Судебные решения, арбитраж
ЖСК (жилищно-строительный кооператив)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Президиум Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего Кудряшовой В.В.
и членов президиума Яковлевой Т.И., Богословской И.И., Черкасовой Г.А.,
при секретаре К.,
рассмотрел в судебном заседании 20 февраля 2012 года гражданское дело N 2-1838/12 по заявлению Н. об оспаривании решений органов государственной власти,
на основании кассационной жалобы Н. и определения судьи Санкт-Петербургского городского суда Савельевой М.Г. от 01 февраля 2013 года о передаче жалобы заявителя с делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции,
заслушав доклад судьи Савельевой М.Г., объяснения Н., президиум
установил:
Н. обратилась в Выборгский районный суд Санкт-Петербурга с заявлением, в котором просила признать решение и действия (бездействие) заместителя главы администрации Выборгского района, решения и действия (бездействия) районной комиссии по разрешению конфликтов, возникающих при предоставлении гражданам жилищных субсидий, незаконными.
В обоснование требований заявительница ссылалась на то, что на ее обращения от <дата>, <дата> и <дата> Городским центром жилищных субсидий были приняты решения от <дата>, <дата> и <дата> об отказе в предоставлении субсидии на основании п. 14, подп. "б" п. 8 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2005 года N 761, в связи с непредставлением документов, подтверждающих правовые основания владения и пользования жилым помещением, в котором она постоянно проживает. Вместе с тем, в комплекте документов ею была предоставлена справка жилищно-строительного кооператива N <...> от <дата> N <...>, из которой следует, что 15 декабря 1984 года Н. был полностью выплачен паевой взнос на квартиру, расположенную по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>. В указанной квартире она постоянно зарегистрирована и проживает с 1981 года.
<дата> Н. был получен ответ из Администрации Выборгского района на заявление в районную комиссию по разрешению конфликтов, возникающих при предоставлении гражданам жилищных субсидий, согласно которому отказ Городского центра жилищных субсидий в предоставлении субсидии и компенсации признан обоснованным.
Заявительница полагала решение и действия (бездействие) членов комиссии и председателя комиссии по разрешению конфликтов, возникающих при предоставлении гражданам компенсации на оплату жилья и коммунальных услуг, незаконными, нарушающими ее право на получение субсидий и компенсаций в соответствии со ст. ст. 159, 160 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также право на государственную социальную поддержку и социальную защиту, гарантированные ст. 7 Конституции Российской Федерации.
Решением Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 23 мая 2012 года в удовлетворении заявления отказано.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 14 августа 2012 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба Н. без удовлетворения.
В кассационной жалобе, поступившей в Санкт-Петербургский городской суд 13 декабря 2012 года, Н. просит отменить решение суда первой инстанции и апелляционное определение, принять новое судебное постановление, не передавая дело на новое рассмотрение.
Определением судьи Санкт-Петербургского городского суда от 20 декабря 2012 года гражданское дело N 2-1838/12 истребовано в Санкт-Петербургский городской суд, куда поступило 10 января 2013 года.
Определением судьи Санкт-Петербургского городского суда от 01 февраля 2013 года кассационная жалоба заявителя с делом передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Президиум Санкт-Петербургского городского суда, изучив кассационную жалобу Н., выслушав объяснения заявителя, проверив материалы дела, находит состоявшиеся по делу судебные постановления подлежащими отмене.
В соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что решение Городского центра жилищных субсидий об отказе в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг является правомерным, поскольку заявительницей не предоставлены копии документов, подтверждающих правовые основания владения и пользования жилым помещением, в связи с чем признал оспариваемые решения законными и обоснованными.
При этом суд руководствовался положениями ч. 4 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", п. "в" ч. 2.1.6 Административного регламента оказания государственной услуги по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденного Распоряжением Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга от 07.10.2009 N 257-р, исходил из того, что для получения вышеназванных субсидий в качестве документа, подтверждающего право собственности на жилое помещение, должно быть представлено либо свидетельство о государственной регистрации права собственности, либо выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок, подтверждающая отсутствие регистрации права собственности на указанное жилое помещение за иным лицом.
Суд указал, что справка ЖСК о полной выплате заявительницей, являющейся членом кооператива, паевого взноса за предоставленную ей кооперативом квартиру, подтверждает наступившее у заявительницы право собственности на квартиру, вместе с тем не свидетельствует о том, что данное право сохранилось за заявительницей, поскольку последняя могла распорядиться квартирой к моменту подачи заявления на получение субсидий.
