Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТАМБОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 26.06.2013 ПО ДЕЛУ N 33-1719

Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ТАМБОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 26 июня 2013 г. по делу N 33-1719


Судья: Сорокина С.Л.

Судебная коллегия по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе:
председательствующего Ковешниковой Е.А.,
судей Архиповой М.В., Малининой О.Н.,
при секретаре К.С.,
рассмотрела в судебном заседании 26 июня 2013 г. апелляционную жалобу администрации г. Тамбова на решение Ленинского районного суда г. Тамбова от 28 марта 2013 года по гражданскому делу по иску администрации г. Тамбова к А.Г.А., А.Н.С., К.Н.Г., А.В.Г., К.И.Н., А.И.Н., А.Г.В., в интересах которого действует А.В.Г., К.В.И., в интересах которой действует К.Н.Г., Д., в интересах которой действует А.И.Н., о принудительном заключении договора мены, переселении.
Заслушав доклад судьи Архиповой М.В., судебная коллегия
установила:

Четырехкомнатная *** *** по *** общей площадью *** кв. м принадлежит на праве общей долевой собственности А.Г.А. и А.Н.С.: по *** доле каждому.
П. 39 постановления администрации г. Тамбова от 23.03.2012 г. *** предусмотрено заключение с А.Н.С. и А.Г.А. договора мены принадлежащей им квартиры на две однокомнатные *** ***, расположенные по адресу: ***, принадлежащие на праве собственности муниципальному образованию городскому округу - г. Тамбов.
Администрация г. Тамбова обратилась в суд с иском к А.Г.А., А.Н.С., К.Н.Г., А.В.Г., К.И.Н., А.И.Н., А.Г.В. в интересах которого действует А.В.Г., К.В.И. в интересах которой действует К.Н.Г., ФИО7, в интересах которой действует А.И.Н., о принудительном заключении договора мены, переселении, указав, что решением исполнительного комитета Тамбовского городского Совета депутатов трудящихся от 09.10.1975 г. *** "О мерах по переселению граждан из аварийных домов", *** признан аварийным.
Во исполнение ФЗ от 21.07.2007 г. N 185-ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", постановлением администрации Тамбовской области от 15.04.2011 г. ***, утверждена областная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Тамбовской области на 2011 - 2012 г., целью которой является улучшение жилищных условий граждан. *** включен в данную программу. На основании выписки из домовой книги и лицевого счета в четырехкомнатной *** *** по *** общей площадью *** кв. м зарегистрированы и проживают А.Н.С., А.Г.А., К.Н.Г., А.В.Г., А.Г.В. Также в квартире без регистрации проживают К.И.Н., Д., К.В.И., А.И.Н. Переселение собственников из спорного помещения проводилось в соответствии с п. 8 ст. 32 ЖК РФ, но А.Н.С. и А.Г.А. заключать договор мены в добровольном порядке не желают и препятствуют исполнению Постановления администрации Тамбовской области *** от 15.04.2011 г. С учетом уточнения исковых требований администрация г. Тамбова просит считать заключенным договор мены между администрацией г. Тамбова и А.Г.А., А.Н.С. квартиры N *** д. *** по ***, общей площадью *** кв. м, собственниками которой они являются на две однокомнатные *** *** общей площадью *** кв. м ***. Считать обмениваемое имущество равноценным и обмен производить без доплаты, а также переселить А.Н.С., А.Г.А., К.Н.Г., А.В.Г., А.Г.В., К.И.Н., К.В.И., Д., А.И.Н. из кв. N *** в квартиры N ***.
Решением Ленинского районного суда г. Тамбова от 28 марта 2013 г. в удовлетворении исковых требований администрации г. Тамбова отказано.
В апелляционной жалобе администрация г. Тамбова просит решение суда первой инстанции отменить и вынести новое решение, указав, что суд не принял во внимание, что *** признан аварийным и проживающие в данном доме лица подлежат переселению. Указывают, что переселение осуществлялось в рамках адресной программы *** от 15.04.2011 г. "Об утверждении областной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Тамбовской области, на 2011 - 2012 гг." и на основании ч. 8 ст. 32 ЖК РФ, согласно которого по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену. Обращают внимание, что источником финансирования Программы являются Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, областной бюджет и местный бюджет и потребность в средствах на переселение граждан рассчитывается, исходя из предельной стоимости одного квадратного метра общей площади жилых помещений, которая составляет для муниципальных образований Тамбовской области *** руб. Поскольку общая площадь квартиры собственников составляет *** кв. м, то администрацией г. Тамбова были приобретены две квартиры общей площадью *** кв. м по ***. Суд, ссылаясь на ст. 32 ЖК РФ, не принял во внимание, что согласно п. 7 ст. 16 N 185-ФЗ от 21.07.2007 г. "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда может предусматривать выплату за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, областного и местного бюджетов лицам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, выкупной цены в соответствии со ст. 32 ЖК РФ при условии наличия у таких лиц в собственности других жилых помещений, пригодных для проживания. При этом средства могут быть использованы не более чем в размере, рассчитанном исходя из трех четвертей предельной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения. В случае, если выкупная цена жилого помещения превышает размер выкупной цены, рассчитанной исходя из трех четвертей предельной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, финансирование расходов на оплату такого превышения осуществляется за счет средств бюджетов субъектов РФ и (или) местных бюджетов.
В возражениях на апелляционную жалобу А.Н.С. просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы. Указывает, что они с мужем как собственники проживают в нормальном, а не аварийном жилом фонде, ссылаясь на постановление мэра г. Тамбова *** "Об исключении *** из числа аварийного жилого фонда" и на постановление мэра г. Тамбова *** от 19.07.2000 г., которым данный дом признан пригодным для проживания в результате проведенного жильцами восстановительного ремонта. Полагает, что в постановлении мэра *** от 24.12.2001 г., которым утвержден список домов не пригодных для проживания, *** отсутствует, а соответственно аварийным не является. Указывает, что в соответствии с п. 9 ст. 32 ЖК РФ администрация г. Тамбова может предъявить иск только о выкупе жилого помещения. Также указывает, что стоимость жилья, предлагаемого администрацией г. Тамбова неравноценна принадлежащей ей и А.Г.А. квартиры, поскольку не учтена стоимость общего имущества в многоквартирном доме, а также доля принадлежащего им земельного участка под домом.