Судебные решения, арбитраж
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Комиссарова И.Ю.
25 января 2012 года судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Поповой Н.П.,
судей Гореловой Т.В., Медведева А.А.
с участием прокурора Козловой Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационным жалобам Управления социальной защиты населения по Индустриальному району города Барнаула, Главного управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне
на решение Индустриального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 17 октября 2011 года
по делу по иску прокурора Индустриального района города Барнаула в интересах У.Г.В. к Управлению социальной защиты населения по Индустриальному району города Барнаула, ООО "Фирма ПЖЭТ-2" о признании действия незаконным, возложении обязанности произвести перерасчет оплаты за жилое помещение.
Заслушав доклад судьи Гореловой Т.В., судебная коллегия
установила:
Прокурор Индустриального района города Барнаула обратился в суд в интересах У.Г.В. к Управлению социальной защиты населения по Индустриальному району города Барнаула, ООО "Фирма ПЖЭТ-2" с иском о признании незаконными действий ответчиков по расчету и назначению истцу 50% льготы за отопление, исходя из социальной нормы площади жилья, возложении на ответчика УСЗН по Индустриальному району г. Барнаула обязанности указывать общую площадь * кв. м для расчета компенсации, произвести назначение и выплату компенсации по оплате за отопление исходя из общей площади жилого помещения - * кв. м с момента подачи искового заявления, возложении на ООО "Фирма ПЖЭТ-2" обязанности произвести расчет денежного эквивалента 50% скидки за отопление исходя из общей площади занимаемого ею жилого помещения (* кв. м) с момента подачи искового заявления.
В обоснование требований указал, что истец является реабилитированным лицом и обеспечивается мерами социальной поддержки в соответствии со ст. 16 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" и законами субъектов Российской Федерации. Согласно п. 5 ч. 1 ст. 2 Закона Алтайского края "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий" реабилитированным лицам предоставляется мера социальной поддержки в виде оплаты тепловой энергии в размере 50% в пределах установленных нормативов потребления. Меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг распространяются на проживающих совместно с реабилитированным лицами членов их семей. Размер платы за потребленную тепловую энергию, исходя из нормативов потребления данного вида услуг, рассчитывается по формуле, установленной пунктом 1 приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.06 N 307: Р = S x N x Т, где S - общая площадь отапливаемого помещения; N - норматив потребления тепловой энергии на отопление; Т - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации. Несмотря на это, ответчиком ООО "Фирма ПЖЭТ-2" (организация-поставщик) расчет денежного эквивалента мер социальной поддержки по оплате тепловой энергии незаконно произведен из расчета социальной нормы, а не общей площади жилого помещения.
Решением Индустриального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 17 октября 2011 года исковые требования удовлетворены.
Суд постановил признать незаконными действия Управления социальной защиты населения по Индустриальному району города Барнаула по указанию для расчета компенсации расходов на оплату отопления У.Г.В. для ООО "Фирма ПЖЭТ-2" исходя из социальной нормы площади жилья.
Обязать Управление социальной защиты населения по Индустриальному району города Барнаула для расчета компенсации по оплате отопления У.Г.В. указывать общую площадь жилого помещения, расположенного по адресу: *, в размере * кв. м.
Обязать ООО "Фирма ПЖЭТ-2" произвести расчет компенсации по оплате за отопление У.Г.В. из расчета * кв. м общей площади жилого помещения, расположенного по адресу: *, начиная с 01 октября 2011 года.
Обязать Управление социальной защиты населения по Индустриальному району города Барнаула производить выплату компенсации по оплате за отопление У.Г.В. из расчета * кв. м общей площади жилого помещения, расположенного по адресу: *, начиная с 01 октября 2011 года.
В кассационной жалобе Управление социальной защиты населения по Индустриальному району города Барнаула просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований, указывая, что исходя из законодательства Алтайского края о мерах социальной поддержке отдельных категорий граждан и принятых во исполнение данных законов Правил определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае от 01.04.2008 г. N 126 расчет денежного эквивалента производят организации - поставщики услуг в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Алтайского края по определению мер социальной поддержки в натуральной форме, ответственность за правильность расчетов несут те же организации. Следовательно, Управление является ненадлежащим ответчиком.