Кроме того, суд сослался на то, что в силу п. 16 Методических рекомендаций по применению Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Приказом Министерства регионального развития РФ и Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 мая 2006 года N 58/403, в функции уполномоченных органов не входит установление правовых оснований владения и пользования гражданами жилыми помещениями, а только прием и проверка документов, подтверждающих эти основания.
С выводами суда первой инстанции согласилась судебная коллегия по гражданским делам, указав, что у Городского центра жилищных субсидий имелись основания требовать от заявительницы предоставления документов, указанных в п. 8 пп. "б" Правил о предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, при отказе в предоставлении субсидии Н. Городской центр жилищных субсидий действовал в пределах своих полномочий, предусмотренных Приказом Министерства регионального развития РФ и Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 мая 2006 года N 58/403, и его действия следует признать правомерными.
Президиум Санкт-Петербургского городского суда не может согласиться с выводами суда первой и апелляционной инстанции по следующим основаниям.
В силу п. 2 ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
Согласно п. 4 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации, член жилищного, жилищно-строительного, дачного, гаражного или иного потребительского кооператива, другие лица, имеющие право на паенакопления, полностью внесшие свой паевой взнос за квартиру, дачу, гараж, иное помещение, предоставленное этим лицам кооперативом, приобретают право собственности на указанное имущество.
Положениями ч. 1 ст. 6 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
Заявитель ссылается на то, что в справках ЖСК, предоставленных ею в Городской центр жилищных субсидий и в комиссию по разрешению конфликтов администрации Выборгского района, указано, что паевой взнос за квартиру был выплачен Н. полностью в 1984 году, то есть право собственности на принадлежащую ей однокомнатную квартиру возникло до вступления в силу Закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", независимо от его регистрации в соответствии с п. 2 ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Исходя из смысла п. 4 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации, после внесения полного паевого взноса на дом, квартиру, дачу или иные объекты последние без особого волеизъявления меняют собственника. Последующее оформление документации (в том числе государственная регистрация права собственности) только удостоверяет право собственности, но не имеет правообразующего значения. Подтверждается приобретение права собственности на указанные объекты справкой, выданной соответствующим кооперативом, о полной выплате паевого взноса.
С учетом указанного, принимая во внимание, что в силу положений п. 1 ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, справка ЖСК о полной выплате паевого взноса является документом, подтверждающим правовые основания владения и пользования заявителем жилым помещением, в котором он зарегистрирован по месту постоянного жительства.
Предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг регламентировано положениями ст. 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 7 которой предусматривает, что порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 8 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 N 761, для получения субсидии граждане, указанные в пункте 3 настоящих Правил, представляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с приложением следующих документов:
б) копии документов, подтверждающих правовые основания владения и пользования заявителем жилым помещением, в котором он зарегистрирован по месту постоянного жительства (с предъявлением оригинала, если копия нотариально не заверена).
Согласно п. 10 вышеназванных Правил, требовать от граждан документы, не предусмотренные пунктами 8 и 9 настоящих Правил, не допускается.
В силу п. 11 Правил, уполномоченные органы вправе проверять подлинность представленных заявителем документов, полноту и достоверность содержащихся в них сведений путем направления официальных запросов в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, органы, осуществляющие государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей, налоговые и таможенные органы, органы и учреждения федеральной государственной службы занятости населения, организации связи, другие органы и организации.
Положениями п. 14 Правил предусмотрено, что заявитель несет ответственность за достоверность представленных сведений и документов. Представление заявителем неполных и (или) заведомо недостоверных сведений является основанием для отказа в предоставлении субсидии.
В этой связи, принимая во внимание, что заявителем в качестве документа, подтверждающего правовые основания владения и пользования жилым помещением, в котором он зарегистрирован по месту постоянного жительства, была предоставлена справка ЖСК о полной выплате заявителем паевого взноса за квартиру в 1984 году, Городской центр жилищных субсидий при наличии сомнений был не лишен возможности реализовать свои полномочия, предусмотренные п. 11 Правил.
Следует также учесть, что положения п. 8 Правил не предусматривают предоставление заявителем документа об отсутствии сведений о регистрации права собственности на указанный объект недвижимого имущества за иным лицом в Едином государственном реестре, на которое указал суд.
