Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ ОТ 14.08.2012 ПО ДЕЛУ N 33-1191/2012

Разделы:
Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 14 августа 2012 г. по делу N 33-1191/2012


Судья: Арджанова Э.Ш.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего Семенова П.В.,
судей Клюкиной О.В. и Юровой О.В.,
при секретаре Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе К. на решение Горномарийского районного суда Республики Марий Эл от 30 мая 2012 года, которым отказано в удовлетворении исковых требований К. к муниципальному бюджетному учреждению культуры "Районный социокультурный комплекс" муниципального образования "Юринский муниципальный район" о возмещении расходов по оплате освещения и отопления жилья.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Юровой О.В., судебная коллегия

установила:

К. обратилась в суд с иском к муниципальному бюджетному учреждению культуры "Районный социокультурный комплекс" муниципального образования "Юринский муниципальный район" о возмещении расходов по оплате освещения жилья за период с 2010 года по апрель 2012 года и отопления жилья с 2010 года по 2012 год в размере ...., возврате уплаченной государственной пошлины в размере ... Требования обосновала тем, что работает у ответчика с 00.00.00. За период ее работы льготы по коммунальным платежам за отопление и освещение предоставляются ей не в полном объеме, чем нарушается ее право на социальную поддержку.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе К. просит решение суда отменить, принять новое решение об удовлетворении ее исковых требований, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела.
К. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело без ее участия.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав объяснения представителя МБУК "Районный социокультурный комплекс" муниципального образования "Юринский муниципальный район" С., просившей в удовлетворении жалобы отказать, решение суда оставить без изменения, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что К. с 15 января 2010 года работает заведующей автоклубом, а с 1 февраля 2010 года - методистом по работе с детьми Юринского районного дома культуры муниципального учреждения культуры "Районный социокультурный комплекс" муниципального образования "Юринский муниципальный район".
1 июня 2011 года муниципальное учреждение культуры "Районный социокультурный комплекс" переименован в Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Районный социокультурный комплекс" муниципального образования "Юринский муниципальный район".
То есть, К. является работником культуры, проживающим в сельской местности. До 1 января 2005 года К. предоставлялись льготы по оплате услуг за отопление и электроэнергию.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 6 мая 2003 г. N 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты" размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем вторым ст. 8 Закона РСФСР от 21 декабря 1990 г. N 438-1 "О социальном развитии села", устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.
Таким образом, наделение субъектов Российской Федерации правом на установление размера, порядка и условий возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг данной категории граждан направлено на формирование механизма межбюджетных отношений и не регулирует правоотношения по предоставлению льгот.
В силу п. 1 ст. 153 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в рамках длящихся правоотношений для лиц, у которых возникло до 1 января 2005 г. право на компенсации в натуральной форме или льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, закрепленные в отменяемых настоящим Федеральным законом нормах, указанный Федеральный закон не может рассматриваться как не допускающий реализацию возникшего в указанный период права на эти компенсации, льготы и гарантии в форме и размерах, предусмотренных Федеральным законом.
Таким образом, законодатель установил, что круг лиц имеющих право на получение гарантированного минимального (базового) уровня мер социальной поддержки, устанавливался специальными федеральными законами.
В отношении работников культуры применялась ст. 8 Закона РСФСР от 21 декабря 1990 г. N 418-1 "О социальном развитии села", предусматривающая меры социальной поддержки, в том числе и для работников культуры, утратившая силу с 1 января 2005 г., в связи с принятием Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ.
Положения ст. 8 Закона РСФСР от 21 декабря 1990 г. N 418-1 "О социальном развитии села" не предоставляли возможность бесплатно использовать жилую площадь с отоплением и освещением, ими устанавливалось право в течение первых двух лет работы получать бесплатно топливо по действующим нормам.
