Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 21.05.2008 ПО ДЕЛУ N А57-2414/07-21

Разделы:
ТСЖ (товарищество собственников жилья)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 мая 2008 г. по делу N А57-2414/07-21


Резолютивная часть постановления объявлена "20" мая 2008 года
Полный текст постановления изготовлен "21" мая 2008 года
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи В.А. Камериловой,
судей С.А. Жаткиной, В.Б. Шалкина,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Хорошайло Е.А.,
при участии в заседании представителей: от Министерства финансов Саратовской области - не явился, извещен; от АТСЖ Ленинского района г. Саратова - Никишиной О.В., представителя по доверенности от 27.07.2007, от Министерства социального развития Саратовской области - не явился, извещен; от Управления Федерального казначейства по Саратовской области - Алимова Э.К., представителя по доверенности N 02-12/6175 от 17.04.2007; от Минфина России - Алимова Э.К., представителя по доверенности от 14.01.2008 года; от Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию - не явился, извещен надлежащим образом; от муниципального унитарного предприятия "ЕРКЦ г. Саратова" - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление по иску Ассоциации Товариществ собственников жилья Ленинского района г. Саратова, г. Саратов
к Управлению Федерального казначейства по Саратовской области, г. Саратов; Министерству финансов РФ, г. Москва; Министерству финансов Саратовской области, г. Саратов; Федеральному агентству по здравоохранению и социальному развитию, г. Москва
третьи лица: Министерство социального развития Саратовской области, г. Саратов; муниципальное унитарное предприятие "ЕРКЦ г. Саратова", г. Саратов
о взыскании 43591247,09 руб.

установил:

В Арбитражный суд Саратовской области обратилась Ассоциация Товариществ собственников жилья Ленинского района г. Саратова с иском к Управлению Федерального казначейства по Саратовской области; Министерству финансов РФ; Министерству финансов Саратовской области; Федеральному агентству по здравоохранению и социальному развитию о взыскании расходов по предоставлению льгот отдельным категориям граждан по оплате жилищных и коммунальных услуг, за период с 01.01.2005 года по 31.12.2006 года в размере 43591247,09 руб.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора к участию в деле привлечены Министерству здравоохранения и социальной поддержки Саратовской области; муниципальное унитарное предприятие "ЕРКЦ г. Саратова".
До принятия решения по делу истец в порядке, предусмотренном в статье 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, уточнил исковые требования и просил взыскать задолженность в размере 40807275,93 руб. составляющих сумму льгот, предоставленных:
- - согласно статей 14, 15, 16, 18, 21 Федерального закона от 12 января 1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", в размере 14545758 рублей 57 копеек;
- - согласно статье 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", в размере 24286304 рубля 58 копеек;
- - согласно статьям 14, 15 Закона РФ от 15 мая 1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", в размере 1712427 рублей 25 копеек;
- - согласно пунктов 1, 2 Постановления Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 N 2123-1 "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска", в сумме -91 953 рубль 29 копеек;
- - согласно статьи 1 Федерального закона от 26 ноября 1998 N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча", в размере 15863 рубля 55 копеек;
- - согласно пункта 1 Указа Президента РФ от 15 октября 1992 N 1235 "О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны", в размере 154968 рублей 69 копеек.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от "07" февраля 2008 года по делу N А57-2414/07-21 с Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ за счет средств казны Российской Федерации в пользу Ассоциации Товариществ собственников жилья Ленинского района г. Саратова взысканы расходы по предоставлению льгот отдельным категориям граждан по оплате жилищных и коммунальных услуг, за период с 01.01.2005 года по 31.12.2006 года в размере 40807275 руб. 93 коп., в остальной части иска отказано.
Не согласившись с принятым решением, Управление Федерального казначейства по Саратовской области обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Саратовской области от 07.02.2008 отменить, в связи с нарушением судом норм материального и процессуального права.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от "25" апреля 2008 года по делу N А57-2414/07-21 решение отменено по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а именно в нарушение статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение по делу было вынесено в отсутствие ответчика, не извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
На основании пункта 5 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам, установленным настоящим Кодексом для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.
Истец поддержал исковые требования в полном объеме.
Управление Федерального казначейства по Саратовской области иск не признает.
Министерство финансов РФ иск не признает, просит в удовлетворении исковых требований отказать.
Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения жалобы, не обеспечил явку представителя в заседание суда, представил отзыв на исковое заявление, просит в удовлетворении исковых требований отказать.
Министерство социального развития Саратовской области, Муниципальное унитарное предприятие "ЕРКЦ г. Саратова" - в судебное заседание не явились, заявили о рассмотрении дела в отсутствии своего представителя.
Министерство финансов Саратовской области, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения жалобы, не обеспечил явку представителя в заседание суда.
Как следует из материалов дела, Ассоциация товариществ собственников жилья Ленинского района - некоммерческая организация, создана в соответствии со статьей 46 Федерального закона от 15.06.1996 "О товариществах собственников жилья". 17.11.2003 зарегистрирована в Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ленинскому району города Саратова.
Учредителями Ассоциации товариществ собственников жилья Ленинского района согласно Учредительному договору являются: ТСЖ "Темп 2004", ТСЖ "Днепр 2004", ТСЖ "Дом", ТСЖ "Домовой", ТСЖ "Молодежный-2", ТСЖ "Техстекло", ТСЖ "Чехов", ТСЖ "Уфимский", ТСЖ "Тархова", ТСЖ "Бардино", ТСЖ "Батавинский-1", ТСЖ "Бардинский", ТСЖ "Уют-1", ТСЖ "Сатурн-1", ТСЖ "Топольчанский", ТСЖ "5-Микрорайон", ТСЖ "Молодежный-1", ТСЖ "Электронник-1", ТСЖ "Антоновское".
Уставами товариществ предусмотрено, что они образовываются владельцами в целях согласования порядка реализации своих прав по владению, пользованию и в установленных законодательством пределах распоряжению общим имуществом в кондоминиуме, обеспечения собственников коммунальными услугами (пункт 2.1). Товарищества имеют право на заключение договора на пользование (управление) общим имуществом товарищества с Ассоциацией товариществ собственников жилья Ленинского района (пункт 5.1.1).
Каждым из товариществ, входящих в Ассоциацию товариществ собственников жилья Ленинского района был заключен "типовой" договор на обслуживание жилого фонда, входящего в состав товарищества. По договору товарищество передало Ассоциации право на заключение договоров с поставщиками жилищных и коммунальных услуг, право получения от квартиросъемщиков (собственников) оплаты за жилищные и коммунальные услуги и др. (пункт 2 договора).
Ассоциацией товариществ собственников жилья Ленинского района во исполнение договора, заключенного между товариществами и Ассоциацией, были заключены договора с поставщиками жилищных и коммунальных услуг.
