Судебные решения, арбитраж
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июня 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 июля 2013 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Акимовой М.А.,
судей Александровой Л.Б., Веряскиной С.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Чумаковой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Поскомхоз" (400038, г. Волгоград, р.п. Горьковский, ул. Голубятникова, д. 3/1, ОГРН 1073460006510, ИНН 3446024276)
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 21 марта 2013 года по делу N А12-1269/2013 (судья Пономарев А.В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Поскомхоз" (400038, г. Волгоград, р.п. Горьковский, ул. Голубятникова, д. 3/1, ОГРН 1073460006510, ИНН 3446024276)
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области (400131, г. Волгоград, ул. Комсомольская, д. 10 Б, стр. 2, ОГРН 1053444025920, ИНН 3444121098)
об отмене постановления о привлечении к административной ответственности,
установил:
в Арбитражный суд Волгоградской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Поскомхоз" (далее - ООО "Управляющая компания "Поскомхоз", заявитель) с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области (далее - Управление, административный орган) от 27 декабря 2012 года N 6876 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Решением суда от 21 марта 2013 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "Управляющая компания "Поскомхоз" не согласилось с принятым решением и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, удовлетворив заявленные требования.
Административный орган возражает против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Лица, участвующие в деле, явку представителей в судебное заседание не обеспечили. О месте и времени рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом, согласно требованиям статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждено уведомлениями о вручении почтовых отправлений N 410031 59 98671 0, N 410031 59 98670 3, N 410031 59 98668 0, N 410031 59 98669 7, N 410031 59 98667 3, конвертом с уведомлением о вручении почтового отправления N 410031 59 98672 7. Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации 30 мая 2013 года, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте. ООО "Управляющая компания "Поскомхоз" заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. Судом ходатайство удовлетворено. В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Исследовав материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в период с 31.10.2012 по 19.11.2012 административным органом на основании распоряжения от 02 октября 2012 года N 1549 проведена плановая выездная проверка соблюдения ООО "Управляющая компания "Поскомхоз" обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации, в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей.
В ходе проведения проверки по адресу: г. Волгоград, ул. Слепцова, д. 3 выявлено несоответствие качества питьевой воды из централизованной системы водоснабжения установленным нормативам, а именно: в квартире N 11 указанного дома показатель качества питьевой воды "окисляемость перманганатная" составил 5,7 мг/л при норме не более 5,0 мг/л.
Установленные обстоятельства, по мнению административного органа, свидетельствуют о нарушении заявителем пункта 3.4.3 санитарных правил и нормативов СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения" (далее - СанПиН 2.1.4.1074-01).
По результатам проверки составлен акт от 30 ноября 2012 года N 1549, в котором зафиксированы допущенные нарушения (т. 1 л.д. 36-46). Копия указанного акта вручена представителю заявителя Кудиновой М.О., действующей по доверенности от 09 октября 2012 года N 7.
Административный орган квалифицировал допущенные нарушения по статье 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях как нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению.
30 ноября 2012 года в присутствии представителя заявителя Рыхлеевой Т.Е., действующей по специальной доверенности от 30 ноября 2012 года (т. 1 л.д. 24), составлен протокол N 6876 об административном правонарушении, которым зафиксировано допущенное нарушение (т. 1 л.д. 21, 22).
11 декабря 2012 года заявителем получено извещение о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, что подтверждено штампом входящей корреспонденции от 11 декабря 2012 года N 901 (т. 1 л.д. 25).
27 декабря 2012 года Управлением вынесено постановление N 6876 о привлечении ООО "Управляющая компания "Поскомхоз" к ответственности, предусмотренной статьей 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначении наказания в виде штрафа в размере 20 000 рублей. Материалы дела об административном правонарушении рассмотрены в отсутствие представителя заявителя, надлежащим образом извещенного о времени и месте их рассмотрения (т. 1 л.д. 14, 15).
Заявитель с указанным постановлением не согласился и обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с требованием о признании его незаконным и отмене.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из доказанности события административного правонарушения и вины ООО "Управляющая компания "Поскомхоз", а также соблюдения административным органом установленной законом процедуры привлечения к административной ответственности.
Апелляционная коллегия считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, выводы - подтвержденными собранными по делу доказательствами.
Статьей 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению.
Объективная сторона данного правонарушения выражается в нарушении (несоблюдении) установленных требований к питьевой воде и питьевому водоснабжению.
