Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 09.01.2013 N 17АП-13887/2012-АК ПО ДЕЛУ N А60-29910/2012

Разделы:
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 января 2013 г. N 17АП-13887/2012-АК

Дело N А60-29910/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 09 января 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 09 января 2013 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Савельевой Н.М.
судей: Полевщиковой С.Н., Борзенковой И.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Пьянковой Е.Л.
при участии:
от заявителя ООО "Управляющая компания "РЭМП-"Эльмаш" (ОГРН 1056604948685, ИНН 6673135980) - Кошкин А.А., доверенность от 24.12.2012
от заинтересованного лица Межрайонной ИФНС России N 32 по Свердловской области (ОГРН 1126673000013, ИНН 6663021302) - не явились, извещены
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица Межрайонной ИФНС России N 32 по Свердловской области
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 02 ноября 2012 года
по делу N А60-29910/2012,
принятое (вынесенное) судьей О.В.Гаврюшиным
по заявлению ООО "Управляющая компания "РЭМП-"Эльмаш"
к Межрайонной ИФНС России N 32 по Свердловской области
об оспаривании ненормативных правовых актов налогового органа,

установил:

ООО "Управляющая компания "РЭМП-Эльмаш" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительными решений заинтересованного лица об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 11.04.2012 N 19794 в части отказа в возмещении налога на добавленную стоимость в размере 1 661 113 рублей и от 11.04.2012 N 144 об отказе в возмещении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, а также обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем возмещения налога на добавленную стоимость в размере 1 661 113 рублей. (с учетом уточнения заявленных требований в порядке, предусмотренном ст. 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 02.11.2012 г. требования общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "РЭМП-Эльмаш" удовлетворены. Признано недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 32 по Свердловской области об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 11.04.2012 N 19794 в части отказа в возмещении налога на добавленную стоимость в размере 1 661 113 рублей. Признано недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 32 по Свердловской области об отказе в возмещении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, от 11.04.2012 N 144. Суд обязал Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 32 по Свердловской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "РЭМП-Эльмаш" путем возмещения налога на добавленную стоимость в размере 1 661 113 рублей.
Заинтересованное лицо, не согласившись с решением суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и вынести новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы указывает на то, что объектом обложения НДС является стоимость выполненных работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов в соответствии с актами о приемке в эксплуатацию законченного капитальным ремонтом объекта (ст. 39 и п. 1 ст. 146 НК РФ), а полученные из бюджета суммы не могут быть квалифицированы как субсидия или льгота (п. 2 ст. 154 НК РФ).
Заявитель с доводами, изложенными в апелляционной жалобе не согласен, просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судебное заседание проведено в порядке ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие заинтересованного лица, извещенного надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 32 по Свердловской области проведена камеральная проверка уточненной декларации по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2008 года, представленной заявителем 25.11.2011.
По результатам камеральной налоговой проверки составлен акт от 29.02.2012 и вынесены решения:
- об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 11.04.2012 N 19794 в части отказа в возмещении налога на добавленную стоимость в размере 1 661 113 рублей.
- об отказе в возмещении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению от 11.04.2012 N 144.
Основанием для отказа в возмещении суммы налога на добавленную стоимость в размере 1 661 113 рублей послужил вывод налогового органа о том, что стоимость работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, выполненных подрядчиками, в полном объеме (100%) подлежит включению в налоговую базу по НДС на основании актов о приемке в эксплуатацию законченного капитальным ремонтом объекта (статьи 39 и 146 НК РФ). В соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О фонде содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства" обществом были получены денежные средства, которые нельзя квалифицировать в качестве субсидий, представляемых бюджетом в связи с применением регулируемых цен или в связи с представлением отдельным потребителям льгот в соответствии с законодательством (п. 2 ст. 154 НК РФ).
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области от 01.06.2012 N 493/12 апелляционная жалоба заявителя оставлена без удовлетворения.
Полагая, что оспариваемые решения заинтересованного лица не соответствуют положениям Налогового кодекса Российской Федерации и нарушают его права и законные интересы, ООО "УК "РЭМП-Эльмаш" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Порядок и условия применения налоговых вычетов установлены в ст. 171 и 172 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ).
