Судебные решения, арбитраж
Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Чередникова И.Т.
Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе: председательствующего судьи Гладченко А.Н.,
судей Бартенева Ю.И., Пантелеева В.М.,
при секретаре С.К.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Государственного учреждения "Управление социальной поддержки населения Балашовского района" на решение Балашовского районного суда Саратовской области от 30 июня 2011 года, которым постановлено:
Удовлетворить иск С.А. к Государственному учреждению "Управление социальной поддержки населения Балашовского района" о признании права на получение ежемесячной денежной выплаты, возложении обязанности произвести перерасчет по оплате ежемесячной денежной выплаты.
Признать за С.А. - ветераном военной службы, достигшим возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, право на получение ежемесячной денежной выплаты в размере 50 процентов оплаты жилого помещения и коммунальных услуг с 10 февраля 2010 года.
Обязать Государственное учреждение "Управление социальной поддержки населения Балашовского района" произвести С.А. перерасчет по оплате ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 50 процентов с 10 февраля 2010 года.
Заслушав доклад судьи, изучив материалы дела, судебная коллегия,
С.А., являясь ветераном боевых действий и ветераном военной службы, обратился в суд с иском к Государственному учреждению "Управление социальной поддержки населения Балашовского района" (далее ГУ "УСПН") о признании права на получение ежемесячной денежной выплаты, возложении обязанности произвести перерасчет по оплате ежемесячной денежной выплаты.
Мотивировал свои требования тем, что ответчик отказался возмещать ему расходы по оплате коммунальных услуг, мотивируя отказ ссылкой на п. 3 ст. 13 ФЗ "О ветеранах", ввиду наличия у ветерана права на получение одной и той же формы социальной поддержки по нескольким основаниям, в связи с чем социальная поддержка в виде указанной льготы по оплате жилья и коммунальных услуг предоставляется по одному основанию по выбору ветерана. Выбор одной из двух возможных мер социальной поддержки влечет за собой получение всей системы мер по одному из выбранных оснований.
Истец, считая, что имеет право на получение мер социальной поддержки по обоим основаниям, просил признать за ним такое право, возложить на ГУ "УСПН" обязанность произвести перерасчет по оплате указанной ежемесячной денежной выплаты с 10 февраля 2010 года.
Рассмотрев возникший спор, суд постановил указанное выше решение.
В кассационной жалобе ГУ "УСПН" указывает на то, что судом при вынесении решения были нарушены нормы материального права, поскольку истец пользуется льготами как "ветеран боевых действий", что подтверждается материалами дела.
Ответчик настаивает на том, что в предоставлении одной и той же формы социальной поддержки по нескольким основаниям не предусмотрено законодательством и противоречит положениям п. 3 ст. 13 ФЗ "О ветеранах", в связи с чем истцу было обоснованно отказано в удовлетворении заявления о предоставлении льгот сразу по двум основаниям. Идентичное положение содержится в п. 4 ст. 6 Закона Саратовской области N 372-ЗСО.
При вынесении решения суд не учел, что с 01.01.2010 г. истец уже получал льготу в размере 10% оплаты жилого помещения из федерального бюджета, судом удовлетворены требования с 01.02.2010 г. об оплате из областного бюджета.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно материалам дела, истец имеет удостоверение от 10.10.1997 г. о праве на льготы в соответствии со ст. 22 и 23 ФЗ "О ветеранах", как ветеран военной службы (л.д. 17).
Из справки Военного комиссариата Саратовской области N 85 от 31.05.2011 г. следует, что истец является ветераном боевых действий на территории другого государства, имеет право на льготы (л.д. 37).
Конституция РФ в статьях 39 и 55 устанавливает, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно ч. 1 ст. 160 ЖК РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
В соответствии с п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 22 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ), меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными правовыми нормативными актами Российской Федерации.
Меры социальной поддержки, устанавливаемые законами и иными правовыми актами субъектов Российской Федерации в соответствии со статьями 20 и 22 данного Федерального закона, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации (п. 2 ст. 10).
В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей: пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации; получение ежемесячной денежной выплаты; получение и содержание жилых помещений; оплату коммунальных услуг; медицинское, протезно-ортопедическое обслуживание.