Все исполнители, ресурсоснабжающие организации, участвующие в обеспечении населения питьевой водой, ответственны за качество подаваемой воды в границах принадлежности инженерных сетей.
Субъектами административной ответственности, предусмотренной статьей 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, могут выступать как лица, осуществляющие забор воды, так и лица, осуществляющие ее подачу в жилой фонд и по внутридомовым сетям непосредственно потребителю.
В силу статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как следует из материалов дела, жилой дом, расположенный по адресу: г. Волгоград, ул. Слепцова, д. 3, находится в управлении ООО "Управляющая компания "Поскомхоз", что подтверждено материалами дела и не оспаривается заявителем. Так, заявитель на момент совершения правонарушения являлся управляющей компанией указанных домов.
Таким образом, ООО "Управляющая компания "Поскомхоз" приняло на себя обязательства по управлению, содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома.
Следовательно, ООО "Управляющая компания "Поскомхоз" является субъектом рассматриваемого административного правонарушения.
В соответствии со статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации способов управления многоквартирным домом.
Согласно статье 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Как указано в статье 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
На основании пункта 1 статьи 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусмотрено, что соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 19 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Гигиенические требования и нормативы качества питьевой воды установлены санитарными нормами "СанПиН 2.1.4.1074-01.2.1.4 Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Санитарно-эпидемиологические правила и нормы", утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 26 сентября 2001 года N 24.
Согласно пункту 3.4.3. СанПиН 2.1.4.1074-01, безвредность питьевой воды по химическому составу определяется ее соответствием нормативам по содержанию вредных химических веществ, поступающих в источники водоснабжения в результате хозяйственной деятельности человека, в частности, по окисляемости перманганатной не более 5,0 мг/л.
В рамках проверки на основании предписания административного органа от 10 октября 2012 года N 1220-12-12 специалистами федерального бюджетного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Волгоградской области" проведены лабораторные исследования.
Согласно протоколу от 23 ноября 2012 года N 1490 лабораторных исследований (т. 1 л.д. 26-29), в квартире N 11 жилого дома N 3 по ул. Слепцова г. Волгограда качество питьевой воды не соответствует нормативным величинам, установленным СанПиН 2.1.4.1074-01.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что качество питьевой воды в квартире N 11 жилого дома N 3 по ул. Слепцова г. Волгограда не соответствует установленным нормам.
Следовательно, выявленные проверкой нарушения свидетельствуют о наличии в бездействии ООО "Управляющая компания "Поскомхоз" состава вмененного правонарушения.
По мнению заявителя, для привлечения его к административной ответственности недостаточно взятия пробы питьевой воды только в квартире, поскольку отпуск питьевой воды из систем ресурсоснабжающей организации уже мог производиться с нарушением требований к качеству питьевой воды.
Апелляционная коллегия считает указанный довод несостоятельным.
В соответствии с пунктом 2 раздела I Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354 (далее - Правила) "исполнитель" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Согласно подпунктам "а" - "в" пункта 31 раздела IV Правил, исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг; заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям; самостоятельно или с привлечением других лиц осуществлять техническое обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю, если иное не установлено в соответствии с пунктом 20 настоящих Правил.
Из содержания пункта 2 раздела 1 и пункта 6 раздела 2 Приложения N 1 к Правилам следует, что одним из требований к качеству такой коммунальной услуги как горячее и холодное водоснабжение является постоянное соответствие состава и свойств горячей и холодной воды санитарным нормам и правилам. Отклонение состава и свойств воды от санитарных норм и правил не допускается.
Следовательно, обязанность по обеспечению надлежащего качества предоставляемых коммунальных услуг возложена на заявителя, и именно он несет ответственность за ненадлежащее качество горячей и холодной воды.
Несоответствие подаваемой питьевой воды санитарным нормам и правилам подтверждено материалами дела.
В подпунктах "а" и "б" пункта 149 раздела XVI Правил указано, что исполнитель несет установленную законодательством Российской Федерации административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность за нарушение качества предоставления потребителю коммунальных услуг; вред, причиненный жизни, здоровью и имуществу потребителя вследствие нарушения качества предоставления коммунальных услуг, вследствие непредоставления потребителю полной и достоверной информации о предоставляемых коммунальных услугах.
