Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОМСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 25.09.2013 ПО ДЕЛУ N 33-6397/2013

Разделы:
Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ОМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 25 сентября 2013 г. по делу N 33-6397/2013


Председательствующий: Эннс Т.Н.

Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Лисовского В.Ю.,
судей Иволгиной Н.В., Дьякова А.Н.,
при секретаре У.,
рассмотрела в судебном заседании 25 сентября 2013 года гражданское дело по апелляционной жалобе департамента городского хозяйства Администрации г. Омска на заочное решение Центрального районного суда г. Омска от 10 июля 2013 года, которым постановлено:
"Исковые требования К. к Администрации города Омска, департаменту городского хозяйства Администрации города Омска о возложении обязанности по проведению капитального ремонта общего имущества многоквартирного жилого дома удовлетворить.
Обязать Администрацию города Омска произвести за счет средств соответствующего бюджета капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома N ***, а именно: выполнить ремонт инженерного оборудования: с заменой трубопроводов холодного водоснабжения, с заменой запорной и регулирующей арматуры, стояков, домовых магистралей, с заменой трубопроводов горячего водоснабжения, с заменой запорной и регулирующей арматуры, стояков, домовых магистралей, изоляции, с заменой трубопроводов отопления с заменой запорной и регулирующей аппаратуры, заменой стояков, домовых магистралей, заменой изоляции, выполнить ремонт системы электроснабжения с заменой вводно-распределительного устройства, заменой внутридомовых магистралей, распределительных щитков, выполнить внутреннюю отделку подъездов с окраской лестничных клеток эмульсионными и масляными красками стен, потолков, столярных изделий, полов, радиаторов, трубопроводов, лестничных решеток, заменить окна в местах общего пользования, выполнить внешнее благоустройство с ремонтом асфальтового покрытия отмостки по всему периметру дома, выполнить замену дверей входных на лестничные клетки, выполнить ремонт кровли с заменой покрытия кровли, выполнить ремонт фасада (наружную отделку) с восстановлением штукатурного и окрасочного слоя, в срок до 01 января 2014 года.
Взыскать с Администрации города Омска в пользу К. судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере *** рублей".
Заслушав доклад судьи областного суда Иволгиной Н.В., пояснения К., судебная коллегия

установила:

К. обратилась в суд к Администрации г. Омска, департаменту городского хозяйства Администрации г. Омска с иском о возложении обязанности по проведению капитального ремонта общего имущества многоквартирного жилого дома, указав, что является собственницей квартиры N *** и проживает по указанному адресу.
Дом введен в эксплуатацию в 1957 году. С указанного момента и до настоящего времени, капитальный ремонт дома не производился. Дом находится в неудовлетворительном техническом состоянии - требует капитального ремонта, что подтверждается заключением, выданным ООО "Сибирская проектная компания". Общий износ здания на момент обследования составил 57%.
Просила суд обязать Администрацию г. Омска в срок до 01 января 2014 года за счет средств соответствующего бюджета, без привлечения средств собственников помещений в многоквартирном доме, провести капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома N 68 по улице Бориса Катышева в г. Омске, взыскать с ответчиков расходы по оплате государственной пошлины в размере *** руб.
Истец К. в судебном заседании заявленные требования поддержала.
Представители ответчиков Администрации г. Омска, Департамента городского хозяйства Администрации г. Омска в судебное заседание не явились.
Представители третьих лиц: департамента имущественных отношений Администрации г. Омска, ЗАО "Левобережье" в судебное заседание не явились.
Судом постановлено изложенное выше заочное решение.
В апелляционной жалобе департамент городского хозяйства Администрации г. Омска просит решение суда уточнить, установив срок для его исполнения - до 31.12.2014 года, ссылаясь на положения Федерального закона "Об исполнительном производстве", предусматривающие срок для добровольного исполнения решения суда - 5 дней. Указывают на длительность формирования бюджета города Омска и включение в него соответствующей статьи расходов на исполнение указанного решения суда. Выполнение работ по капитальному ремонту регулируется ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, для государственных и муниципальных нужд", что занимает продолжительное время.
Рассмотрев материалы дела, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.
Согласно ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Согласно ст. 681 ГК РФ, капитальный ремонт сданного внаем жилого помещения является обязанностью наймодателя, если иное не установлено договором найма жилого смещения.
Статьей 141 ЖК РСФСР (действовавшей до 01.03.2005) было определено, что наймодатель обязан своевременно производить ремонт жилых домов, обеспечивать бесперебойную работу инженерного оборудования домов и жилых помещений, надлежащее содержание подъездов, других мест общего пользования домов и придомовой территории.
Аналогичные нормы содержались в пп. "б" п. 16 Правил пользования жилыми помещениями, содержания жилого дома и придомовой территории в РСФСР, утвержденных постановлением СМ СССР от 25.09.1985 N 415, утративших силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 21.01.2006 N 25.
Согласно ст. 210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу ст. 39, 158 ЖК РФ (действующего с 01.03.2005 года), собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 были утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно п. 21 указанных Правил, капитальный ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений для устранения физического износа или разрушения, поддержания и восстановления исправности и эксплуатационных показателей, в случае нарушения (опасности нарушения) установленных предельно допустимых характеристик надежности и безопасности, а также при необходимости замены соответствующих элементов общего имущества (в том числе ограждающих несущих конструкций многоквартирного дома, лифтов и другого оборудования).
В соответствии с ведомственными строительными нормам ВСН 58-88 (р) "Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения" (утв. приказом Госкомархитектуры РФ при Госстрое СССР от 23 ноября 1988 г. N 312) минимальная продолжительность эффективной эксплуатации зданий и объектов со стенами из кирпича, естественного камня и т.п. с железобетонными перекрытиями при нормальных условиях эксплуатации (жилые дома, а также здания с аналогичным температурно-влажностным режимом основных функциональных помещений) составляет 10-15 лет, при благоприятных условиях эксплуатации - 20-25 лет.
В соответствии со ст. 16 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с настоящим Законом. При этом, за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Установлено, что К. принадлежит на праве общей долевой собственности S доля в квартире N *** (л.д. 32).
Суду представлен протокол внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 28 марта 2013 года, которым принято решение о делегировании истцу полномочий, как представителю собственников помещений в указанном доме, на обращение в суд с иском о проведении капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома (л.д. 7-8).
По сведениям департамента имущественных отношений Администрации г. Омска жилой дом по адресу: <...> был включен в состав муниципальной собственности г. Омска и в Реестр муниципального имущества г. Омска на основании постановления Законодательного собрания Омской области от 27.09.2001 N 247 "Об объектах жилищного фонда и жилищно-коммунального хозяйства".
Жилой дом построен в 1957 году (л.д. 29). Срок эксплуатации в настоящее время составляет 56 лет.
Приватизация жилых помещений в доме началась в 1992 году (л.д. 37-38), то есть на указанный момент период эксплуатации дома составлял 35 лет.
С момента сдачи дома в эксплуатацию до настоящего времени капитальный ремонт не проводился, доказательств обратного ответчиком суду не представлено.
Судом установлено, что жилой дом N *** находился в собственности муниципального образования г. Омск, у которого возникла обязанность по проведению капитального ремонта указанного жилого дома на момент передачи гражданам жилых помещений в собственность безвозмездно в порядке приватизации.
По смыслу п. 13 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, в целях определения соответствия или несоответствия проверяемого общего имущества (элементов общего имущества) требованиям законодательства РФ, требованиям обеспечения безопасности граждан, для принятия собственниками помещений решений о мерах (мероприятиях), необходимых для устранения выявленных дефектов (неисправностей, повреждений) собственниками помещений, иными привлекаемыми собственниками помещений лицами, управляющей организацией могут проводиться осмотры общего имущества многоквартирного дома.
