Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 05.03.2013 ПО ДЕЛУ N А21-6272/2012

Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 марта 2013 г. по делу N А21-6272/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 27 февраля 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 05 марта 2013 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Лопато И.Б.
судей Зотеевой Л.В., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Беляевой Ю.А.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен
от заинтересованного лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-1808/2013) ООО "БалтСтройБизнес" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 10.12.2012 по делу N А21-6272/2012 (судья Мялкина А.В.), принятое
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "БалтСтройБизнес"
к Службе ГАСН Калининградской области
о незаконности действий по проведению проверки, о незаконности постановления о привлечении к административной ответственности, о недействительности предписания

установил:

общество с ограниченной ответственностью "БалтСтройБизнес" (ОГРН 1113926045639; 236009, г. Калининград, ул. Красноармейская, д. 42; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением, предмет которого изменен в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконными действий Государственной инспекции архитектурно-строительного надзора Калининградской области (236006, г. Калининград, Московский проспект, д. 95; далее - ответчик, Инспекция, административный орган) по проведению проверки, постановления от 03.07.12 N 241, предписания от 07.06.12 N 2/431-2.
Решением суда от 10.12.2012 в удовлетворении заявленных требований Обществу отказано.
Не согласившись с принятым решением, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение от 10.12.2012 отменить. Податель жалобы ссылается на несоответствие выводов, изложенных в оспариваемом решении, обстоятельствам дела и на неправильное истолкование судом первой инстанции норм закона. По мнению подателя жалобы, выводы суда противоречат Федеральному закону от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ).
Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие по правилам статьи 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в ходе проверки, проведенной Инспекцией на объекте капитального строительства по адресу: Калининградская область, город Светлогорск, Олимпийский бульвар, д. 5, установлены факты осуществления Обществом строительства многоквартирного жилого дома с нарушением пунктов 5.7.7, 5.7.4, 5.7.5, 5.10, 6.2.5, 6.6.4, 6.14, 7.1, 7.2 СП 48.13330.2011 "Организация строительного производства", пунктов 6.1.1, 6.2.5, 6.4.3, 6.5.1 СНиП "Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования", пунктов 9.1.2, раздела 8, раздела 9.2 ПБ 10.382-000 "Правила устройства и безопасности эксплуатации кранов".
По выявленным фактам Инспекцией составлены акт проверки от 05.06.12 N 3/431, протокол об административном правонарушении от 07.06.12 N 241, вынесено предписание от 07.06.12 N 2/431-2, постановление от 03.07.12 N 241 о привлечении общества к административной ответственности по части 1 статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
Общество, посчитав незаконной проведенную проверку, обжаловало действия Инспекции, а также предписание и постановление о привлечении к административной ответственности, в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с договором подряда от 08.02.12 N 1-БО-БСБ-1 общество с ограниченной ответственностью "СК "Западный Форпост" (генеральный подрядчик) для производства комплекса строительно-монтажных работ на объекте капитального строительства "Многоквартирный жилой дом в составе комплексной жилой застройки", расположенного по адресу: Калининградская область, г. Светлогорск, Олимпийский бульвар, 5 привлек ООО "БалтСтройБизнес" с передачей ему функций генерального подрядчика (пункт 1.3 договора). Следовательно, осуществление строительства в соответствии с документацией, требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) и технических регламентов является обязанностью ООО "БалтСтройБизнес".
В соответствии с частью 5 статьи 54 ГрК РФ к отношениям, связанным с осуществлением государственного строительного надзора, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Закона N 294-ФЗ с учетом особенностей организации и проведения проверок, а именно основанием для проведения проверки, являются, в том числе, программа проверок, разрабатываемая органом государственного строительного надзора (подпункт "а" пункта 3), истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем выданного органом государственного строительного надзора предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований (подпункта "б" пункта 3).