Пунктом 3 данной статьи установлено, что при наличии у ветерана права на получение одной и той же формы социальной поддержки по нескольким основаниям социальная поддержка предоставляется по одному основанию по выбору ветерана, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
Меры социальной поддержки ветеранов боевых действий определены в п. 1 ст. 16 вышеуказанного Закона, которой предусмотрено в частности, что данной категории ветеранов предоставляется оплата в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади), в том числе членами семей ветеранов боевых действий, совместно с ними проживающими. Меры социальной поддержки по оплате жилья предоставляются лицам, проживающим в домах независимо от вида жилищного фонда.
В силу п. 3 ст. 13 Федерального закона "О ветеранах" при наличии у ветерана права на получение одной и той же формы социальной поддержки по нескольким основаниям социальная поддержка предоставляется по одному основанию по выбору ветерана, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
Меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (ст. 22, Федеральный закон от 12.01.1995 N 5-ФЗ (ред. от 09.12.2010) "О ветеранах").
Согласно п. 1 ст. 23.2 Федерального закона "О ветеранах" полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных в том числе ст. 16 настоящего Федерального закона для ветеранов боевых действий, а также ветеранов военной службы переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в связи с чем, был принят Закон Саратовской области N 174-ЗСО "О ежемесячной денежной выплате на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Саратовской области".
Согласно ст. 2 Закона Саратовской области от 26.12.2008 N 372-ЗСО (ред. от 26.11.2010) "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Саратовской области" лицам, являющимся ветеранами труда, после установления (назначения) им трудовой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предоставляются следующие меры социальной поддержки:
... ежемесячная денежная выплата на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (п. 5 введен Законом Саратовской области от 28.07.2010 N 114-ЗСО).
В пункте 4 ст. 6 Закона Саратовской области N 372-ЗСО указано, что:
получение мер социальной поддержки по одному из оснований, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами области, не препятствует получению мер социальной поддержки по иным основаниям, предусмотренным настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами области.
При наличии у гражданина права на получение одной и той же меры социальной поддержки по нескольким основаниям, предусмотренным настоящим Законом, другими нормативными правовыми актами области, данная мера социальной поддержки предоставляется по одному из оснований по выбору гражданина.
Таким образом, действующим законодательством введено ограничение на пользование одной и той же мерой социальной поддержки, право на которую лицо имеет по различным основаниям, более одного раза. Вместе с тем, ограничение на пользование различными мерами социальной поддержки более чем по одному основанию законодательство не содержит.
Размер начисляемых ветерану боевых действий и ветерану военной службы льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг в силу Федерального закона "О ветеранах", не может быть равным, так как ветеранам военной службы в силу закона Саратовской области предоставляется мера социальной поддержки в виде 50% оплаты жилого помещения и коммунальных услуг, а ветеранам боевых действий - в размере 50% и только по оплате жилого помещения.
С 1 января 2010 г. все меры социальной поддержки как федеральным льготополучателям (в данном случае имеется в виду ветеран боевых действий), так и льготополучателям субъекта Федерации Саратовской области (ветеран военной службы) заменены с натуральных льгот (50% оплата) на денежные выплаты. Ежемесячная денежная выплата назначается в процентном соотношении от стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг на одного члена семьи для семей разной численности и одиноко проживающего гражданина.
Ежемесячная денежная выплата по оплате жилого помещения назначена С.А. в размере 10 процентов, что соответствует ч. 1 ст. 2 Закона Саратовской области N 174-ЗСО "О ежемесячной денежной выплате на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Саратовской области".
При указанных обстоятельствах основания для удовлетворения заявленных истцом требований отсутствовали, в связи с чем решение суда подлежит отмене.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом правильно, но допущена ошибка в применении норм материального прав, судебная коллегия, отменяя решение суда первой инстанции, принимает новое решение об отказе в удовлетворении требований С.А. о признании права на получение льготы по оплате жилья и коммунальных услуг как ветерану военной службы и возложении на УСПН обязанности произвести С.А. перерасчет по оплате ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 50% с 10.02.2010 г.
Руководствуясь ст. ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия
Решение Балашовского районного суда Саратовской области от 30 июня 2011 года отменить.
Вынести по делу новое решение, которым отказать С.А. в удовлетворении требований к Государственному учреждению "Управление социальной поддержки населения Балашовского района" о признании права на получение ежемесячной денежной выплаты, возложении обязанности произвести перерасчет по оплате ежемесячной денежной выплаты.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САРАТОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 15.09.2011 ПО ДЕЛУ N 33-5030/2011
Разделы:Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
САРАТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 15 сентября 2011 г. по делу N 33-5030/2011
Судья: Чередникова И.Т.
Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе: председательствующего судьи Гладченко А.Н.,
судей Бартенева Ю.И., Пантелеева В.М.,
при секретаре С.К.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Государственного учреждения "Управление социальной поддержки населения Балашовского района" на решение Балашовского районного суда Саратовской области от 30 июня 2011 года, которым постановлено:
Удовлетворить иск С.А. к Государственному учреждению "Управление социальной поддержки населения Балашовского района" о признании права на получение ежемесячной денежной выплаты, возложении обязанности произвести перерасчет по оплате ежемесячной денежной выплаты.
Признать за С.А. - ветераном военной службы, достигшим возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, право на получение ежемесячной денежной выплаты в размере 50 процентов оплаты жилого помещения и коммунальных услуг с 10 февраля 2010 года.
Обязать Государственное учреждение "Управление социальной поддержки населения Балашовского района" произвести С.А. перерасчет по оплате ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 50 процентов с 10 февраля 2010 года.
Заслушав доклад судьи, изучив материалы дела, судебная коллегия,
установила:
С.А., являясь ветераном боевых действий и ветераном военной службы, обратился в суд с иском к Государственному учреждению "Управление социальной поддержки населения Балашовского района" (далее ГУ "УСПН") о признании права на получение ежемесячной денежной выплаты, возложении обязанности произвести перерасчет по оплате ежемесячной денежной выплаты.
Мотивировал свои требования тем, что ответчик отказался возмещать ему расходы по оплате коммунальных услуг, мотивируя отказ ссылкой на п. 3 ст. 13 ФЗ "О ветеранах", ввиду наличия у ветерана права на получение одной и той же формы социальной поддержки по нескольким основаниям, в связи с чем социальная поддержка в виде указанной льготы по оплате жилья и коммунальных услуг предоставляется по одному основанию по выбору ветерана. Выбор одной из двух возможных мер социальной поддержки влечет за собой получение всей системы мер по одному из выбранных оснований.
Истец, считая, что имеет право на получение мер социальной поддержки по обоим основаниям, просил признать за ним такое право, возложить на ГУ "УСПН" обязанность произвести перерасчет по оплате указанной ежемесячной денежной выплаты с 10 февраля 2010 года.
Рассмотрев возникший спор, суд постановил указанное выше решение.
В кассационной жалобе ГУ "УСПН" указывает на то, что судом при вынесении решения были нарушены нормы материального права, поскольку истец пользуется льготами как "ветеран боевых действий", что подтверждается материалами дела.
Ответчик настаивает на том, что в предоставлении одной и той же формы социальной поддержки по нескольким основаниям не предусмотрено законодательством и противоречит положениям п. 3 ст. 13 ФЗ "О ветеранах", в связи с чем истцу было обоснованно отказано в удовлетворении заявления о предоставлении льгот сразу по двум основаниям. Идентичное положение содержится в п. 4 ст. 6 Закона Саратовской области N 372-ЗСО.
При вынесении решения суд не учел, что с 01.01.2010 г. истец уже получал льготу в размере 10% оплаты жилого помещения из федерального бюджета, судом удовлетворены требования с 01.02.2010 г. об оплате из областного бюджета.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно материалам дела, истец имеет удостоверение от 10.10.1997 г. о праве на льготы в соответствии со ст. 22 и 23 ФЗ "О ветеранах", как ветеран военной службы (л.д. 17).
Из справки Военного комиссариата Саратовской области N 85 от 31.05.2011 г. следует, что истец является ветераном боевых действий на территории другого государства, имеет право на льготы (л.д. 37).
Конституция РФ в статьях 39 и 55 устанавливает, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно ч. 1 ст. 160 ЖК РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
В соответствии с п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 22 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ), меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными правовыми нормативными актами Российской Федерации.
Меры социальной поддержки, устанавливаемые законами и иными правовыми актами субъектов Российской Федерации в соответствии со статьями 20 и 22 данного Федерального закона, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации (п. 2 ст. 10).
В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей: пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации; получение ежемесячной денежной выплаты; получение и содержание жилых помещений; оплату коммунальных услуг; медицинское, протезно-ортопедическое обслуживание.