Таким образом, факт поставки водоснабжающей организацией питьевой воды, не соответствующей установленным требованиям к ее качеству, не освобождает заявителя от ответственности по статье 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обжалуя решение суда первой инстанции, ООО "Управляющая компания "Поскомхоз" указало на нарушения административным органом положений Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
По мнению заявителя, нарушение срока уведомления о проведении плановой выездной проверки относится к категории грубых нарушений требований к организации и проведению проверок, влекущих отмену результатов проверки по заявлению проверяемого лица.
Апелляционный суд считает доводы жалобы несостоятельными.
Сфера действия Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" распространяется на административный орган, и установленные им требования обязательны для исполнения при проведении проверки до возбуждения дела об административном правонарушении.
Положения указанного закона процесс возбуждения производства по делу об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности не регулируют. Данный закон должен применяться при оценке законности действий органов в ходе проведения проверки, а в ходе рассмотрения дел об административных правонарушениях - при оценке доказательств с точки зрения законности их получения.
Доказательства, на основании которых административный орган вынес оспоренное постановление, собраны им в рамках производства по делу об административном правонарушении.
В рамках настоящего дела не должна даваться оценка действиям контролирующего органа при проведении проверки с точки зрения требований Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", так как это не имеет отношения к предмету рассматриваемого спора.
ООО "Управляющая компания "Поскомхоз" считает, что административным органом не исполнены требования о надлежащем уведомлении законного представителя заявителя.
Указанный довод опровергнут материалами дела.
Из материалов дела следует, что в соответствии с договором от 23 мая 2012 года ООО "Управляющая компания "Поскомхоз" передало обществу с ограниченной ответственностью "Родной город" в лице генерального директора Багрова Илья Дмитриевича полномочия исполнительного органа ООО "Управляющая компания "Поскомхоз" в порядке и на условиях, предусмотренных указанным договором (пункт 1.1 договора).
30 ноября 2012 года Багровым И.Д. выдана доверенность Рахлеевой Татьяне Евгеньевне на представлении интересов ООО "Управляющая компания "Поскомхоз" в Управлении Роспотребнадзора по Волгоградской области при составлении протоколов об административных правонарушениях по результатам проведенной плановой проверки в соответствии с распоряжением от 02 октября 2012 года N 1549.
Доверенностью предоставлено право давать объяснения, получать и подписывать все необходимые документы, а также иные права, предусмотренные в статье 25.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (т. 1 л.д. 24).
В соответствии с пунктом 24 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02 июня 2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" суду при рассмотрении дел об административных правонарушениях следует учитывать, что доказательством надлежащего извещения законного представителя юридического лица о составлении протокола может служить выданная им доверенность на участие в конкретном административном деле. Наличие общей доверенности на представление интересов лица без указания на полномочия по участию в конкретном административном деле само по себе доказательством надлежащего извещения не является.
Специальной доверенностью, выданной для участия в конкретном административном деле, является документ, содержащий сведения, позволяющие установить и конкретизировать проверку, с указанием полномочия на участие в составлении протокола (постановления), рассмотрении дела об административном правонарушении.
Указанная доверенность является специальной, поскольку содержит полномочия лица представлять интересы заявителя при составлении протоколов об административных правонарушениях по результатам проведенной плановой проверки в соответствии с распоряжением от 02 октября 2012 года N 1549.
Кроме того, 28 ноября 2012 года ООО "Управляющая Компания "Поскомхоз" вручено извещение о дате времени и месте составления протокола об административном правонарушении 30 ноября 2012 года (т. 1 л.д. 23).
Процедура привлечения к административной ответственности проверена судами обеих инстанций. Нарушений административным органом не допущено.
Суд апелляционной инстанции считает, что вина ООО "Управляющая компания "Поскомхоз" во вмененном правонарушении Управлением доказана.
Заявитель обоснованно привлечен к административной ответственности по статье 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При определении меры наказания административным органом учтены все обстоятельства, перечисленные в статьях 4.1, 4.2 и 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влияющие на размер наказания. Мера наказания соответствует совершенному деянию.
Суд первой инстанции, руководствуясь частью 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законно и обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Таким образом, все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основаниями для отмены принятого решения.
