Судебные решения, арбитраж

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОРЕНБУРГСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 29.06.2011 N 33-4141-2011

Разделы:
Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ОРЕНБУРГСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 29 июня 2011 г. N 33-4141-2011


Мругова Л.К.

Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе председательствующего судьи Сайтбурхановой Р.Х., судей областного суда Коваленко А.И., Долгополовой Н.Н. с участием прокурора Омельченко Л.В. при секретаре Н. 29 июня 2011 года в открытом судебном заседании по докладу Сайтбурхановой Р.Х. рассмотрела дело по кассационной жалобе администрации Илекского района на решение Илекского районного суда Оренбургской области от 19 мая 2011 года по иску прокурора Илекского района Оренбургской области в интересах Б.Н. к администрации муниципального образования Илекский район Оренбургской области о взыскании расходов по оплате жилья с отоплением и освещением.
Заслушав доклад, объяснения представителя Илекского района - Б.В., поддержавшего доводы жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия

установила:

прокурор Илекского района Оренбургской области обратился в суд в интересах Б.Н. с вышеназванным исковым заявлением, указав, что Б.Н. с 1995 года является медицинским работником учреждения здравоохранения, работает в МУЗ "Илекская ЦРБ", проживает в сельской местности. До 01.01.2005 г. Б.Н. пользовалась льготами по 100% оплате жилья, связанных с отоплением и освещением в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья.
За период с 01.04.2008 г. по 31.03.2011 г. (включительно) Б.Н. в счет оплаты за освещение было уплачено, за отопление в указанный период было уплачено. В общей сложности указанным лицом на оплату жилья с отоплением и освещением было потрачено.
За указанный период Б.Н. на основании решения Совета депутатов Илекского района Оренбургской области от 27.12.2004 г. N 303 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий квалифицированных работников районных муниципальных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности на территории Илекского района Оренбургской области" выплачена ежемесячная компенсация на частичное возмещение расходов по оплате за наем жилого помещения, отопление и освещения в сумме.
Считает, что согласно действующему законодательству, с января 2005 года указанная категория медицинских работников не могла быть лишена прав на льготы, которыми они пользовались до 01.01.2005 г., и условия их предоставления не должны были быть ухудшены и соответственно Б.Н., являющейся медицинским работником муниципального учреждения здравоохранения, работающим и проживающим в с. Илек, Илекского района, относящегося к сельской местности, пользующимся до января 2005 года льготами по полному возмещению расходов на отопление и освещения, с указанного времени должно было производиться возмещение данных расходов в полном объеме.
Согласно Уставу МУЗ "Илекская ЦРБ" муниципальное учреждение здравоохранения "Илекская центральная районная больница" учреждено муниципальным образованием "Илекский район". Обязанность по сохранению социальной поддержки в том же объеме, в каком Б.Н. получала до 01.01.2005 г., лежит на муниципальном образовании Илекский район.
Просил суд взыскать с администрации муниципального образования Илекский район Оренбургской области за счет средств местного бюджета в пользу Б.Н. за период с 01.04.2008 г. по 31.03.2011 г. (включительно) в качестве возмещения расходов по оплате жилья с отоплением и освещением в сумме.
В судебном заседании прокурор уточнил исковые требования и просил взыскать с ответчика администрации МО Илекский район Оренбургской области в пользу Б.Н. за период с 01.05.2008 г. по 31.03.2011 г. включительно в качестве возмещения расходов по оплате жилья с отоплением и освещением в сумме.
Б.Н. поддержала уточненные исковые требования прокурора и просила их удовлетворить в полном объеме.
В судебном заседании представитель ответчика - администрации МО Илекский район Оренбургской области Б.В. с исковыми требованиями прокурора не согласился, считал предмет иска необоснованным и не доказанным. Указал, что истцом необоснованно указано в заявлении, что Б.Н. пользовалась льготами по 100% оплате жилья, связанных с отоплением и освещением.
Представитель третьего лица МУЗ "Илекская ЦРБ", извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.
Решением суда исковые требования прокурора Илекского района в интересах Б.Н. были удовлетворены.
Суд постановил: взыскать с администрации муниципального образования Илекский район Оренбургской области за счет средств местного бюджета в пользу Б.Н. расходы по оплате отопления и освещения за период с 01.05.2008 г. по 31.03.2011 г. включительно в сумме.
С вышеуказанным решением суда администрация Илекского района не согласна, в кассационной жалобе она просит его отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения суда.
Часть 2 статьи 63 "Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" от 22.07.1993 г. предусматривала, что врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имеют право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.
В силу п. 50 ст. 35 ФЗ от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ указанное положение Основ признано утратившим силу. Данный закон, согласно преамбуле, принят в целях защиты прав и свобод граждан РФ и решает задачи обеспечения конституционного принципа равенства прав и свобод человека и гражданина, повышения материального благосостояния граждан, приведения системы социальной защиты граждан, которые пользуются льготами и социальными гарантиями и которым предоставляются компенсации, в соответствии с положениями, закрепленными в его преамбуле, и не могут использоваться для умаления прав и законных интересов человека и гражданина. Пунктом 50 ст. 35 указанного Федерального закона решение вопросов социальной поддержки медицинских работников было передано тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения.
