Судебные решения, арбитраж
ТСЖ (товарищество собственников жилья)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Абдуллаев Б.Г.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Галиевой А.С.,
судей Хабировой Ф.В. и Фахрутдиновой Р.А.,
при секретаре А.Ф.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Фахрутдиновой Р.А. гражданское дело по кассационной жалобе А.Г. на решение Советского районного суда г. Казани от 22 декабря 2011 года, которым М., А.Г. отказано в иске к ТСЖ "Азино-2", ООО "Управляющая компания "Райжилуправление Советского района" об изменении платы за электроснабжение, установке газовой плиты, перерасчете платы за электроэнергию, компенсации морального вреда, возмещении расходов на услуги представителя.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения А.Г., поддержавшей доводы жалобы, судебная коллегия
установила:
М., А.Г. обратились в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью (далее ООО) УК РЖУ "Азино-2" о возложении на ответчика обязанности производить оплату электроэнергии согласно тарифу для квартир, пользующихся электроплитой, по тарифу 1,56 кВт/час с 24.11.2010 г., произвести перерасчет платы за электроэнергию за период с 24.11.2010 г. по 01.09.2011 г., исходя из коэффициента 1,56 кВт/час, приобрести и установить за свой счет любую газовую плиту с электроподжигом и газконтролем в квартиру, находящуюся по адресу:, взыскании компенсации морального вреда в сумме 15000 руб., возмещении расходов на услуги представителя. В обоснование требований указано, что истцы являются собственниками вышеуказанной квартиры. С разрешения ответчика в ноябре 2010 года произвели замену установленной в квартире газовой плиты на электрическую плиту, после чего отключили в квартире газоснабжение. В декабре 2010 г. плата за электроэнергию была начислена с учетом понижающего коэффициента, применяемого в отношении квартир, оборудованных электроплитой. Однако с января 2011 г. указанный коэффициент не применяется. Ответчик предоставил истцам ненадлежащую информацию об услугах, в результате чего они понесли расходы на установку электроплиты, в результате потребления большего количества электроэнергии увеличилась плата за электроснабжение. Впоследствии ответчик был заменен на ТСЖ "Азино-2", ООО "Управляющая компания "Райжилуправление Советского района", истцы изменили требование об оплате за электроэнергию на требование о возложении на ответчика обязанности производить начисление платы за электроэнергию согласно тарифу, установленному для квартир, оборудованных электроплитами.
В судебном заседании истцы требования поддержали.
Представитель ответчиков иск не признал.
Суд в удовлетворении иска отказал.
В кассационной жалобе ставиться вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, при этом указаны те же доводы, что и в исковом заявлении. Кроме того указано, что ответчиками была предоставлена ненадлежащая информация, в связи с которой истцы заменили газовую стационарную плиту на электрическую. Главный инженер ООО "УК "РЖУ Советского района" дал подробную консультацию по поводу замены газовой плиты. На заявлении истцов о пересмотре тарифов оплаты электроэнергии в связи с установкой электроплиты была наложена резолюция о необходимости составления акта и направления материалов бухгалтеру на перерасчет тарифов. Был составлен акт о замене газа на электроплиту, который был утвержден директором ООО "УК "РЖУ Советского района".
Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения.
В соответствии с частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за электроснабжение.
В соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. N 307, размер платы за электроснабжение рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
В случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем электрической энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданам.
Тарифы на электрическую энергию для населения по Республике Татарстан в период с 01.01.2010 г. до 01.01.2011 г. были установлены Постановлением Правления Комитета Республики Татарстан по тарифам от 16.10.2009 г. N 3-8/э, согласно которому для населения, проживающего в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными газовыми плитами, был установлен одноставочный тариф на электрическую энергию в размере 2,23 руб./кВт-ч, а для населения, проживающего в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами, - в размере 1,561 руб./кВт-ч.
В период с 01.01.2011 г. по настоящее время тарифы на электрическую энергию для населения по Республике Татарстан установлены Постановлением Правления Комитета Республики Татарстан по тарифам от 26.11.2010 г. N 3-5/э, согласно которому для населения, проживающего в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными газовыми плитами, установлен одноставочный тариф на электрическую энергию в размере 2,43 руб./кВт-ч, а для населения, проживающего в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами, - в размере 1,70 руб./кВт-ч.
