Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 18 марта 2013 года
Полный текст постановления изготовлен 22 марта 2013 года
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего Шуровой Л.Ф.
судей Егорова Е.И., Ермакова М.Н.
при участии в заседании:
- от Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску 305000, г. Курск, ул. М.Горького, 37-а Доценко И.А. - представитель по доверенности N 07-16 от 09.01.2013;
- от ООО "Управляющая компания города Курска" 305021, г. Курск, ул. Школьная, д. 7 ОГРН 1084632006326 Пудров Ю.А. - представитель по доверенности N 3473/00-11 от 04.10.2012; Кораблин В.В. - представитель по доверенности N 1 от 23.11.2012.
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску на решение Арбитражного суда Курской области от 17.09.2012 (судья Ольховиков А.Н.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2012 (судьи Михайлова Т.Л., Ольшанская Н.А., Скрынникова В.А.) по делу N А35-145/2012,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания города Курска" (далее - ООО "Управляющая компания города Курска", Общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Курской области с заявлением о признании недействительными решений Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Курску (далее - Инспекция, налоговый орган) от 14.10.2011 N 2780 "Об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения", N 334 "Об отказе в возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению" и требования об уплате налогов от 17.12.2011 N 20880.
Решением Арбитражного суда Курской области от 17.09.2012 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2012 решение суда первой инстанции оставлено без изменений.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и неправильное применение норм материального права, просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты, отказав налогоплательщику в удовлетворении заявленных требований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав пояснения представителей сторон, явившихся в судебное заседание, кассационная коллегия полагает необходимым оставить в силе обжалуемые решение и постановление по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, Инспекцией по результатам проведенной камеральной проверки представленной 15.04.2011 ООО "Управляющая компания города Курска" уточненной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 2 квартал 2009 года, составлен акт от 29.07.2011 N 18386 и вынесено решение от 14.10.2011 N 2780 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения", которым установлено неправомерное заявление Обществом вычетов по НДС в сумме 5 525 000 руб. Также Инспекцией было принято решение от 14.10.2011 N 334 "Об отказе в возмещении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению", которым Обществу отказано в возмещении НДС в сумме 3 955 194 руб.
Основанием для отказа в предоставлении налогоплательщику вычета по НДС в сумме 3 955 194 руб. и отказа в возмещении НДС послужил вывод налогового органа о неправомерном предъявлении Обществом к налоговому вычету НДС, уплаченного им контрагентам-подрядчикам за выполненные работы по капитальному ремонту многоквартирных жилых домов, за счет денежных средств, полученных Обществом за оказанные им услуги по капитальному ремонту многоквартирных домов, находящихся в управлении, из Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О фонде содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства".
Решениями управления Федеральной налоговой службы по Курской области от 02.12.2011 N 733 и от 27.04.2012 N 181, обжалуемые решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску оставлены без изменения, а в удовлетворении жалоб налогоплательщика отказано.
На основании решения от 14.10.2011 N 2780 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" налоговым органом было выставлено Обществу требование от 17.12.2011 N 20880.
Полагая, что решения Инспекции от 14.10.2011 N 2780 и N 334, а также требование об уплате налогов от 17.12.2011 N 20880 вынесены с нарушением норм налогового законодательства, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Разрешая спор по существу и удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что поскольку средства из бюджета выделялись Обществу в качестве компенсации его расходов, связанных с выполнением работ по капитальному ремонту многоквартирных домов по льготным ценам, то налоговая база по НДС должна определяться в соответствии с пунктом 2 статьи 154 НК РФ, т.е. без сумм, поступивших из бюджетов в качестве субсидий.
Кассационная коллегия считает необходимым согласится с данным выводом судов ввиду следующего.
Как следует из материалов дела, фактически осуществляемым обществом "Управляющая компания города Курска" видом деятельности является предоставление услуг по управлению жилищным фондом.
