскольку в данном случае сведения технического учета жилищного фонда не являются обязательными, суд первой инстанции обоснованно не согласился с позицией заинтересованного лица о доказанности им наличия в действиях заявителя нарушения вмененного пункта Правил N 354 ввиду недоказанности Инспекцией того обстоятельства, что сведения, полученные им от ГП "Омский ЦТИЗ", обязательны к использованию Обществом при расчете платы за горячее водоснабжение и достоверны (учитывая, в том числе, дату последнего обследования - 31.01.1991).
Ссылка подателя апелляционной жалобы на письмо Министерства регионального развития Российской Федерации N 29433-ВК/19 от 22.11.2012, которое, по его мнению, подтверждает позицию о необходимости применения сведений, содержащихся в спорной справке, не может служить основанием для удовлетворения его требований.
Аналогичный, по сути, довод заявлялся Инспекцией в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции и был обосновано отклонен арбитражным судом со ссылкой на то, что указанное письмо не является нормативным правовым актом, не содержит обязательных для применения предписаний.
Довод подателя апелляционной жалобы о том, что согласно отчетным справкам о потребленной энергии по приборам учета за январь и февраль 2013 года указан расход горячей воды в меньшем объеме, чем использовался для расчета коммунальных платежей (так, в справках указано 347 куб. м и 371 куб. м соответственно, для расчета использованы значения - 414 куб. м и 425 куб. м), не принимается апелляционным судом во внимание, поскольку соответствующее нарушение, равно как и обязанность по его устранению, ОАО "ТГК-11" согласно оспариваемому предписанию Обществу не вменялись, а, значит, данное обстоятельство не относится к предмету рассматриваемого спора.
При данных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что, удовлетворив заявленные ОАО "ТГК-11" требования в полном объеме, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение. Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. С учетом изложенного, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Судебные расходы судом апелляционной инстанции не распределяются, так как в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Госжилинспекция Омской области освобождена от уплаты государственной пошлины при апелляционном обжаловании судебного акта, в том числе в случае участия в арбитражном процессе в качестве ответчика по делу.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Омской области от 28.08.2013 по делу N А46-9371/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
Н.Е.ИВАНОВА
Судьи
Е.П.КЛИВЕР
О.Ю.РЫЖИКОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)