Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 24.07.2013 ПО ДЕЛУ N А60-16771/2013

Разделы:
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 24 июля 2013 г. по делу N А60-16771/2013


Резолютивная часть решения объявлена 18 июля 2013 года.
Полный текст решения изготовлен 24 июля 2013 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи П.Н. Киреева, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Е.А. Пономаревой, рассмотрел в судебном заседании дело заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЖКХ-Холдинг" к Управлению государственной жилищной инспекции Свердловской области об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности,
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Саморегулируемая организация "Ассоциация управляющих и собственников жилья".
При участии в судебном заседании
от заявителя: К.С. Чикуров, представитель по доверенности от 18.03.2013,
от заинтересованного лица: В.М. Гукасян, представитель по доверенности N 29-04-10-734 от 11.02.2013.
от третьего лица: Герасимова У.В., представитель по доверенности от 26.06.2013.
Представителям лиц участвующих в деле процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено. Заявлений и ходатайств не поступило.

Общество с ограниченной ответственностью "ЖКХ-Холдинг" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления государственной жилищной инспекции Свердловской области N 181 от 04.04.13 о привлечении к заявителя к административной ответственности по ч. 4 ст. 9.16 КоАП РФ.
Заинтересованное лицо в своем письменном отзыве просит суд отказать в удовлетворении заявленных требований, считает оспариваемое постановление законным и обоснованным.
Третье лицо в своем письменном отзыве поддержало позицию заявителя.
Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд

установил:

Управлением Государственной жилищной инспекции Свердловской области 21 февраля 2013 года на основании приказа N 29-05-06-333 от 19.02.2013, проведена внеплановая выездная проверка использования и содержания жилищного фонда в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Свердловской области и принятию мер по их устранению в отношении Общества с ограниченной ответственностью "ЖКХ-Холдинг" по адресу: г. Березовский, ул. Театральная, 28.
В ходе проверки выявлено отсутствие общедомового прибора учета расхода электроснабжения жилого многоквартирного дома, отсутствие общедомового прибора учета расхода холодного водоснабжения на вводе в жилой многоквартирный дом, отсутствие актов допуска в эксплуатацию общедомовых прибора учета центрального отопления жилого многоквартирного дома, отсутствие актов допуска в эксплуатацию общедомового прибора учета горячего водоснабжения жилого многоквартирного дома, что квалифицировано административным органом как нарушение Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" и Постановления Правительства Свердловской области от 12.04.11 N 390-ПП.
Результаты проверки и факт правонарушения зафиксированы в акте проверки N 29-05-01-327 от 21.02.2013, 18 марта 2013 года составлен протокол об административном правонарушении N 177 в отношении заявителя по ч. 4 ст. 9.16 КоАП РФ.
Заместитель начальника Управления Государственной жилищной инспекции Свердловской области Карпухина Л.А. 04 апреля 2013 рассмотрев материалы административного дела в отношении Общества с ограниченной ответственностью "ЖКХ-Холдинг", вынесла постановление N 181 о привлечении заявителя к административной ответственности по ч. 4 ст. 9.16 КоАП РФ в виде штрафа в размере 20000 руб. (постановление изготовлено в окончательной форме 05 апреля 2013 года).
Полагая, что данное постановление является незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Оценив фактические обстоятельства, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, суд полагает, что требование заявителя не подлежит удовлетворению, исходя из следующего.
В соответствии с частью 4 статьи 9.16 КоАП РФ несоблюдение лицами, ответственными за содержание многоквартирных домов, требований энергетической эффективности, предъявляемых к многоквартирным домам, требований их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований о проведении обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Согласно ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" здания, строения, сооружения, за исключением указанных в части 5 настоящей статьи зданий, строений, сооружений, должны соответствовать требованиям энергетической эффективности, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правительство Российской Федерации вправе установить в указанных правилах первоочередные требования энергетической эффективности.
В соответствии с ч. 3 ст. 36 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" эксплуатация зданий и сооружений должна быть организована таким образом, чтобы обеспечивалось соответствие зданий и сооружений требованиям энергетической эффективности зданий и сооружений и требованиям оснащенности зданий и сооружений приборами учета используемых энергетических ресурсов в течение всего срока эксплуатации зданий и сооружений.
Частью 4 статьи 12 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома. В соответствии с принципами, установленными Правительством Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, подлежащих проведению единовременно или регулярно. Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, или при непосредственном управлении многоквартирным домом собственники помещений в многоквартирном доме обязаны проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения.
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на проведение указанных мероприятий. В целях снижения расходов на проведение указанных мероприятий собственники помещений в многоквартирном доме вправе требовать от лица, ответственного за содержание многоквартирного дома, осуществления действий, направленных на снижение объема используемых в многоквартирном доме энергетических ресурсов, или заключения этим лицом энергосервисного договора (контракта), обеспечивающего снижение объема используемых в многоквартирном доме энергетических ресурсов.
В соответствии с ч.ч. 1, 5 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
До 01.07.2012 г. собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечивать оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
В соответствии с пунктом 4 статьи 7 указанного Закона к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относится установление перечня обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Постановлением Правительства Свердловской области от 12.04.2011 г. N 390-ПП утвержден Перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, подлежащих проведению единовременно и (или) регулярно, включаемых в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. Пунктом 5 данного Перечня предусмотрено оснащение общедомовыми приборами учета тепловой энергии, с возможностью дистанционного снятия показаний.
Согласно п. 10 Правил *** общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем:
- а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома;
- б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических и юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества;
- в) доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом;
- г) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц;
- д) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам;
- е) поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома;
- ж) соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Пунктом 16 Правил надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с договором управления многоквартирными домами N 45 от 18.07.2011 многоквартирный жилой дом по адресу: г. Березовский, ул. Театральная, 28 находится на обслуживании Общества с ограниченной ответственностью "ЖКХ-Холдинг", которое обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества дома.
Довод заявителя о том, что отсутствие общедомовых приборов учета, вызвано непринятием решений собственниками помещений многоквартирного дома об оснащении многоквартирного дома приборами учета, а также то, что ООО "ЖКХ-Холдинг" доводило до сведения собственников помещений многоквартирного дома информацию о необходимости установки индивидуальных/общедомовых приборов учета и советы по энергоэффективности и энергосбережению, путем размещения информации в квитанциях по оплате ЖКУ, в муниципальном периодическом издании газеты "Березовский рабочий", а также на входных группах жилого дома, в связи с чем, Общество предприняло все зависящие от него меры по информированию собственников относительно необходимости оснащения многоквартирного дома по ул. Театральная, д. 28 приборами учета, судом отклоняется.
Независимо от действий иных субъектов общество, как управляющая компания и лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома и установку приборов учета энергетических ресурсов, обязана принять все необходимые меры для соблюдения требований законодательства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 49 Закона N 261-ФЗ, указанный Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, то есть с 27.11.2009, и с указанной даты управляющей компании было известно о необходимости установки общедомовых приборов учета. Для выполнения данной обязанности общество должно было принять все необходимые меры, независимо от наличия, либо отсутствия предложений со стороны ресурсоснабжающей организации или собственников помещений.
С даты вступления в силу Закона N 261-ФЗ работы по установке прибора учета являются текущими работами по содержанию жилого дома и должны осуществляться независимо от того, имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Аналогичная правовая позиция изложена в Постановлении Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.06.13 по делу N А60-4417/2013.
Доказательств принятия всех зависящих от заявителя мер для возможности, либо отсутствия возможности, по установке общедомовых приборов учета потребляемых энергетических ресурсов не представлено.
Таким образом, Общество обязано было выполнить мероприятия по соблюдению правил и норм технической эксплуатации жилого многоквартирного дома.
Согласно тексту оспариваемого постановления вопрос о наличии вины заявителя, в том виде как она определена в ст. 2.1 КоАП РФ, административным органом исследовался и ему дана соответствующая правовая оценка.
Постановление вынесено в пределах срока давности привлечения к ответственности, размер штрафа определен в минимальном размере наказания, установленного для юридических лиц.
Процессуальных нарушений закона, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении и принять правильное решение, административным органом не допущено, а обществу предоставлена возможность воспользоваться предоставленными ему законом правами и гарантиями.
Согласно ч. 3 ст. 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
При таких обстоятельствах постановление N 181 от 04.04.13 о привлечении Общества с ограниченной ответственностью "ЖКХ-Холдинг" к административной ответственности по ч. 4 ст. 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 20000 руб. 00 коп. является законным и не подлежит отмене, в связи с чем в удовлетворении заявленных требований следует отказать.
При оглашении и изготовлении резолютивной части решения судом допущена оговорка и описка указания части статьи 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно: вместо ч. 4 была указана ч. 6. Указанная оговорка и описка подлежат исправлению при изготовлении решения в полном объеме.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 167 - 170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

1. Постановление заместителя начальника Управления Государственной жилищной инспекции Свердловской области N 181 от 04.04.13 о привлечении Общества с ограниченной ответственностью "ЖКХ-Холдинг" к административной ответственности по ч. 4 ст. 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде наложения штрафа в размере 20000 руб. 00 коп. признать законным и отказать в удовлетворении заявленных требований..
2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
3. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения (изготовления в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

Судья
П.Н.КИРЕЕВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)