Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 05.12.2008 ПО ДЕЛУ N А12-15935/08-С24

Разделы:
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 декабря 2008 г. по делу N А12-15935/08-С24


Резолютивная часть постановления объявлена "04" декабря 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен "05" декабря 2008 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Комнатной Ю.А.,
судей Веряскиной С.Г., Луговского Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Голубевой И.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу МУ "ЖКХ Красноармейского района Волгограда", г. Волгоград,
на решение Арбитражного суда Волгоградской области
от 10 октября 2008 года по делу N А12-15935/2008-С24

по заявлению МУ "ЖКХ Красноармейского района Волгограда", г. Волгоград,
к Государственной жилищной инспекции по Волгоградской области,
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности,
при участии в заседании:
представитель МУ "ЖКХ Красноармейского района Волгограда" - Мелихова Е.Г., доверенность N 308 от 17.07.2008 г., сроком действия до 31.12.2008 г.,
представитель Государственной жилищной инспекции по Волгоградской области - не явился, извещен,

установил:

В Арбитражный суд Волгоградской области обратилось МУ "Жилищно-коммунальное хозяйство Красноармейского района Волгограда" с заявлением к Государственной жилищной инспекции по Волгоградской области о признании незаконным и отмене постановления N 579 от 16.09.2008 о привлечении к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ст. 7.22 Кодекса Российской Федерации и наложении административного штрафа в размере 45 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 10.10.2008 года Муниципальному учреждению "Жилищно-коммунальное хозяйство Красноармейского района Волгограда" в удовлетворении заявленных требований отказано.
МУ "Жилищно-коммунальное хозяйство Красноармейского района Волгограда"не согласилось с принятым решением и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции от 10.10.2008 года по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт.
Государственная жилищная инспекция по Волгоградской области против удовлетворения апелляционной жалобы возражает, по основаниям указанным в отзыве на апелляционную жалобу, считает, что судом принято законное и обоснованное решение, оснований к отмене которого не имеется.
Государственная жилищная инспекция по Волгоградской области извещена о времени и месте судебного заседания в порядке пункта 1 статьи 123 АПК РФ (почтовое уведомление N 96962 8 о вручении корреспонденции 20.11.2008 года). Инспекция заявила ходатайство о рассмотрении заявления в отсутствии ее представителя. Судом ходатайство удовлетворено.
В соответствии с пунктом 3 статьи 156 АПК РФ в случае неявки в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы подателя жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции находит, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 20.08.2008 года на основании распоряжения Государственной жилищной инспекции Волгоградской области от 11.08.2008 года N 579 сотрудниками государственной жилищной инспекции проведена проверка в многоквартирном доме по пр. Героев Сталинграда, 39, Красноармейского района г. Волгограда.
В ходе проверки установлены нарушения пункта 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года N 491 (далее Правила), обязательных требований п. п.. 4.1.6, 4.1.7, 4.1.15, 4.2.3.2, 5.9.5, 3.2.8, 3.2.9, 4.7.2, 4.8.14, 5.6.2, 5.9.3, 5.9.29, 4.6.3.1 "Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда", утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.03. N 170 (далее - Правил и норм N 170) и п. 4.5. ГОСТ Р 51617-2000 "Жилищно-коммунальные услуги" (далее - ГОСТ), а именно: неудовлетворительное содержание отмостки, облицовочного слоя входных групп, мусоропроводных камер, лестничных клеток подъездов, чердачного помещения (лаз не оборудован дверью).
Выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки от 20.08.2008 года N 579, составленном с участием представителя МУ "ЖКХ Красноармейского района Волгограда" Ю.С. Перекрестовой Н.И. по доверенности от 12.08.2008 года N 419, начальника отдела "Защита прав потребителей" Администрации Красноармейского района Волгограда Иванова А.С., начальника ПТО Красноармейкого филиала ООО "ЖЭК" Силаевой Г.Н.
По факту нарушения в отношении МУ "ЖКХ Коасноамейского района Волгограда" составлен протокол N 579 от 21.08.2008 об административном правонарушении и вынесено постановление N 579 от 16.09.2008 о привлечении МУ "ЖКХ Красноармейского района Волгограда" к административной ответственности по статье 7.22 КоАП Российской Федерации с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 45000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, МУ "ЖКХ Красноармейского района Волгограда" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, указал, что оспариваемое постановление принято законно и обоснованно, так как привлеченное юридическое лицо совершило административное правонарушение и привлечено к административной ответственности в соответствии с законом.
Суд апелляционной инстанции считает данный вывод суда первой инстанции правомерным по следующим основаниям.
Статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений.
Из приведенной нормы следует, что субъектом названного административного правонарушения является лицо, на которое возложены функции по содержанию и ремонту жилых домов.
Объективную сторону данного правонарушения составляет противоправное бездействие, выразившееся в нарушении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 и Правил технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170.
В силу статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии со статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации способов управления многоквартирным домом.