Пунктом 1 ст. 171 НК РФ предусмотрено право налогоплательщика НДС уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса на установленные статьей 171 НК РФ налоговые вычеты.
В силу положений статей 171 и 172 НК РФ обязательными условиями принятия НДС к вычету является оприходование товаров (работ, услуг), предъявление счета-фактуры, соответствующей требованиям ст. 169 НК РФ и приобретение товаров, работ, услуг для осуществления операций, признаваемых объектом обложения НДС.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ объектом налогообложения признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, общество является управляющей компанией, заключившей договор управления с собственниками многоквартирного дома. Предметом этого договора является оказание услуг и выполнение работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, в том числе капитальному ремонту.
Управляющей компанией было заключено соглашение о предоставлении в 2008 году средств на капитальный ремонт многоквартирных домов, предметом которого является предоставление плательщику на безвозмездной и безвозвратной основе из бюджета г. Екатеринбурга (в том числе за счет средств софинансирования, передаваемых в бюджет города из регионального и федерального бюджетов) средств финансовой поддержки исполнителю на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, обслуживаемых обществом.
Фактически работы по капитальному ремонту в многоквартирных домах осуществлялись с привлечением подрядчиков ООО "САН-САН", ООО "КАМПО", ООО "Прогресс-ИК", ООО "АВЕСТА", ООО "Средураллифт".
В 4 квартале 2008 года выполненные подрядными организациями работы по капитальному ремонту приняты обществом от подрядчиков на сумму 11 374 430 руб., в том числе НДС - 1 735 083 руб., отражены в бухгалтерском учете, и в свою очередь, переданы собственникам квартир.
Операции по капитальному ремонту многоквартирных жилых домов, осуществляемые заявителем, учтены им в налоговой базе в порядке, установленном абзацем 2 пункта 2 статьи 154 НК РФ - по фактическим ценам реализации выполненных работ собственникам квартир в многоквартирных жилых домах (5 процентов средств собственников помещений), в налоговые вычеты заявлен НДС, предъявленный подрядчиками в полном объеме (100%).
Таким образом обществом спорные работы по капитальному ремонту общего имущества приняты на учет при наличии соответствующих первичных документов, приобретены для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения, подрядчиками выставлены счета-фактуры, соответствующие требованиям ст. 169 НК РФ.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что полученные управляющей компанией денежные средства подпадают под понятие субсидий, предоставляемых бюджетом в связи с предоставлением льгот собственникам жилых помещений, включенных в региональную адресную программу по проведению капитального ремонта многоквартирных домов (п. 2 ст. 154 НК РФ). В связи с чем стоимость реализованных работ по капитальному ремонту жилых домов, подлежит исчислению исходя из фактических цен их реализации собственникам квартир и у налогового органа не имелось оснований для отказа в возмещении НДС за 4 квартал 2008 года в сумме 1 661 113 руб.
Заявитель апелляционной жалобы оспаривает данные выводы суда. В обоснование жалобы указывает на то, что объектом обложения НДС является стоимость выполненных работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов в соответствии с актами о приемке в эксплуатацию законченного капитальным ремонтом объекта (ст. 39 и п. 1 ст. 146 НК РФ), а полученные из бюджета денежные средства не могут быть квалифицированы как субсидия или льгота (п. 2 ст. 154 НК РФ).
Указанные доводы исследованы судом апелляционной инстанции и подлежат отклонению.
Статьей 153 Налогового кодекса установлено, что в целях налогообложения налогом на добавленную стоимость налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) определяется налогоплательщиком в соответствии с главой 21 Кодекса в зависимости от особенностей реализации произведенных им или приобретенных на стороне товаров (работ, услуг).
При определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав, полученных им в денежной и(или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами.
Порядок определения налоговой базы при реализации товаров (работ, услуг) для исчисления налога на добавленную стоимость регулируется статьей 154 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 1 которой установлено, что налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), если иное не предусмотрено настоящей статьей, определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.
