Судебные решения, арбитраж
Социальный наем жилого помещения; Жилищное право
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Корогодин О.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Елкановой И.А.
судей Мележик Л.М., Ефимовой И.В.
при секретаре К.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по докладу судьи Елкановой И.А. по иску прокурора Ленинского района г. Саратова в интересах С. к администрации муниципального образования "Город Саратов", администрации Ленинского района муниципального образования "Город Саратов", о признании бездействий незаконными и возложении обязанности предоставить жилое помещение, по апелляционной жалобе администрации муниципального образования "Город Саратов" на решение Ленинского районного суда г. Саратова от 22 декабря 2011 года, которым исковые требования прокурора Ленинского района г. Саратова в интересах С. удовлетворены частично.
Заслушав доклад судьи, объяснения С. и С.А., возражавших против доводов жалобы, объяснение прокурора Савиной С.В., полагавшей решение суда законным и обоснованным, исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия
установила:
Прокурор Ленинского района г. Саратова обратился в суд в интересах С. с иском к администрации муниципального образования "Город Саратов", администрации Ленинского района муниципального образования "Город Саратов", указав, что С. зарегистрирована и проживает вместе с членами своей семьи в.
Распоряжениями администрации Ленинского района г. Саратова N 338-Р от 26.03.1993 года и N 337/2-р от 26.03.2003 года жилой дом признан непригодным для проживания.
В связи с тем, что решение об отселении жителей дома органом местного самоуправления до настоящего времени не принято, жители дома не расселены, состояние жилого дома создает реальную угрозу жизни и здоровью граждан, прокурор обратился в суд с вышеуказанным иском.
Решением Ленинского районного суда г. Саратова от 22 декабря 2011 года признаны незаконными бездействия администрации муниципального образования "Город Саратов" по неисполнению своевременных мер по отселению С. и членов ее семьи из аварийного жилого дома N. На администрацию муниципального образования "Город Саратов" возложена обязанность предоставить по договору социального найма С. с учетом членов ее семьи благоустроенное жилое помещение, состоящее из трех комнат, общей площадью не менее ранее занимаемого 60,8 кв. м, отвечающее установленным требованиям и находящееся в черте г. Саратова.
В поданной апелляционной жалобе администрация муниципального образования "Город Саратов" просит решение суда отменить, вынести новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать. Свои доводы мотивирует тем, что действующее законодательство не содержит каких-либо сроков, в рамках, которых органы местного самоуправления должны произвести отселение граждан из жилых помещений, признанных непригодными для проживания. Также ссылаются на то, что истец не признан нуждающимся в улучшении жилищных условий в соответствии с положениями ч. 1 ст. 49 ЖК РФ.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность решения суда согласно требованиям ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого постановления суда.
Как следует из материалов дела, С. является нанимателем трехкомнатной квартиры, находящейся в собственности муниципального образования "Город Саратов", общей площадью 60,8 кв. м, расположенной по адресу: (л.д. 13). В указанной квартире вместе со С. зарегистрированы и проживают сын С.А. и его жена С.Н., внуки Д., С.З. и несовершеннолетний правнук С.Н.Р., 08.04.2011 года рождения (л.д. 13, 14, 48 - 51).
Судом установлено и не оспаривалось сторонами, что жилой дом относится к серии жилых крупнопанельных домов поколения серии К-7-2-4, построенных инженером Л. (л.д. 27, 31 - 34). Распоряжением администрации Ленинского района г. Саратова N 338-Р от 26.03.1993 года (л.д. 27) и распоряжением N 337/2-р от 26.03.2003 года администрации Ленинского района г. Саратова (л.д. 15), жилой дом признан непригодным для проживания. 19.06.1995 года администрацией Ленинского района г. Саратова было принято решение о переселении жителей дома (л.д. 31 - 34). Постановлением N 609 от 27.10.1997 года утверждено Положение "О порядке реализации "Программы обеспечения жильем граждан, проживающих в аварийных домах, построенных по проекту инженера Л." в Ленинском районе г. Саратова, в соответствии с которым основными целями программы является предоставление гражданам благоустроенной жилой площади и ликвидация аварийных домов, построенных по проекту инженера Л. (л.д. 25, 28). Подобное решение было принято 22.06.2002 года решением Саратовской городской Думы N 22-200 (л.д. 26).
Между тем до настоящего времени отселение граждан, в том числе и истца с членами его семьи, из указанного жилого дома не произведено, жилое помещение по договору социального найма истцу не предоставлено.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, высказанной в Определении от 5 марта 2009 года N 376-О-П, в случае признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции, обязанность оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся жилища и не имеющим возможности обеспечить себя жильем самостоятельно, лежит на государстве в лице органов государственной и муниципальной власти.
