Судебные решения, арбитраж
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Алексеева Н.М.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе
председательствующего Ноевой В.В.
судей Дьяконовой З.С., Скакун А.И.
при секретаре Ч.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя ответчика на решение Якутского городского суда от 9 декабря 2011 г., которым по делу по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Саха к обществу с ограниченной ответственностью управляющей компании "ЖКХ Губинский" о признании действий (бездействия) незаконными
ПОСТАНОВЛЕНО:
Признать незаконным бездействие общества с ограниченной ответственностью управляющей компании "ЖКХ Губинский", заключающееся в непредставлении плательщикам жилищно-коммунальных услуг платежных документов до внесения платы за жилое помещение, по навязыванию услуг платежных агентов и размеров вознаграждения агентам по приему платежей за жилищно-коммунальные услуги.
Обязать общество с ограниченной ответственностью управляющей компании "ЖКХ Губинский" предоставлять плательщикам жилищно-коммунальных услуг платежные документы до внесения платы за жилищно-коммунальные услуги, а также прекратить навязывание услуг платежных агентов и размера вознаграждения агентам по приему платежей за жилищно-коммунальные услуги.
Заслушав доклад судьи Скакуна А.И., выслушав представителей заявителя П., заинтересованного лица Н., рассмотрев материалы дела, судебная коллегия
установила:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Саха (Якутия) (далее Роспотребнадзор) в интересах неопределенного круга лиц просило суд признать незаконными действия управляющей компании "ЖКХ Губинский" (далее Управляющая Компания) по пользованию услугами платежного агента с оплатой услуг агента за счет потребителей без их согласия и обязать прекратить незаконные действия, связанные со взиманием платы по жилищно-коммунальным услугам с нарушением прав потребителей. Кроме того, заявитель просил суд признать незаконным непредставление управляющей компанией потребителям сведений о размере оплаты за коммунальные услуги. Свои требования заявитель обосновал тем, что управляющая компания, заключив договоры по приему платежей с ОАО "Якутскэнерго", ОАО "Азиатско-тихоокеанский банк" и ЯФ ОАО "Далькомбанк", не исполняет обязанность по предоставлению потребителям платежных документов на оплату жилищно-коммунальных услуг, а также возлагает оплату услуг платежного агента на потребителей без их согласия. По мнению заявителя, в связи с этим потребители
ограничены в возможности выбрать способ оплаты жилищно-коммунальных услуг без дополнительных расходов.
Судом принято вышеуказанное решение, с которым ответчик не согласен. В кассационной жалобе ответчик просит отменить решение в связи неправильным определением обстоятельств дела. По его мнению, правовых оснований для удовлетворения заявления нет. Управляющая компания настаивает на своих доводах о том. что ее действия соответствуют закону и не нарушает права потребителей. Кроме того, ссылается на то, что в нарушение Административного регламента, Федерального закона "О защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Роспотребнадзором проверка его деятельности не производилась, предписание о необходимости соблюдения обязательных требований ему не выдавалось, досудебный порядок разрешения спора не соблюден.
В силу ст. 2 Федерального закона от 09.12.2010 г. N 353-ФЗ "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" апелляционные, кассационные и надзорные жалобы и представления прокурора, не рассмотренные на день вступления в силу настоящего Федерального закона, рассматриваются по правилам, действовавшим на день их подачи в суд соответствующей инстанции. Настоящее дело подлежит рассмотрению в кассационном производстве.
Изучив материалы дела, обсудив доводы в кассационной жалобе, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Удовлетворяя требования Роспотребназора, суд признал установленным нарушение прав потребителей со стороны управляющей компании. Такие выводы суда правильные.
Судом установлено, что управляющая компания заключила договоры с тремя банками об оказании услуг платежного агента, согласно которому агент принимает оплату коммунальных услуг данной компании от потребителей за вознаграждение, при этом расходы по вознаграждению возлагаются на потребителей независимо от их согласия.
В договоре между платежным агентом и Управляющей компанией определена сумма вознаграждения, о которой потребитель не извещен.
Не имея платежного документа с соответствующей суммой и реквизитами потребитель жилищно-коммунальных услуг, получая платежное извещение у определенного агента, не имеет возможности произвести платеж иначе, как только способом, определенным Управляющей компанией.
В соответствии с ч. 4 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации, за исключением случая, предусмотренного частью 7.1 настоящей статьи.
Согласно ч. 7.1 указанной статьи Жилищного кодекса Российской Федерации на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме ресурсоснабжающим организациям.