Муниципальное унитарное предприятие "Единый расчетно-кассовый центр города Саратова", на основании договора с Ассоциацией товариществ собственников жилья Ленинского района от 05.01.2004 N 18/04 "на обслуживание лицевых счетов, прием и перечисление платежей за жилищно-коммунальные услуги", рассчитывало сумму оплаты жилищных и коммунальных услуг, производило сбор денежных средств, перечисляло их поставщикам.
МУП "ЕРКЦ" при расчете суммы оплаты за жилищно-коммунальные услуги для населения, проживающего в жилых домах и находящихся в управлении Ассоциации товариществ собственников жилья Ленинского района, учитывало сумму льгот, которой пользуется конкретный гражданин на основании действующего законодательства.
Граждане, имеющие право на получение льготы, счет на оплату жилищных и коммунальных услуг получало с учетом льготы.
На основании распоряжений Ассоциации товариществ собственников жилья Ленинского района собранные с населения денежные средства МУП "ЕРКЦ" перечисляло поставщикам в объеме, уменьшенном на величину предоставленных гражданам льгот.
Поставщики жилищных и коммунальных услуг выставляли Ассоциации товариществ собственников жилья Ленинского района счет-фактуры в размере 100% тарифа, установленного органами местного самоуправления.
В связи с этим Ассоциация товариществ собственников жилья Ленинского района понесла убытки.
Ассоциация товариществ собственников жилья Ленинского района неоднократно обращалась в Министерство здравоохранения и социальной поддержки Саратовской области с просьбой заключить контракт на возмещение предоставленных гражданам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, однако Министерство от заключения контракта отказалось.
В связи с чем, у истца возникли убытки, в результате предоставленных льгот отдельным категориям гражданам по оплате ими жилищных и коммунальных услуг за период с 01 января 2005 года по 31 декабря 2006 года и составляют сумму в размере -40807275 рублей 93 копейки.
Истец просит взыскать с казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации расходы, связанные с предоставлением льгот по оплате жилищных и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, в сумме -40 807 275 рублей 93 копейки, из них, в соответствии:
- - согласно статей 14, 15, 16, 18, 21 Федерального закона от 12 января 1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", в размере 14545758 рублей 57 копеек;
- - согласно статье 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", в размере 24286304 рубля 58 копеек;
- - согласно статьям 14, 15 Закона РФ от 15 мая 1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", в размере 1712427 рублей 25 копеек;
- - согласно пунктов 1, 2 Постановления Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 N 2123-1 "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска", в сумме -91 953 рубль 29 копеек;
- - согласно статьи 1 Федерального закона от 26 ноября 1998 N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча", в размере 15863 рубля 55 копеек;
- - согласно пункта 1 Указа Президента РФ от 15 октября 1992 N 1235 "О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны", в размере 154968 рублей 69 копеек.
Министерство финансов Российской Федерации является главным распорядителем средств федерального бюджета, выделенных для реализации Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" согласно ведомственной структуре расходов федерального бюджета на 2005 год.
Следовательно, возмещение расходов, связанных с предоставлением льгот производится за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации как с органа, осуществляющего обеспечение исполнения федерального бюджета, и как главного распорядителя средств федерального бюджета, выделенных на цели реализации льгот, установленных Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 3 статьи 14 Закона Российской Федерации "О защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам гарантируется оплата в размере 50 процентов занимаемой общей площади в домах государственного и муниципального фондов из приватизированных жилых помещениях, в том числе и членам их семей, проживающим с ними; оплата в размере 50 процентов за пользование отоплением, водопроводом, газом, электроэнергией, а также проживающим в домах, не имеющих центрального отопления.
Статьей 10 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" предусмотрено, что меры социальной поддержки, установленные статьями 14 - 19 и 21 настоящего закона и принимаемые в соответствии с ним нормативно-правовые акты Правительства Российской Федерации, являются расходными обязательствами Российской Федерации.
Пункт 1 Указа Президента РФ от 15 октября 1992 N 1235 проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, признанными инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин - установил предоставлять льготы по их материально-бытовому обеспечению, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны соответствующих групп.
Льготы, указанные в пункте 1 настоящего Указа, предоставляются за счет источников, за счет которых они предоставляются инвалидам и участникам Великой Отечественной войны, то есть за счет средств федерального бюджета.
Пунктом 1 Постановления Верховного Совета РСФСР от 27.12.1991 N 2123-1 предусмотрено, что действие Закона РСФСР от 15 мая 1991 года "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" распространяется на граждан из подразделений особого риска в пределах, установленных постановлением.