В соответствии со ст. 87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
В силу ст. 89 (ч. 1, 2) ЖК предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 ЖК РФ, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире.
Исходя из разъяснений, содержащихся в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении ЖК Российской Федерации", при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 ЖК Российской Федерации, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства, учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются.
Из приведенных законоположений следует, что предоставление гражданам в связи с признанием занимаемого ими жилого помещения непригодным для проживания другого жилого помещения носит компенсационный характер, гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними. Предоставление гражданам в порядке статьи 89 ЖК Российской Федерации равнозначных по общей площади жилых помещений в виде квартир предполагает равнозначность не только в соотношении жилой площади и площади вспомогательных помещений, составляющих общую площадь вновь предоставляемого и ранее занимаемого жилого помещения, но и равнозначность в количестве комнат по сравнению с ранее имевшимся.
Положения п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ не ставят право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Как нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории. При этом отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди. Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 5 марта 2009 года N 376-О-П).
Между тем доводы жалобы свидетельствуют об ином толковании приведенных выше положений статьи 57 ЖК РФ, что противоречит прямо установленному данной нормой исключению из общего порядка очередности предоставления жилых помещений для лиц, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и не подлежащими ремонту или реконструкции.
При таком положении правомерны и выводы суда о признании незаконными бездействия администрации муниципального образования "Город Саратов" в непринятии своевременных мер по отселению истца и члена его семьи из непригодного для проживания жилого помещения.
Таким образом, исходя из изложенных обстоятельств и положений норм материального права, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии правовых оснований для возложения обязанности на ответчика по предоставлению истцу на состав семьи другого благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, отвечающего требованиям статьи 89 ЖК РФ, в связи, с чем правомерно удовлетворил заявленные исковые требования.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному рассмотрению дела, в том числе и те, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда
определила:
решение Ленинского районного суда г. Саратова от 22 декабря 2011 года по делу по иску прокурора Ленинского района г. Саратова в интересах С. к администрации муниципального образования "Город Саратов", администрации Ленинского района муниципального образования "Город Саратов" о признании бездействий незаконными и возложении обязанности предоставить жилое помещение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САРАТОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 21.03.2012 ПО ДЕЛУ N 33-1245
Разделы:Социальный наем жилого помещения; Жилищное право
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
САРАТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 21 марта 2012 г. по делу N 33-1245
Судья: Корогодин О.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Елкановой И.А.
судей Мележик Л.М., Ефимовой И.В.
при секретаре К.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по докладу судьи Елкановой И.А. по иску прокурора Ленинского района г. Саратова в интересах С. к администрации муниципального образования "Город Саратов", администрации Ленинского района муниципального образования "Город Саратов", о признании бездействий незаконными и возложении обязанности предоставить жилое помещение, по апелляционной жалобе администрации муниципального образования "Город Саратов" на решение Ленинского районного суда г. Саратова от 22 декабря 2011 года, которым исковые требования прокурора Ленинского района г. Саратова в интересах С. удовлетворены частично.
Заслушав доклад судьи, объяснения С. и С.А., возражавших против доводов жалобы, объяснение прокурора Савиной С.В., полагавшей решение суда законным и обоснованным, исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия
установила:
Прокурор Ленинского района г. Саратова обратился в суд в интересах С. с иском к администрации муниципального образования "Город Саратов", администрации Ленинского района муниципального образования "Город Саратов", указав, что С. зарегистрирована и проживает вместе с членами своей семьи в.
Распоряжениями администрации Ленинского района г. Саратова N 338-Р от 26.03.1993 года и N 337/2-р от 26.03.2003 года жилой дом признан непригодным для проживания.
В связи с тем, что решение об отселении жителей дома органом местного самоуправления до настоящего времени не принято, жители дома не расселены, состояние жилого дома создает реальную угрозу жизни и здоровью граждан, прокурор обратился в суд с вышеуказанным иском.
Решением Ленинского районного суда г. Саратова от 22 декабря 2011 года признаны незаконными бездействия администрации муниципального образования "Город Саратов" по неисполнению своевременных мер по отселению С. и членов ее семьи из аварийного жилого дома N. На администрацию муниципального образования "Город Саратов" возложена обязанность предоставить по договору социального найма С. с учетом членов ее семьи благоустроенное жилое помещение, состоящее из трех комнат, общей площадью не менее ранее занимаемого 60,8 кв. м, отвечающее установленным требованиям и находящееся в черте г. Саратова.
