Судебные решения, арбитраж
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 29.07.2013
Постановление изготовлено в полном объеме 31.07.2013
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Стахановой В.Н., судей Еремичевой Н.В. и Заикиной Н.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Платоновой Г.Н., при участии от заинтересованного лица - административной комиссии муниципального образования г. Тула по Пролетарскому району (г. Тула) - Бурмистрова О.Н. (доверенность от 21.06.2013 N 42), в отсутствие заявителя - закрытого акционерного общества "Домоуправ" (г. Тула, ИНН 7104518022, ОГРН 1127154013205), извещенного о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу административной комиссии муниципального образования г. Тула по Пролетарскому району на решение Арбитражного суда Тульской области от 24.06.2013 по делу N А68-3702/2013 (судья Рыжикова Н.А.),
установил:
следующее.
Закрытое акционерное общество "Домоуправ" (далее - заявитель, общество, ЗАО "Домоуправ") обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления административной комиссии муниципального образования г. Тула по Пролетарскому району (далее - заинтересованное лицо, административная комиссия, административный орган) от 11.04.2013 N 487, которым общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.11 Закона Тульской области от 09.06.2003 N 388-ЗТО "Об административных правонарушениях в Тульской области" (далее - Закон N 388-ЗТО), в виде административного штрафа в размере 105 тыс. рублей.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 24.06.2013 заявленные обществом требования удовлетворены. При этом суд первой инстанции исходил из того, что административный орган не установил событие административного правонарушения и неправильно квалифицировал совершенное обществом правонарушение, административным органом при производстве по делу об административном правонарушении не соблюден установленный порядок привлечения общества к административной ответственности.
Административная комиссия подала апелляционную жалобу, в которой просит указанное решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на судебную практику и несогласие с выводом суда первой инстанции о неправильной квалификации совершенного обществом правонарушения, поскольку статья 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусматривает административную ответственность за образование снежно-ледяных накатов на входе в подъезд, крыльце, тротуарах, проезжих частях территорий и подъездов к ним, а следовательно, указанное правонарушение следует квалифицировать по статье 8.11 Закона N 388-ЗТО, которая предусматривает ответственность за совершение иных действий, запрещенных правилами благоустройства территорий.
При этом податель апелляционной жалобы отмечает, что иное толкование действующего законодательства об административных правонарушениях нарушает принцип равенства перед законом и дискредитирует авторитет государственных органов и органов местного самоуправления.
Общество отзыв в материалы дела не представило.
Заявитель в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в порядке, предусмотренном статей 121 - 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что неявка представителя общества не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы по имеющимся в деле доказательствам, в связи с чем дело рассмотрено в его отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителя административного органа, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как усматривается из материалов дела, 18.03.2013 в рамках осуществления контроля за соблюдением Правил благоустройства территории муниципального образования города Тула, утвержденных решением Тульской городской Думы от 30.05.2012 N 46/938, должностным лицом управления по административно-техническому надзору администрации города Тулы выявлен факт неудовлетворительного содержания территории жилого дома, расположенного по адресу: г. Тула, ул. Дементьева, д. 35, а именно: не очищены от снега и наледи подходы и ступеньки подъездов, не произведена обработка прилегающей территории противогололедными средствами.
Данные факты отражены в акте от 18.03.2013.
Усмотрев в действия ЗАО "Домоуправ" признаки административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.11 Закона N 388-ЗТО, управление по административно-техническому надзору администрации города Тулы составило протокол от 18.03.2013 N 696.
Управлением по административно-техническому надзору администрации г. Тулы материалы административного дела переданы по подведомственности в административную комиссию территориального управления администрации г. Тулы по Пролетарскому району.
Постановлением по делу об административном правонарушении от 11.04.2013 N 487 общество привлечено к административной ответственности по статьей 8.11 Закона N 388-ЗТО с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 105 тыс. рублей.
Считая, что данное постановление является незаконным и подлежит отмене, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассматривая дело по существу и удовлетворяя заявленные обществом требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу части 1 статьи 1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии со статьей 2.1 Закона N 388-ЗТО дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим законом, рассматриваются в пределах установленных полномочий, в частности, административными комиссиями в Тульской области, создаваемыми в соответствии с законом области.
Административные комиссии рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 6.1 - 1, 6.4, 6.8, 6.9, 6.11, 6.12, 7.1 - 7.3, 8.2, 8.3 - 1, 8.4 - 1, 8.5, 8.6, 8.6 - 1, 8.7 (в отношении объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения), 8.8-8.11, 9.1, 10-1.1-10-1.3 (в отношении получателей средств местного бюджета) настоящего закона (часть 3 статьи 2.2 Закона N 388-ЗТО).
Согласно статье 4.1 Закона N 388-ЗТО протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим законом, имеют право составлять, в частности, руководитель отраслевого функционального органа местной администрации в сфере жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства и его заместители - об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 8.2, 8.5 - 8.6 - 1, 8.8 - 8.11 настоящего закона.