Между комитетом жилищно-коммунального хозяйства города Курска (уполномоченный орган) и ООО "Управляющая компания города Курска" (получатель) было заключено соглашение о долевом финансировании капитального ремонта многоквартирных домов от 24.03.2009, в соответствии с которым комитетом на отдельный счет Общества были перечислены денежные средства фонда, областного и городского бюджетов в суммах 1 770 509 руб. и 10 720 467 руб.
Для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, на проведение которых было предоставлено целевое финансирование в виде субсидий, обществом "Управляющая компания города Курска" (заказчик) во 2 квартале 2009 года были заключены договоры подряда с рядом организаций (подрядчик).
По итогам выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирных домов подрядчиком были составлены акты выполненных работ, на основании которых выставлены счета-фактуры с учетом налога на добавленную стоимость.
Оплата выполненных работ по капитальному ремонту произведена Обществом частично (5% стоимости работ) - за счет средств собственников квартир в многоквартирных жилых домах, частично (95% стоимости работ) - за счет денежных средств, выделенных Обществу из бюджета в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" по платежным поручениям.
Выполненные подрядчиками работы по капитальному ремонту, Обществом отражены в бухгалтерском учете и переданы собственникам квартир.
Денежные средства, поступившие от комитета жилищно-коммунального хозяйства города Курска на основании соглашений о долевом финансировании капитального ремонта многоквартирных домов, в налоговую базу в целях исчисления налога на добавленную стоимость Обществом включены не были. Денежные средства, поступившие от собственников жилых помещений, включались Обществом в налоговую базу для исчисления налога на добавленную стоимость, что установлено судами и не оспаривается налоговым органом.
В состав налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость Обществом была включена сумма налога, предъявленная ему подрядными организациями, осуществлявшими капитальный ремонт.
Порядок определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость установлен статьями 153 - 162 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субсидий, предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, а также с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации. При этом суммы субсидий, предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен или льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, при определении налоговой базы не учитываются.
Таким образом, налогоплательщики вправе определять налоговую базу по налогу на добавленную стоимость в соответствии с пунктом 2 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации только в том случае, если реализация ими товаров (работ, услуг) осуществляется по государственным регулируемым ценам и им соответствующий бюджет возмещает фактически полученные убытки, связанные с применением указанных цен, выделяя соответствующие субвенции (субсидии), также налогоплательщики должны являться получателями указанных средств (бюджетополучателями).
В этом случае вышеуказанные средства, выделяемые налогоплательщикам из бюджета для возмещения фактически полученных убытков, связанных с применением государственных регулируемых цен на товары (работы, услуги), не включаются в налоговую базу в целях исчисления налога на добавленную стоимость, так как их получение не связано с расчетами по оплате реализованных товаров (работ, услуг).
Исходя из положений статей 28, 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
Статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено предоставление субсидий и субвенций из местных бюджетов в случаях, предусмотренных федеральными целевыми программами, федеральными законами, региональными целевыми программами, законами субъектов Российской Федерации и решениями представительных органов местного самоуправления.
Пунктом 1 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае, если расходы граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи, то им предоставляются субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Право на субсидии в соответствии с пунктом 2 статьи 159 ЖК РФ имеют, в частности, собственники жилых помещений.
В целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан и стимулирования реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий на основании Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" создана государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (пункт 1 статьи 3, пункт 1 статьи 4 закона).
При этом в силу пункта 6 статьи 20 Закона N 185-ФЗ участие в финансировании капитального ремонта многоквартирного дома собственников жилых помещений определяется в размере не менее чем пять процентов общего объема средств, предоставляемых на проведение капитального ремонта многоквартирного дома.