При таких обстоятельствах, основания к отказу в предоставлении заявителю субсидии в пределах действия п. 14, п. 8 п. "б" Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг у Городского центра жилищных субсидий отсутствовали, в связи с чем вышеназванные решения Городского центра жилищных субсидий и районной комиссии по разрешению конфликтов, возникающих при предоставлении гражданам жилищных субсидий, не могут быть признаны принятыми в соответствии с законом, повлекли нарушение прав заявителя.
Предусмотренная ст. 159 Жилищного кодекса Российской Федерации субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг является одной из мер по реализации гарантий социальной защиты.
Принимая во внимание, что иных оснований к отказу в предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в оспариваемых решениях не указано, условия предоставления этой субсидии, закрепленные законодателем в Жилищном кодексе Российской Федерации и детализированные в подзаконном нормативном акте, заявителем выполнены, в связи с чем в порядке восстановления нарушенного права заявителя на предоставление субсидии надлежит обязать Городской центр жилищных субсидий предоставить заявителю субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на основании заявлений от <дата>, <дата> и <дата>.
С учетом указанного, состоявшиеся по делу судебные постановления подлежат отмене с вынесением нового решения, поскольку допущена ошибка в применении и толковании норм материального права.
Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, президиум
постановил:
Решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 23 мая 2012 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 14 августа 2012 года отменить.
Признать решение комиссии Выборгского района Санкт-Петербурга по разрешению конфликтов, возникающих при предоставлении гражданам компенсаций на оплату жилья и коммунальных услуг, принятое по заявлению Н. от <дата>, незаконным.
Признать решения Санкт-Петербургского государственного унитарного предприятия "Вычислительный центр коллективного пользования многоотраслевого комплекса жилищного хозяйства" об отказе в предоставлении Н. субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, принятые <дата>, <дата>, <дата>, незаконными.
Обязать Санкт-Петербургское государственное унитарное предприятие "Вычислительный центр коллективного пользования многоотраслевого комплекса жилищного хозяйства" предоставить Н. субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на основании заявлений от <дата>, <дата> и <дата>.
Председательствующий
КУДРЯШОВА В.В.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 20.02.2013 N 44Г-18/13
Разделы:ЖСК (жилищно-строительный кооператив)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПРЕЗИДИУМ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 февраля 2013 г. N 44г-18/13
Президиум Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего Кудряшовой В.В.
и членов президиума Яковлевой Т.И., Богословской И.И., Черкасовой Г.А.,
при секретаре К.,
рассмотрел в судебном заседании 20 февраля 2012 года гражданское дело N 2-1838/12 по заявлению Н. об оспаривании решений органов государственной власти,
на основании кассационной жалобы Н. и определения судьи Санкт-Петербургского городского суда Савельевой М.Г. от 01 февраля 2013 года о передаче жалобы заявителя с делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции,
заслушав доклад судьи Савельевой М.Г., объяснения Н., президиум
установил:
Н. обратилась в Выборгский районный суд Санкт-Петербурга с заявлением, в котором просила признать решение и действия (бездействие) заместителя главы администрации Выборгского района, решения и действия (бездействия) районной комиссии по разрешению конфликтов, возникающих при предоставлении гражданам жилищных субсидий, незаконными.
В обоснование требований заявительница ссылалась на то, что на ее обращения от <дата>, <дата> и <дата> Городским центром жилищных субсидий были приняты решения от <дата>, <дата> и <дата> об отказе в предоставлении субсидии на основании п. 14, подп. "б" п. 8 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2005 года N 761, в связи с непредставлением документов, подтверждающих правовые основания владения и пользования жилым помещением, в котором она постоянно проживает. Вместе с тем, в комплекте документов ею была предоставлена справка жилищно-строительного кооператива N <...> от <дата> N <...>, из которой следует, что 15 декабря 1984 года Н. был полностью выплачен паевой взнос на квартиру, расположенную по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>. В указанной квартире она постоянно зарегистрирована и проживает с 1981 года.
<дата> Н. был получен ответ из Администрации Выборгского района на заявление в районную комиссию по разрешению конфликтов, возникающих при предоставлении гражданам жилищных субсидий, согласно которому отказ Городского центра жилищных субсидий в предоставлении субсидии и компенсации признан обоснованным.