В силу статьи 8.11 Закона N 388-ЗТО совершение иных действий, запрещенных правилами благоустройства территорий, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения в сфере жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства.
Объективной стороной - совершение иных действий, запрещенных правилами благоустройства территорий.
Решением Тульской городской Думы от 30.05.2012 N 46/938 утверждены Правила благоустройства территории муниципального образования города Тулы (далее - Правила благоустройства).
Положениями пункта 8.2.49 Правил благоустройства предусмотрено, что тротуары, дворовые территории и проезды должны быть очищены собственниками, арендаторами (правообладателями) соответствующих территорий и (или) уполномоченными собственниками помещений в МКД организациями, на которые возложена обязанность по уборке территории от снега и наледи до усовершенствованного покрытия (асфальта, брусчатки, тротуарной плитки, бетона и т.п.). При возникновении наледи (гололеда) производится обработка песком.
В силу пункта 8.2.52.4 Правил благоустройства запрещается образование снежно-ледяных накатов на ступенях при входе в подъезд, крыльце, тротуарах, проезжих частях дворовых территорий и проездов к ним.
Согласно требованиям статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в частности: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.
В соответствии с частью 1 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В подтверждение события административного правонарушения административная комиссия представила акт от 18.03.2013, протокол об административном правонарушении от 18.03.2013 N 696, фотоматериалы.
В соответствии с частью 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Таким образом, протокол об административном правонарушении представляет собой процессуальный документ, фиксирующий фактические данные, имеющие значение для правильного разрешения дела об административном правонарушении, и содержащий, в частности, позицию лица, в отношении которого данное дело возбуждено, и его подпись, что является средством обеспечения достоверности указанного документа (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27.01.2011 N 89-О-О) и, следовательно, является основной формой фиксации доказательств по делам об административных правонарушениях.
Согласно статье 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела.
Как установлено судом, из содержания оспариваемого постановления об административном правонарушении от 11.04.2013 N 487, протокола об административном правонарушении от 18.03.2013 N 696 не представляется возможным установить обстоятельства вменяемого заявителю правонарушения, поскольку в постановлении и протоколе не указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела и свидетельствующие о наличии состава, в частности, объективной стороны и вины общества в совершении правонарушения, предусмотренного статьей 8.11 Закона N 388-ЗТО.
В качестве объективной стороны вменяемого заявителю административного правонарушения в оспариваемом постановлении указано на то, что 18.03.2013 в 15 часов 25 минут ЗАО "Домоуправ" допустило образование снежно-ледяных накатов на придомовой территории и входах в подъезды жилого дома, расположенного по адресу: г. Тула, ул. Дементьева, д. 35, чем нарушило пункты 8.2.49 и 8.2.52.4 Правил благоустройства.
Таким образом, оспариваемое постановление содержит только сведения о выявлении административного правонарушения по указанному адресу. При этом вопрос вины общества в совершении вменяемого правонарушения не исследовался.
Кроме того, суд первой инстанции правомерно указал, что административным органом вменяется в вину общества образование снежно-ледяных накатов на придомовой территории и входах в подъезды жилого дома, расположенного по адресу: г. Тула, ул. Дементьева, д. 35.
В нормативных документах, в частности, Правилах благоустройства отсутствует понятие "снежно-ледяной накат", в связи с чем невозможно установить объективную сторону административного правонарушения.
При этом подробное описание правонарушения является важным фактором для определения его юридической квалификации.
Как следует из материалов дела, представленные административным органом в качестве доказательства совершения обществом вменяемого правонарушения в материалы дела фотоматериалы свидетельствуют о наличии снега на придомовой территории, однако достоверно установить, что это территория жилого дома N 35 по ул. Дементьева г. Тулы, не представляется возможным.
Таким образом, в материалах административного дела отсутствуют фактические данные, на основании которых административный орган при принятии оспариваемого постановления установил наличие события вменяемого заявителю административного правонарушения.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что административный орган не представил доказательств, позволяющих установить событие административного правонарушения, в связи с чем в действиях общества отсутствуют признаки административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что административным органом при производстве по делу об административном правонарушении не соблюден установленный порядок привлечения общества к административной ответственности, исходя из следующего.
В силу части 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в протоколе об административном правонарушении указываются все необходимые сведения, в частности, время, место и событие административного правонарушения.
Положениями части 3 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено разъяснение прав и обязанностей, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях для участников производства, среди которых установленное частью 1 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях право давать объяснения по делу и заявлять отводы.
Согласно части 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении, а также предоставлено право представить объяснения и замечания по содержанию протокола.
В соответствии с частью 5 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.