В соответствии с пунктом 7 Порядка финансирования расходов, связанных с реализацией указанного закона, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.1996 N 506, финансирование расходов, связанных с реализацией закона в части предоставления льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Согласно статье 47 Федерального закона от 23.12.2004 N 173-ФЗ "О федеральном бюджете на 2005 год", статье 47 Федерального закона от 26.12.2005. N 189-ФЗ "О федеральном бюджете на 2006 год", Министерство финансов Российской Федерации было наделено правом распределять через Фонд компенсаций субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации на оплату расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате жилищных и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Федеральным законом "О ветеранах" (в редакции Федерального закона от 2.01.2000 N 40-ФЗ), Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Закона Российской Федерации от 18.07.1992 г. N 3061-1).
Согласно приложению N 20 к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2005 год" Министерство финансов Российской Федерации обязано, было предоставить субвенции бюджету Саратовской области, на возмещение льгот по оплате жилищных и коммунальных услуг в размере - 299 040,0 тыс. рублей.
Указанные субвенции, в соответствии с приложением 1 Закона Саратовской области от 30 июня 2006 г. N 71-ЗСО "Об утверждении отчета об исполнении областного бюджета за 2005 год" из федерального бюджета Саратовской областью получены в полном объеме и израсходованы по целевому назначению, что также подтверждается Министерством финансов Саратовской области и Федеральным агентством по здравоохранению и социальному развитию Министерства здравоохранения и социального развития РФ, а также не опровергается Министерством финансов РФ.
Согласно приложению N 28 к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2006 год" Министерство финансов Российской Федерации было обязано предоставить субвенции бюджету Саратовской области на возмещение льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг в размере - 521 438,0 тыс. рублей.
Указанные субвенции, в соответствии с приложением 1 Закона Саратовской области от 3 июля 2007 N 120-ЗСО "Об утверждении отчета об исполнении областного бюджета за 2006 год" из федерального бюджета Саратовской областью получены в полном объеме и израсходованы по целевому назначению, что также подтверждается Министерством финансов Саратовской области и Федеральным агентством по здравоохранению и социальному развитию Министерства здравоохранения и социального развития РФ, а также не опровергается Министерством финансов РФ.
Так как, Министерство финансов РФ не представило доказательств выделения из федерального бюджета средств в достаточном размере, а также нецелевого использования предоставленных средств субъекту РФ - Саратовской области, то соответственно необходимо за счет средств федерального бюджета компенсировать расходы истца, по предоставленным льготам отдельным категориям граждан, по вышеперечисленным Федеральным законам и нормативно-правовым актам.
Следовательно, обязанность по возмещению расходов, связанных с предоставлением льгот по вышеназванным Федеральным законам, возложена на казну Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации.
Таким образом, меры социальной поддержки, установленные указанными федеральными законами являются расходными обязательствами Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998, расходные обязательства Российской Федерации исполняются путем предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субвенций из Федерального фонда компенсаций.
Согласно части 6 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъекта Российской Федерации не вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти.
Согласно пунктам 18 и 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" ответчиком по делам с требованием о взыскании убытков, в связи с осуществленным до 01.01.2005 предоставлением льгот, необходимо иметь в виду, что ответчиком по таким делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого отнесено финансирование соответствующих льгот.
В этой связи расходы, образовавшиеся в связи с предоставлением льгот по оплате жилья и коммунальных услуг в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в размере - 24286304 рубля 58 копеек, Федеральным законом "О защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в размере - 1712427 рублей 25 копеек., Постановлением Верховного Совета РСФСР от 27.12.1991 N 2123-1 "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в размере - 91953 рубль 29 копеек, Федеральным законом от 26 ноября 1998 N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча", в сумме - 15863 рубля 55 копеек за период с 01.01.2005 года по 31.12.2006 года подлежат взысканию за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

постановил:

Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу Ассоциации товариществ собственников жилья Ленинского района расходы по предоставлению льгот отдельным категориям граждан по оплате жилищных и коммунальных услуг, за период с 01 января 2005 года по 31 декабря 2006 года в сумме 40 807 275 рублей 93 копейки, из них, в соответствии:
- - согласно статей 14, 15, 16, 18, 21 Федерального закона от 12 января 1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", в размере 14545758 рублей 57 копеек;
- - согласно статье 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", в размере 24286304 рубля 58 копеек;
- - согласно статьям 14, 15 Закона РФ от 15 мая 1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", в размере 1712427 рублей 25 копеек;
- - согласно пунктов 1, 2 Постановления Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 N 2123-1 "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска", в сумме -91 953 рубль 29 копеек;
- - согласно статьи 1 Федерального закона от 26 ноября 1998 N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча", в размере 15863 рубля 55 копеек;
- - согласно пункта 1 Указа Президента РФ от 15 октября 1992 N 1235 "О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны", в размере 154968 рублей 69 копеек.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в порядке статьи 273 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
В.А.КАМЕРИЛОВА

Судьи
С.А.ЖАТКИНА
В.Б.ШАЛКИН















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)