В кассационной жалобе Главалтайсоцзащита просит решение суда отменить и направить дело на новое рассмотрение, указывая, что согласно закону Алтайского края от 27.12.2007 г. N 156-ЗС компенсация носит заявительный характер, для получения компенсации гражданин должен заявить о своем праве и указать членов семьи для предоставления компенсации. Вместе с истицей проживают еще *человека, однако Управление не обладает правами по отнесению лиц к членам семьи. Истица указала только двух лиц, следовательно, на иных лиц льгота не может быть распространена. При определении размера компенсации следует выделять долю истицы. Данный вывод подтверждается определениями судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда NN 33-1793/2008, 33-6247/10, 2-471/11), Обзором практики Пермского краевого суда. Решение повлечет перерасход средств краевого бюджета. Ответственность за правильность расчетов денежных эквивалентов возложена на поставщиков услуг (п. 37 Правил), у Управления не имеется обязанности по передаче поставщикам услуг сведений о льготной площади. Управление предоставляло сведения об общей площади.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, выслушав прокурора, возражавшего против отмены решения суда, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалоб.
Судом установлено и из материалов дела следует, что истец является реабилитированным лицом. Согласно выписке из домовой книги истица проживает по адресу: *, в квартире помимо нее зарегистрированы и проживают У.В.А., У.С.А., У.М.А., У.А.С.
Истцу принадлежит *доли в праве собственности на вышеуказанное жилое помещение, сособственниками которого являются У.С.А., У.М.А., У.А.С., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права.
Согласно выписке из технического паспорта на квартиру, расположенную по адресу: *, общая площадь квартиры составляет* кв. м
24 февраля 2011 года собственниками дома N * по ул. * в г * заключен договор управления многоквартирным домом с ООО "Фирма ПЖЭТ-2".
Решением Управления социальной защиты населения по Индустриальному району города Барнаула "О назначении компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" истице назначена компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, льготная площадь по отоплению определена в размере * кв. м, исходя из чего и произведен расчет денежной компенсации.
В соответствии со ст. 16 Закона РФ от 18.10.1991 N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий", в редакции, действовавшей на дату принятия решения суда, реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации. Расходные обязательства по обеспечению мерами социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Российская Федерация обеспечивает софинансирование мер социальной поддержки указанным категориям граждан путем предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий, исходя из их фактической численности, в пределах объемов средств, выделяемых на эти цели в федеральном бюджете на очередной финансовый год.
Законом Алтайского края от 03.12.2004 N 59-ЗС (ред. от 31.10.2008) "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий" установлено, что реабилитированным лицам предоставляется компенсация 50 процентов расходов на оплату коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг). Меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг распространяются на проживающих совместно с реабилитированными лицами членов их семей (п.п. 5 п. 1 ст. 2 Закона).
В силу положений ч. 2 ст. 6 Закона Алтайского края "О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае" финансирование расходов на выплату компенсации гражданам, меры социальной поддержки которым установлены нормативными правовыми актами, указанными в пунктах 8, 9 статьи 1 настоящего Закона (законом Алтайского края от 03.12.2004 "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий"), осуществляется из краевого бюджета в пределах средств, утвержденных на указанные цели в краевом бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Компенсация назначается уполномоченным органом по месту жительства в сфере социальной защиты населения. Уполномоченный орган ведет учет граждан, имеющих право на получение компенсации, в соответствии с которым формирует реестр получателей компенсации. Размер компенсации определяется уполномоченным органом как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленных федеральными нормативными актами и законами Алтайского края, указанными в статье 1 настоящего Закона. Денежные эквиваленты мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг определяются организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющими начисление платежей населению по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (ст. 4 Закона).
В Правилах определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае, утвержденных постановлением Администрации Алтайского края от 01.04.2008 N 126 (далее - Правила) детализированы положения вышеназванного Закона.