Таким образом, протокол об административном правонарушении должен быть составлен в присутствии лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, в частности, при привлечении к административной ответственности юридического лица в качестве лица, присутствующего при составлении протокола, должен выступать законный представитель организации.
Из смысла указанных норм следует, что оформляемый процессуальный документ (протокол об административном правонарушении) должен быть подписан только лицом, имеющим статус законного представителя, определенный Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Положениями статьи 25.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что законным представителем юридического лица выступает его руководитель или другое лицо, признаваемое законом или учредительными документами органом данного юридического лица.
Полномочия законного представителя должны быть подтверждены документами, удостоверяющими его служебное положение.
В силу части 4.1 статьи 28. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Пунктом 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" указано, что положения статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, регламентирующие порядок составления протокола об административном правонарушении, предоставляют ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.
Суду при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности или дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности необходимо проверять соблюдение положений статьи 28.2 Кодекса, направленных на защиту прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, имея в виду, что их нарушение может являться основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности в силу части 2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации либо для признания незаконным и отмены оспариваемого решения административного органа (часть 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Как установлено судом, протокол об административном правонарушении от 18.03.2013 составлен должностным лицом Управления по административно-техническому надзору администрации г. Тулы в присутствии представителя ЗАО "Домоуправ" Волковой Т.И. по доверенности от 15.03.2013.
При этом в подтверждение надлежащего извещения общества о времени и месте составления протокола об административном правонарушении управление представило в материалы дела уведомление, согласно которому представитель общества приглашается 18.03.2013 в 14 часов 00 минут для совместного объезда территорий Пролетарского района, закрепленных за обществом.
Согласно отчету об отправке указанное уведомление направлено по факсимильной связи 18.03.2013 в 13 часов 24 минуты на факс абонента "ЗАО УК г. Тулы".
При этом из представленного отчета об отправке не представляется возможным идентифицировать, что именно направлялось в адрес "ЗАО УК г. Тулы", а также факт получения ЗАО "Домоуправ" данного уведомления.
При этом данное уведомление не извещает общество о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
Между тем 18.03.2013 управлением выявлен факт нарушения содержания придомовой территории жилого дома по адресу: г. Тула, ул. Дементьева, д. 35 и в 17 часов 10 минут составлен протокол об административном правонарушении.
При этом доказательств свидетельствующих об извещении общества о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о лишении заявителя гарантий защиты прав, предоставленных ему законодательством при привлечении к административной ответственности, поскольку на момент составления протокола об административном правонарушении общество фактически не было извещено о времени и месте совершения указанных процессуальных действий.
Согласно статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются, в частности, протоколом об административном правонарушении.
Таким образом, составление протокола об административном правонарушении с нарушением установленного порядка исключает его из числа допустимых доказательств по делу об административном правонарушении.
Кроме того, суд первой инстанции обоснованно указал на неправильную квалификацию вмененного обществу административного правонарушения.
Как установлено судом, в акте от 18.03.2013, протоколе об административном правонарушении от 18.03.2013 указано, что управлением по административно-техническому надзору выявлен факт нарушения ЗАО "Домоуправ" содержания придомовой территории жилого дома (не очищены от снега и наледи подходы и ступеньки подъездов, не произведена обработка прилегающей территории противогололедными материалами).
Ненадлежащее содержание придомовой территории образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Так, в силу части 1 статьи 1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе за нарушения правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
При этом к ведению субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности за нарушение лишь законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления (статья 1.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В силу статьи 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
ЗАО "Домоуправ" является управляющей компанией, избранной собственниками помещений в многоквартирном доме, для содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Положениями статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация за плату обязана оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам.
Согласно статье 39 Жилищного кодекса Российской Федерации правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее -Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме).
В соответствии с пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме общее имущество дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем наряду с другими требованиями соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
В силу пункта 16 Правил надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается, в том числе собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда утверждены постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), которые являются обязательными для исполнения как собственниками помещений, так и управляющими организациями.
Правила N 170 определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда (пункт 1.1 Правил N 170).
Положения Правил эксплуатации жилищного фонда обязательны для соблюдения управляющими организациями, занятыми обслуживанием жилищного фонда.
Техническая эксплуатация жилищного фонда включает в себя, в частности, санитарное содержание (уборка мест общего пользования; уборка мест придомовой территории; уход за зелеными насаждениями) (пункт 1.8 Правил N 170).
Наружные площадки у входных дверей и тамбуры лестничных клеток следует систематически очищать от снега и наледи (пункт 3.2.13 Правил N 170).
В силу пунктов 3.6.1, 3.6.8 Правил N 170 уборка площадок, садов, дворов, дорог, тротуаров, дворовых и внутриквартальных проездов территорий должна производиться организациями по обслуживанию жилищного фонда; тротуары допускается убирать специализированными службами. Уборка придомовых территорий должна проводиться в следующей последовательности: вначале убирать, а в случае гололеда и скользкости -посыпать песком тротуары, пешеходные дорожки, а затем дворовые территории.