Как видно из материалов дела, собственниками помещений многоквартирного дома N 39 по пр. Героев Сталинграда города Волгограда выбран способ управления - управление управляющей организацией МУ "ЖКХ Красноармейского района Волгограда". В соответствии со статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющей организацией и собственниками помещений указанного жилого дома заключен договор управления многоквартирным домом от 15.11.2006 г. (л.д. 54-55).
Согласно статье 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Пунктом 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, установлено, что управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
МУ "ЖКХ Красноармейского района Волгограда" получает от граждан плату за управление жилым домом. Постановлением администрации Волгограда от 27.01.2006 г. N 93 "Об установлении цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения Волгограда" с 01.03.2006 года установлена плата за услуги и работы по управлению многоквартирным домом в случае, когда собственники помещений не приняли решения о выборе способа управления многоквартирным домом, которая составляет 0,25 руб. за 1 кв. м в месяц.
Таким образом, общество является лицом, ответственным за содержание переданного ему жилого фонда и, принимая на себя данное обязательство, знало о состоянии передаваемого жилья и объемах поступающих в его распоряжение денежных средств, для его выполнения.
Следовательно, в рассматриваемом случае субъектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.22 КоАП РФ, является МУ "ЖКХ Красноармейского района Волгограда".
Согласно п. п. 2.1., 2.2.1., 2.2.9. устава МУ "ЖКХ Красноармейского района Волгограда" данное учреждение наделено функциями заказчика по капитальному, планово-предупредительному ремонтам многоквартирных жилых домов, техническому обслуживанию и эксплуатации многоквартирных домов, капитальному и текущему ремонтам дорог, внутриквартальных проездов, тротуаров, техническому содержанию улично-дорожной сети района, целями и задачами которой являются осуществлять контроль за внешним состоянием многоквартирных домов, дорог и тротуаров, объектов внешнего благоустройства, обеспечивать сохранность жилого фонда, осуществлять управление коммунальным и дорожным хозяйством, включая объекты внешнего благоустройства, проведение работ по благоустройству территории и капитальному ремонт) жилищного фонда, управление многоквартирными домами.
С целью выполнения уставных задач учреждения, МУ "ЖКХ Красноармейского района Волгограда", действуя как управляющая организация, заключило договор на оказание услуг населению по техническому обслуживанию, санитарному содержанию и текущему ремонту жилищного фонда и придомовых территорий от 01.08.2005 года N 36/24, с Красноармейским филиалом ООО "Тракторозаводское жилье", соглашением от 12.01.2006 г. в вышеуказанный договор были внесены изменения в связи с реорганизацией ООО "Тракторозаводское жилье" в форме присоединения к ООО "Жилищная эксплуатационная компания", согласно соглашению от 12.01.2006 г. стороной по договору выступает ООО "ЖЭК". Согласно договору МУ "ЖКХ Красноармейского района Волгограда" выступает "Заказчиком" услуг по техническому обслуживанию, санитарному содержанию и текущему ремонту жилищного фонда, объектов инженерной инфраструктуры и придомовых территорий, находящихся в его оперативном управлении, и действует от имени населения.
Согласно указанному договору, ООО "ЖЭК" обеспечивает выполнение работ по техническому обслуживанию, санитарному содержанию и текущему ремонту жилищного фонда, объектов инженерной инфраструктуры и придомовых территорий на основании заключенного с МУ "ЖКХ Красноармейского района Волгограда" договора, при нарушении обязательств которого эксплуатирующая организация несет ответственность в соответствии с договором и гражданским законодательством.
В соответствии с пунктом 3.5.1 договора от 01.08.2005 года N 36/24 МУ "ЖКХ Красноармейского района Волгограда", как "заказчик", имеет право проводить обследования, проверки санитарного и технического состояния домов с прилегающими территориями, оценивать качество выполнения порученных Эксплуатирующей организации работ в соответствии с критериями качества, установленными в соответствии с требованиями договора, ГОСТов, СниПов, СаНПина, ПБУЭЛ и других нормативных документов; требовать от Эксплуатирующей организации при выявлении недостатков в оказанных услугах безвозмездного устранения недостатков.
Вина МУ "ЖКХ Красноармейского района Волгограда" состоит в том, что муниципальное учреждение, являясь юридическим лицом, ответственным за содержание и ремонт жилых домов и надлежащее техническое обслуживание, не приняло всех мер по надлежащей эксплуатации жилых домов в соответствии с Правилами.
Муниципальным учреждением не осуществлялось также должного контроля за выполнением договорных обязательств ООО "ЖЭК", связанных со своевременным устранением неисправностей инженерного оборудования и конструктивных элементов зданий, техническим содержанием их придомовой территории, состоянием объектов внешнего благоустройства, со стороны муниципального учреждения не принималось соответствующих мер к эксплуатирующей организации за ненадлежащее исполнение условий договора.
Доказательств того, что заявителем принимались исчерпывающие меры в связи с нарушением ООО "ЖЭК" своих обязательств по содержанию и ремонту жилых домов суду представлено не было.
При сложившихся обстоятельствах, судом правильно установлено, что в деяниях МУ "ЖКХ Красноармейского района Волгограда" содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основаниями к отмене принятого решения.
Поскольку судами установлен факт административного правонарушения, вмененного заявителю, а также и то, что порядок привлечения к административной ответственности инспекцией не нарушен и не оспаривается МУ "ЖКХ Красноармейского района Волгограда" в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268 - 271 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 10.10.2008 года по делу N А12-15935/08-С24оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через Арбитражный суд Волгоградской области.

Председательствующий
Ю.А.КОМНАТНАЯ

Судьи
С.Г.ВЕРЯСКИНА
Н.В.ЛУГОВСКОЙ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)