В поданной апелляционной жалобе администрация муниципального образования "Город Саратов" просит решение суда отменить, вынести новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать. Свои доводы мотивирует тем, что действующее законодательство не содержит каких-либо сроков, в рамках, которых органы местного самоуправления должны произвести отселение граждан из жилых помещений, признанных непригодными для проживания. Также ссылаются на то, что истец не признан нуждающимся в улучшении жилищных условий в соответствии с положениями ч. 1 ст. 49 ЖК РФ.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность решения суда согласно требованиям ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого постановления суда.
Как следует из материалов дела, С. является нанимателем трехкомнатной квартиры, находящейся в собственности муниципального образования "Город Саратов", общей площадью 60,8 кв. м, расположенной по адресу: (л.д. 13). В указанной квартире вместе со С. зарегистрированы и проживают сын С.А. и его жена С.Н., внуки Д., С.З. и несовершеннолетний правнук С.Н.Р., 08.04.2011 года рождения (л.д. 13, 14, 48 - 51).
Судом установлено и не оспаривалось сторонами, что жилой дом относится к серии жилых крупнопанельных домов поколения серии К-7-2-4, построенных инженером Л. (л.д. 27, 31 - 34). Распоряжением администрации Ленинского района г. Саратова N 338-Р от 26.03.1993 года (л.д. 27) и распоряжением N 337/2-р от 26.03.2003 года администрации Ленинского района г. Саратова (л.д. 15), жилой дом признан непригодным для проживания. 19.06.1995 года администрацией Ленинского района г. Саратова было принято решение о переселении жителей дома (л.д. 31 - 34). Постановлением N 609 от 27.10.1997 года утверждено Положение "О порядке реализации "Программы обеспечения жильем граждан, проживающих в аварийных домах, построенных по проекту инженера Л." в Ленинском районе г. Саратова, в соответствии с которым основными целями программы является предоставление гражданам благоустроенной жилой площади и ликвидация аварийных домов, построенных по проекту инженера Л. (л.д. 25, 28). Подобное решение было принято 22.06.2002 года решением Саратовской городской Думы N 22-200 (л.д. 26).
Между тем до настоящего времени отселение граждан, в том числе и истца с членами его семьи, из указанного жилого дома не произведено, жилое помещение по договору социального найма истцу не предоставлено.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, высказанной в Определении от 5 марта 2009 года N 376-О-П, в случае признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции, обязанность оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся жилища и не имеющим возможности обеспечить себя жильем самостоятельно, лежит на государстве в лице органов государственной и муниципальной власти.
В соответствии со ст. 87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
В силу ст. 89 (ч. 1, 2) ЖК предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 ЖК РФ, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире.
Исходя из разъяснений, содержащихся в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении ЖК Российской Федерации", при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 ЖК Российской Федерации, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства, учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются.
Из приведенных законоположений следует, что предоставление гражданам в связи с признанием занимаемого ими жилого помещения непригодным для проживания другого жилого помещения носит компенсационный характер, гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними. Предоставление гражданам в порядке статьи 89 ЖК Российской Федерации равнозначных по общей площади жилых помещений в виде квартир предполагает равнозначность не только в соотношении жилой площади и площади вспомогательных помещений, составляющих общую площадь вновь предоставляемого и ранее занимаемого жилого помещения, но и равнозначность в количестве комнат по сравнению с ранее имевшимся.
Положения п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ не ставят право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Как нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории. При этом отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди. Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 5 марта 2009 года N 376-О-П).
Между тем доводы жалобы свидетельствуют об ином толковании приведенных выше положений статьи 57 ЖК РФ, что противоречит прямо установленному данной нормой исключению из общего порядка очередности предоставления жилых помещений для лиц, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и не подлежащими ремонту или реконструкции.
При таком положении правомерны и выводы суда о признании незаконными бездействия администрации муниципального образования "Город Саратов" в непринятии своевременных мер по отселению истца и члена его семьи из непригодного для проживания жилого помещения.
Таким образом, исходя из изложенных обстоятельств и положений норм материального права, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии правовых оснований для возложения обязанности на ответчика по предоставлению истцу на состав семьи другого благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, отвечающего требованиям статьи 89 ЖК РФ, в связи, с чем правомерно удовлетворил заявленные исковые требования.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному рассмотрению дела, в том числе и те, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда
определила:
решение Ленинского районного суда г. Саратова от 22 декабря 2011 года по делу по иску прокурора Ленинского района г. Саратова в интересах С. к администрации муниципального образования "Город Саратов", администрации Ленинского района муниципального образования "Город Саратов" о признании бездействий незаконными и возложении обязанности предоставить жилое помещение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)