Заявительница полагала решение и действия (бездействие) членов комиссии и председателя комиссии по разрешению конфликтов, возникающих при предоставлении гражданам компенсации на оплату жилья и коммунальных услуг, незаконными, нарушающими ее право на получение субсидий и компенсаций в соответствии со ст. ст. 159, 160 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также право на государственную социальную поддержку и социальную защиту, гарантированные ст. 7 Конституции Российской Федерации.
Решением Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 23 мая 2012 года в удовлетворении заявления отказано.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 14 августа 2012 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба Н. без удовлетворения.
В кассационной жалобе, поступившей в Санкт-Петербургский городской суд 13 декабря 2012 года, Н. просит отменить решение суда первой инстанции и апелляционное определение, принять новое судебное постановление, не передавая дело на новое рассмотрение.
Определением судьи Санкт-Петербургского городского суда от 20 декабря 2012 года гражданское дело N 2-1838/12 истребовано в Санкт-Петербургский городской суд, куда поступило 10 января 2013 года.
Определением судьи Санкт-Петербургского городского суда от 01 февраля 2013 года кассационная жалоба заявителя с делом передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Президиум Санкт-Петербургского городского суда, изучив кассационную жалобу Н., выслушав объяснения заявителя, проверив материалы дела, находит состоявшиеся по делу судебные постановления подлежащими отмене.
В соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что решение Городского центра жилищных субсидий об отказе в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг является правомерным, поскольку заявительницей не предоставлены копии документов, подтверждающих правовые основания владения и пользования жилым помещением, в связи с чем признал оспариваемые решения законными и обоснованными.
При этом суд руководствовался положениями ч. 4 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", п. "в" ч. 2.1.6 Административного регламента оказания государственной услуги по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденного Распоряжением Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга от 07.10.2009 N 257-р, исходил из того, что для получения вышеназванных субсидий в качестве документа, подтверждающего право собственности на жилое помещение, должно быть представлено либо свидетельство о государственной регистрации права собственности, либо выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок, подтверждающая отсутствие регистрации права собственности на указанное жилое помещение за иным лицом.
Суд указал, что справка ЖСК о полной выплате заявительницей, являющейся членом кооператива, паевого взноса за предоставленную ей кооперативом квартиру, подтверждает наступившее у заявительницы право собственности на квартиру, вместе с тем не свидетельствует о том, что данное право сохранилось за заявительницей, поскольку последняя могла распорядиться квартирой к моменту подачи заявления на получение субсидий.
Кроме того, суд сослался на то, что в силу п. 16 Методических рекомендаций по применению Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Приказом Министерства регионального развития РФ и Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 мая 2006 года N 58/403, в функции уполномоченных органов не входит установление правовых оснований владения и пользования гражданами жилыми помещениями, а только прием и проверка документов, подтверждающих эти основания.
С выводами суда первой инстанции согласилась судебная коллегия по гражданским делам, указав, что у Городского центра жилищных субсидий имелись основания требовать от заявительницы предоставления документов, указанных в п. 8 пп. "б" Правил о предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, при отказе в предоставлении субсидии Н. Городской центр жилищных субсидий действовал в пределах своих полномочий, предусмотренных Приказом Министерства регионального развития РФ и Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 мая 2006 года N 58/403, и его действия следует признать правомерными.
Президиум Санкт-Петербургского городского суда не может согласиться с выводами суда первой и апелляционной инстанции по следующим основаниям.
В силу п. 2 ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
Согласно п. 4 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации, член жилищного, жилищно-строительного, дачного, гаражного или иного потребительского кооператива, другие лица, имеющие право на паенакопления, полностью внесшие свой паевой взнос за квартиру, дачу, гараж, иное помещение, предоставленное этим лицам кооперативом, приобретают право собственности на указанное имущество.
Положениями ч. 1 ст. 6 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
Заявитель ссылается на то, что в справках ЖСК, предоставленных ею в Городской центр жилищных субсидий и в комиссию по разрешению конфликтов администрации Выборгского района, указано, что паевой взнос за квартиру был выплачен Н. полностью в 1984 году, то есть право собственности на принадлежащую ей однокомнатную квартиру возникло до вступления в силу Закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", независимо от его регистрации в соответствии с п. 2 ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Исходя из смысла п. 4 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации, после внесения полного паевого взноса на дом, квартиру, дачу или иные объекты последние без особого волеизъявления меняют собственника. Последующее оформление документации (в том числе государственная регистрация права собственности) только удостоверяет право собственности, но не имеет правообразующего значения. Подтверждается приобретение права собственности на указанные объекты справкой, выданной соответствующим кооперативом, о полной выплате паевого взноса.