Согласно абзацу 2 пункта 2 статьи 154 Налогового кодекса при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.
Суммы субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, при определении налоговой базы не учитываются.
На основании статьи 162 Налогового кодекса налоговая база, определенная в соответствии со статьями 153-158 Кодекса, увеличивается на суммы полученных за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).
Из изложенных правовых норм следует, что денежные средства на компенсацию затрат, понесенных налогоплательщиком в связи с реализацией товаров (работ, услуг) по регулируемым или льготным ценам, - субсидии, поступившие налогоплательщику из бюджета, не подлежат включению в налоговую базу в целях исчисления налога на добавленную стоимость.
Статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Субсидии предоставляются из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, из местного бюджета в случаях и порядке, предусмотренных нормативными актами соответствующего уровня. При этом нормативные акты, регулирующие предоставление субсидий, должны определять:
- 1) категории и(или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;
- 2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;
- 3) порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник должен нести бремя содержания принадлежащего ему имущества.
Согласно статьям 30, 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники жилых помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме и обязаны поддерживать данные помещения в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ними, а также соблюдать правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Пунктом 1 статьи 153 Жилищного кодекса на граждан и организации возлагается обязанность своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение (подпункт 5 пункта 2 статьи 153 Жилищного кодекса).
При этом, в соответствии с пунктом 2 статьи 154 Жилищного кодекса, плата за жилое помещение для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно пункту 1 статьи 156 Жилищного кодекса плата за содержание и ремонт жилья устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
Пунктом 7 данной статьи предусмотрено, что размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложения управляющей организации на общем собрании собственников помещений в таком доме.
Решение общего собрания собственников помещений об оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома принимается с учетом предложений управляющей организации о сроке начала капитального ремонта, необходимом объеме работ, стоимости материалов, порядке финансирования ремонта, сроках возмещения расходов и других предложений, связанных с условиями проведения капитального ремонта (пункт 2 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 1 статьи 159 Жилищного кодекса предусмотрено, что в случае, если расходы граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи, то им предоставляются субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Право на субсидии в соответствии с пунктом 2 статьи 159 Жилищного кодекса имеют, в частности, собственники жилых помещений.
В соответствии с пунктом 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Пункт 2 статьи 161 Жилищного кодекса обязывает собственников помещений в многоквартирном доме выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
- 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;
- 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
- 3) управление управляющей организацией.
Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно пункту 37 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, надлежащее содержание общего имущества обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией.
На основании пункта 2 статьи 162 Жилищного кодекса по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
При этом в силу пункта 1 части 1 статьи 165 Кодекса для обеспечения условий для управления многоквартирными домами органы местного самоуправления могут предоставлять управляющим организациям, товариществам собственников жилья либо жилищным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам бюджетные средства на капитальный ремонт многоквартирных домов.
В целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан и стимулирования реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий на основании Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" создана государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (пункт 1 статьи 3, пункт 1 статьи 4 Закона).
Реализация указанных целей достигается Фондом, в частности, путем предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда на основании заявок (подпункт 3 пункта 2 статьи 4 Закона N 185-ФЗ).
Условия предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда закреплены в главе 5 Федерального закона N 185-ФЗ от 21.07.2007.
В частности, согласно подпунктам 5, 6 пункта 1 статьи 14 названного Закона, в случае подачи заявки Фонд предоставляет финансовую поддержку за счет своих средств при условии наличия нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации или муниципальных правовых актов, предусматривающих предоставление гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в денежной форме (в том числе путем перечисления таких субсидий на имеющиеся или открываемые получателями субсидий банковские счета), а также предусматривающих предоставление установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации иных мер социальной поддержки гражданам на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в денежной форме.
Подпунктом 10 пункта 1 статьи 14 Закона в качестве условия предоставления финансовой поддержки предусмотрено наличие региональной адресной программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, утвержденной в соответствии со статьей 15 Закона.
Статьей 18 Федерального закона N 185-ФЗ от 21.07.2007 установлено, что обязательным условием предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда является долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и(или) бюджета муниципального образования, находящегося на территории указанного субъекта Российской Федерации и претендующего на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда. Объем долевого финансирования определяется соответственно субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием.