Таким образом, с принятием Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ субъектам Российской Федерации предоставлено право самостоятельно определять меры социальной поддержки данным категориям граждан и в связи с этим предусмотреть замену натуральных льгот компенсационными выплатами.
В Законе Республики Марий Эл от 2 декабря 2004 г. N 48-З "О социальной поддержке некоторых категорий граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг" положение работников культуры, проживающих в сельской местности, по сравнению с их положением по состоянию на 31 декабря 2004 г. не ухудшилось.
В соответствии со статьей 26.3.1 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
В рамках собственных полномочий по вопросам совместного ведения Республика Марий Эл определила меру предоставляемой социальной поддержки, ее объем и круг получателей.
Согласно статьям 1, 2 Закона Республики Марий Эл от 02 декабря 2004 года N 48-3 "О социальной поддержке некоторых категорий граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг" социальная поддержка граждан в области жилищно-коммунального хозяйства осуществляется в форме возмещения затрат некоторых категорий граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг в порядке и размерах, установленных настоящим Законом. Меры социальной поддержки предоставляются в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Конституцией Республики Марий Эл, федеральными законами, настоящим Законом, нормативными правовыми актами Правительства Республики Марий Эл и органов местного самоуправления. Социальная поддержка по оплате жилищно-коммунальных услуг оказывается специалистам: государственной ветеринарной службы, государственной системы здравоохранения, государственной системы социального обеспечения, государственной и муниципальной системы образования, государственной и муниципальной сферы культуры. Перечень должностей специалистов, которым оказывается социальная поддержка по оплате жилищно-коммунальных услуг, устанавливается Правительством Республики Марий Эл.
Во исполнение указанного закона Правительством Республики Марий Эл принято постановление от 12 января 2005 года N 3, согласно которому должность методиста включена в перечень должностей специалистов в сельской местности, которым оказывается социальная поддержка по оплате жилищно-коммунальных услуг.
Стандарты социальной нормы общей площади жилья и нормативы потребления твердых видов топлива, электрической энергии, газа сетевого, используемого для отопления жилых помещений, устанавливаются Правительством Республики Марий Эл. Граждане, имеющие право на социальную поддержку, оплачивают жилищно-коммунальные услуги полностью, представляя для возмещения произведенных расходов оплаченные квитанции в соответствующее учреждение. Порядок и условия возмещения расходов устанавливаются Правительством Республики Марий Эл.
На основании предъявленных истцом квитанций и руководствуясь постановлением Правительства Республики Марий Эл от 17 января 2005 года N 8 "О стандартах социальной нормы площади жилья и нормативах потребления коммунальных услуг при оказании гражданам социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг", ответчиком был произведен расчет и выплачена компенсация по оплате электроэнергии и по оплате дров за 2010, 2011 и апрель 2012 года. Порядок расчета приведен в решении суда и является верным, в связи с чем оснований для удовлетворения исковых требований К. у суда не имелось.
В апелляционной жалобе заявитель К. указывает на то, что постановлением Правительства Республики Марий Эл от 19 мая 2011 года N 158 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Республики Марий Эл" пункт 4 Положения о порядке предоставления ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих в Республики Марий Эл, утвержденного Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 24 июня 2008 года N 157, дополнен новой нормой, на основании которой размер предоставляемой ей компенсации должен быть пересчитан. Однако внесение указанных изменений отмену решения суда не влечет, поскольку установленная законом социальная норма площади жилья на одного человека - 18 кв. м общей площади, не изменена.
Решение Горномарийского районного суда Республики Марий Эл от 30 мая 2012 года является законным и обоснованным; выводы суда подробно мотивированы в решении, соответствуют обстоятельствам дела, представленным доказательствам. Оснований для иных выводов у судебной коллегии не имеется. Доводы жалобы основаны на неправильном понимании истцом законодательства о социальной поддержке граждан и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Горномарийского районного суда Республики Марий Эл от 30 мая 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу К. - без удовлетворения.

Председательствующий
П.В.СЕМЕНОВ

Судьи
О.В.КЛЮКИНА
О.В.ЮРОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)