Апелляционный суд считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется. Апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 21 марта 2013 года по делу N А12-1269/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке, установленном статьями 273 - 277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции, принявший решение, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий
М.А.АКИМОВА
Судьи
Л.Б.АЛЕКСАНДРОВА
С.Г.ВЕРЯСКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 02.07.2013 ПО ДЕЛУ N А12-1269/2013
Разделы:Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 июля 2013 г. по делу N А12-1269/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июня 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 июля 2013 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Акимовой М.А.,
судей Александровой Л.Б., Веряскиной С.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Чумаковой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Поскомхоз" (400038, г. Волгоград, р.п. Горьковский, ул. Голубятникова, д. 3/1, ОГРН 1073460006510, ИНН 3446024276)
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 21 марта 2013 года по делу N А12-1269/2013 (судья Пономарев А.В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Поскомхоз" (400038, г. Волгоград, р.п. Горьковский, ул. Голубятникова, д. 3/1, ОГРН 1073460006510, ИНН 3446024276)
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области (400131, г. Волгоград, ул. Комсомольская, д. 10 Б, стр. 2, ОГРН 1053444025920, ИНН 3444121098)
об отмене постановления о привлечении к административной ответственности,
установил:
в Арбитражный суд Волгоградской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Поскомхоз" (далее - ООО "Управляющая компания "Поскомхоз", заявитель) с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области (далее - Управление, административный орган) от 27 декабря 2012 года N 6876 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Решением суда от 21 марта 2013 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "Управляющая компания "Поскомхоз" не согласилось с принятым решением и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, удовлетворив заявленные требования.
Административный орган возражает против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Лица, участвующие в деле, явку представителей в судебное заседание не обеспечили. О месте и времени рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом, согласно требованиям статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждено уведомлениями о вручении почтовых отправлений N 410031 59 98671 0, N 410031 59 98670 3, N 410031 59 98668 0, N 410031 59 98669 7, N 410031 59 98667 3, конвертом с уведомлением о вручении почтового отправления N 410031 59 98672 7. Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации 30 мая 2013 года, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте. ООО "Управляющая компания "Поскомхоз" заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. Судом ходатайство удовлетворено. В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Исследовав материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в период с 31.10.2012 по 19.11.2012 административным органом на основании распоряжения от 02 октября 2012 года N 1549 проведена плановая выездная проверка соблюдения ООО "Управляющая компания "Поскомхоз" обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации, в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей.
В ходе проведения проверки по адресу: г. Волгоград, ул. Слепцова, д. 3 выявлено несоответствие качества питьевой воды из централизованной системы водоснабжения установленным нормативам, а именно: в квартире N 11 указанного дома показатель качества питьевой воды "окисляемость перманганатная" составил 5,7 мг/л при норме не более 5,0 мг/л.
Установленные обстоятельства, по мнению административного органа, свидетельствуют о нарушении заявителем пункта 3.4.3 санитарных правил и нормативов СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения" (далее - СанПиН 2.1.4.1074-01).
По результатам проверки составлен акт от 30 ноября 2012 года N 1549, в котором зафиксированы допущенные нарушения (т. 1 л.д. 36-46). Копия указанного акта вручена представителю заявителя Кудиновой М.О., действующей по доверенности от 09 октября 2012 года N 7.
Административный орган квалифицировал допущенные нарушения по статье 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях как нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению.
30 ноября 2012 года в присутствии представителя заявителя Рыхлеевой Т.Е., действующей по специальной доверенности от 30 ноября 2012 года (т. 1 л.д. 24), составлен протокол N 6876 об административном правонарушении, которым зафиксировано допущенное нарушение (т. 1 л.д. 21, 22).
11 декабря 2012 года заявителем получено извещение о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, что подтверждено штампом входящей корреспонденции от 11 декабря 2012 года N 901 (т. 1 л.д. 25).
27 декабря 2012 года Управлением вынесено постановление N 6876 о привлечении ООО "Управляющая компания "Поскомхоз" к ответственности, предусмотренной статьей 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначении наказания в виде штрафа в размере 20 000 рублей. Материалы дела об административном правонарушении рассмотрены в отсутствие представителя заявителя, надлежащим образом извещенного о времени и месте их рассмотрения (т. 1 л.д. 14, 15).
Заявитель с указанным постановлением не согласился и обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с требованием о признании его незаконным и отмене.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из доказанности события административного правонарушения и вины ООО "Управляющая компания "Поскомхоз", а также соблюдения административным органом установленной законом процедуры привлечения к административной ответственности.
Апелляционная коллегия считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, выводы - подтвержденными собранными по делу доказательствами.
Статьей 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению.
Объективная сторона данного правонарушения выражается в нарушении (несоблюдении) установленных требований к питьевой воде и питьевому водоснабжению.