Согласно пункту 8 Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 N 54, государственный строительный надзор осуществляется органом государственного строительного надзора с даты получения им в соответствии с частью 5 статьи 52 ГрК РФ извещения о начале работ до даты выдачи заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации, в том числе требованиям в отношении энергетической эффективности и требованиям в отношении оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов.
Порядок проведения проверок при осуществлении государственного строительного надзора установлен РД-11-04-2006, утвержденным Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26.12.2006 N 1129.
В пункте 5 Порядка проведения проверок предусмотрено, что застройщик или заказчик заблаговременно, но не позднее чем за 7 рабочих дней до начала осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, направляет в орган государственного строительного надзора извещение (по образцу, приведенному в приложении N 2 к настоящему Порядку) о начале таких работ с приложением документов, предусмотренных частью 5 статьи 52 ГрК РФ. Пунктом 6 указанного Порядка определено, что извещение с прилагаемыми к нему документами являются основанием для разработки должностным лицом органа государственного строительного надзора программы проведения проверок в течение 7 рабочих дней с даты получения такого получения.
В программе проведения проверок указывается, в том числе примерная дата проведения каждой проверки, определяемая на основании данных проекта организации строительства объекта капитального строительства (подпункт "в").
На основании приказа Службы N 110 от 30.01.12 главный государственный инспектор отдела N 2 Службы Антонова В.Ю. назначена для осуществления государственного строительного надзора при строительстве объекта капитального строительства "Многоквартирный жилой дом в составе комплексной жилой застройки", расположенного по адресу: Калининградская область, г. Светлогорск, Олимпийский бульвар, 5. В соответствии с этим приказом разработана программа проведения проверок применительно к указанному объекту, согласно которой примерная дата проведения проверок с мая по июль 2012 года.
Из материалов дела следует, что основанием для проведения проверки явилась программа проверок расположенного по адресу город Светлогорск, Олимпийский бульвар, д. 5 объекта капитального строительства "Многоквартирный жилой дом в составе комплексной жилой застройки", разработанная органом государственного строительного надзора, а также окончание срока устранения нарушений при строительстве.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Инспекция действовала в соответствии с Порядком проведения проверок, Положением об осуществлении государственного строительного надзора.
Частью 3 статьи 52 ГрК РФ установлено, что лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 настоящей статьи, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.
В силу части 6 статьи 52 ГрК РФ, лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика или технического заказчика (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия. Лицо, осуществляющее строительство, также обязано обеспечивать доступ на территорию, на которой осуществляются строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства, представителей застройщика или технического заказчика, органов государственного строительного надзора, предоставлять им необходимую документацию, проводить строительный контроль, обеспечивать ведение исполнительной документации, извещать застройщика или технического заказчика, представителей органов государственного строительного надзора о сроках завершения работ, которые подлежат проверке, обеспечивать устранение выявленных недостатков и не приступать к продолжению работ до составления актов об устранении выявленных недостатков, обеспечивать контроль за качеством применяемых строительных материалов.
В данном случае проводилась проверка объекта капитального строительства "Многоквартирный жилой дом в составе комплексной жилой застройки" по адресу: город Светлогорск, Олдимпийский бульвар, д. 5. В ходе указанной проверки административным органом были выявлены нарушения обязательных требований при производстве строительных работ, допущенные производителем работ - ООО "БалтСтройБизнес" и образующие событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ. Таким образом, Инспекцией в действиях ООО "БалтСтройБизнес" были непосредственно обнаружены признаки указанного административного правонарушения, что, в силу пункта 1 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ, является поводом для возбуждения в отношении названного юридического лица дела об этом административном правонарушении.
Частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований технических регламентов, проектной документации, обязательных требований документов в области стандартизации или требований специальных технических условий либо нарушение установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти до дня вступления в силу технических регламентов обязательных требований к зданиям и сооружениям при проектировании, строительстве, реконструкции или капитальном ремонте объектов капитального строительства, в том числе при применении строительных материалов (изделий).
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается (акт проверки от 05.06.12 N 3/431, протокол об административном правонарушении от 07.06.12 N 241), что Обществом при строительстве объекта нарушены требования нормативов, действующих в области строительства и проектной документации на объект капитального строительства.