Статьей 63 Основ, в новой редакции определено, что меры социальной поддержки медицинских работников муниципальных организаций здравоохранения определяются и осуществляются органами местного самоуправления (ч. 4, 6). При этом, при изменении после 31.12.2004 г. порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены. Указанная правовая позиция отражена в Постановлении Конституционного Суда РФ от 15.05.2006 г. N 5-П, Определении Конституционного суда РФ от 07.02.2008 г. N 383-0-П, в которых указано, что установленное п. 50 ст. 35 ФЗ от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ правовое регулирование не предполагает лишение медицинских работников муниципальных учреждений здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности, права на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг, которыми они пользовались до 01.01.2005 г. на основании ч. 2 ст. 63 Основ.
Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 05.02.2009 г. N 149-0-П следует, что в соответствии с неоднократно выраженной в решениях Конституционного Суда РФ правовой позицией изменение законодательства, ранее установленных правил предоставления населению льгот и компенсаций должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан закону и действиям государства, предполагающий правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования недопустимость внесения произвольных изменений в действующую норму и предсказуемость законодательной политики, в том числе в социальной сфере, с тем чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав действенности их государственной защиты, т.е. в том, что приобретено ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями, и будет реализовано. Российская Федерация, как правовое социальное государство, не может произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств, и отмена либо приостановление предоставления выплат, либо льгот компенсационного характера допустимы только при условии надлежащего механизма соответствующего возмещения, формы и способы которого могут меняться, но объем не должен уменьшаться.
Часть 1 ст. 153 ФЗ от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ не предполагает, что Российская Федерация вправе отказаться от предоставления медицинским работникам, работающим и проживающим в сельской местности, жилищно-коммунальных льгот, которыми они пользовались на основании законодательства, действующего до 01.01.2005 г. В целях недопущения ущемления социальных прав указанной категории медицинских работников, как указано в вышеназванном определении, федеральному законодательству надлежит урегулировать порядок предоставления им мер социальной поддержки, а до его установления на Российской Федерации лежит обязанность по сохранению жилищно-коммунальных льгот для тех, кто, работая и проживая в сельской местности, пользовался этими льготами до указанной даты.
Из материалов дела следует, что Б.Н. с 17.07.1995 г. по настоящее время работает в МУЗ "Илекская ЦРБ" в должности (л.д. 17 - 18). Б.Н. является собственником одноэтажного деревянного жилого дома, расположенного по адресу: (л.д. 20), прописана и проживает в указанном доме и имеет следующий состав семьи: сын - Б.М.П. (л.д. 22).
Из представленных документов, следует, что затраты Б.Н. на освещение за период времени с 01.05.2008 г. по 31.03.2011 г. включительно составили, за отопление за период времени с 01.05.2008 г. по 31.03.2011 г. составили. (л.д. 24, 28 - 34). Согласно сведениям о выплате ежемесячной денежной компенсации на возмещение расходов по оплате коммунальных услуг за указанный период Б.Н. выплачено (л.д. 25, 26).
Принимая решение о взыскании фактических расходов по оплате жилья на отопление и освещение за период с 01.01.2008 г. по 31.12.2010 г. с администрации Муниципального образования Илекский район Оренбургской области в пользу истицы, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что Б.Н., начиная с 17.07.1995 г., работая и проживая в сельской местности, пользовалась правом на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством. Размер произведенной выплаты Б.Н. в сумме ежемесячно по сравнению с фактическими затратами незначителен, а согласно определению Конституционного Суда, отмена либо приостановление предоставления выплат либо льгот компенсационного характера допустимы только при условии надлежащего механизма соответствующего возмещения, формы и способы которого могут меняться, но объем не должен уменьшаться.
С выводами суда судебная коллегия соглашается, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела и закону, подлежащему применению к правоотношениям сторон.
Довод кассационной жалобы о том, что оплата отопления не осуществляется в период с 15 апреля по 15 октября каждого года, в связи с чем оплата потребляемого газа за этот период не должна возлагаться на ответчика, несостоятелен, поскольку судом при расчете расходов по оплате жилья на отопление и освещение было принято фактическое потребление газа за указанный период. Доказательств иного стороной ответчика представлено не было.
Кассационная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения и отмены решения суда.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ судебная коллегия

определила:

решение Илекского районного суда Оренбургской области от 19 мая 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Илекского района - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)