При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам
найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
Частью 2 ст. 3 Федерального закона "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" предусмотрена возможность платежного агента при приеме платежей взимать с плательщика (физического лица) вознаграждение в размере определяемом соглашением между платежным агентов и плательщиком (физическим лицом).
Между тем, без согласования с плательщиками размер вознаграждения уже определен в условиях агентских договоров Управляющей компанией с ОАО АК "Якутскэнерго" в размере 1,5%, с ОАО "Азиатско-Тихоокеанский банк" в размере 50 рублей.
Тем самым плательщики -потребители жилищно-коммунальных услуг в нарушение вышеуказанной нормы закона лишены возможности достижения соглашения о размере агентского вознаграждения в платежным агентом.
Частью 2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации и пунктом 37 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам"(далее - Правила)
утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307 предусмотрено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносятся на основании платежных документов, предоставленных исполнителем не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.
Пунктом 40 указанных Правил установлено право потребителя осуществлять плату наличными денежными средствами, в безналичной форме с использованием счетов выбранных ими банках или переводом денежных средств без открытия банковского счета, а также почтовыми переводами.
Получая платежные документы непосредственно перед оплатой у платежного агента плательщики лишены права выбора способа оплаты, а также возможности произвести оплату жилищно-коммунальных услуг в другой банковской организации или безналичным путем, чем нарушаются их права.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены правильно, и им дана надлежащая правовая оценка. Нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
Оснований для отмены решения суда по доводам кассационной жалобы судебная коллегия не находит.
В соответствии с пунктом 1 статьи 40 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" государственный контроль и надзор за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, осуществляются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей, а также иными федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг), в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Положение о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, определяет правовой статус федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологическою благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка и направлен на защиту, охрану и обеспечение прав граждан в сфере потребительского рынка, в том числе посредством пресечения фактов нарушения законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав потребителей и принятия
мер по недопущению и ликвидации последствий нарушений обязательных требований. установленных в данной сфере.
Обращение Роспотребнадзора с иском в суд в интересах нанимателей жилых помещений отвечает задачам по предупреждению, выявлению и пресечению правонарушений в сфере оказания услуг населению и не противоречит действующему законодательству.
При этом, способ защиты прав потребителей Роспотребнадзор осуществляет самостоятельно. Кроме того, проверка проведена в рамках рассмотрения поступивших жалоб от населения в соответствии с Федеральным законом "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Вместе с тем судебная коллегия считает, что резолютивная часть решения содержит неопределенность, что может повлечь разночтение и затруднение при исполнении решения суда. В связи с этим резолютивная часть решения суда подлежит уточнению. Следует абзац второй и третий изложить в следующей редакции:
Признать незаконными действия общества с ограниченной ответственностью управляющей компании "ЖКХ Гусинский", по пользованию услугами платежных агентов по приему платежей за жилищно-коммунальные услуги с установлением размера агентского вознаграждения без согласования с потребителями.
Обязать общество с ограниченной ответственностью управляющей компании "ЖКХ Губинский" предоставлять плательщикам жилищно-коммунальных услуг платежные документы до внесения платы за жилищно-коммунальные услуги, а также прекратить пользование услугами платежных агентов по приему платежей за жилищно-коммунальные услуги с установлением размера агентского вознаграждения без согласования с потребителями.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 360, 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Якутского городского суда от 9 декабря 2011 г. по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Саха к обществу с ограниченной ответственностью управляющей компании "ЖКХ Губинский" о признании действий незаконным оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Уточнить резолютивную часть решения и изложить в следующей редакции абзац третий и четвертый.
Признать незаконными действия общества с ограниченной ответственностью управляющей компании "ЖКХ Губинский", по пользованию услугами платежных агентов по приему платежей за жилищно-коммунальные услуги с установлением размера агентского вознаграждения без согласования с потребителями.
Обязать общество с ограниченной ответственностью управляющей компании "ЖКХ Губинский" предоставлять плательщикам жилищно-коммунальных услуг платежные документы до внесения платы за жилищно-коммунальные услуги, а также прекратить пользование услугами платежных агентов по приему платежей за жилищно-коммунальные услуги с установлением размера агентского вознаграждения без согласования с потребителями.
Председательствующий
В.В.НОЕВА
Судьи
З.С.ДЬЯКОНОВА
А.И.СКАКУН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) ОТ 01.02.2012 ПО ДЕЛУ N 33-319/12
Разделы:Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 1 февраля 2012 г. по делу N 33-319/12
Судья: Алексеева Н.М.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе
председательствующего Ноевой В.В.