Проверяющими установлено, что ООО "БалтСтройБизнес" нарушены: положения пунктов 5.7.7, 5.7.4, 5.7.5, 5.10, 6.2.5, 6.6.4, 6.14, 7.1, 7.2 СП 48.13330.2011 "Организация строительного производства" - допущены отступления от решений Проекта организации строительства (ПОС) без согласования с организациями, разработавшими и утвердившими ПОС; не в полном объеме разработан ППР; не подготовлены схемы расположения разбиваемых в натуре осей зданий и сооружений, знаков закрепления этих осей и монтажных ориентиров, а также схемы расположения конструкций и их элементов относительно этих осей и ориентиров; не представлен акт передачи строительной площадки, с описанием площади и состояния площадки; не представлен акт ввода в эксплуатацию временных зданий и сооружений, расположенных на стройплощадке; производитель работ не извещает органы государственного контроля о сроках выполнения соответствующей процедуры оценки соответствия по мере готовности работ и конструкций, показатели качества которых влияют на безопасность здания (сооружения); не осуществляется входной контроль проектной документации, освидетельствование геодезической разбивочной основы объекта, входной контроль применяемых строительных материалов, операционный контроль; не в полном объеме ведется исполнительная документация; в нарушение требований проектной документации (раздел 6 "Проект организации строительства" шифр 17/11-ПОС, лист 3) вдоль оси "А" не выполнена забивка шпунтового ограждения; не разработаны технологические карты на земляные работы; не в полном объеме выполнены работы подготовительного периода (не проложены временные дороги, не установлены временные реперы, не определены места складирования и пр.); ограждение площадки не соответствует требованиям проекта, временные дороги и разворотные площадки не соответствуют требованиям проекта, расположенные временных зданий и сооружений не соответствует требованиям проекта; установка крана не соответствует требованиям проекта; с нарушением выполнена площадка для чистки и мойки колес; пунктов 6.1.1, 6.2.5, 6.4.3, 6.5.1 СНиП "Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования" - у въезда на производственную территорию не установлена схема внутрипостроечных дорог и проездов с указанием мест складирования материалов и конструкций, мест разворота транспортных средств, объектов пожарного водоснабжения; разводка временных электросетей напряжением до 1000 В, используемых при электроснабжении объектов строительства, выполнена с нарушением требований прокладки по высоте над уровнем земли; территория 5 строительной площадки не в полном объеме оборудована средствами пожаротушения согласно ППБ 01-03; положения пунктов 9.1.2, раздела 8, раздела 9.2 ПБ 10.382-000 "Правила устройства и безопасности эксплуатации кранов" - не представлены документы регистрации крана и допуска к работам, не представлен акт, подтверждающий выполнение монтажных работ в соответствии с инструкцией по монтажу крана, подписанный ответственным представителем организации, производившей монтаж крана, не представлена справка о соответствии надземного пути нагрузкам от устанавливаемого крана; устройство кранового пути для установки башенного крана произведено без проекта, не представлен акт приема-сдачи подкранового пути; не представлено разрешение на пуск в работу.
Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, действие (бездействие) Общества правомерно квалифицировано административным органом по части 1 статьи 9.4 КоАП РФ.
Событие правонарушения подтверждается материалами административного дела, в том числе, актом проверки, фототаблицами к нему, протоколом об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах апелляционным судом отклоняются, как необоснованные, доводы апелляционной жалобы о том, что Общество не является субъектом ответственности по части 1 статьи 9.4 КоАП РФ и неправомерности выдачи предписания производителю работ.
Из приведенных выше норм гражданского и градостроительного законодательства следует, что лицом, ответственным за осуществление строительных работ, а, следовательно, и за соблюдение строительных норм и правил, является подрядчик (генеральный подрядчик), осуществляющий строительство.