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, поддержанные представителем администрации С., выслушав А.Н.С. и ее представителя Р., А.В.Г., А.Г.А., К.Н.Г., возражавших против доводов жалобы, выслушав мнение прокурора, полагавшего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и, соответственно, подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 данной статьи (часть 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Из положений норм Жилищного кодекса Российской Федерации, разъяснений, содержащихся в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" следует, что нормы, содержащиеся в статье 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, в развитие положений части 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации о возможности принудительного отчуждения имущества для государственных нужд только при условии предварительного и равноценного возмещения, направлены прежде всего, на обеспечение прав и законных интересов собственника жилого помещения.
Для применения приведенных выше правовых норм с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 22 названного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, необходимо установить соблюдение совокупности следующих обязательных условий, а именно: предъявлялось ли к собственникам жилых помещений требование о сносе дома в разумный срок за счет их собственных средств, изымался ли органом местного самоуправления земельный участок и каждое жилое помещение в указанном доме, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома.
В силу части 9 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, если собственник жилого помещения не согласен с решением об изъятии жилого помещения либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене жилого помещения или других условиях его выкупа, орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение, могут предъявить в суд иск о выкупе жилого помещения.
Согласно подпункту "и" пункта 20 вышеуказанного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации требование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение об изъятии жилого помещения, о переселении собственника изымаемого жилого помещения в другое жилое помещение не может быть удовлетворено, если собственник жилого помещения возражает против этого, так как в соответствии с частью 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон.
Таким образом, у собственника, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, жилое помещение может быть либо изъято путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену при условии соблюдения предварительной процедуры, как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, и каждого жилого помещения, находящегося в таком доме, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.
Из указанных правовых норм следует, что предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны ухудшены по сравнению с прежними.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, решением Исполнительного комитета Тамбовского городского Совета депутатов трудящихся от 09.10.1975 года N 1586 "О мерах по переселению граждан из аварийных домов", *** признан аварийным.
Постановлением администрации Тамбовской области от 15.04.2011 года ***, утверждена областная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Тамбовской области на 2011-2012 годы. Вышеуказанный жилой дом вошел в данную программу.
В четырехкомнатной квартире N *** в указанном доме общей площадью *** кв. м, в т.ч. жилой *** кв. м, зарегистрированы и проживают А.Г.А. и А.Н.С. - собственники по *** доли данной квартиры, К.Н.Г., А.В.Г., А.Г.В., а также без регистрации проживают К.И.Н., А.И.Н., К.В.И., Д.
Постановлением администрации г. Тамбова от 23.03.2012 г. *** предусмотрено заключение с А.Н.С. и А.Г.А. договора мены принадлежащей им квартиры на две однокомнатные *** ***, расположенные по адресу: ***, принадлежащие на праве собственности муниципальному образованию городскому округу - г. Тамбов.
А.Г.А. и А.Н.С. отказались от переселения в данные жилые помещения, мотивируя тем, что нарушаются их права и интересы, поскольку не учтены размер занимаемого жилья, количество комнат, планировка, фактическое проживание в квартире нескольких семей, наличие инвалидности первой группы у А.Г.А., а также доли в праве собственности на земельный участок. В суде А.Н.С. и А.Г.А. заявили о неравноценности мены, т.к. их жилищные условия ухудшаются.
Суд первой инстанции, оценив в совокупности добытые по делу доказательства, пришел к выводу об отсутствии законных оснований для удовлетворения исковых требований администрации города Тамбова считать заключенным договор мены четырехкомнатной *** на однокомнатные *** ***, расположенные по адресу: ***, считать обмениваемое имущество равноценным, произвести обмен без доплаты и о переселении их в указанную квартиру. При этом суд обоснованно исходил из того, что в результате переселения ответчиков А-вых с членами семьи в предлагаемые однокомнатные квартиры существенно будут ухудшены жилищные условия последних: в частности вместо 4 жилых комнат предлагается 2 жилые комнаты. Стороны к соглашению по вопросу переселения в предлагаемые жилые помещения не пришли, согласия на обмен занимаемого помещения на предлагаемые не давали. Кроме того, при предоставлении жилого помещения администрацией не выполнена предварительная процедура: как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, и каждого жилого помещения, находящегося в таком доме, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции. Доказательства того, что А-вым предлагалось выкупить принадлежащую им на праве собственности квартиру в порядке, определенном ст. 32 ЖК РФ, отсутствуют. Согласно составленному по заказу А.Н.С. отчету об оценке *** рыночная стоимость занимаемой квартиры и земельной доли составляет *** руб., согласно письма ООО "Антекс" от 10.04.2012 г. рыночная стоимость предлагаемых квартир *** и *** по *** составляет: *** руб. и *** руб. В связи с чем, доводы истца о равноценности обмена необоснованны.
При таких обстоятельствах решение суда принято законное и обоснованное, на основании полного и объективного исследования материалов дела и имеющихся в деле доказательств, с правильным применением норм материального и процессуального права.

Судебная коллегия оставляет решение суда без изменения, апелляционную жалобу администрации г. Тамбова - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Ленинского районного суда г. Тамбова от 28 марта 2013 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Тамбова - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)