С учетом указанного, принимая во внимание, что в силу положений п. 1 ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, справка ЖСК о полной выплате паевого взноса является документом, подтверждающим правовые основания владения и пользования заявителем жилым помещением, в котором он зарегистрирован по месту постоянного жительства.
Предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг регламентировано положениями ст. 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 7 которой предусматривает, что порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 8 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 N 761, для получения субсидии граждане, указанные в пункте 3 настоящих Правил, представляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с приложением следующих документов:
б) копии документов, подтверждающих правовые основания владения и пользования заявителем жилым помещением, в котором он зарегистрирован по месту постоянного жительства (с предъявлением оригинала, если копия нотариально не заверена).
Согласно п. 10 вышеназванных Правил, требовать от граждан документы, не предусмотренные пунктами 8 и 9 настоящих Правил, не допускается.
В силу п. 11 Правил, уполномоченные органы вправе проверять подлинность представленных заявителем документов, полноту и достоверность содержащихся в них сведений путем направления официальных запросов в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, органы, осуществляющие государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей, налоговые и таможенные органы, органы и учреждения федеральной государственной службы занятости населения, организации связи, другие органы и организации.
Положениями п. 14 Правил предусмотрено, что заявитель несет ответственность за достоверность представленных сведений и документов. Представление заявителем неполных и (или) заведомо недостоверных сведений является основанием для отказа в предоставлении субсидии.
В этой связи, принимая во внимание, что заявителем в качестве документа, подтверждающего правовые основания владения и пользования жилым помещением, в котором он зарегистрирован по месту постоянного жительства, была предоставлена справка ЖСК о полной выплате заявителем паевого взноса за квартиру в 1984 году, Городской центр жилищных субсидий при наличии сомнений был не лишен возможности реализовать свои полномочия, предусмотренные п. 11 Правил.
Следует также учесть, что положения п. 8 Правил не предусматривают предоставление заявителем документа об отсутствии сведений о регистрации права собственности на указанный объект недвижимого имущества за иным лицом в Едином государственном реестре, на которое указал суд.
При таких обстоятельствах, основания к отказу в предоставлении заявителю субсидии в пределах действия п. 14, п. 8 п. "б" Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг у Городского центра жилищных субсидий отсутствовали, в связи с чем вышеназванные решения Городского центра жилищных субсидий и районной комиссии по разрешению конфликтов, возникающих при предоставлении гражданам жилищных субсидий, не могут быть признаны принятыми в соответствии с законом, повлекли нарушение прав заявителя.
Предусмотренная ст. 159 Жилищного кодекса Российской Федерации субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг является одной из мер по реализации гарантий социальной защиты.
Принимая во внимание, что иных оснований к отказу в предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в оспариваемых решениях не указано, условия предоставления этой субсидии, закрепленные законодателем в Жилищном кодексе Российской Федерации и детализированные в подзаконном нормативном акте, заявителем выполнены, в связи с чем в порядке восстановления нарушенного права заявителя на предоставление субсидии надлежит обязать Городской центр жилищных субсидий предоставить заявителю субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на основании заявлений от <дата>, <дата> и <дата>.
С учетом указанного, состоявшиеся по делу судебные постановления подлежат отмене с вынесением нового решения, поскольку допущена ошибка в применении и толковании норм материального права.
Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, президиум
постановил:
Решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 23 мая 2012 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 14 августа 2012 года отменить.
Признать решение комиссии Выборгского района Санкт-Петербурга по разрешению конфликтов, возникающих при предоставлении гражданам компенсаций на оплату жилья и коммунальных услуг, принятое по заявлению Н. от <дата>, незаконным.
Признать решения Санкт-Петербургского государственного унитарного предприятия "Вычислительный центр коллективного пользования многоотраслевого комплекса жилищного хозяйства" об отказе в предоставлении Н. субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, принятые <дата>, <дата>, <дата>, незаконными.
Обязать Санкт-Петербургское государственное унитарное предприятие "Вычислительный центр коллективного пользования многоотраслевого комплекса жилищного хозяйства" предоставить Н. субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на основании заявлений от <дата>, <дата> и <дата>.
Председательствующий
КУДРЯШОВА В.В.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)