Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 10.08.2009 N 18АП-6003/2009 ПО ДЕЛУ N А34-1691/2009

Разделы:
Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 августа 2009 г. N 18АП-6003/2009

Дело N А34-1691/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 06 августа 2009 г.
Полный текст постановления изготовлен 10 августа 2009 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Румянцева А.А., судей Матвеевой С.В., Серковой З.Н., при ведении протокола секретарем судебного заседания Рахматуллиным И.И., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Курганской области от 08.06.2009 по делу N А34-1691/2009 (судья Алексеев Р.Н.) при участии: от Федерального государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования "Курганский технологический колледж имени Героя Советского Союза Н.Я. Анфиногенова" - Маслова В.Я (доверенность б\\н от 04.05.2009),
постановил:
Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования "Курганский технологический колледж имени Героя Советского Союза Н.Я. Анфиногенова" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Курганской области с исковым заявлением к Министерству финансов Российской Федерации (далее - ответчик) о взыскании задолженности по оплате жилья и коммунальных услуг участникам боевых действий на территории других государств в размере 3959 руб. 40 коп.
Решением Арбитражного суда Курганской области от 08.06.2009 (резолютивная часть объявлена 04.06.2009) исковые требования удовлетворены. С Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Федерального государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования "Курганский технологический колледж имени Героя Советского Союза Н.Я. Анфиногенова" взысканы убытки в размере 3959 руб. 40 коп.
Также принято решение о возврате Федеральному государственному образовательному учреждению среднего профессионального образования "Курганский технологический колледж имени Героя Советского Союза Н.Я. Анфиногенова" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 500 руб.
С указанным решением не согласилось Министерство финансов Российской Федерации и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении требований к Министерству финансов Российской Федерации в полном объеме.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее заявитель ссылается на неправильное истолкование закона, а также неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела. Заявитель указывает на то, что свои обязательства по финансированию льгот выполнил в полном объеме. Цели использования и распределение средств, поступивших из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации, субъект Российской Федерации определяет самостоятельно.
В отзыве на апелляционную жалобу, поступившем в адрес апелляционного суда 27.07.2009, Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования "Курганский технологический колледж имени Героя Советского Союза Н.Я. Анфиногенова" доводы апелляционной жалобы считает несостоятельными и не подлежащими удовлетворению. Ссылается на то, что понесенные истцом расходы по договорам о возмещении расходов на предоставление льгот по оплате услуг жилья и коммунальных услуг, не возвращены. Ввиду ликвидации МУ "Центр социальной защиты населения г. Кургана", затраты по оплате жилищно-коммунальных услуг должны производиться за счет средств федерального бюджета.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы.
Ответчик явку своего представителя не обеспечил, в материалах дела имеются сведения надлежащего его извещения о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие ответчика.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, заслушав мнение истца, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как установлено арбитражным судом первой инстанции и следует из материалов дела, в период с 01 января 2005 по 31 декабря 2006 истец предоставлял льготы по оплате жилья и коммунальных услуг ветеранам боевых действий в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", а именно: Калугину А.В., Шатунову С.В., Орлову В.В., Соколову А.В., Тегенцеву М.Г., Терентьеву О.В., Шабурову И.А., проживающим в здании общежития по адресу: г. Курган, ул. Автозаводская, 3а, принадлежащем истцу на праве безвозмездного пользования на основании распоряжения Департамента государственного имущества и промышленной политики Курганской области от 04.06.2003 N 337.
Между МУ "Центр социальной защиты населения г. Кургана" и Государственным образовательным учреждением среднего профессионального образования "Курганский технологический колледж имени Героя Советского Союза Н.Я. Анфиногенова" заключены договоры о возмещении расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг от 22.02.2005 (л.д. 55-60), утвержденный распоряжением мэра г. Кургана от 23.03.2005 N 1202-р (л.д. 54); от 30.01.2006 (л.д. 51-53), утвержденный распоряжением мэра г. Кургана от 17.02.2006 N 742 (л.д. 49), от 18.05.2006 (л.д. 44-48), утвержденный распоряжением мэра г. Кургана от 18.05.2006 N 2662 (л.д. 42).
Во исполнение Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" и договоров, заключенных с МУ "Центр социальной защиты населения г. Кургана", Курганский технологический колледж в период с 01.01.2005 по 31.12.2006 произвел оплату жилья и коммунальных услуг семи участникам боевых действий на территории других государств за счет собственных средств на сумму 3959 руб. 40 коп.
Полагая, что в результате недостаточного компенсирования фактически предоставленных в течение 2005-2006 г.г. льгот, предусмотренных Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", у государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования "Курганский технологический колледж имени Героя Советского Союза Н.Я. Анфиногенова" образовались убытки в сумме 3959 руб. 40 коп., последнее обратилось в арбитражный суд с соответствующим иском.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что наличие и размер невозмещенных истцу расходов подтверждается материалами дела. Доказательств целевого финансирования из федерального бюджета средств компенсаций на реализацию мер социальной поддержки ветеранов боевых действий в соответствии со статьей 16 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", а также доказательства реального поступления денежных средств в бюджет Курганской области на реализацию указанных мер отсутствуют.
Выводы суда являются правильным, основанными на фактических обстоятельствах, установленных судом первой инстанции и нормах материального права.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" меры социальной поддержки ветеранов боевых действий по оплате в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений являются расходными обязательствами Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ст. 23.2 Закона "О ветеранах" средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в п. 1 этой же статьи Закона мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсации, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. При этом в п. 1 названной статьи Закона указаны меры социальной поддержки, предусмотренные в том числе ст. 15 и 16 Закона "О ветеранах", в отношении участников Великой Отечественной Войны и участников боевых действий.
Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.11.2004 N 652 (в редакции Постановлений Правительства РФ от 02.03.2005 N 107, от 22.02.2006 N 101) утверждены Правила расходования и учета средств на предоставление субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации для оплаты жилищно-коммунальных услуг, оказываемых гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк" и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, а также отдельным категориям граждан из числа ветеранов и инвалидов. В соответствии с пунктом 2 данных Правил финансирование расходов, связанных с оплатой жилищно-коммунальных услуг, оказываемых гражданам, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных в Фонде компенсаций на соответствующий год.
Пунктом 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения ст. 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), ст. 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
Согласно п. 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23, если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования. При этом факт заключения между организацией, предоставляющей потребителям бесплатно или по льготным ценам товары (работы, услуги) в рамках реализации установленных законом льгот, и соответствующим органом государственной власти субъекта Российской Федерации (муниципального образования) соглашения, регламентирующего порядок определения объема и оплаты неполученных доходов, подлежащих возмещению в связи с реализацией установленных федеральным законом льгот, не является сам по себе основанием для удовлетворения требования о взыскании неполученных доходов с субъекта Российской Федерации (муниципального образования).
В соответствии со статьей 130 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансовые средства, необходимые для осуществления полномочий Российской Федерации, не относящиеся к предмету ведения субъекта Российской Федерации, передаваемые из бюджета Российской Федерации средства предусматриваются в нем как отдельный вид расходов бюджета и учитываются отдельно по каждому виду расходов.
Из указанного следует, что средства компенсаций на осуществление государственных полномочий, переданных субъекту Российской Федерации, должны быть профинансированы из федерального бюджета в бюджет субъекта Российской Федерации целевым назначением согласно федеральному закону о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.
Министерство финансов Российской Федерации не представило в суд доказательств целевого финансирования из федерального бюджета средств компенсаций на реализацию мер социальной поддержки ветеранов боевых действий в соответствии со статьей 16 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", а также доказательств реального поступления денежных средств в бюджет Курганской области на реализацию указанных мер (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу ст. 16, 1069 названного Кодекса убытки, причиненные юридическому лицу в результате бездействия государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
На основании ст. 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени казны Российской Федерации выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с п. 3 ст. 125 данного Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
При таких обстоятельствах суд правомерно взыскал с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Федерального государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования "Курганский технологический колледж имени Героя Советского Союза Н.Я. Анфиногенова" 3959 руб. 40 коп. убытков, возникших у последнего вследствие недостаточного финансирования в 2005-2006 г.г. возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот, предусмотренных статьей 16 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах".
Довод заявителя апелляционной жалобы о выполнении им своих обязательств в полном объеме подлежит отклонению, так как право требования возмещения с Российской Федерации понесенных юридическим лицом расходов по предоставлению льгот определенным категориям граждан не может быть связано с фактом включения (невключения) в бюджет средств на компенсацию расходов в необходимом размере. Обязанность Российской Федерации по возмещению расходов юридическим лицам обусловлена самим фактом предоставления льгот гражданам, имеющим право на их получение, и соответствующее обязательство Российской Федерации может быть прекращено только путем его исполнения.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции доводы апелляционной жалобы полагает необоснованными. В указанной части решение суда является законным и обоснованным и суд не находит оснований для его отмены.
Вместе с тем, проверяя решение суда в полной объеме, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о нарушении судом первой инстанции положений, регулирующих порядок распределения судебных расходов, установленных ч. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Истцом при подаче искового заявления по платежному поручению N 38006 от 06.04.2009 уплачена государственная пошлина в размере 500 руб. (л.д. 5).
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле.
Освобождение ответчика, государственного органа от уплаты госпошлины не влияет на его обязанность возместить истцу судебные расходы в виде уплаченной госпошлины, законных оснований для возврата из бюджета суммы уплаченной истцом госпошлины у суда первой инстанции не имелось.
Таким образом, в указанной части решение суда подлежит изменению, с Министерства финансов Российской Федерации в пользу Федерального государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования "Курганский технологический колледж имени Героя Советского Союза Н.Я. Анфиногенова" подлежат взысканию судебные расходы в размере уплаченной государственной пошлины 500 руб.
Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:

решение Арбитражного суда Курганской области от 08.06.2009 по делу N А34-1691/2009 в части возврата государственной пошлины Федеральному государственному образовательному учреждению среднего профессионального образования "Курганский технологический колледж имени Героя Советского Союза Н.Я. Анфиногенова" из федерального бюджета в размере 500 руб. изменить.
Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства Финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Федерального государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования "Курганский технологический колледж имени Героя Советского Союза Н.Я. Анфиногенова" расходы по уплате государственной пошлины в размере 500 руб.
В остальной части решение Арбитражного суда Курганской области от 08.06.2009 по делу N А34-1691/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства Финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий судья
А.А.РУМЯНЦЕВ
Судьи
С.В.МАТВЕЕВА
З.Н.СЕРКОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)