Во исполнение указанного Закона администрацией города Курска принято постановление от 07.06.2008 N 1287 "Об утверждении адресной программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов в городе Курске на 2008 - 2009 годы" и постановление от 29.07.2008 N 1673 "Об утверждении порядка предоставления субсидий на долевое финансирование муниципальной адресной программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов в городе Курске и порядка выплаты товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом либо собственниками помещений в многоквартирном доме, управление которым осуществляется выбранной собственниками помещений управляющей организацией, средств на долевое финансирование капитального ремонта многоквартирного дома"
В соответствии с пунктами 1, 3 постановления от 29.07.2008 N 1673 субсидией признаются денежные средства, предоставляемые получателям субсидий (товариществам собственников жилья, жилищно-строительным кооперативам, управляющим организациям, выбранным собственниками помещений в многоквартирных домах для их управления), которые поступили от субъекта Российской Федерации и бюджета муниципального образования "город Курск" на проведение капитального ремонта многоквартирных домов.
Получателем субсидий является и ООО "Управляющая компания города Курска".
Из изложенных правовых норм следует, что денежные средства, выделяемые из бюджетов различных уровней в установленном Федеральным законом от 21.07.2007 N 185-ФЗ порядке для финансирования капитального ремонта многоквартирных домов, являются субсидиями, выделяемыми собственникам жилых помещений в многоквартирных домах, включенных в региональную адресную программу по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, через созданные ими (товарищества собственников жилья, кооперативы) или выбранные (управляющая организация) организации для управления многоквартирным домом.
Следовательно, бюджетные средства, полученные обществом "Управляющая компания города Курска" от комитета жилищно-коммунального хозяйства города Курска на основании соглашений о долевом финансировании капитального ремонта многоквартирных домов, подпадают под понятие субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с реализацией налогоплательщиком товаров (работ, услуг, в данном случае - услуг по капитальному ремонту многоквартирных домов) с учетом льгот, предоставляемых собственникам жилых помещений в многоквартирных домах, включенных в региональную адресную программу по проведению капитального ремонта многоквартирных домов (статья 78 Бюджетного кодекса).
Материалами дела подтверждается получение Обществом субсидий по капитальному ремонту многоквартирных домов, которые были направлены им в полном объеме на оплату работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, выполненных подрядчиками (субподрядчиками) на основании заключенных с ними договоров.
Таким образом, исходя из изложенного, в рассматриваемом случае налоговая база должна определяться в соответствии с пунктом 2 статьи 154 НК РФ как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации, т.е. без учета денежных средств, поступивших из бюджета в качестве субсидий.
Статьями 171, 172 Налогового кодекса Российской Федерации не предусмотрено ограничений права на налоговые вычеты для организаций, реализующих товары (работы, услуги) по регулируемым ценам и получающих в связи с этим субсидии за счет бюджетных средств.
Суд правомерно отклонил довод налогового органа об отсутствии у Общества права на предъявление во 2 квартале 2009 года к вычету сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных подрядчикам за выполненные работы по капитальному ремонту, и использованных для оказания соответствующих услуг населению, поскольку он противоречит вышеприведенным нормам налогового законодательства, в связи с чем признал недействительными решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску от 14.10.2011 N 2780 и N 334.
Кроме того, кассационная инстанция считает правильными выводы суда в части признания недействительным требования об уплате налогов от 17.12.2011 N 20880, поскольку оно выставлено на основании решения налогового органа от 14.10.2011, в котором не указаны суммы доначислений НДС, в связи, с чем основания для его выставления у налогового органа отсутствовали.
Фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу установлены судом на основании полного и всестороннего исследования, имеющихся в деле доказательств, отвечающих признакам относимости, допустимости и достаточности.
Доводы налогового органа основаны на неверном толковании норм материального права и направлены на переоценку выводов суда, подтвержденных соответствующими доказательствами, а поэтому в силу требований ст. 286, ч. 2 ст. 287 АПК РФ судебной коллегией отклоняются.
Нарушений требований процессуального законодательства не установлено.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
постановил:
решение Арбитражного суда Курской области от 17.09.2012 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2012 по делу N А35-145/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий
Л.Ф.ШУРОВА
Судьи
Е.И.ЕГОРОВ
М.Н.ЕРМАКОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 22.03.2013 ПО ДЕЛУ N А35-145/2012
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 марта 2013 г. по делу N А35-145/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 18 марта 2013 года
Полный текст постановления изготовлен 22 марта 2013 года
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего Шуровой Л.Ф.