Уборку, кроме снегоочистки, которая производится во время снегопадов, следует проводить в режиме, в утренние или вечерние часы. Объем уборочных работ в летнее и зимнее время следует определять по площадям в зависимости от материала покрытия придомовой территории, приведенным в техническом паспорте на жилой дом (дома) и земельный участок (пункт 3.6.9 Правил N 170).
Снег при ручной уборке тротуаров и внутриквартальных (асфальтовых и брусчатых) проездов должен убираться полностью под скребок. При отсутствии усовершенствованных покрытий снег следует убирать под движок, оставляя слой снега для последующего его уплотнения (пункт 3.6.22 Правил N 170).
При возникновении скользкости обработка дорожных покрытий пескосоляной смесью должна производиться по норме 0,2-0,3 кг/м при помощи распределителей (пункт 3.6.23 Правил N 170).
Как установлено судом, представленные в материалы дела доказательства свидетельствуют о ненадлежащем исполнении заявителем, как управляющей компанией, ответственной за содержание жилого дома, правил содержания жилых домов и жилых помещений.
При этом заявитель привлечен к административной ответственности по статье 8.11 Закона N 388-ЗТО, предусматривающей ответственность за совершение иных действий, запрещенных правилами благоустройства территории.
Однако норма данной статьи не конкретизирует вид нарушения правил благоустройства и не предусматривает в виде состава административного правонарушения нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов, правил содержания жилых домов и жилых помещений.
Вместе с тем статья 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов, правил содержания жилых домов и жилых помещений, то есть данный вид правонарушения отнесен к ведению федерального законодательства.
На основании изложенного суд первой инстанции обоснованно указал, что выявленный административным органом факт нарушения содержания придомовой территории (не очищены от снега и наледи подходы и ступеньки подъездов, не произведена обработка прилегающей территории противогололедными материалами) является неисполнением заявителем, как управляющей компанией, обязанности, предусмотренной нормами Правил и норм эксплуатации жилищного фонда N 170, и установленной данным федеральным нормативным актом, вследствие чего в рассматриваемом случае допущенное заявителем правонарушение должно было быть квалифицировано по статье 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, то есть по нормативному акту, имеющему приоритет по сравнению с законодательством субъекта Российской Федерации.
При этом одновременное привлечение заявителя к ответственности по статье 8.11 Закона N 388-ЗТО и по статье 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не может иметь место, поскольку это противоречит общим принципам назначения административного наказания, в частности, пункту 5 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и нарушает права и законные интересы заявителя, как лица, привлекаемого к ответственности.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое постановление от 11.04.2013 N 487 является незаконным, в связи с чем обоснованно удовлетворил заявленные обществом требования.
Довод подателя жалобы о несогласии с выводом суда первой инстанции о необходимости квалификации совершенного обществом правонарушения по статье 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не может быть принят во внимание судом апелляционной инстанции в силу следующего.
Частью 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации установлено, что законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
В силу статьи 26 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" невыполнение или нарушение законодательства субъекта Российской Федерации всеми находящимися на территории субъекта Российской Федерации органами государственной власти, другими государственными органами и государственными учреждениями, органами местного самоуправления, организациями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации. В случае если административная ответственность за указанные действия не установлена федеральным законом, она может быть установлена законом субъекта Российской Федерации.
В силу части 3 статьи 1.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Таким образом, субъекты Российской Федерации вправе устанавливать административную ответственность за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления по вопросам совместного ведения не урегулированных федеральным законом.
Следовательно, при наличии специальной нормы федерального закона, предусматривающей административную ответственность за совершение прямо определенного противоправного деяния, подлежит применению данная норма.
Так, ответственность за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов, правил содержания жилых домов и жилых помещений установлена статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С учетом изложенного судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что данное обстоятельство исключает возможность привлечения общества к ответственности по статье 8.11 Закона N 388-ЗТО.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на судебную практику является несостоятельной, поскольку не может рассматриваться как разъясняющая вопросы применения той или иной нормы права применительно к данному делу.
По существу доводы заявителя жалобы повторяют позицию административного органа по делу, не опровергают выводов суда первой инстанции, основаны на неверном толковании положений вышеуказанных норм закона.
Иных доводов, основанных на доказательственной базе и способных повлечь отмену обжалуемого судебного акта апелляционная жалоба не содержит, в силу чего удовлетворению не подлежит.
Фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, отвечающих признакам относимости, допустимости и достаточности.
Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловную отмену судебного акта, апелляционной инстанцией не выявлено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тульской области от 24.06.2013 по делу N А68-3702/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
В.Н.СТАХАНОВА
Судьи
Н.В.ЕРЕМИЧЕВА
Н.В.ЗАИКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 31.07.2013 ПО ДЕЛУ N А68-3702/2013
Разделы:Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 июля 2013 г. по делу N А68-3702/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 29.07.2013
Постановление изготовлено в полном объеме 31.07.2013
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Стахановой В.Н., судей Еремичевой Н.В. и Заикиной Н.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Платоновой Г.Н., при участии от заинтересованного лица - административной комиссии муниципального образования г. Тула по Пролетарскому району (г. Тула) - Бурмистрова О.Н. (доверенность от 21.06.2013 N 42), в отсутствие заявителя - закрытого акционерного общества "Домоуправ" (г. Тула, ИНН 7104518022, ОГРН 1127154013205), извещенного о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу административной комиссии муниципального образования г. Тула по Пролетарскому району на решение Арбитражного суда Тульской области от 24.06.2013 по делу N А68-3702/2013 (судья Рыжикова Н.А.),
установил:
следующее.
Закрытое акционерное общество "Домоуправ" (далее - заявитель, общество, ЗАО "Домоуправ") обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления административной комиссии муниципального образования г. Тула по Пролетарскому району (далее - заинтересованное лицо, административная комиссия, административный орган) от 11.04.2013 N 487, которым общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.11 Закона Тульской области от 09.06.2003 N 388-ЗТО "Об административных правонарушениях в Тульской области" (далее - Закон N 388-ЗТО), в виде административного штрафа в размере 105 тыс. рублей.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 24.06.2013 заявленные обществом требования удовлетворены. При этом суд первой инстанции исходил из того, что административный орган не установил событие административного правонарушения и неправильно квалифицировал совершенное обществом правонарушение, административным органом при производстве по делу об административном правонарушении не соблюден установленный порядок привлечения общества к административной ответственности.
Административная комиссия подала апелляционную жалобу, в которой просит указанное решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на судебную практику и несогласие с выводом суда первой инстанции о неправильной квалификации совершенного обществом правонарушения, поскольку статья 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусматривает административную ответственность за образование снежно-ледяных накатов на входе в подъезд, крыльце, тротуарах, проезжих частях территорий и подъездов к ним, а следовательно, указанное правонарушение следует квалифицировать по статье 8.11 Закона N 388-ЗТО, которая предусматривает ответственность за совершение иных действий, запрещенных правилами благоустройства территорий.
При этом податель апелляционной жалобы отмечает, что иное толкование действующего законодательства об административных правонарушениях нарушает принцип равенства перед законом и дискредитирует авторитет государственных органов и органов местного самоуправления.
Общество отзыв в материалы дела не представило.
Заявитель в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в порядке, предусмотренном статей 121 - 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что неявка представителя общества не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы по имеющимся в деле доказательствам, в связи с чем дело рассмотрено в его отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителя административного органа, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как усматривается из материалов дела, 18.03.2013 в рамках осуществления контроля за соблюдением Правил благоустройства территории муниципального образования города Тула, утвержденных решением Тульской городской Думы от 30.05.2012 N 46/938, должностным лицом управления по административно-техническому надзору администрации города Тулы выявлен факт неудовлетворительного содержания территории жилого дома, расположенного по адресу: г. Тула, ул. Дементьева, д. 35, а именно: не очищены от снега и наледи подходы и ступеньки подъездов, не произведена обработка прилегающей территории противогололедными средствами.
Данные факты отражены в акте от 18.03.2013.
Усмотрев в действия ЗАО "Домоуправ" признаки административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.11 Закона N 388-ЗТО, управление по административно-техническому надзору администрации города Тулы составило протокол от 18.03.2013 N 696.
Управлением по административно-техническому надзору администрации г. Тулы материалы административного дела переданы по подведомственности в административную комиссию территориального управления администрации г. Тулы по Пролетарскому району.
Постановлением по делу об административном правонарушении от 11.04.2013 N 487 общество привлечено к административной ответственности по статьей 8.11 Закона N 388-ЗТО с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 105 тыс. рублей.
Считая, что данное постановление является незаконным и подлежит отмене, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассматривая дело по существу и удовлетворяя заявленные обществом требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу части 1 статьи 1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии со статьей 2.1 Закона N 388-ЗТО дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим законом, рассматриваются в пределах установленных полномочий, в частности, административными комиссиями в Тульской области, создаваемыми в соответствии с законом области.
Административные комиссии рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 6.1 - 1, 6.4, 6.8, 6.9, 6.11, 6.12, 7.1 - 7.3, 8.2, 8.3 - 1, 8.4 - 1, 8.5, 8.6, 8.6 - 1, 8.7 (в отношении объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения), 8.8-8.11, 9.1, 10-1.1-10-1.3 (в отношении получателей средств местного бюджета) настоящего закона (часть 3 статьи 2.2 Закона N 388-ЗТО).
