Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 09.10.2013 ПО ДЕЛУ N А60-14846/2013

Разделы:
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 9 октября 2013 г. по делу N А60-14846/2013


Резолютивная часть решения объявлена 02 октября 2013 года
Полный текст решения изготовлен 09 октября 2013 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи С.Е. Калашника при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.Р. Сингатуллина рассмотрел в судебном заседании дело N А60-14846/2013
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Аллион" (ИНН 6604027990, ОГРН 1116604000039, далее - общество "Аллион")
к Управлению государственной жилищной инспекции Свердловской области (далее - жилищная инспекция)
об отмене постановления по делу об административном правонарушении от 20.03.2013 N 146.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
В судебном заседании принял участие представитель жилищной инспекции - Гукасян В.М. (доверенность от 11.02.2013 N 29-04-10-734).
Представители общества "Аллион" в судебное заседание не явились.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду, ходатайств не заявлено.

Общество "Аллион" обратилось в суд с заявлением об отмене постановления жилищной инспекции по делу об административном правонарушении от 20.03.2013 N 146.
Определением суда от 28.06.2013 дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со ст. 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Определением суда от 28.08.2013 дело назначено к рассмотрению по правилам административного судопроизводства на 02.10.2013.
В судебном заседании 02.10.2013 суд признал дело подготовленным к судебному разбирательству, с учетом согласия представителя заинтересованного лица и отсутствия возражений со стороны заявителя перешел к рассмотрению дела по существу в суде первой инстанции.
Рассмотрев материалы дела, суд

установил:

жилищной инспекцией 07.03.2013 в связи с требованием прокуратуры Свердловской области от 13.02.2013 N 7/1-20-13 на основании приказа о проведении внеплановой выездной проверки от 05.03.2013 N 29-05-06-507 проведена проверка в отношении управляющей организации - общества "Аллион", осуществляющего управление, содержание, эксплуатацию, ремонт, предоставление коммунальных услуг в жилом доме по адресу: г. Березовский, пос. Монетный, ул. Лермонтова, д. 22а.
В ходе проверки установлено, что в указанном жилом доме отсутствуют коллективные (общедомовые) приборы учета тепловой энергии.
Выявленное нарушение отражено в акте проверки от 07.03.2013 N 29-05-01-510.
Постановлением жилищной инспекции от 20.03.2013 N 146 общество "Аллион" привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 9.16 Кодекса, в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.
Полагая, что постановление вынесено с нарушением требований законодательства, нарушает его права и законные интересы, общество "Аллион" обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Требования заявителя не подлежат удовлетворению исходя из следующего.
В ч. 4 ст. 9.16 Кодекса предусмотрена административная ответственность за несоблюдение лицами, ответственными за содержание многоквартирных домов, требований энергетической эффективности, предъявляемых к многоквартирным домам, требований их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований о проведении обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах.
Общественные отношения в сфере энергосбережения и энергетической эффективности регулирует Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 261).
Согласно ч. 1 ст. 11 Федерального закона N 261 здания, строения, сооружения, за исключением указанных в ч. 5 статьи зданий, строений, сооружений, должны соответствовать требованиям энергетической эффективности, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правительство Российской Федерации вправе установить в указанных правилах первоочередные требования энергетической эффективности.
В соответствии с ч. 3 ст. 36 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" эксплуатация зданий и сооружений должна быть организована таким образом, чтобы обеспечивалось соответствие зданий и сооружений требованиям энергетической эффективности зданий и сооружений и требованиям оснащенности зданий и сооружений приборами учета используемых энергетических ресурсов в течение всего срока эксплуатации зданий и сооружений.
На основании ч. 4 ст. 12 Федерального закона N 261 в целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома. В соответствии с принципами, установленными Правительством Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, подлежащих проведению единовременно и (или) регулярно. Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, или при непосредственном управлении многоквартирным домом собственники помещений в многоквартирном доме обязаны проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на проведение указанных мероприятий. В целях снижения расходов на проведение указанных мероприятий собственники помещений в многоквартирном доме вправе требовать от лица, ответственного за содержание многоквартирного дома, осуществления действий, направленных на снижение объема используемых в многоквартирном доме энергетических ресурсов, и (или) заключения этим лицом энергосервисного договора (контракта), обеспечивающего снижение объема используемых в многоквартирном доме энергетических ресурсов.
В соответствии с ч. 10 ст. 13 Федерального закона N 261 до 01.07.2010 организации, указанные в ч. 9 статьи, обязаны предоставить лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, лицам, представляющим интересы собственников, указанных в части 6 настоящей статьи, предложения об оснащении объектов, указанных в ч. 5 и 6 статьи, приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых осуществляют указанные организации. Лица, ответственные за содержание многоквартирных домов, обязаны информировать собственников помещений в многоквартирных домах о поступивших предложениях об оснащении многоквартирных домов, помещений в них приборами учета используемых энергетических ресурсов, а также об установленных настоящим Федеральным законом сроках оснащения приборами учета используемых энергетических ресурсов.
Постановлением Правительства Свердловской области от 12.04.2011 N 390-ПП утвержден перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, подлежащих проведению единовременно и (или) регулярно, включаемых в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. В п. 5 данного перечня предусмотрено оснащение общедомовыми приборами учета тепловой энергии с возможностью дистанционного снятия показаний.
Субъектами правонарушения по ч. 4 ст. 9.16 Кодекса являются должностные лица, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица или юридические лица, ответственные за содержание многоквартирных домов.
Согласно п. 11 ст. 2 Федерального закона N 261 в качестве лица, ответственного за содержание многоквартирного дома, понимается лицо, на которое в соответствии с жилищным законодательством возложены обязанности по управлению многоквартирным домом.
Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила).
Согласно п. 10 Правил общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; в) доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом; г) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; д) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам; е) поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома; ж) соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается: собственниками помещений, в частности, путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с ч. 5 ст. 161 и ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (п. 16 Правил).
Судом установлено, что на основании проведенного органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей компании с обществом "Аллион" заключен договор управления многоквартирными домами от 16.08.2011 N 60, в соответствии с которым им осуществляется управление, обслуживание, содержание и эксплуатация, в том числе, жилого дома по адресу: г. Березовский, пос. Монетный, ул. Лермонтова, д. 22а.
Объектом правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 9.16 Кодекса, являются общественные отношения в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности жилищного фонда.
Объективная сторона данного правонарушения выражается в нарушении требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в части установки коллективных (общедомовых) приборов учета.
Заявителем отсутствие коллективных (общедомовых) приборов учета в многоквартирном доме по адресу: г. Березовский, пос. Монетный, ул. Лермонтова, д. 22а не оспаривается. Однако им указывается на то, что обязанность по установке таких приборов возлагается на собственников или ресурсоснабжающие организации, в связи с чем, он не является субъектом правонарушения. Обществом "Аллион" предпринимались действия, направленные на организацию собственников жилых помещений для принятия решения о приобретении и установке общедомовых приборов учета (письмо от 29.06.2012 о размещении на входных группах информации согласно требованиям Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ, письмо собственнику Рыжовой от 08.09.2011).
В соответствии с ч. 1, ч. 5 ст. 13 ФЗ N 261 производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
До 01.07.2012 собственники жилых домов, за исключением указанных в ч. 6 статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемой воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемой воды, электрической энергии.
В силу подп. 11 ст. 2 Федерального закона N 261-ФЗ лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, является лицо, на которое в соответствии с жилищным законодательством возложены обязанности по управлению многоквартирным домом. В соответствии со ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации и п. 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений или товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом.
Заявитель является управляющей компанией в отношении вышеуказанного многоквартирного жилого дома. При заключении договора управления многоквартирным домом общество "Аллион" взяло на себя обязательства по соблюдения от имени собственников помещений требований Федерального закона N 261, а, следовательно, обязано обеспечить оснащение многоквартирного дома в течение всего срока действия договора общедомовыми приборами учета энергетических ресурсов.
На основании ч. 1 ст. 1.5 Кодекса лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 Кодекса).
Вина общества "Аллион" в допущенном правонарушении выразилась в непринятии необходимых мер для оснащения жилого дома коллективным (общедомовыми) приборами учета. В соответствии с п. 1 ст. 49 Федерального закона N 261 указанный Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Поскольку днем официального опубликования является 27.11.2009, то с этого момента общество "Аллион" должно было знать о наличии законодательно установленной обязанности по энергоэффективности, в связи с чем, должно было принять соответствующие меры, независимо от наличия либо отсутствия предложений со стороны ресурсоснабжающей организации или собственников помещений.
При этом решения общего собрания собственников помещений на установку данных приборов не требуется, поскольку данная обязанность установлена федеральным законодательством и не может быть упразднена бездействием собственников или принятием ими иного решения, противоречащего действующему законодательству. С даты вступления в силу Федерального закона N 261 работы по установке прибора учета являются текущими работами по содержанию жилого дома и должны осуществляться независимо от указания на выполнение данных конкретных работ в договоре с собственниками.
Таким образом, обстоятельства, положенные в основу оспариваемого постановления, административным органом подтверждены, имеется состав правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 9.16 Кодекса, субъект административного правонарушения определен заинтересованным лицом верно. Нарушений порядка (процедуры) производства по делу об административном правонарушении не установлено. При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения требований общества "Аллион", признания незаконным и отмены постановления от 20.03.2013 N 146 не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 167 - 170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

1. В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "Аллион" об отмене постановления Управления Государственной жилищной инспекции Свердловской области от 20.03.2013 N 146 отказать.
2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
3. Решение по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, если размер административного штрафа за административное правонарушение не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей - пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения (изготовления в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
4. Исполнительный лист на основании судебного акта арбитражного суда по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности не выдается, принудительное исполнение производится непосредственно на основании этого судебного акта.

Судья
С.Е.КАЛАШНИК















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)