Все исполнители, ресурсоснабжающие организации, участвующие в обеспечении населения питьевой водой, ответственны за качество подаваемой воды в границах принадлежности инженерных сетей.
Субъектами административной ответственности, предусмотренной статьей 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, могут выступать как лица, осуществляющие забор воды, так и лица, осуществляющие ее подачу в жилой фонд и по внутридомовым сетям непосредственно потребителю.
В силу статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как следует из материалов дела, жилой дом, расположенный по адресу: г. Волгоград, ул. Слепцова, д. 3, находится в управлении ООО "Управляющая компания "Поскомхоз", что подтверждено материалами дела и не оспаривается заявителем. Так, заявитель на момент совершения правонарушения являлся управляющей компанией указанных домов.
Таким образом, ООО "Управляющая компания "Поскомхоз" приняло на себя обязательства по управлению, содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома.
Следовательно, ООО "Управляющая компания "Поскомхоз" является субъектом рассматриваемого административного правонарушения.
В соответствии со статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации способов управления многоквартирным домом.
Согласно статье 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Как указано в статье 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
На основании пункта 1 статьи 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусмотрено, что соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 19 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Гигиенические требования и нормативы качества питьевой воды установлены санитарными нормами "СанПиН 2.1.4.1074-01.2.1.4 Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Санитарно-эпидемиологические правила и нормы", утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 26 сентября 2001 года N 24.
Согласно пункту 3.4.3. СанПиН 2.1.4.1074-01, безвредность питьевой воды по химическому составу определяется ее соответствием нормативам по содержанию вредных химических веществ, поступающих в источники водоснабжения в результате хозяйственной деятельности человека, в частности, по окисляемости перманганатной не более 5,0 мг/л.
В рамках проверки на основании предписания административного органа от 10 октября 2012 года N 1220-12-12 специалистами федерального бюджетного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Волгоградской области" проведены лабораторные исследования.
Согласно протоколу от 23 ноября 2012 года N 1490 лабораторных исследований (т. 1 л.д. 26-29), в квартире N 11 жилого дома N 3 по ул. Слепцова г. Волгограда качество питьевой воды не соответствует нормативным величинам, установленным СанПиН 2.1.4.1074-01.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что качество питьевой воды в квартире N 11 жилого дома N 3 по ул. Слепцова г. Волгограда не соответствует установленным нормам.
Следовательно, выявленные проверкой нарушения свидетельствуют о наличии в бездействии ООО "Управляющая компания "Поскомхоз" состава вмененного правонарушения.
По мнению заявителя, для привлечения его к административной ответственности недостаточно взятия пробы питьевой воды только в квартире, поскольку отпуск питьевой воды из систем ресурсоснабжающей организации уже мог производиться с нарушением требований к качеству питьевой воды.
Апелляционная коллегия считает указанный довод несостоятельным.
В соответствии с пунктом 2 раздела I Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354 (далее - Правила) "исполнитель" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Согласно подпунктам "а" - "в" пункта 31 раздела IV Правил, исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг; заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям; самостоятельно или с привлечением других лиц осуществлять техническое обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю, если иное не установлено в соответствии с пунктом 20 настоящих Правил.
Из содержания пункта 2 раздела 1 и пункта 6 раздела 2 Приложения N 1 к Правилам следует, что одним из требований к качеству такой коммунальной услуги как горячее и холодное водоснабжение является постоянное соответствие состава и свойств горячей и холодной воды санитарным нормам и правилам. Отклонение состава и свойств воды от санитарных норм и правил не допускается.
Следовательно, обязанность по обеспечению надлежащего качества предоставляемых коммунальных услуг возложена на заявителя, и именно он несет ответственность за ненадлежащее качество горячей и холодной воды.
Несоответствие подаваемой питьевой воды санитарным нормам и правилам подтверждено материалами дела.
В подпунктах "а" и "б" пункта 149 раздела XVI Правил указано, что исполнитель несет установленную законодательством Российской Федерации административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность за нарушение качества предоставления потребителю коммунальных услуг; вред, причиненный жизни, здоровью и имуществу потребителя вследствие нарушения качества предоставления коммунальных услуг, вследствие непредоставления потребителю полной и достоверной информации о предоставляемых коммунальных услугах.
