Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 01.12.2008 ПО ДЕЛУ N А57-6944/2008-135

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 декабря 2008 г. по делу N 57-6944/2008-135


Резолютивная часть постановления объявлена 28 ноября 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 декабря 2008 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Цуцковой М.Г.,
судей Веряскиной С.Г., Луговского Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания
секретарем судебного заседания Волоховой С.Е.,
при участии в судебном заседании:
представителей Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ПНКБ" Шляхтиной О.С. по доверенности б\\\\н от 05 августа 2008 года, Мигунова Д.А. по доверенности б\\\\н от 06 октября 2008 года,
представителя Государственной жилищной инспекции Саратовской области Шаховой И.И, по доверенности N 7 от 18 августа 2008 года,
рассмотрев апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ПНКБ" (г. Саратова) на решение арбитражного суда Саратовской области от 18 сентября 2008 года по делу N 57-6944/2008-135, принятое судьей Самохваловой А.Ю., по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ПНКБ" (г. Саратова) к Государственной жилищной инспекции Саратовской области (г. Саратова) о признании незаконным действия по вынесению предписания N 112 от 30 апреля 2008 года

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ПНКБ" (далее по тексту ООО "Управляющая компания "ПНКБ", Общество) обратилось в арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании незаконными действий Государственной жилищной инспекции Саратовской области по вынесению предписания N 112 от 30 апреля 2008 года.
Решением арбитражного суда Саратовской области от 18 сентября 2008 года в удовлетворении требований отказано.
В апелляционной жалобе ООО "Управляющая компания "ПНКБ" просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить требования заявителя.
По мнению заявителя, Общество получило право управления многоквартирным домом N 5 ул. Ст. Разина, г. Саратова на открытом конкурсе. В связи с этим, ООО "Управляющая компания "ПНКБ" настаивает на том, что Общество обязано выполнять только те работы и оказывать только те услуги, которые определены организатором конкурса и условиями заключенного по их итогам договора. Возложение иных обязанностей, которые не входят перечень работ и услуг, определенный таким договором, и за которые Общество не получит плату, заявитель считает неправомерным.
По утверждению подателя жалобы, при разрешении возникшего спора суд первой инстанции применил материальный закон, не подлежащий применению.
В судебном заседании представители Общества поддержали позицию, изложенную в апелляционной жалобе.
Представитель Инспекции в судебном заседании просила отказать в удовлетворении апелляционной жалобы, полагая решение суда первой инстанции законным и обоснованным. Письменный отзыв представителем Инспекции не представлен.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке ст. ст. 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к следующему выводу.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностного лица, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности.
В силу ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания решений и действий (бездействия) незаконными требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствия их закону и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как усматривается из материалов дела, на основании жалоб граждан-жильцов дома по ул. Ст. Разина, д. 5, г. Саратова Государственной жилищной инспекцией Саратовской области вынесено Распоряжение на проведение внеплановой инспекционной проверки по соблюдению ООО "Управляющая компания "ПНКБ" установленных законодательством требований по содержанию жилищного фонда в жилом доме N 5 по ул. Ст. Разина г. Саратова.
В ходе проверки выявлены нарушения Правил и норм технической эксплуатации жилого фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 года N 170, а именно: повреждение покрытия отмостки вокруг дома, разрушение гидроизолирующее покрытие козырьков над входами в подъезд дома; износ кровельного покрытия; неисправность водоотводящих конструкций наружного водостока (водосточных труб), системы отопления, расположенной в подвале дома, холодного водоснабжения, системы канализации, наличие трещин на стенах лестничных клеток, повреждение штукатурного и окрасочного слоев стен лестничных клеток, в местах общего пользование неисправности внутридомовых электросетей, которые зафиксированы административным органом в акте инспекционной проверки.
30 апреля 2008 года ООО "Управляющая компания "ПНКБ" выдано предписание Инспекции N 112 о выполнении работ по устранению выявленных нарушений при использовании, содержании и ремонте жилищного фонда, придомовых территорий.
ООО "Управляющая компания "ПНКБ", полагая, что действия Инспекции по вынесению предписания N 112 от 30 апреля 2008 года являются незаконными, нарушают права и законные интересы хозяйствующего субъекта, оспорило их в Арбитражный суд Саратовской области.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований Общества, сделал выводы о том, что обжалуемые действия Инспекции правомерны; ООО "Управляющая компания "ПНКБ" является управляющей организацией, а, следовательно, лицом, ответственным за содержание и ремонт жилого дома по адресу: г. Саратов, ул. Ст. Разина, д. 5.
Суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела и закону, регулирующему спорные правоотношения.
Федеральным законом от 08 сентября 2001 года N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" (далее - Закон N 134-ФЗ) установлен порядок проведения мероприятий по контролю, осуществляемых органами государственного контроля, их обязанности, а также права юридических лиц при проведении государственного контроля.