При этом, в силу пункта 6 статьи 20 Федерального закона N 185-ФЗ от 21.07.2007, участие в финансировании капитального ремонта многоквартирного дома собственников жилых помещений определяется в размере не менее чем пять процентов общего объема средств, предоставляемых на проведение капитального ремонта многоквартирного дома.
Из изложенных правовых норм следует, что денежные средства, выделяемые из бюджетов различных уровней в установленном Федеральным законом N 185-ФЗ от 21.07.2007 порядке для финансирования капитального ремонта многоквартирных домов, являются субсидиями, выделяемыми собственникам жилых помещений в многоквартирных домах, включенных в региональную адресную программу по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, через созданные ими (товарищества собственников жилья, кооперативы) или выбранные (управляющая организация) организации для управления многоквартирным домом.
Правовую основу выделения субсидий в рассматриваемом случае составляют статьи 156, 158, 159 Жилищного кодекса, устанавливающие принципы формирования платы за содержание и ремонт жилых помещений в многоквартирном доме, включающей в себя, в том числе, плату за капитальный ремонт многоквартирного дома, и ограничивающие ее размер максимально допустимой долей расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи; статья 20 Федерального закона N 185-ФЗ от 21.07.2007, определяющая размер участия собственников жилых помещений в многоквартирных домах в капитальном ремонте дома как 5% общей стоимости ремонта, а также нормативные акты органов местного самоуправления, определяющие порядок участия в софинансировании капитального ремонта многоквартирных жилых домов, порядок включения жилых домов в региональную адресную программу по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, порядок предоставления субсидий на проведение капитального ремонта многоквартирных жилых домов.
Следовательно, бюджетные средства, полученные управляющей компанией г. Екатеринбурга на основании соглашения о долевом финансировании капитального ремонта многоквартирных домов, подпадают под понятие субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с реализацией налогоплательщиком товаров (работ, услуг, в данном случае - услуг по капитальному ремонту многоквартирных домов) с учетом льгот, предоставляемых собственникам жилых помещений в многоквартирных домах, включенных в региональную адресную программу по проведению капитального ремонта многоквартирных домов (статья 78 Бюджетного кодекса).
Из материалов дела следует, что во исполнение Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", Правительством Свердловской области было принято Постановление от 29.07.2008 N 777-ПП "Об утверждении региональной адресной программы Свердловской области по проведению капитального ремонта многоквартирных домов на 2008 год", Главой Екатеринбурга постановление от 21.08.2008 N 3533 "Об утверждении адресной программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов муниципального образования "город Екатеринбург" на 2008 год".
Во исполнение указанных нормативных актов ООО "Управляющая компания "РЭМП-Эльмаш" было заключено с Управлением жилищного и коммунального хозяйства Администрации города Екатеринбурга Соглашение от 17.10.2008 г. о предоставлении средств на капитальный ремонт многоквартирных домов
В Соглашении установлен порядок предоставления и использования управляющей компанией субсидий на долевое финансирование капитального ремонта многоквартирных домов за счет средств фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, средств областного бюджета, средств бюджета г. Екатеринбурга. Указанные субсидии носят целевой характер, не могут быть использованы на иные цели, отчет об их расходовании предоставляется в Управление в установленном порядке и сроки.
Таким образом заявитель являлся получателем бюджетных средств, выделенных на финансирование расходов, связанных с выполнением для населения работ по капитальному ремонту по льготным ценам.
ООО "Управляющая компания "РЭМП-Эльмаш" в 2008 году проводило капитальный ремонт многоквартирных домов, находящихся в управлении организации. Подрядчиками в адрес налогоплательщика за ремонт выставлялись счета-фактуры с выделением НДС. Оплата услуг по ремонту производилась за счет средств населения (5%) и средств, выделенных на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, а именно: Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, бюджетом Свердловской области, бюджетом города Екатеринбурга.