Согласно статье 25 Жилищного кодекса Российской Федерации установка, замена или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения, является переустройством жилого помещения.
В соответствии с пунктом 1.7 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 г. N 170, установка бытовых электроплит взамен газовых плит является переоборудованием жилых помещений.
Согласно части 1 статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации переустройство жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
В соответствии с частью 1 статьи 29 Жилищного кодекса Российской Федерации самовольными являются переустройство и жилого помещения, проведенные при отсутствии основания, предусмотренного частью 6 статью 26 настоящего Кодекса (решения органа, осуществляющего согласование, о согласовании переустройства жилого помещения), или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося в орган, осуществляющий согласование.
Из материалов дела следует, что истцам на праве общей долевой собственности принадлежит жилое помещение, находящееся по адресу:.
Управление многоквартирным домом осуществляется ТСЖ "Азино-2", которое согласно статьям 135, 161 Жилищного кодекса Российской Федерации обязано обеспечивать предоставление жильцам дома коммунальных услуг. В соответствии с договором управления многоквартирными домами от 01.04.2008 г. N 1, заключенным между ТСЖ "Азино-2" и ООО "УК "Райжилуправление Советского района", последнему поручено совершение всех необходимых юридических и фактических действий, направленных на выполнение работ по управлению, надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, по обеспечению ТСЖ "Азино-2" жилищными и коммунальными услугами.
Электроснабжение дома осуществляется ОАО "Татэнергосбыт" на основании договора энергоснабжения объектов юридического лица от 01.03.2007 г. N 1010Э, заключенному между ООО "УК "Райжилуправление Советского района" и ОАО "Татэнергосбыт".
..., в котором проживают истцы, оборудован стационарными газовыми плитами, что подтверждается техническим паспортом дома. Истцы суду также поясняли, что они проживают в доме по делу с момента его постройки, квартиры дома изначально были оборудованы стационарными газовыми плитами.
Согласно перечню точек учета потребителя, являющемуся приложением к договору энергоснабжения объектов юридического лица от 01.03.2007 г. N 1010Э, плата за электроснабжение дома начисляется как для дома, оборудованного стационарными газовыми плитами.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции обоснованно указал, что истцы произвели переустройство квартиры в виде замены газовой плиты на электроплиту без согласования с МУ "Администрация Советского района города Казани" и получения соответствующего решения, то есть самовольно.
Поскольку квартира истцов оборудована стационарной плитой не в установленном порядке, то оснований для изменения в отношении истцов тарифа на электрическую энергию нет.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда первой инстанции, поскольку он основывается на нормах действующего жилищного законодательства.
Суд первой инстанции правильно указал на несостоятельность доводов истцов о том, что ООО "УК "Райжилуправление Советского района" предоставило им недостоверную информацию об оказываемых жилищно-коммунальных услугах, что является нарушением Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей", поскольку в данном случае управляющая компания лишь согласовала истцам замену газовой плиты на электрическую, что необходимо для дальнейшего принятия решения о согласовании переустройства.
Суд первой инстанции правильно указал, что истцы не лишены возможности в установленном порядке обратиться в МУ "Администрация Советского района города Казани" с требованием о согласовании произведенного переустройства с предъявлением всех необходимых документов, и в последующем требовать от ответчиков начисления платы за электроэнергию по тарифу с понижающим коэффициентом.
Акт от 24.11.2010 года и технические условия от 07.06.2011 года, утвержденные ООО "УК "Райжилуправление Советского района", согласно которым данное ООО разрешило истцам замену газовой плиты на электроплиту, не являются основанием для изменения тарифа на электроэнергию, поскольку эти документы не подменяют решение органа местного самоуправления о согласовании переустройства жилого помещения.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, не влияют на законность и обоснованность решения суда по настоящему делу, поскольку по существу направлены к иной оценке имеющихся в деле доказательств и на иное толкование норм материального права.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, влекущих отмену решения судебной коллегией по делу не установлено.