Таким образом, факт поставки водоснабжающей организацией питьевой воды, не соответствующей установленным требованиям к ее качеству, не освобождает заявителя от ответственности по статье 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обжалуя решение суда первой инстанции, ООО "Управляющая компания "Поскомхоз" указало на нарушения административным органом положений Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
По мнению заявителя, нарушение срока уведомления о проведении плановой выездной проверки относится к категории грубых нарушений требований к организации и проведению проверок, влекущих отмену результатов проверки по заявлению проверяемого лица.
Апелляционный суд считает доводы жалобы несостоятельными.
Сфера действия Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" распространяется на административный орган, и установленные им требования обязательны для исполнения при проведении проверки до возбуждения дела об административном правонарушении.
Положения указанного закона процесс возбуждения производства по делу об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности не регулируют. Данный закон должен применяться при оценке законности действий органов в ходе проведения проверки, а в ходе рассмотрения дел об административных правонарушениях - при оценке доказательств с точки зрения законности их получения.
Доказательства, на основании которых административный орган вынес оспоренное постановление, собраны им в рамках производства по делу об административном правонарушении.
В рамках настоящего дела не должна даваться оценка действиям контролирующего органа при проведении проверки с точки зрения требований Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", так как это не имеет отношения к предмету рассматриваемого спора.
ООО "Управляющая компания "Поскомхоз" считает, что административным органом не исполнены требования о надлежащем уведомлении законного представителя заявителя.
Указанный довод опровергнут материалами дела.
Из материалов дела следует, что в соответствии с договором от 23 мая 2012 года ООО "Управляющая компания "Поскомхоз" передало обществу с ограниченной ответственностью "Родной город" в лице генерального директора Багрова Илья Дмитриевича полномочия исполнительного органа ООО "Управляющая компания "Поскомхоз" в порядке и на условиях, предусмотренных указанным договором (пункт 1.1 договора).
30 ноября 2012 года Багровым И.Д. выдана доверенность Рахлеевой Татьяне Евгеньевне на представлении интересов ООО "Управляющая компания "Поскомхоз" в Управлении Роспотребнадзора по Волгоградской области при составлении протоколов об административных правонарушениях по результатам проведенной плановой проверки в соответствии с распоряжением от 02 октября 2012 года N 1549.
Доверенностью предоставлено право давать объяснения, получать и подписывать все необходимые документы, а также иные права, предусмотренные в статье 25.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (т. 1 л.д. 24).
В соответствии с пунктом 24 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02 июня 2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" суду при рассмотрении дел об административных правонарушениях следует учитывать, что доказательством надлежащего извещения законного представителя юридического лица о составлении протокола может служить выданная им доверенность на участие в конкретном административном деле. Наличие общей доверенности на представление интересов лица без указания на полномочия по участию в конкретном административном деле само по себе доказательством надлежащего извещения не является.
Специальной доверенностью, выданной для участия в конкретном административном деле, является документ, содержащий сведения, позволяющие установить и конкретизировать проверку, с указанием полномочия на участие в составлении протокола (постановления), рассмотрении дела об административном правонарушении.
Указанная доверенность является специальной, поскольку содержит полномочия лица представлять интересы заявителя при составлении протоколов об административных правонарушениях по результатам проведенной плановой проверки в соответствии с распоряжением от 02 октября 2012 года N 1549.
Кроме того, 28 ноября 2012 года ООО "Управляющая Компания "Поскомхоз" вручено извещение о дате времени и месте составления протокола об административном правонарушении 30 ноября 2012 года (т. 1 л.д. 23).
Процедура привлечения к административной ответственности проверена судами обеих инстанций. Нарушений административным органом не допущено.
Суд апелляционной инстанции считает, что вина ООО "Управляющая компания "Поскомхоз" во вмененном правонарушении Управлением доказана.
Заявитель обоснованно привлечен к административной ответственности по статье 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При определении меры наказания административным органом учтены все обстоятельства, перечисленные в статьях 4.1, 4.2 и 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влияющие на размер наказания. Мера наказания соответствует совершенному деянию.
Суд первой инстанции, руководствуясь частью 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законно и обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Таким образом, все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основаниями для отмены принятого решения.
Апелляционный суд считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется. Апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 21 марта 2013 года по делу N А12-1269/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке, установленном статьями 273 - 277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции, принявший решение, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий
М.А.АКИМОВА
Судьи
Л.Б.АЛЕКСАНДРОВА
С.Г.ВЕРЯСКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)