Статья 2 Закона N 134-ФЗ определяет государственный контроль (надзор) как проведение проверки выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем при осуществлении их деятельности обязательных требований к товарам (работам, услугам), установленных федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами; а мероприятие по контролю как совокупность действий должностных лиц органов государственного контроля (надзора), связанных с проведением проверки выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем обязательных требований, осуществлением необходимых исследований (испытаний), экспертиз, оформлением результатов проверки и принятием мер по результатам проведения мероприятия по контролю.
Из анализа статьи 2 Закона N 134-ФЗ мероприятия по контролю представляют собой совокупность действий должностных лиц органов государственного контроля (надзора), связанных с проведением проверки выполнения юридическим лицом обязательных требований, осуществлением необходимых исследований (испытаний), экспертиз, оформлением результатов проверки и принятием мер по результатам проведения мероприятия по контролю.
Согласно пунктам 5, 6 Положения о Государственной жилищной инспекции в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1994 года N 1086 "О Государственной жилищной инспекции в Российской Федерации" (далее - Положение), органы Государственной жилищной инспекции осуществляют контроль за техническим состоянием жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и их инженерного оборудования, своевременным выполнением работ по их содержанию и ремонту в соответствии с действующими нормативно-техническими и проектными документами.
Органы Государственной жилищной инспекции имеют право: проводить инспекционные обследования и проверки подконтрольных объектов в соответствии с задачами и функциями, определенными данным Положением; давать предписания собственникам, владельцам и пользователям жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и придомовых территорий об устранении выявленных нарушений.
Государственная жилищная инспекция Саратовской области является исполнительным органом власти области и осуществляет контроль за соблюдением требований жилищного законодательства участниками жилищных правоотношений, включая контроль за техническим состоянием жилищного фонда и общего имущества в многоквартирном доме и его инженерного оборудования, своевременным выполнением работ по его содержанию и ремонту в соответствии с действующими нормативно-техническими документами.
В соответствии со статьей 7 Закона N 134-ФЗ предусмотрен порядок проведения мероприятий по контролю, закреплена обязанность должностного лица административного органа, осуществляющего мероприятие по контролю, предъявлять распоряжение о проведении мероприятия по контролю либо его заверенную печатью копию одновременно со служебным удостоверением руководителю или иному должностному лицу юридического лица.
Органы государственного контроля (надзора) проводят плановые мероприятия по контролю и внеплановые проверки, в случаях, предусмотренных пунктом 5 статьи 7 Закона N 134-ФЗ.
Каких-либо ограничений при проведении внеплановых мероприятий по контролю, в том числе в случае отсутствия должностных лиц или работников проверяемого юридического лица либо их представителей (статья 8 Закона N 134-ФЗ), не имеется.
Таким образом, допускается проведение внеплановых проверок в отсутствие должностных лиц или работников проверяемого юридического лица.
Результаты мероприятий по контролю оформляются в соответствии с требованиями статья 9 Закона N 134-ФЗ, о чем составляется акт соответствующей формы.
Оценив собранные по делу доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их совокупности и взаимосвязи, основываясь на вышеуказанных нормах действующего законодательства, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что предписание N 112 от 30 апреля 2008 года принято Инспекцией в пределах предоставленных полномочий по осуществлению контроля за техническим состоянием жилищного фонда и в установленном законом порядке.
Общество, оспаривая действия Инспекции по вынесению обжалуемого предписания, фактически не согласно с его содержанием, считает, что объем обязанностей ООО "Управляющая компания "ПНКБ" как управляющей организацией по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений определяется исключительно договором, заключенным по итогам проведения конкурса.
С 1 марта 2005 года способ управления многоквартирными домами выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения (пункт 3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 18 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищный кодекс Российской Федерации", орган местного самоуправления в соответствии с положениями статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации проводит до 1 мая 2008 года открытый конкурс по выбору управляющей организации, если собственниками помещений в многоквартирном доме до 1 января 2007 года не выбран способ управления многоквартирным домом или принятое такими собственниками решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было реализовано.
Из материалов дела следует, что ООО "Управляющая компания "ПНКБ" по результатам проведения открытого конкурса получило право управления многоквартирными домами в г. Саратове, в том числе, многоквартирным домом по адресу: г. Саратов, ул. Ст. Разина, д. 5.