Руководствуясь статьями 199, 350, 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г. Казани от 22 декабря 2011 года по данному делу оставить без изменения, кассационную жалобу А.Г. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ОТ 16.02.2012 ПО ДЕЛУ N 33-1629/2012
Разделы:ТСЖ (товарищество собственников жилья)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 16 февраля 2012 г. по делу N 33-1629/2012
Судья Абдуллаев Б.Г.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Галиевой А.С.,
судей Хабировой Ф.В. и Фахрутдиновой Р.А.,
при секретаре А.Ф.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Фахрутдиновой Р.А. гражданское дело по кассационной жалобе А.Г. на решение Советского районного суда г. Казани от 22 декабря 2011 года, которым М., А.Г. отказано в иске к ТСЖ "Азино-2", ООО "Управляющая компания "Райжилуправление Советского района" об изменении платы за электроснабжение, установке газовой плиты, перерасчете платы за электроэнергию, компенсации морального вреда, возмещении расходов на услуги представителя.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения А.Г., поддержавшей доводы жалобы, судебная коллегия
установила:
М., А.Г. обратились в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью (далее ООО) УК РЖУ "Азино-2" о возложении на ответчика обязанности производить оплату электроэнергии согласно тарифу для квартир, пользующихся электроплитой, по тарифу 1,56 кВт/час с 24.11.2010 г., произвести перерасчет платы за электроэнергию за период с 24.11.2010 г. по 01.09.2011 г., исходя из коэффициента 1,56 кВт/час, приобрести и установить за свой счет любую газовую плиту с электроподжигом и газконтролем в квартиру, находящуюся по адресу:, взыскании компенсации морального вреда в сумме 15000 руб., возмещении расходов на услуги представителя. В обоснование требований указано, что истцы являются собственниками вышеуказанной квартиры. С разрешения ответчика в ноябре 2010 года произвели замену установленной в квартире газовой плиты на электрическую плиту, после чего отключили в квартире газоснабжение. В декабре 2010 г. плата за электроэнергию была начислена с учетом понижающего коэффициента, применяемого в отношении квартир, оборудованных электроплитой. Однако с января 2011 г. указанный коэффициент не применяется. Ответчик предоставил истцам ненадлежащую информацию об услугах, в результате чего они понесли расходы на установку электроплиты, в результате потребления большего количества электроэнергии увеличилась плата за электроснабжение. Впоследствии ответчик был заменен на ТСЖ "Азино-2", ООО "Управляющая компания "Райжилуправление Советского района", истцы изменили требование об оплате за электроэнергию на требование о возложении на ответчика обязанности производить начисление платы за электроэнергию согласно тарифу, установленному для квартир, оборудованных электроплитами.
В судебном заседании истцы требования поддержали.
Представитель ответчиков иск не признал.
Суд в удовлетворении иска отказал.
В кассационной жалобе ставиться вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, при этом указаны те же доводы, что и в исковом заявлении. Кроме того указано, что ответчиками была предоставлена ненадлежащая информация, в связи с которой истцы заменили газовую стационарную плиту на электрическую. Главный инженер ООО "УК "РЖУ Советского района" дал подробную консультацию по поводу замены газовой плиты. На заявлении истцов о пересмотре тарифов оплаты электроэнергии в связи с установкой электроплиты была наложена резолюция о необходимости составления акта и направления материалов бухгалтеру на перерасчет тарифов. Был составлен акт о замене газа на электроплиту, который был утвержден директором ООО "УК "РЖУ Советского района".
Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения.
В соответствии с частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за электроснабжение.
В соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. N 307, размер платы за электроснабжение рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
В случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем электрической энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданам.
Тарифы на электрическую энергию для населения по Республике Татарстан в период с 01.01.2010 г. до 01.01.2011 г. были установлены Постановлением Правления Комитета Республики Татарстан по тарифам от 16.10.2009 г. N 3-8/э, согласно которому для населения, проживающего в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными газовыми плитами, был установлен одноставочный тариф на электрическую энергию в размере 2,23 руб./кВт-ч, а для населения, проживающего в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами, - в размере 1,561 руб./кВт-ч.
В период с 01.01.2011 г. по настоящее время тарифы на электрическую энергию для населения по Республике Татарстан установлены Постановлением Правления Комитета Республики Татарстан по тарифам от 26.11.2010 г. N 3-5/э, согласно которому для населения, проживающего в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными газовыми плитами, установлен одноставочный тариф на электрическую энергию в размере 2,43 руб./кВт-ч, а для населения, проживающего в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами, - в размере 1,70 руб./кВт-ч.