В соответствии с п. п. 11, 12 Правил, действовавших в редакции на дату принятия решения суда, решение о назначении (отказе в назначении) компенсации принимает руководитель или уполномоченное им должностное лицо органа социальной защиты населения в 10-дневный срок после принятия заявления со всеми необходимыми документами. Орган социальной защиты населения формирует на каждого льготополучателя личное дело, в которое брошюруются необходимые документы, а также решение руководителя органа социальной защиты населения или уполномоченного им должностного лица о назначении (отказе в назначении) компенсации.
Размер компенсации ежемесячно определяется каждому льготополучателю индивидуально как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате всех потребляемых льготополучателем жилищно-коммунальных услуг (п. 14).
В силу п. 15 Правил расчет денежного эквивалента производят организации - поставщики услуг в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Алтайского края по определению мер социальной поддержки в натуральной форме. Орган социальной защиты населения осуществляет взаимодействие по предоставлению компенсаций с организациями-поставщиками услуг на основании заключенных соглашений о взаимодействии (п. 27 Правил).
Финансирование расходов на выплату компенсаций осуществляется из краевого бюджета, в том числе за счет средств, выделяемых на указанные цели из федерального бюджета, через уполномоченный орган исполнительной власти Алтайского края в сфере социальной защиты населения на основании заявок и отчетов указанного органа (31 Правил). Ответственность за правильность расчетов денежных эквивалентов, учитываемых при расчете компенсации, несут организации-поставщики услуг. Ответственность за достоверность предоставляемых отчетов возлагается на органы социальной защиты населения (п. п. 37, 38 Правил).
Судом правомерно установлено, что в соответствии с п. 27 Правил между Управлением социальной защиты населения по Индустриальному району г. Барнаула и ООО "Фирма ПЖЭТ-2" заключено соглашение об информационном обмене N * от *.2011 г., согласно п. 2.1.1 которого Управление обязуется ежемесячно в срок до 5-го числа направлять поставщику списки льготополучателей для осуществления им расчетов денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг в формате, предусмотренном приложением 1 к настоящему соглашению, в электронном виде. Поставщик в силу п. 2.2.1 соглашения обязуется ежемесячно в срок до 12-го числа предоставлять в Управление сведения о денежных эквивалентах, рассчитанных для каждого льготополучателя, указанного в переданном Управлением списке в электронном виде в формате, предусмотренном приложением 1 к настоящему соглашению.
Согласно приложению N 1 "Формат сведений" графа 19 "общая площадь жилого помещения" заполняется органом социальной защиты и только в случае, если стоимость услуг считается от площади жилья (л.д. 22).
Суд пришел к верному выводу, что льготная площадь для расчета денежного эквивалента по оплате за отопление указывается Управлением социальной защиты населения по Индустриальному району города Барнаула.
Довод представителей органов социальной защиты населения относительно возможности организации-поставщика самостоятельно производить расчет денежного эквивалента мер социальной поддержки без учета данных УСЗН, судом обоснованно расценен как несостоятельный, поскольку в силу п. 2.1.2 соглашения на УСЗН лежит обязанность направлять сведения поставщику в электронном виде в формате, предусмотренном Положением 1 к настоящему соглашению, при возникновении обстоятельств, влекущих изменение размеров денежных эквивалентов. Из анализа данного соглашения в целом следует, что организация-поставщик несет ответственность за правильность исчисления денежного эквивалента с учетом предоставленных УСЗН параметров для исчисления денежного эквивалента.
Разрешая спор, суд сделал правильный вывод о том, что на дату рассмотрения спора в Алтайском крае отсутствует какой-либо нормативно-правовой акт, ограничивающий предоставление льгот по оплате отопления данной категории граждан определенным количеством метров жилого помещения, исходя из следующего.
Согласно ст. 2 Закона Алтайского края "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий" данной категории граждан производится компенсация 50 процентов расходов на оплату тепловой энергии - в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг.