судей Дьяконовой З.С., Скакун А.И.
при секретаре Ч.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя ответчика на решение Якутского городского суда от 9 декабря 2011 г., которым по делу по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Саха к обществу с ограниченной ответственностью управляющей компании "ЖКХ Губинский" о признании действий (бездействия) незаконными
ПОСТАНОВЛЕНО:
Признать незаконным бездействие общества с ограниченной ответственностью управляющей компании "ЖКХ Губинский", заключающееся в непредставлении плательщикам жилищно-коммунальных услуг платежных документов до внесения платы за жилое помещение, по навязыванию услуг платежных агентов и размеров вознаграждения агентам по приему платежей за жилищно-коммунальные услуги.
Обязать общество с ограниченной ответственностью управляющей компании "ЖКХ Губинский" предоставлять плательщикам жилищно-коммунальных услуг платежные документы до внесения платы за жилищно-коммунальные услуги, а также прекратить навязывание услуг платежных агентов и размера вознаграждения агентам по приему платежей за жилищно-коммунальные услуги.
Заслушав доклад судьи Скакуна А.И., выслушав представителей заявителя П., заинтересованного лица Н., рассмотрев материалы дела, судебная коллегия
установила:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Саха (Якутия) (далее Роспотребнадзор) в интересах неопределенного круга лиц просило суд признать незаконными действия управляющей компании "ЖКХ Губинский" (далее Управляющая Компания) по пользованию услугами платежного агента с оплатой услуг агента за счет потребителей без их согласия и обязать прекратить незаконные действия, связанные со взиманием платы по жилищно-коммунальным услугам с нарушением прав потребителей. Кроме того, заявитель просил суд признать незаконным непредставление управляющей компанией потребителям сведений о размере оплаты за коммунальные услуги. Свои требования заявитель обосновал тем, что управляющая компания, заключив договоры по приему платежей с ОАО "Якутскэнерго", ОАО "Азиатско-тихоокеанский банк" и ЯФ ОАО "Далькомбанк", не исполняет обязанность по предоставлению потребителям платежных документов на оплату жилищно-коммунальных услуг, а также возлагает оплату услуг платежного агента на потребителей без их согласия. По мнению заявителя, в связи с этим потребители
ограничены в возможности выбрать способ оплаты жилищно-коммунальных услуг без дополнительных расходов.
Судом принято вышеуказанное решение, с которым ответчик не согласен. В кассационной жалобе ответчик просит отменить решение в связи неправильным определением обстоятельств дела. По его мнению, правовых оснований для удовлетворения заявления нет. Управляющая компания настаивает на своих доводах о том. что ее действия соответствуют закону и не нарушает права потребителей. Кроме того, ссылается на то, что в нарушение Административного регламента, Федерального закона "О защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Роспотребнадзором проверка его деятельности не производилась, предписание о необходимости соблюдения обязательных требований ему не выдавалось, досудебный порядок разрешения спора не соблюден.
В силу ст. 2 Федерального закона от 09.12.2010 г. N 353-ФЗ "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" апелляционные, кассационные и надзорные жалобы и представления прокурора, не рассмотренные на день вступления в силу настоящего Федерального закона, рассматриваются по правилам, действовавшим на день их подачи в суд соответствующей инстанции. Настоящее дело подлежит рассмотрению в кассационном производстве.
Изучив материалы дела, обсудив доводы в кассационной жалобе, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Удовлетворяя требования Роспотребназора, суд признал установленным нарушение прав потребителей со стороны управляющей компании. Такие выводы суда правильные.
Судом установлено, что управляющая компания заключила договоры с тремя банками об оказании услуг платежного агента, согласно которому агент принимает оплату коммунальных услуг данной компании от потребителей за вознаграждение, при этом расходы по вознаграждению возлагаются на потребителей независимо от их согласия.
В договоре между платежным агентом и Управляющей компанией определена сумма вознаграждения, о которой потребитель не извещен.
Не имея платежного документа с соответствующей суммой и реквизитами потребитель жилищно-коммунальных услуг, получая платежное извещение у определенного агента, не имеет возможности произвести платеж иначе, как только способом, определенным Управляющей компанией.
В соответствии с ч. 4 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации, за исключением случая, предусмотренного частью 7.1 настоящей статьи.