Согласно статье 25 Жилищного кодекса Российской Федерации установка, замена или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения, является переустройством жилого помещения.
В соответствии с пунктом 1.7 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 г. N 170, установка бытовых электроплит взамен газовых плит является переоборудованием жилых помещений.
Согласно части 1 статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации переустройство жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
В соответствии с частью 1 статьи 29 Жилищного кодекса Российской Федерации самовольными являются переустройство и жилого помещения, проведенные при отсутствии основания, предусмотренного частью 6 статью 26 настоящего Кодекса (решения органа, осуществляющего согласование, о согласовании переустройства жилого помещения), или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося в орган, осуществляющий согласование.
Из материалов дела следует, что истцам на праве общей долевой собственности принадлежит жилое помещение, находящееся по адресу:.
Управление многоквартирным домом осуществляется ТСЖ "Азино-2", которое согласно статьям 135, 161 Жилищного кодекса Российской Федерации обязано обеспечивать предоставление жильцам дома коммунальных услуг. В соответствии с договором управления многоквартирными домами от 01.04.2008 г. N 1, заключенным между ТСЖ "Азино-2" и ООО "УК "Райжилуправление Советского района", последнему поручено совершение всех необходимых юридических и фактических действий, направленных на выполнение работ по управлению, надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, по обеспечению ТСЖ "Азино-2" жилищными и коммунальными услугами.
Электроснабжение дома осуществляется ОАО "Татэнергосбыт" на основании договора энергоснабжения объектов юридического лица от 01.03.2007 г. N 1010Э, заключенному между ООО "УК "Райжилуправление Советского района" и ОАО "Татэнергосбыт".
..., в котором проживают истцы, оборудован стационарными газовыми плитами, что подтверждается техническим паспортом дома. Истцы суду также поясняли, что они проживают в доме по делу с момента его постройки, квартиры дома изначально были оборудованы стационарными газовыми плитами.
Согласно перечню точек учета потребителя, являющемуся приложением к договору энергоснабжения объектов юридического лица от 01.03.2007 г. N 1010Э, плата за электроснабжение дома начисляется как для дома, оборудованного стационарными газовыми плитами.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции обоснованно указал, что истцы произвели переустройство квартиры в виде замены газовой плиты на электроплиту без согласования с МУ "Администрация Советского района города Казани" и получения соответствующего решения, то есть самовольно.
Поскольку квартира истцов оборудована стационарной плитой не в установленном порядке, то оснований для изменения в отношении истцов тарифа на электрическую энергию нет.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда первой инстанции, поскольку он основывается на нормах действующего жилищного законодательства.
Суд первой инстанции правильно указал на несостоятельность доводов истцов о том, что ООО "УК "Райжилуправление Советского района" предоставило им недостоверную информацию об оказываемых жилищно-коммунальных услугах, что является нарушением Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей", поскольку в данном случае управляющая компания лишь согласовала истцам замену газовой плиты на электрическую, что необходимо для дальнейшего принятия решения о согласовании переустройства.
Суд первой инстанции правильно указал, что истцы не лишены возможности в установленном порядке обратиться в МУ "Администрация Советского района города Казани" с требованием о согласовании произведенного переустройства с предъявлением всех необходимых документов, и в последующем требовать от ответчиков начисления платы за электроэнергию по тарифу с понижающим коэффициентом.
Акт от 24.11.2010 года и технические условия от 07.06.2011 года, утвержденные ООО "УК "Райжилуправление Советского района", согласно которым данное ООО разрешило истцам замену газовой плиты на электроплиту, не являются основанием для изменения тарифа на электроэнергию, поскольку эти документы не подменяют решение органа местного самоуправления о согласовании переустройства жилого помещения.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, не влияют на законность и обоснованность решения суда по настоящему делу, поскольку по существу направлены к иной оценке имеющихся в деле доказательств и на иное толкование норм материального права.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, влекущих отмену решения судебной коллегией по делу не установлено.
Руководствуясь статьями 199, 350, 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г. Казани от 22 декабря 2011 года по данному делу оставить без изменения, кассационную жалобу А.Г. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)