В силу п. 14 Правил размер компенсации определяется каждому льготополучателю индивидуально как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате всех потребляемых жилищно-коммунальных услуг, на которые в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Алтайского края ему установлены данные меры. Денежный эквивалент определяется по каждой жилищно-коммунальной услуге исходя из платежа за жилое помещение и коммунальные услуги, определенного в соответствии с жилищным законодательством и фактически оплаченного льготополучателем за месяц, предшествующий месяцу определения денежного эквивалента (п. 16 Правил). Данными Правилами установлены нормативы потребления только сжиженного газа в баллонах и твердого топлива (п. 17 - 20 Правил).
Норматив потребления коммунальных услуг - месячный (среднемесячный) объем (количество, норма) потребления коммунальных ресурсов (холодной и горячей воды, сетевого газа, электрической и тепловой энергии) потребителем в многоквартирном доме или жилом доме при отсутствии приборов учета (п. 2 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306). Согласно Приложению N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, размер платы за отопление в жилом помещении многоквартирного дома определяется из расчета общей площади жилого помещения.
Постановлением администрации города Барнаула "Об оплате жилищно-коммунальных услуг" от 26.01.2010 N 290 в редакции, действовавшей на дату принятия решения суда, норматив потребления коммунальных услуг для граждан, проживающих во всех видах жилищного фонда, независимо от формы собственности по отоплению определен в размере 0,02 гкал. на 1 кв. м общей площади в связи с установлением уровня платежей по всем видам услуг в размере 100% от их стоимости.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда, что Управлением социальной защиты населения по Индустриальному району г. Барнаула необоснованно для организации-поставщика, производящей исчисление денежного эквивалента мер социальной поддержки, указывается площадь жилого помещения для расчета льгот по отоплению, отличающаяся от общей площади жилого помещения.
Поскольку расчет денежного эквивалента производится организацией-поставщиком услуг, то с учетом того, что в ООО "Фирма ПЖЭТ-2" Управлением социальной защиты населения по Индустриальному району города Барнаула представлена информация для расчета денежного эквивалента с учетом площади жилого помещения * кв. м, то на данного ответчика суд правомерно возложил обязанность указания площади жилого помещения для расчета денежного эквивалента мер социальной поддержки в размере * кв. м.
Расчет денежного эквивалента производится организацией-поставщиком, в связи с чем на ООО "Фирма ПЖЭТ-2" суд обоснованно возложил обязанность произвести расчет денежного эквивалента льгот по оплате отопления исходя из общей площади жилого помещения, начиная с 01.10.2011 г.
Средства для выплаты компенсации перечисляются уполномоченным органом исполнительной власти Алтайского края в сфере социальной защиты населения органам социальной защиты населения согласно представленным заявкам. Заявка о потребности в средствах для выплаты компенсации ежемесячно до 25 числа месяца, предшествующего отчетному, направляется органами социальной защиты населения в уполномоченный орган исполнительной власти Алтайского края в сфере социальной защиты населения (Главалтайсоцзащита) (п. п. 33, 34 Правил).
Поскольку в силу вышеприведенных положений нормативно-правовых актов в компетенцию Главного управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне как главного администратора (распорядителя) средств, предусмотренных на меры социальной поддержки жертв политических репрессий в соответствии с Законом Алтайского края от 26.11.10 N 100-ЗС "О краевом бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" (Приложение N 5, 10) входит распоряжение бюджетными средствами на данные цели, то соответственно обязанность выплаты денежной компенсации истцам неправильно исчисленного денежного эквивалента льгот по оплате отопления лежит на Управлении социальной защиты населения по Индустриальному району города Барнаула.
Довод жалобы о нераспространении льготы на проживающих с истцом лиц не является основанием для отмены решения суда, поскольку спор возник по поводу того, следует исходить при расчете компенсации из общей или социальной нормы площади жилья, а не по вопросу о том, имеют ли данные лица, проживающие с льготополучателем, право на предоставление льготы.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Кассационные жалобы Управления социальной защиты населения по Индустриальному району города Барнаула, Главного управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне на решение Индустриального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 17 октября 2011 года оставить без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ АЛТАЙСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 25.01.2012 ПО ДЕЛУ N 33-465/2012
Разделы:Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АЛТАЙСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 25 января 2012 г. по делу N 33-465/2012
Судья Комиссарова И.Ю.