Согласно ч. 7.1 указанной статьи Жилищного кодекса Российской Федерации на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме ресурсоснабжающим организациям.
При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам
найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
Частью 2 ст. 3 Федерального закона "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" предусмотрена возможность платежного агента при приеме платежей взимать с плательщика (физического лица) вознаграждение в размере определяемом соглашением между платежным агентов и плательщиком (физическим лицом).
Между тем, без согласования с плательщиками размер вознаграждения уже определен в условиях агентских договоров Управляющей компанией с ОАО АК "Якутскэнерго" в размере 1,5%, с ОАО "Азиатско-Тихоокеанский банк" в размере 50 рублей.
Тем самым плательщики -потребители жилищно-коммунальных услуг в нарушение вышеуказанной нормы закона лишены возможности достижения соглашения о размере агентского вознаграждения в платежным агентом.
Частью 2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации и пунктом 37 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам"(далее - Правила)
утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307 предусмотрено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносятся на основании платежных документов, предоставленных исполнителем не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.
Пунктом 40 указанных Правил установлено право потребителя осуществлять плату наличными денежными средствами, в безналичной форме с использованием счетов выбранных ими банках или переводом денежных средств без открытия банковского счета, а также почтовыми переводами.
Получая платежные документы непосредственно перед оплатой у платежного агента плательщики лишены права выбора способа оплаты, а также возможности произвести оплату жилищно-коммунальных услуг в другой банковской организации или безналичным путем, чем нарушаются их права.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены правильно, и им дана надлежащая правовая оценка. Нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
Оснований для отмены решения суда по доводам кассационной жалобы судебная коллегия не находит.
В соответствии с пунктом 1 статьи 40 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" государственный контроль и надзор за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, осуществляются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей, а также иными федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг), в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Положение о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, определяет правовой статус федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологическою благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка и направлен на защиту, охрану и обеспечение прав граждан в сфере потребительского рынка, в том числе посредством пресечения фактов нарушения законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав потребителей и принятия
мер по недопущению и ликвидации последствий нарушений обязательных требований. установленных в данной сфере.
Обращение Роспотребнадзора с иском в суд в интересах нанимателей жилых помещений отвечает задачам по предупреждению, выявлению и пресечению правонарушений в сфере оказания услуг населению и не противоречит действующему законодательству.
При этом, способ защиты прав потребителей Роспотребнадзор осуществляет самостоятельно. Кроме того, проверка проведена в рамках рассмотрения поступивших жалоб от населения в соответствии с Федеральным законом "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Вместе с тем судебная коллегия считает, что резолютивная часть решения содержит неопределенность, что может повлечь разночтение и затруднение при исполнении решения суда. В связи с этим резолютивная часть решения суда подлежит уточнению. Следует абзац второй и третий изложить в следующей редакции:
Признать незаконными действия общества с ограниченной ответственностью управляющей компании "ЖКХ Гусинский", по пользованию услугами платежных агентов по приему платежей за жилищно-коммунальные услуги с установлением размера агентского вознаграждения без согласования с потребителями.
Обязать общество с ограниченной ответственностью управляющей компании "ЖКХ Губинский" предоставлять плательщикам жилищно-коммунальных услуг платежные документы до внесения платы за жилищно-коммунальные услуги, а также прекратить пользование услугами платежных агентов по приему платежей за жилищно-коммунальные услуги с установлением размера агентского вознаграждения без согласования с потребителями.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 360, 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Якутского городского суда от 9 декабря 2011 г. по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Саха к обществу с ограниченной ответственностью управляющей компании "ЖКХ Губинский" о признании действий незаконным оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Уточнить резолютивную часть решения и изложить в следующей редакции абзац третий и четвертый.
Признать незаконными действия общества с ограниченной ответственностью управляющей компании "ЖКХ Губинский", по пользованию услугами платежных агентов по приему платежей за жилищно-коммунальные услуги с установлением размера агентского вознаграждения без согласования с потребителями.
Обязать общество с ограниченной ответственностью управляющей компании "ЖКХ Губинский" предоставлять плательщикам жилищно-коммунальных услуг платежные документы до внесения платы за жилищно-коммунальные услуги, а также прекратить пользование услугами платежных агентов по приему платежей за жилищно-коммунальные услуги с установлением размера агентского вознаграждения без согласования с потребителями.
Председательствующий
В.В.НОЕВА
Судьи
З.С.ДЬЯКОНОВА
А.И.СКАКУН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)