Согласно статье 4.1 Закона N 388-ЗТО протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим законом, имеют право составлять, в частности, руководитель отраслевого функционального органа местной администрации в сфере жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства и его заместители - об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 8.2, 8.5 - 8.6 - 1, 8.8 - 8.11 настоящего закона.
В силу статьи 8.11 Закона N 388-ЗТО совершение иных действий, запрещенных правилами благоустройства территорий, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения в сфере жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства.
Объективной стороной - совершение иных действий, запрещенных правилами благоустройства территорий.
Решением Тульской городской Думы от 30.05.2012 N 46/938 утверждены Правила благоустройства территории муниципального образования города Тулы (далее - Правила благоустройства).
Положениями пункта 8.2.49 Правил благоустройства предусмотрено, что тротуары, дворовые территории и проезды должны быть очищены собственниками, арендаторами (правообладателями) соответствующих территорий и (или) уполномоченными собственниками помещений в МКД организациями, на которые возложена обязанность по уборке территории от снега и наледи до усовершенствованного покрытия (асфальта, брусчатки, тротуарной плитки, бетона и т.п.). При возникновении наледи (гололеда) производится обработка песком.
В силу пункта 8.2.52.4 Правил благоустройства запрещается образование снежно-ледяных накатов на ступенях при входе в подъезд, крыльце, тротуарах, проезжих частях дворовых территорий и проездов к ним.
Согласно требованиям статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в частности: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.
В соответствии с частью 1 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В подтверждение события административного правонарушения административная комиссия представила акт от 18.03.2013, протокол об административном правонарушении от 18.03.2013 N 696, фотоматериалы.
В соответствии с частью 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Таким образом, протокол об административном правонарушении представляет собой процессуальный документ, фиксирующий фактические данные, имеющие значение для правильного разрешения дела об административном правонарушении, и содержащий, в частности, позицию лица, в отношении которого данное дело возбуждено, и его подпись, что является средством обеспечения достоверности указанного документа (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27.01.2011 N 89-О-О) и, следовательно, является основной формой фиксации доказательств по делам об административных правонарушениях.
Согласно статье 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела.
Как установлено судом, из содержания оспариваемого постановления об административном правонарушении от 11.04.2013 N 487, протокола об административном правонарушении от 18.03.2013 N 696 не представляется возможным установить обстоятельства вменяемого заявителю правонарушения, поскольку в постановлении и протоколе не указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела и свидетельствующие о наличии состава, в частности, объективной стороны и вины общества в совершении правонарушения, предусмотренного статьей 8.11 Закона N 388-ЗТО.
В качестве объективной стороны вменяемого заявителю административного правонарушения в оспариваемом постановлении указано на то, что 18.03.2013 в 15 часов 25 минут ЗАО "Домоуправ" допустило образование снежно-ледяных накатов на придомовой территории и входах в подъезды жилого дома, расположенного по адресу: г. Тула, ул. Дементьева, д. 35, чем нарушило пункты 8.2.49 и 8.2.52.4 Правил благоустройства.
Таким образом, оспариваемое постановление содержит только сведения о выявлении административного правонарушения по указанному адресу. При этом вопрос вины общества в совершении вменяемого правонарушения не исследовался.
Кроме того, суд первой инстанции правомерно указал, что административным органом вменяется в вину общества образование снежно-ледяных накатов на придомовой территории и входах в подъезды жилого дома, расположенного по адресу: г. Тула, ул. Дементьева, д. 35.
В нормативных документах, в частности, Правилах благоустройства отсутствует понятие "снежно-ледяной накат", в связи с чем невозможно установить объективную сторону административного правонарушения.
При этом подробное описание правонарушения является важным фактором для определения его юридической квалификации.
Как следует из материалов дела, представленные административным органом в качестве доказательства совершения обществом вменяемого правонарушения в материалы дела фотоматериалы свидетельствуют о наличии снега на придомовой территории, однако достоверно установить, что это территория жилого дома N 35 по ул. Дементьева г. Тулы, не представляется возможным.
Таким образом, в материалах административного дела отсутствуют фактические данные, на основании которых административный орган при принятии оспариваемого постановления установил наличие события вменяемого заявителю административного правонарушения.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что административный орган не представил доказательств, позволяющих установить событие административного правонарушения, в связи с чем в действиях общества отсутствуют признаки административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что административным органом при производстве по делу об административном правонарушении не соблюден установленный порядок привлечения общества к административной ответственности, исходя из следующего.
В силу части 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в протоколе об административном правонарушении указываются все необходимые сведения, в частности, время, место и событие административного правонарушения.
Положениями части 3 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено разъяснение прав и обязанностей, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях для участников производства, среди которых установленное частью 1 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях право давать объяснения по делу и заявлять отводы.
Согласно части 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении, а также предоставлено право представить объяснения и замечания по содержанию протокола.
В соответствии с частью 5 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.