25 января 2012 года судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Поповой Н.П.,
судей Гореловой Т.В., Медведева А.А.
с участием прокурора Козловой Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационным жалобам Управления социальной защиты населения по Индустриальному району города Барнаула, Главного управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне
на решение Индустриального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 17 октября 2011 года
по делу по иску прокурора Индустриального района города Барнаула в интересах У.Г.В. к Управлению социальной защиты населения по Индустриальному району города Барнаула, ООО "Фирма ПЖЭТ-2" о признании действия незаконным, возложении обязанности произвести перерасчет оплаты за жилое помещение.
Заслушав доклад судьи Гореловой Т.В., судебная коллегия
установила:
Прокурор Индустриального района города Барнаула обратился в суд в интересах У.Г.В. к Управлению социальной защиты населения по Индустриальному району города Барнаула, ООО "Фирма ПЖЭТ-2" с иском о признании незаконными действий ответчиков по расчету и назначению истцу 50% льготы за отопление, исходя из социальной нормы площади жилья, возложении на ответчика УСЗН по Индустриальному району г. Барнаула обязанности указывать общую площадь * кв. м для расчета компенсации, произвести назначение и выплату компенсации по оплате за отопление исходя из общей площади жилого помещения - * кв. м с момента подачи искового заявления, возложении на ООО "Фирма ПЖЭТ-2" обязанности произвести расчет денежного эквивалента 50% скидки за отопление исходя из общей площади занимаемого ею жилого помещения (* кв. м) с момента подачи искового заявления.
В обоснование требований указал, что истец является реабилитированным лицом и обеспечивается мерами социальной поддержки в соответствии со ст. 16 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" и законами субъектов Российской Федерации. Согласно п. 5 ч. 1 ст. 2 Закона Алтайского края "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий" реабилитированным лицам предоставляется мера социальной поддержки в виде оплаты тепловой энергии в размере 50% в пределах установленных нормативов потребления. Меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг распространяются на проживающих совместно с реабилитированным лицами членов их семей. Размер платы за потребленную тепловую энергию, исходя из нормативов потребления данного вида услуг, рассчитывается по формуле, установленной пунктом 1 приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.06 N 307: Р = S x N x Т, где S - общая площадь отапливаемого помещения; N - норматив потребления тепловой энергии на отопление; Т - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации. Несмотря на это, ответчиком ООО "Фирма ПЖЭТ-2" (организация-поставщик) расчет денежного эквивалента мер социальной поддержки по оплате тепловой энергии незаконно произведен из расчета социальной нормы, а не общей площади жилого помещения.
Решением Индустриального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 17 октября 2011 года исковые требования удовлетворены.
Суд постановил признать незаконными действия Управления социальной защиты населения по Индустриальному району города Барнаула по указанию для расчета компенсации расходов на оплату отопления У.Г.В. для ООО "Фирма ПЖЭТ-2" исходя из социальной нормы площади жилья.
Обязать Управление социальной защиты населения по Индустриальному району города Барнаула для расчета компенсации по оплате отопления У.Г.В. указывать общую площадь жилого помещения, расположенного по адресу: *, в размере * кв. м.
Обязать ООО "Фирма ПЖЭТ-2" произвести расчет компенсации по оплате за отопление У.Г.В. из расчета * кв. м общей площади жилого помещения, расположенного по адресу: *, начиная с 01 октября 2011 года.
Обязать Управление социальной защиты населения по Индустриальному району города Барнаула производить выплату компенсации по оплате за отопление У.Г.В. из расчета * кв. м общей площади жилого помещения, расположенного по адресу: *, начиная с 01 октября 2011 года.
В кассационной жалобе Управление социальной защиты населения по Индустриальному району города Барнаула просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований, указывая, что исходя из законодательства Алтайского края о мерах социальной поддержке отдельных категорий граждан и принятых во исполнение данных законов Правил определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае от 01.04.2008 г. N 126 расчет денежного эквивалента производят организации - поставщики услуг в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Алтайского края по определению мер социальной поддержки в натуральной форме, ответственность за правильность расчетов несут те же организации. Следовательно, Управление является ненадлежащим ответчиком.