ООО "Управляющая компания "РЭМП-Эльмаш" на расчетный счет поступили денежные средства по платежным поручениям N 450 от 24.10.2008 г., N 451 от 24.10.2008 г., N 452 от 24.10.2008 г., N 975 от 14.11.2008 г., N 971 от 14.11.2008 г., N 972 от 14.11.2008 г., N 147 от 21.11.2008 г.
Из анализа платежных поручений следует, что бюджетные средства были выделены в виде субсидий на покрытие расходов предприятия, возникающих при реализации работ по капитальному ремонту населению, что подтверждается кодами бюджетной классификации, по которым осуществлялось финансирование налогоплательщика - 242 "Безвозмездные перечисления организациям, за исключением государственных и муниципальных организаций".
В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными Приказом Министерства финансов РФ N 74н от 24.08.2007 г. на 242 подстатью относятся расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на предоставление субсидий организациям любой формы собственности, кроме государственных (муниципальных) организаций, а также индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, а также иные цели в соответствии с бюджетным законодательством РФ.
Таким образом бюджетные средства, поступившие безвозмездно на расчетный счет ООО "Управляющая компания "РЭМП-Эльмаш", подпадают под понятие субсидий (ст. 78 БК РФ).
При указанных обстоятельствах налоговая база должна определяться в соответствии с пунктом 2 статьи 154 Налогового кодекса как стоимость реализованных работ по капитальному ремонту жилых домов, исчисленная исходя из фактических цен их реализации собственникам квартир, т.е. без учета денежных средств, поступивших из бюджета в качестве субсидий.
Довод налогового органа о том, что управляющая компания в дальнейшем перечисляет денежные средства, полученные из бюджета, для целей расчетов с подрядными организациями, а не в связи с несением ими тех или иных убытков, отклоняется, так как юридический состав п. 2 ст. 154 НК РФ не предусматривает для ее применения необходимость получения налогоплательщиком убытков.
Довод налогового органа о том, что выделяемая субсидия не связана с предоставлением льготы, отклоняется.
Согласно пункту 2 статьи 426 НК РФ цена товаров, работ, услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.
Таким образом цена по публичному договору должна быть одинаковой для всех, кроме случаев, когда правовыми актами допускается уменьшение цены отдельным категориям потребителей, что классифицируется законодателем как предоставление льготы. Поскольку цена по капитальному ремонту многоквартирных домов по адресной программе в соответствии с Федеральным законом от 21.097.2007 г. N 185-ФЗ устанавливается лишь для лиц, принимающих участие в данной программе, то в данном случае речь идет о льготной цене для тех собственников, которые заявили о своем участии в программе.
Довод заявителя апелляционной жалобы о необоснованном экономическом обогащении налогоплательщиков, которые при полном применении налоговых вычетов, включают в налоговую базу только суммы, предъявленные к уплате населению, отклоняется, так как понятие неосновательного обогащения относится к гражданскому праву и к налоговым правоотношениям не применимо. По данной категории дел следует руководствоваться нормами налогового законодательства - в части применения налоговых вычетов - статьями 171 и 172 НК РФ, определения налоговой базы - статьями 153, 154 НК РФ, с учетом позиции Пленума ВАС РФ, изложенной в Постановлении от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды".
Ссылка налогового органа на косвенность налога на добавленную стоимость, отклоняется. Позиция налогового органа по вопросу обложения НДС сумм бюджетного финансирования (с полной стоимости выполненных работ) противоречит основным принципам взимания косвенного налога, плательщиком которого является конечный потребитель - собственник помещений в многоквартирном доме, которому законодательство не позволяет перепредъявить к уплате сумму налога со стоимости 95% работ по капитальному ремонту дома.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции законно и обоснованно признал недействительными решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 32 по Свердловской области от 11.04.2012 N 19794 и N 144 в части отказа в возмещении налога на добавленную стоимость в размере 1 661 113 рублей.
Решение суда от 02.11.2012 г. следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу инспекции - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 02 ноября 2012 года по делу N А60-29910/2-12 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.

Председательствующий
Н.М.САВЕЛЬЕВА

Судьи
И.В.БОРЗЕНКОВА
С.Н.ПОЛЕВЩИКОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)