судей Егорова Е.И., Ермакова М.Н.
при участии в заседании:
- от Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску 305000, г. Курск, ул. М.Горького, 37-а Доценко И.А. - представитель по доверенности N 07-16 от 09.01.2013;
- от ООО "Управляющая компания города Курска" 305021, г. Курск, ул. Школьная, д. 7 ОГРН 1084632006326 Пудров Ю.А. - представитель по доверенности N 3473/00-11 от 04.10.2012; Кораблин В.В. - представитель по доверенности N 1 от 23.11.2012.
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску на решение Арбитражного суда Курской области от 17.09.2012 (судья Ольховиков А.Н.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2012 (судьи Михайлова Т.Л., Ольшанская Н.А., Скрынникова В.А.) по делу N А35-145/2012,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания города Курска" (далее - ООО "Управляющая компания города Курска", Общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Курской области с заявлением о признании недействительными решений Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Курску (далее - Инспекция, налоговый орган) от 14.10.2011 N 2780 "Об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения", N 334 "Об отказе в возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению" и требования об уплате налогов от 17.12.2011 N 20880.
Решением Арбитражного суда Курской области от 17.09.2012 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2012 решение суда первой инстанции оставлено без изменений.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и неправильное применение норм материального права, просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты, отказав налогоплательщику в удовлетворении заявленных требований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав пояснения представителей сторон, явившихся в судебное заседание, кассационная коллегия полагает необходимым оставить в силе обжалуемые решение и постановление по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, Инспекцией по результатам проведенной камеральной проверки представленной 15.04.2011 ООО "Управляющая компания города Курска" уточненной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 2 квартал 2009 года, составлен акт от 29.07.2011 N 18386 и вынесено решение от 14.10.2011 N 2780 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения", которым установлено неправомерное заявление Обществом вычетов по НДС в сумме 5 525 000 руб. Также Инспекцией было принято решение от 14.10.2011 N 334 "Об отказе в возмещении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению", которым Обществу отказано в возмещении НДС в сумме 3 955 194 руб.
Основанием для отказа в предоставлении налогоплательщику вычета по НДС в сумме 3 955 194 руб. и отказа в возмещении НДС послужил вывод налогового органа о неправомерном предъявлении Обществом к налоговому вычету НДС, уплаченного им контрагентам-подрядчикам за выполненные работы по капитальному ремонту многоквартирных жилых домов, за счет денежных средств, полученных Обществом за оказанные им услуги по капитальному ремонту многоквартирных домов, находящихся в управлении, из Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О фонде содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства".
Решениями управления Федеральной налоговой службы по Курской области от 02.12.2011 N 733 и от 27.04.2012 N 181, обжалуемые решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску оставлены без изменения, а в удовлетворении жалоб налогоплательщика отказано.
На основании решения от 14.10.2011 N 2780 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" налоговым органом было выставлено Обществу требование от 17.12.2011 N 20880.
Полагая, что решения Инспекции от 14.10.2011 N 2780 и N 334, а также требование об уплате налогов от 17.12.2011 N 20880 вынесены с нарушением норм налогового законодательства, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Разрешая спор по существу и удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что поскольку средства из бюджета выделялись Обществу в качестве компенсации его расходов, связанных с выполнением работ по капитальному ремонту многоквартирных домов по льготным ценам, то налоговая база по НДС должна определяться в соответствии с пунктом 2 статьи 154 НК РФ, т.е. без сумм, поступивших из бюджетов в качестве субсидий.
Кассационная коллегия считает необходимым согласится с данным выводом судов ввиду следующего.
Как следует из материалов дела, фактически осуществляемым обществом "Управляющая компания города Курска" видом деятельности является предоставление услуг по управлению жилищным фондом.