В кассационной жалобе Главалтайсоцзащита просит решение суда отменить и направить дело на новое рассмотрение, указывая, что согласно закону Алтайского края от 27.12.2007 г. N 156-ЗС компенсация носит заявительный характер, для получения компенсации гражданин должен заявить о своем праве и указать членов семьи для предоставления компенсации. Вместе с истицей проживают еще *человека, однако Управление не обладает правами по отнесению лиц к членам семьи. Истица указала только двух лиц, следовательно, на иных лиц льгота не может быть распространена. При определении размера компенсации следует выделять долю истицы. Данный вывод подтверждается определениями судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда NN 33-1793/2008, 33-6247/10, 2-471/11), Обзором практики Пермского краевого суда. Решение повлечет перерасход средств краевого бюджета. Ответственность за правильность расчетов денежных эквивалентов возложена на поставщиков услуг (п. 37 Правил), у Управления не имеется обязанности по передаче поставщикам услуг сведений о льготной площади. Управление предоставляло сведения об общей площади.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, выслушав прокурора, возражавшего против отмены решения суда, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалоб.
Судом установлено и из материалов дела следует, что истец является реабилитированным лицом. Согласно выписке из домовой книги истица проживает по адресу: *, в квартире помимо нее зарегистрированы и проживают У.В.А., У.С.А., У.М.А., У.А.С.
Истцу принадлежит *доли в праве собственности на вышеуказанное жилое помещение, сособственниками которого являются У.С.А., У.М.А., У.А.С., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права.
Согласно выписке из технического паспорта на квартиру, расположенную по адресу: *, общая площадь квартиры составляет* кв. м
24 февраля 2011 года собственниками дома N * по ул. * в г * заключен договор управления многоквартирным домом с ООО "Фирма ПЖЭТ-2".
Решением Управления социальной защиты населения по Индустриальному району города Барнаула "О назначении компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" истице назначена компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, льготная площадь по отоплению определена в размере * кв. м, исходя из чего и произведен расчет денежной компенсации.
В соответствии со ст. 16 Закона РФ от 18.10.1991 N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий", в редакции, действовавшей на дату принятия решения суда, реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации. Расходные обязательства по обеспечению мерами социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Российская Федерация обеспечивает софинансирование мер социальной поддержки указанным категориям граждан путем предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий, исходя из их фактической численности, в пределах объемов средств, выделяемых на эти цели в федеральном бюджете на очередной финансовый год.
Законом Алтайского края от 03.12.2004 N 59-ЗС (ред. от 31.10.2008) "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий" установлено, что реабилитированным лицам предоставляется компенсация 50 процентов расходов на оплату коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг). Меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг распространяются на проживающих совместно с реабилитированными лицами членов их семей (п.п. 5 п. 1 ст. 2 Закона).
В силу положений ч. 2 ст. 6 Закона Алтайского края "О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае" финансирование расходов на выплату компенсации гражданам, меры социальной поддержки которым установлены нормативными правовыми актами, указанными в пунктах 8, 9 статьи 1 настоящего Закона (законом Алтайского края от 03.12.2004 "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий"), осуществляется из краевого бюджета в пределах средств, утвержденных на указанные цели в краевом бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Компенсация назначается уполномоченным органом по месту жительства в сфере социальной защиты населения. Уполномоченный орган ведет учет граждан, имеющих право на получение компенсации, в соответствии с которым формирует реестр получателей компенсации. Размер компенсации определяется уполномоченным органом как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленных федеральными нормативными актами и законами Алтайского края, указанными в статье 1 настоящего Закона. Денежные эквиваленты мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг определяются организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющими начисление платежей населению по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (ст. 4 Закона).
В Правилах определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае, утвержденных постановлением Администрации Алтайского края от 01.04.2008 N 126 (далее - Правила) детализированы положения вышеназванного Закона.