ООО "Сибирская проектная компания" проведено обследование технического состояния многоквартирного жилого дома по адресу: ***.
По результатам обследования составлено заключение (л.д. 10-30).
Из указанного заключения следует, что физический износ здания на момент обследования составляет 57%, требует проведение комплексного капитального ремонта.
При этом условий для их эффективной эксплуатации на следующий межремонтный период, необходимо проведение следующих мероприятий: требуется перекладка наружных стен; усиление кирпичной колонны; выполнить оштукатуривание металлических косоуров лестниц ц/п раствором на толщину 30 мм; ремонт ступеней лестничных маршей; выполнить обработку антисептиками стропильной конструкции крыши; замена обрешетки и части стропильной конструкции крыши; замена кровельного покрытия; произвести замену деревянных окон на современные ПВХ в подъездах; провести инструментальное обследование чердачного перекрытия.
Для обеспечения надежности инженерных сетей и оборудования, а также создания условий для их эффективной эксплуатации на следующий межремонтный период, необходимо выполнить замену элементов инженерных сетей и оборудования по следующему перечню: частичная замена и ремонт элементов инженерных сетей горячего и холодного водоснабжения (общедомовые водоразборные узлы на подаче, стояки, горизонтальные отводы до водоразборного крана, полотенцесушители, инженерное оборудование и запорная арматура, трехходовые краны, бойлеры), установка общедомового прибора учета потребления, устройство новой теплоизоляции трубопроводов; частичная замена и ремонт элементов инженерной сети отопления (узлы управления, стояки), установка общедомового прибора учета потребления; полная замена инженерной сети электроснабжения (питающие кабели и провода внутри здания, в том числе лестничных клеток, вводные шкафы, вводно-распределительные устройства, аппаратура защиты, контроля и управления, этажные щитки, осветительные установки в помещениях общего пользования и на фасадах дома), установка трех общедомовых приборов учета потребления электроэнергии - вводного, поквартирного и на коммунальное освещение.
Иного технического заключения либо акта ответчиком представлено не было.
Из системного толкования, приведенных выше норм права и из обстоятельств дела следует, что обязанность по проведению капитального ремонта данного жилого дома возникла у его первого собственника задолго до приватизации квартир жильцами. При смене собственника обязанность по проведению капитального ремонта жилого дома должен нести новый собственник. За гражданами сохраняется не только право на приватизацию жилых помещений, но и право требовать проведения капитального ремонта от бывшего наймодателя при приватизации жилых помещений в домах, которые на момент приватизации требовали проведения такого ремонта, но данная обязанность исполнена не была. Обязательство по проведению последующих капитальных ремонтов лежит на собственниках жилых помещений, в том числе, на гражданах, приватизировавших жилые помещения, только после исполнения бывшим наймодателем обязанности по капитальному ремонту жилых помещений, а также общего имущества в многоквартирном доме.
Указанный вывод подтверждается позицией Верховного суда РФ, изложенной в Обзоре законодательства и судебной практике Верховного суда РФ за второй квартал 2007 года, утвержденным постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 01.08.2007.
Оценив изложенное, судебная коллегия находит правильным вывод суда первой инстанции о том, что в момент приватизации первых квартир, отдельные элементы многоквартирного жилого дома по адресу: ***, требовали капитального ремонта, в связи с чем, обязанность по его проведению должна быть возложена на Администрацию г. Омска.
Определяя объем необходимого капитального ремонта, суд правомерно руководствовался ВСН 58-88 (р) "Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения".
Решение в указанной части не обжалуется.
Выражая несогласие со сроком, установленным для исполнения ответчиком обязанности по проведению капитального ремонта до 01.01.2014, заявитель ссылается на ограниченность бюджетных средств, необходимость включение соответствующей строки расходов на указанные цели в бюджет города Омска.
Указанные доводы нельзя признать обоснованными, данные обстоятельства не могут являться основанием для отмены или изменения судебного акта, на правильность выводов суда не влияют, по сути сводятся к предоставлению отсрочки исполнения судебного акта.
Вместе с тем судебная коллегия отмечает, что заявитель не лишен возможности воспользоваться предоставленными ему правами, ходатайствовать перед судом о предоставлении отсрочки исполнения судебного акта при наличии соответствующих тому оснований.
Ссылки подателя жалобы на положения Федерального закона "Об исполнительном производстве", предусматривающие добровольный срок для исполнения решения суда - 5 дней, взыскание исполнительского сбора в размере *** рублей, наложение штрафа на виновных лиц, а также на ст. 315 УК РФ, судом апелляционной инстанции не могут быть приняты во внимание, поскольку являются безотносительными к сложившейся спорной правовой ситуации.
Более того, определяя срок для проведения капитального ремонта в срок до 01.01.2014, суд исходил из требований разумности, общих целей правосудия, а также прав граждан, гарантированных Конституцией РФ.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, определены судом верно, представленные доказательства оценены правильно в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда в соответствии со ст. 330 ГПК РФ не допущено, судебная коллегия, проверив решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы в порядке ст. 327.1 настоящего Кодекса, не находит оснований для его отмены.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Заочное решение Центрального районного суда г. Омска от 10 июля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу департамента городского хозяйства Администрации г. Омска - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)