Согласно пунктам 1, 2 и 9 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В силу пункта 2.4 Устава ООО "Управляющая компания "ПНКБ" осуществляет деятельность по управлению общим имуществом, собственников помещений в многоквартирных домах, выполняет работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества, собственников помещений в многоквартирных домах, представляет коммунальные услуги собственникам помещений и осуществляет иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Общество как управляющая организация заключила договоры управления с собственниками помещений многоквартирного дома по адресу: г. Саратов, ул. Ст. Разина, д. 5. Данное обстоятельство подтверждается договором управления многоквартирным домом от 01 марта 2008 года.
Из пункта 1.1 Договора следует, что целью его заключения является обеспечение надлежащего содержания общего имущества многоквартирного дома.
Пунктом 1.4 Договора стороны установили, что при выполнении условий руководствуются Гражданским кодексом Российской Федерации, Жилищным кодексом Российской Федерации, Правилами содержания общего имущества в многоквартирных домах (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491), Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307) и другими нормативными и законодательными актами, регулирующими вопросы управления многоквартирными домами.
Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные Постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года N 170 (далее - Правила), определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности; проведения единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем, а также придомовых территорий; обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными то управляющими организациями и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
В соответствии с пунктами 2, 39, 42 Правил, управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
В пункте 29 Правил указано, что плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая оплату расходов на содержание и ремонт внутридомовых инженерных сетей электро- тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, включая истребование задолженности с собственников помещений, не выполняющих надлежащим образом свои обязательства по оплате жилых помещений и коммунальных услуг.
Согласно пунктам 13 и 20 Правил осмотры общего имущества многоквартирных домов проводятся управляющей организацией. После установления факта превышения физического износа общего имущества уровня предельно допустимых характеристик надежности и безопасности управляющей организации необходимо направить предложение собственникам помещений о проведении общего собрания с целью определения размера платы на проведение капитального ремонта.
Предложения собственникам помещений о проведении общего собрания с целью заключения дополнительного соглашения по определению размера платы для устранение неисправностей, установленных в ходе проверки, в общей части совпадающих с Перечнем работ и услуг по содержанию ремонту общего имущества в многоквартирном доме N 5 по ул. Степана Разина С.Т. в г. Саратове (л.д. 14) в соответствии с п. 2.1.2 Договора управления многоквартирным домом (л.д. 10) ООО "Управляющая компания "ПНКБ" не направлялось, что не отрицалось представителем Общества в суде апелляционной инстанции.
Многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией (пункт 9 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны заключить договор управления этим домом с управляющей организацией, выбранной по результатам предусмотренного частью 4 настоящей статьи открытого конкурса, в порядке, установленном статьей 445 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Положения Жилищного кодекса Российской Федерации, Правила содержания общего имущества в многоквартирных домах не содержат каких-либо исключений равно особенностей в части исполнения обязанности по надлежащему содержанию общего имущества в многоквартирных домах управляющей организацией, ставшей таковой по итогам открытого конкурса.
Суд апелляционной инстанции считает верным вывод суда первой инстанции о том, что обязанности, возложенные на ООО "Управляющая компания "ПНКБ" в Договоре управления многоквартирным домом N 5 по ул. Ст. Разина г. Саратова от 01 марта 2008 года, не освобождают управляющую организацию от соблюдения общеобязательных требований по содержанию общего имущества многоквартирного дома, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации, Правилами содержания общего имущества в многоквартирных домах, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491, Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307.
По существу наличие выявленных Инспекцией нарушений Общество не оспаривает и на какие-либо опровергающие доказательства в этой части не ссылается.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает правовых оснований для признания незаконными действий Инспекции по вынесению предписания от 30 апреля 2008 года N 112.
Суд апелляционной инстанции считает, что, разрешая спор, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения норм материального права и процессуального права.
Апелляционную жалобу ООО "Управляющая компания "ПНКБ" следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

постановил:

Решение Арбитражного суда Саратовской области от 18 сентября 2008 года по делу N 57-6944/2008-135 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ПНКБ" - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в порядке, предусмотренном статьями 273 - 277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Саратовской области в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.

Председательствующий
М.Г.ЦУЦКОВА

Судьи
С.Г.ВЕРЯСКИНА
Н.В.ЛУГОВСКОЙ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)