В соответствии с п. п. 11, 12 Правил, действовавших в редакции на дату принятия решения суда, решение о назначении (отказе в назначении) компенсации принимает руководитель или уполномоченное им должностное лицо органа социальной защиты населения в 10-дневный срок после принятия заявления со всеми необходимыми документами. Орган социальной защиты населения формирует на каждого льготополучателя личное дело, в которое брошюруются необходимые документы, а также решение руководителя органа социальной защиты населения или уполномоченного им должностного лица о назначении (отказе в назначении) компенсации.
Размер компенсации ежемесячно определяется каждому льготополучателю индивидуально как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате всех потребляемых льготополучателем жилищно-коммунальных услуг (п. 14).
В силу п. 15 Правил расчет денежного эквивалента производят организации - поставщики услуг в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Алтайского края по определению мер социальной поддержки в натуральной форме. Орган социальной защиты населения осуществляет взаимодействие по предоставлению компенсаций с организациями-поставщиками услуг на основании заключенных соглашений о взаимодействии (п. 27 Правил).
Финансирование расходов на выплату компенсаций осуществляется из краевого бюджета, в том числе за счет средств, выделяемых на указанные цели из федерального бюджета, через уполномоченный орган исполнительной власти Алтайского края в сфере социальной защиты населения на основании заявок и отчетов указанного органа (31 Правил). Ответственность за правильность расчетов денежных эквивалентов, учитываемых при расчете компенсации, несут организации-поставщики услуг. Ответственность за достоверность предоставляемых отчетов возлагается на органы социальной защиты населения (п. п. 37, 38 Правил).
Судом правомерно установлено, что в соответствии с п. 27 Правил между Управлением социальной защиты населения по Индустриальному району г. Барнаула и ООО "Фирма ПЖЭТ-2" заключено соглашение об информационном обмене N * от *.2011 г., согласно п. 2.1.1 которого Управление обязуется ежемесячно в срок до 5-го числа направлять поставщику списки льготополучателей для осуществления им расчетов денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг в формате, предусмотренном приложением 1 к настоящему соглашению, в электронном виде. Поставщик в силу п. 2.2.1 соглашения обязуется ежемесячно в срок до 12-го числа предоставлять в Управление сведения о денежных эквивалентах, рассчитанных для каждого льготополучателя, указанного в переданном Управлением списке в электронном виде в формате, предусмотренном приложением 1 к настоящему соглашению.
Согласно приложению N 1 "Формат сведений" графа 19 "общая площадь жилого помещения" заполняется органом социальной защиты и только в случае, если стоимость услуг считается от площади жилья (л.д. 22).
Суд пришел к верному выводу, что льготная площадь для расчета денежного эквивалента по оплате за отопление указывается Управлением социальной защиты населения по Индустриальному району города Барнаула.
Довод представителей органов социальной защиты населения относительно возможности организации-поставщика самостоятельно производить расчет денежного эквивалента мер социальной поддержки без учета данных УСЗН, судом обоснованно расценен как несостоятельный, поскольку в силу п. 2.1.2 соглашения на УСЗН лежит обязанность направлять сведения поставщику в электронном виде в формате, предусмотренном Положением 1 к настоящему соглашению, при возникновении обстоятельств, влекущих изменение размеров денежных эквивалентов. Из анализа данного соглашения в целом следует, что организация-поставщик несет ответственность за правильность исчисления денежного эквивалента с учетом предоставленных УСЗН параметров для исчисления денежного эквивалента.
Разрешая спор, суд сделал правильный вывод о том, что на дату рассмотрения спора в Алтайском крае отсутствует какой-либо нормативно-правовой акт, ограничивающий предоставление льгот по оплате отопления данной категории граждан определенным количеством метров жилого помещения, исходя из следующего.
Согласно ст. 2 Закона Алтайского края "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий" данной категории граждан производится компенсация 50 процентов расходов на оплату тепловой энергии - в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг.