Пунктом 3 данной статьи установлено, что при наличии у ветерана права на получение одной и той же формы социальной поддержки по нескольким основаниям социальная поддержка предоставляется по одному основанию по выбору ветерана, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
Меры социальной поддержки ветеранов боевых действий определены в п. 1 ст. 16 вышеуказанного Закона, которой предусмотрено в частности, что данной категории ветеранов предоставляется оплата в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади), в том числе членами семей ветеранов боевых действий, совместно с ними проживающими. Меры социальной поддержки по оплате жилья предоставляются лицам, проживающим в домах независимо от вида жилищного фонда.
В силу п. 3 ст. 13 Федерального закона "О ветеранах" при наличии у ветерана права на получение одной и той же формы социальной поддержки по нескольким основаниям социальная поддержка предоставляется по одному основанию по выбору ветерана, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
Меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (ст. 22, Федеральный закон от 12.01.1995 N 5-ФЗ (ред. от 09.12.2010) "О ветеранах").
Согласно п. 1 ст. 23.2 Федерального закона "О ветеранах" полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных в том числе ст. 16 настоящего Федерального закона для ветеранов боевых действий, а также ветеранов военной службы переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в связи с чем, был принят Закон Саратовской области N 174-ЗСО "О ежемесячной денежной выплате на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Саратовской области".
Согласно ст. 2 Закона Саратовской области от 26.12.2008 N 372-ЗСО (ред. от 26.11.2010) "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Саратовской области" лицам, являющимся ветеранами труда, после установления (назначения) им трудовой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предоставляются следующие меры социальной поддержки:
... ежемесячная денежная выплата на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (п. 5 введен Законом Саратовской области от 28.07.2010 N 114-ЗСО).
В пункте 4 ст. 6 Закона Саратовской области N 372-ЗСО указано, что:
получение мер социальной поддержки по одному из оснований, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами области, не препятствует получению мер социальной поддержки по иным основаниям, предусмотренным настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами области.
При наличии у гражданина права на получение одной и той же меры социальной поддержки по нескольким основаниям, предусмотренным настоящим Законом, другими нормативными правовыми актами области, данная мера социальной поддержки предоставляется по одному из оснований по выбору гражданина.
Таким образом, действующим законодательством введено ограничение на пользование одной и той же мерой социальной поддержки, право на которую лицо имеет по различным основаниям, более одного раза. Вместе с тем, ограничение на пользование различными мерами социальной поддержки более чем по одному основанию законодательство не содержит.
Размер начисляемых ветерану боевых действий и ветерану военной службы льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг в силу Федерального закона "О ветеранах", не может быть равным, так как ветеранам военной службы в силу закона Саратовской области предоставляется мера социальной поддержки в виде 50% оплаты жилого помещения и коммунальных услуг, а ветеранам боевых действий - в размере 50% и только по оплате жилого помещения.
С 1 января 2010 г. все меры социальной поддержки как федеральным льготополучателям (в данном случае имеется в виду ветеран боевых действий), так и льготополучателям субъекта Федерации Саратовской области (ветеран военной службы) заменены с натуральных льгот (50% оплата) на денежные выплаты. Ежемесячная денежная выплата назначается в процентном соотношении от стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг на одного члена семьи для семей разной численности и одиноко проживающего гражданина.
Ежемесячная денежная выплата по оплате жилого помещения назначена С.А. в размере 10 процентов, что соответствует ч. 1 ст. 2 Закона Саратовской области N 174-ЗСО "О ежемесячной денежной выплате на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Саратовской области".
При указанных обстоятельствах основания для удовлетворения заявленных истцом требований отсутствовали, в связи с чем решение суда подлежит отмене.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом правильно, но допущена ошибка в применении норм материального прав, судебная коллегия, отменяя решение суда первой инстанции, принимает новое решение об отказе в удовлетворении требований С.А. о признании права на получение льготы по оплате жилья и коммунальных услуг как ветерану военной службы и возложении на УСПН обязанности произвести С.А. перерасчет по оплате ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 50% с 10.02.2010 г.
Руководствуясь ст. ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Балашовского районного суда Саратовской области от 30 июня 2011 года отменить.
Вынести по делу новое решение, которым отказать С.А. в удовлетворении требований к Государственному учреждению "Управление социальной поддержки населения Балашовского района" о признании права на получение ежемесячной денежной выплаты, возложении обязанности произвести перерасчет по оплате ежемесячной денежной выплаты.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)