Таким образом, протокол об административном правонарушении должен быть составлен в присутствии лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, в частности, при привлечении к административной ответственности юридического лица в качестве лица, присутствующего при составлении протокола, должен выступать законный представитель организации.
Из смысла указанных норм следует, что оформляемый процессуальный документ (протокол об административном правонарушении) должен быть подписан только лицом, имеющим статус законного представителя, определенный Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Положениями статьи 25.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что законным представителем юридического лица выступает его руководитель или другое лицо, признаваемое законом или учредительными документами органом данного юридического лица.
Полномочия законного представителя должны быть подтверждены документами, удостоверяющими его служебное положение.
В силу части 4.1 статьи 28. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Пунктом 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" указано, что положения статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, регламентирующие порядок составления протокола об административном правонарушении, предоставляют ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.
Суду при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности или дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности необходимо проверять соблюдение положений статьи 28.2 Кодекса, направленных на защиту прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, имея в виду, что их нарушение может являться основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности в силу части 2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации либо для признания незаконным и отмены оспариваемого решения административного органа (часть 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Как установлено судом, протокол об административном правонарушении от 18.03.2013 составлен должностным лицом Управления по административно-техническому надзору администрации г. Тулы в присутствии представителя ЗАО "Домоуправ" Волковой Т.И. по доверенности от 15.03.2013.
При этом в подтверждение надлежащего извещения общества о времени и месте составления протокола об административном правонарушении управление представило в материалы дела уведомление, согласно которому представитель общества приглашается 18.03.2013 в 14 часов 00 минут для совместного объезда территорий Пролетарского района, закрепленных за обществом.
Согласно отчету об отправке указанное уведомление направлено по факсимильной связи 18.03.2013 в 13 часов 24 минуты на факс абонента "ЗАО УК г. Тулы".
При этом из представленного отчета об отправке не представляется возможным идентифицировать, что именно направлялось в адрес "ЗАО УК г. Тулы", а также факт получения ЗАО "Домоуправ" данного уведомления.
При этом данное уведомление не извещает общество о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
Между тем 18.03.2013 управлением выявлен факт нарушения содержания придомовой территории жилого дома по адресу: г. Тула, ул. Дементьева, д. 35 и в 17 часов 10 минут составлен протокол об административном правонарушении.
При этом доказательств свидетельствующих об извещении общества о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о лишении заявителя гарантий защиты прав, предоставленных ему законодательством при привлечении к административной ответственности, поскольку на момент составления протокола об административном правонарушении общество фактически не было извещено о времени и месте совершения указанных процессуальных действий.
Согласно статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются, в частности, протоколом об административном правонарушении.
Таким образом, составление протокола об административном правонарушении с нарушением установленного порядка исключает его из числа допустимых доказательств по делу об административном правонарушении.
Кроме того, суд первой инстанции обоснованно указал на неправильную квалификацию вмененного обществу административного правонарушения.
Как установлено судом, в акте от 18.03.2013, протоколе об административном правонарушении от 18.03.2013 указано, что управлением по административно-техническому надзору выявлен факт нарушения ЗАО "Домоуправ" содержания придомовой территории жилого дома (не очищены от снега и наледи подходы и ступеньки подъездов, не произведена обработка прилегающей территории противогололедными материалами).
Ненадлежащее содержание придомовой территории образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Так, в силу части 1 статьи 1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе за нарушения правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
При этом к ведению субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности за нарушение лишь законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления (статья 1.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В силу статьи 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
ЗАО "Домоуправ" является управляющей компанией, избранной собственниками помещений в многоквартирном доме, для содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Положениями статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация за плату обязана оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам.
Согласно статье 39 Жилищного кодекса Российской Федерации правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее -Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме).
В соответствии с пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме общее имущество дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем наряду с другими требованиями соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
В силу пункта 16 Правил надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается, в том числе собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда утверждены постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), которые являются обязательными для исполнения как собственниками помещений, так и управляющими организациями.
Правила N 170 определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда (пункт 1.1 Правил N 170).
Положения Правил эксплуатации жилищного фонда обязательны для соблюдения управляющими организациями, занятыми обслуживанием жилищного фонда.
Техническая эксплуатация жилищного фонда включает в себя, в частности, санитарное содержание (уборка мест общего пользования; уборка мест придомовой территории; уход за зелеными насаждениями) (пункт 1.8 Правил N 170).
Наружные площадки у входных дверей и тамбуры лестничных клеток следует систематически очищать от снега и наледи (пункт 3.2.13 Правил N 170).
В силу пунктов 3.6.1, 3.6.8 Правил N 170 уборка площадок, садов, дворов, дорог, тротуаров, дворовых и внутриквартальных проездов территорий должна производиться организациями по обслуживанию жилищного фонда; тротуары допускается убирать специализированными службами. Уборка придомовых территорий должна проводиться в следующей последовательности: вначале убирать, а в случае гололеда и скользкости -посыпать песком тротуары, пешеходные дорожки, а затем дворовые территории.