В силу п. 14 Правил размер компенсации определяется каждому льготополучателю индивидуально как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате всех потребляемых жилищно-коммунальных услуг, на которые в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Алтайского края ему установлены данные меры. Денежный эквивалент определяется по каждой жилищно-коммунальной услуге исходя из платежа за жилое помещение и коммунальные услуги, определенного в соответствии с жилищным законодательством и фактически оплаченного льготополучателем за месяц, предшествующий месяцу определения денежного эквивалента (п. 16 Правил). Данными Правилами установлены нормативы потребления только сжиженного газа в баллонах и твердого топлива (п. 17 - 20 Правил).
Норматив потребления коммунальных услуг - месячный (среднемесячный) объем (количество, норма) потребления коммунальных ресурсов (холодной и горячей воды, сетевого газа, электрической и тепловой энергии) потребителем в многоквартирном доме или жилом доме при отсутствии приборов учета (п. 2 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306). Согласно Приложению N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, размер платы за отопление в жилом помещении многоквартирного дома определяется из расчета общей площади жилого помещения.
Постановлением администрации города Барнаула "Об оплате жилищно-коммунальных услуг" от 26.01.2010 N 290 в редакции, действовавшей на дату принятия решения суда, норматив потребления коммунальных услуг для граждан, проживающих во всех видах жилищного фонда, независимо от формы собственности по отоплению определен в размере 0,02 гкал. на 1 кв. м общей площади в связи с установлением уровня платежей по всем видам услуг в размере 100% от их стоимости.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда, что Управлением социальной защиты населения по Индустриальному району г. Барнаула необоснованно для организации-поставщика, производящей исчисление денежного эквивалента мер социальной поддержки, указывается площадь жилого помещения для расчета льгот по отоплению, отличающаяся от общей площади жилого помещения.
Поскольку расчет денежного эквивалента производится организацией-поставщиком услуг, то с учетом того, что в ООО "Фирма ПЖЭТ-2" Управлением социальной защиты населения по Индустриальному району города Барнаула представлена информация для расчета денежного эквивалента с учетом площади жилого помещения * кв. м, то на данного ответчика суд правомерно возложил обязанность указания площади жилого помещения для расчета денежного эквивалента мер социальной поддержки в размере * кв. м.
Расчет денежного эквивалента производится организацией-поставщиком, в связи с чем на ООО "Фирма ПЖЭТ-2" суд обоснованно возложил обязанность произвести расчет денежного эквивалента льгот по оплате отопления исходя из общей площади жилого помещения, начиная с 01.10.2011 г.
Средства для выплаты компенсации перечисляются уполномоченным органом исполнительной власти Алтайского края в сфере социальной защиты населения органам социальной защиты населения согласно представленным заявкам. Заявка о потребности в средствах для выплаты компенсации ежемесячно до 25 числа месяца, предшествующего отчетному, направляется органами социальной защиты населения в уполномоченный орган исполнительной власти Алтайского края в сфере социальной защиты населения (Главалтайсоцзащита) (п. п. 33, 34 Правил).
Поскольку в силу вышеприведенных положений нормативно-правовых актов в компетенцию Главного управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне как главного администратора (распорядителя) средств, предусмотренных на меры социальной поддержки жертв политических репрессий в соответствии с Законом Алтайского края от 26.11.10 N 100-ЗС "О краевом бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" (Приложение N 5, 10) входит распоряжение бюджетными средствами на данные цели, то соответственно обязанность выплаты денежной компенсации истцам неправильно исчисленного денежного эквивалента льгот по оплате отопления лежит на Управлении социальной защиты населения по Индустриальному району города Барнаула.
Довод жалобы о нераспространении льготы на проживающих с истцом лиц не является основанием для отмены решения суда, поскольку спор возник по поводу того, следует исходить при расчете компенсации из общей или социальной нормы площади жилья, а не по вопросу о том, имеют ли данные лица, проживающие с льготополучателем, право на предоставление льготы.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Кассационные жалобы Управления социальной защиты населения по Индустриальному району города Барнаула, Главного управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне на решение Индустриального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 17 октября 2011 года оставить без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)