Между комитетом жилищно-коммунального хозяйства города Курска (уполномоченный орган) и ООО "Управляющая компания города Курска" (получатель) было заключено соглашение о долевом финансировании капитального ремонта многоквартирных домов от 24.03.2009, в соответствии с которым комитетом на отдельный счет Общества были перечислены денежные средства фонда, областного и городского бюджетов в суммах 1 770 509 руб. и 10 720 467 руб.
Для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, на проведение которых было предоставлено целевое финансирование в виде субсидий, обществом "Управляющая компания города Курска" (заказчик) во 2 квартале 2009 года были заключены договоры подряда с рядом организаций (подрядчик).
По итогам выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирных домов подрядчиком были составлены акты выполненных работ, на основании которых выставлены счета-фактуры с учетом налога на добавленную стоимость.
Оплата выполненных работ по капитальному ремонту произведена Обществом частично (5% стоимости работ) - за счет средств собственников квартир в многоквартирных жилых домах, частично (95% стоимости работ) - за счет денежных средств, выделенных Обществу из бюджета в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" по платежным поручениям.
Выполненные подрядчиками работы по капитальному ремонту, Обществом отражены в бухгалтерском учете и переданы собственникам квартир.
Денежные средства, поступившие от комитета жилищно-коммунального хозяйства города Курска на основании соглашений о долевом финансировании капитального ремонта многоквартирных домов, в налоговую базу в целях исчисления налога на добавленную стоимость Обществом включены не были. Денежные средства, поступившие от собственников жилых помещений, включались Обществом в налоговую базу для исчисления налога на добавленную стоимость, что установлено судами и не оспаривается налоговым органом.
В состав налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость Обществом была включена сумма налога, предъявленная ему подрядными организациями, осуществлявшими капитальный ремонт.
Порядок определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость установлен статьями 153 - 162 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субсидий, предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, а также с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации. При этом суммы субсидий, предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен или льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, при определении налоговой базы не учитываются.
Таким образом, налогоплательщики вправе определять налоговую базу по налогу на добавленную стоимость в соответствии с пунктом 2 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации только в том случае, если реализация ими товаров (работ, услуг) осуществляется по государственным регулируемым ценам и им соответствующий бюджет возмещает фактически полученные убытки, связанные с применением указанных цен, выделяя соответствующие субвенции (субсидии), также налогоплательщики должны являться получателями указанных средств (бюджетополучателями).
В этом случае вышеуказанные средства, выделяемые налогоплательщикам из бюджета для возмещения фактически полученных убытков, связанных с применением государственных регулируемых цен на товары (работы, услуги), не включаются в налоговую базу в целях исчисления налога на добавленную стоимость, так как их получение не связано с расчетами по оплате реализованных товаров (работ, услуг).
Исходя из положений статей 28, 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
Статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено предоставление субсидий и субвенций из местных бюджетов в случаях, предусмотренных федеральными целевыми программами, федеральными законами, региональными целевыми программами, законами субъектов Российской Федерации и решениями представительных органов местного самоуправления.
Пунктом 1 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае, если расходы граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи, то им предоставляются субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Право на субсидии в соответствии с пунктом 2 статьи 159 ЖК РФ имеют, в частности, собственники жилых помещений.
В целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан и стимулирования реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий на основании Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" создана государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (пункт 1 статьи 3, пункт 1 статьи 4 закона).
При этом в силу пункта 6 статьи 20 Закона N 185-ФЗ участие в финансировании капитального ремонта многоквартирного дома собственников жилых помещений определяется в размере не менее чем пять процентов общего объема средств, предоставляемых на проведение капитального ремонта многоквартирного дома.