Уборку, кроме снегоочистки, которая производится во время снегопадов, следует проводить в режиме, в утренние или вечерние часы. Объем уборочных работ в летнее и зимнее время следует определять по площадям в зависимости от материала покрытия придомовой территории, приведенным в техническом паспорте на жилой дом (дома) и земельный участок (пункт 3.6.9 Правил N 170).
Снег при ручной уборке тротуаров и внутриквартальных (асфальтовых и брусчатых) проездов должен убираться полностью под скребок. При отсутствии усовершенствованных покрытий снег следует убирать под движок, оставляя слой снега для последующего его уплотнения (пункт 3.6.22 Правил N 170).
При возникновении скользкости обработка дорожных покрытий пескосоляной смесью должна производиться по норме 0,2-0,3 кг/м при помощи распределителей (пункт 3.6.23 Правил N 170).
Как установлено судом, представленные в материалы дела доказательства свидетельствуют о ненадлежащем исполнении заявителем, как управляющей компанией, ответственной за содержание жилого дома, правил содержания жилых домов и жилых помещений.
При этом заявитель привлечен к административной ответственности по статье 8.11 Закона N 388-ЗТО, предусматривающей ответственность за совершение иных действий, запрещенных правилами благоустройства территории.
Однако норма данной статьи не конкретизирует вид нарушения правил благоустройства и не предусматривает в виде состава административного правонарушения нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов, правил содержания жилых домов и жилых помещений.
Вместе с тем статья 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов, правил содержания жилых домов и жилых помещений, то есть данный вид правонарушения отнесен к ведению федерального законодательства.
На основании изложенного суд первой инстанции обоснованно указал, что выявленный административным органом факт нарушения содержания придомовой территории (не очищены от снега и наледи подходы и ступеньки подъездов, не произведена обработка прилегающей территории противогололедными материалами) является неисполнением заявителем, как управляющей компанией, обязанности, предусмотренной нормами Правил и норм эксплуатации жилищного фонда N 170, и установленной данным федеральным нормативным актом, вследствие чего в рассматриваемом случае допущенное заявителем правонарушение должно было быть квалифицировано по статье 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, то есть по нормативному акту, имеющему приоритет по сравнению с законодательством субъекта Российской Федерации.
При этом одновременное привлечение заявителя к ответственности по статье 8.11 Закона N 388-ЗТО и по статье 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не может иметь место, поскольку это противоречит общим принципам назначения административного наказания, в частности, пункту 5 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и нарушает права и законные интересы заявителя, как лица, привлекаемого к ответственности.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое постановление от 11.04.2013 N 487 является незаконным, в связи с чем обоснованно удовлетворил заявленные обществом требования.
Довод подателя жалобы о несогласии с выводом суда первой инстанции о необходимости квалификации совершенного обществом правонарушения по статье 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не может быть принят во внимание судом апелляционной инстанции в силу следующего.
Частью 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации установлено, что законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
В силу статьи 26 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" невыполнение или нарушение законодательства субъекта Российской Федерации всеми находящимися на территории субъекта Российской Федерации органами государственной власти, другими государственными органами и государственными учреждениями, органами местного самоуправления, организациями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации. В случае если административная ответственность за указанные действия не установлена федеральным законом, она может быть установлена законом субъекта Российской Федерации.
В силу части 3 статьи 1.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Таким образом, субъекты Российской Федерации вправе устанавливать административную ответственность за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления по вопросам совместного ведения не урегулированных федеральным законом.
Следовательно, при наличии специальной нормы федерального закона, предусматривающей административную ответственность за совершение прямо определенного противоправного деяния, подлежит применению данная норма.
Так, ответственность за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов, правил содержания жилых домов и жилых помещений установлена статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С учетом изложенного судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что данное обстоятельство исключает возможность привлечения общества к ответственности по статье 8.11 Закона N 388-ЗТО.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на судебную практику является несостоятельной, поскольку не может рассматриваться как разъясняющая вопросы применения той или иной нормы права применительно к данному делу.
По существу доводы заявителя жалобы повторяют позицию административного органа по делу, не опровергают выводов суда первой инстанции, основаны на неверном толковании положений вышеуказанных норм закона.
Иных доводов, основанных на доказательственной базе и способных повлечь отмену обжалуемого судебного акта апелляционная жалоба не содержит, в силу чего удовлетворению не подлежит.
Фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, отвечающих признакам относимости, допустимости и достаточности.
Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловную отмену судебного акта, апелляционной инстанцией не выявлено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тульской области от 24.06.2013 по делу N А68-3702/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
В.Н.СТАХАНОВА
Судьи
Н.В.ЕРЕМИЧЕВА
Н.В.ЗАИКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)