Нарушения процедуры привлечения заявителя к административной ответственности не установлены. При проведении проверки присутствовал назначенный приказом Общества от 15.12.2011 N 4-м/БСБ ответственный за производство работ на объекте капитального строительства прораб В.А.Сурков. О совершении процессуальных действий в рамках дела об административном правонарушении Общество уведомлялось, дата рассмотрения дела об административном правонарушении определялась Инспекцией с учетом ходатайств Общества.
Согласно пункту 14 Порядка проведения проверок при выявлении в результате проведенной проверки нарушений должностное лицо органа государственного строительного надзора составляет акт, являющийся основанием для выдачи заказчику, застройщику, иному лицу, осуществляющему строительство (в зависимости от того, кто в соответствии с законодательством Российской Федерации несет ответственность за допущенные нарушения), предписания об устранении выявленных нарушений.
Обоснованно посчитав производителя работ с функциями генерального подрядчика по договору подряда N 1-БО-БСБ-1 от 08.02.2012 лицом, осуществляющим строительство и ответственным за допущенные нарушения, Инспекция выдала Обществу предписание от 07.06.2012 N 2/431-2 об устранении нарушений при строительстве объекта капитального строительства. О частичном исполнении предписания Общество уведомило Инспекцию извещением от 05.07.2012 г.
Апелляционный суд находит несостоятельными доводы подателя жалобы о том, что ответственность за указанные в акте проверки и предписании нарушения может быть возложена только на застройщика.
Согласно пункту 1.3 договора подряда от 08.02.2012 N 1-БО-БСБ-1 ООО "БалтСтройБизнес" привлечено к строительству объекта в качестве производителя работ с функциями генерального подрядчика, что предполагает его участие в рассмотрении (проверке, корректировке) проектной документации в порядке, предусмотренном пунктами 1.4, 8.1.5, 8.1.6 договора. Соблюдение требований законодательства и контролирующих органов к строительной площадке пунктом 8.1.14 договора также возложено на подрядчика.
Доводы Общества о том, что пункты 18 - 20 акта и предписания о документах в отношении используемого на строительной площадке крана также отклоняются судом. Пунктом 8.1.24 договора подрядчик принял на себя обязательства предоставлять башенный кран и стропальщиков.
Постановлением Госгортехнадзора России от 31.12.1999 N 98 в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" утверждены Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов ПБ 10-382-00 (далее - Правила), которые обязательны для исполнения всеми организациями, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, а также для индивидуальных предпринимателей. Правила устанавливают требования к проектированию, устройству, изготовлению, реконструкции, ремонту, монтажу, установке и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, их узлов и механизмов, приборов безопасности, а также грузозахватных органов, грузозахватных приспособлений и тары. Означенные требования распространяются как на владельцев кранов, так и на эксплуатирующие организации.
В соответствии с пунктом 8.6 приложения N 2 Правил эксплуатация крана это стадия жизненного цикла крана, на которой реализуются, поддерживается и восстанавливается его качество. Эксплуатация крана включает в себя в общем случае использование по назначению (работу), транспортирование, монтаж, хранение, техническое обслуживание и ремонт.
Таким образом, Общество должно располагать документами, подтверждающими соблюдение требований пункта 8 Правил об устройстве кранового пути на основании проекта, а также пункта 9.2 Правил о том, что до пуска крана в работу должно быть получено разрешение уполномоченного органа.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Излишне уплаченная платежным поручением от 09.01.2013 N 1 государственная пошлина в размере 1000 рублей подлежит возврату ООО "БалтСтройБизнес" из федерального бюджета на основании пункта 1 части 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 110, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Калининградской области от 10.12.2012 по делу N А21-6272/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "БалтСтройБизнес" - без удовлетворения.
Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью "БалтСтройБизнес" из федерального бюджета 1000 рублей излишне уплаченной государственной пошлины по апелляционной жалобе согласно платежному поручению от 09.01.2013 N 1.

Председательствующий
И.Б.ЛОПАТО

Судьи
Л.В.ЗОТЕЕВА
А.Б.СЕМЕНОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)