Во исполнение указанного Закона администрацией города Курска принято постановление от 07.06.2008 N 1287 "Об утверждении адресной программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов в городе Курске на 2008 - 2009 годы" и постановление от 29.07.2008 N 1673 "Об утверждении порядка предоставления субсидий на долевое финансирование муниципальной адресной программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов в городе Курске и порядка выплаты товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом либо собственниками помещений в многоквартирном доме, управление которым осуществляется выбранной собственниками помещений управляющей организацией, средств на долевое финансирование капитального ремонта многоквартирного дома"
В соответствии с пунктами 1, 3 постановления от 29.07.2008 N 1673 субсидией признаются денежные средства, предоставляемые получателям субсидий (товариществам собственников жилья, жилищно-строительным кооперативам, управляющим организациям, выбранным собственниками помещений в многоквартирных домах для их управления), которые поступили от субъекта Российской Федерации и бюджета муниципального образования "город Курск" на проведение капитального ремонта многоквартирных домов.
Получателем субсидий является и ООО "Управляющая компания города Курска".
Из изложенных правовых норм следует, что денежные средства, выделяемые из бюджетов различных уровней в установленном Федеральным законом от 21.07.2007 N 185-ФЗ порядке для финансирования капитального ремонта многоквартирных домов, являются субсидиями, выделяемыми собственникам жилых помещений в многоквартирных домах, включенных в региональную адресную программу по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, через созданные ими (товарищества собственников жилья, кооперативы) или выбранные (управляющая организация) организации для управления многоквартирным домом.
Следовательно, бюджетные средства, полученные обществом "Управляющая компания города Курска" от комитета жилищно-коммунального хозяйства города Курска на основании соглашений о долевом финансировании капитального ремонта многоквартирных домов, подпадают под понятие субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с реализацией налогоплательщиком товаров (работ, услуг, в данном случае - услуг по капитальному ремонту многоквартирных домов) с учетом льгот, предоставляемых собственникам жилых помещений в многоквартирных домах, включенных в региональную адресную программу по проведению капитального ремонта многоквартирных домов (статья 78 Бюджетного кодекса).
Материалами дела подтверждается получение Обществом субсидий по капитальному ремонту многоквартирных домов, которые были направлены им в полном объеме на оплату работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, выполненных подрядчиками (субподрядчиками) на основании заключенных с ними договоров.
Таким образом, исходя из изложенного, в рассматриваемом случае налоговая база должна определяться в соответствии с пунктом 2 статьи 154 НК РФ как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации, т.е. без учета денежных средств, поступивших из бюджета в качестве субсидий.
Статьями 171, 172 Налогового кодекса Российской Федерации не предусмотрено ограничений права на налоговые вычеты для организаций, реализующих товары (работы, услуги) по регулируемым ценам и получающих в связи с этим субсидии за счет бюджетных средств.
Суд правомерно отклонил довод налогового органа об отсутствии у Общества права на предъявление во 2 квартале 2009 года к вычету сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных подрядчикам за выполненные работы по капитальному ремонту, и использованных для оказания соответствующих услуг населению, поскольку он противоречит вышеприведенным нормам налогового законодательства, в связи с чем признал недействительными решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску от 14.10.2011 N 2780 и N 334.
Кроме того, кассационная инстанция считает правильными выводы суда в части признания недействительным требования об уплате налогов от 17.12.2011 N 20880, поскольку оно выставлено на основании решения налогового органа от 14.10.2011, в котором не указаны суммы доначислений НДС, в связи, с чем основания для его выставления у налогового органа отсутствовали.
Фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу установлены судом на основании полного и всестороннего исследования, имеющихся в деле доказательств, отвечающих признакам относимости, допустимости и достаточности.
Доводы налогового органа основаны на неверном толковании норм материального права и направлены на переоценку выводов суда, подтвержденных соответствующими доказательствами, а поэтому в силу требований ст. 286, ч. 2 ст. 287 АПК РФ судебной коллегией отклоняются.
Нарушений требований процессуального законодательства не установлено.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
постановил:
решение Арбитражного суда Курской области от 17.09.2012 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2012 по делу N А35-145/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий
Л.Ф.ШУРОВА
Судьи
Е.И.ЕГОРОВ
М.Н.ЕРМАКОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)