Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Кудрявцева А.Г.
Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего: Манаенковой Е.Н.,
судей: Козловской Е.В., Василенко С.К.
при секретаре: М.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Региональной общественной организации " на решение Центрального районного суда г. Волгограда от 29 декабря 2011 года, которым постановлено:
Исковые требования Региональной общественной организации " в интересах группы потребителей к ООО " о понуждении устранить ООО " устранить допущенные нарушения при изменении размера платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирных домов, расположенных по адресам: ;;;;;;;;;;;;;;;;;;;, произвести перерасчет начисленной платы за содержание и ремонт общего имущества (включая вывоз ТБО, техническое обслуживание ВДГО и содержание лифта) многоквартирных домов, производить начисление платы за содержание и ремонт общего имущества (включая вывоз ТБО, техническое обслуживание ВДГО и содержание лифта) по тарифам, действовавшим до 01.06.2011 года до принятии соответствующего решения общим собранием собственников жилых помещений многоквартирных домов и признании недействительными пункты 3.1 договоров управления многоквартирными домами - оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Козловской Е.В., судебная коллегия по гражданским делам
установила:
Региональная общественная организация " (РОО ") обратилась в суд с иском к ООО " о понуждении устранить допущенные нарушения при изменении размера платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирных домов, понуждении произвести перерасчет начисленной платы, понуждении производить начисление по тарифам, действовавшим до 01.06.2011 года, признании недействительным условия договора управления многоквартирными домами.
В обосновании требований истец указал, что ООО ", являясь управляющей организацией домов, расположенных по адресам: ;;;;;;;;;;;;;;;;;;; без проведения собраний собственников жилых помещений и без каких-либо уведомлений в июне 2011 г. повысило тарифы на содержание общего имущества, вывоз ТБО, техническое обслуживание ВДГО и содержание лифта со ссылкой на постановление Администрации Волгограда от 29.04.2011 г. N 1046 "Об установлении платы за содержание и ремонт жилых помещений для нанимателей жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда". По мнению истца, данное повышение тарифов является незаконным, поскольку решения общего собрания собственников данных жилых домов об установлении (изменении) размера платы за содержание и ремонт общего имущества не принималось, в связи с чем, плата за содержание и ремонт жилого помещения должна быть приравнена к цене договора на управление многоквартирным домом. Кроме того, истец считает, что пункты 3.1 договоров управления указанными многоквартирными домами противоречат законодательству и не могут регулировать правоотношения, возникшие вследствие заключения договора управления между собственниками помещений и управляющей организацией, поскольку данные договоры управления не содержат цены и размера платы за содержание и ремонт общего имущества и платы за коммунальные услуги. В связи с чем, просит обязать ООО " устранить допущенные нарушения при изменении размера платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирных домов, расположенных по адресам: ;;;;;;;;;;;;;;;;;;;, произвести перерасчет начисленной платы за содержание и ремонт общего имущества (включая вывоз ТБО, техническое обслуживание ВДГО и содержание лифта) многоквартирных домов, производить начисление платы за содержание и ремонт общего имущества (включая вывоз ТБО, техническое обслуживание ВДГО и содержание лифта) по тарифам, действовавшим до 01.06.2011 года до принятии соответствующего решения общим собранием собственников жилых помещений многоквартирных домов и признать недействительными пункты 3.1 договоров управления многоквартирными домами.
Суд постановил указанное выше решение.?
В апелляционной жалобе Региональной общественной организации " оспаривает законность и обоснованность судебного постановления, ввиду нарушения судом норм материального права и несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит его отменить.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителей РОО " О., П., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя ООО ", Х., возражавшей против доводов жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения, постановленного в соответствии с обстоятельствами дела и требованиями закона.
В соответствии со статьей 30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
Согласно части 1 статьи 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В силу части 7 статьи 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случая, предусмотренного частью 7.1 настоящей статьи.
Часть 4 статьи 162 ЖК РФ предусматривает, что условия договора управления многоквартирным домом устанавливаются одинаковыми для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Пунктом 1 статьи 158 ЖК РФ установлена обязанность собственника помещения в многоквартирном доме нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в содержании общего имущества в многоквартирном доме, соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество, путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
В частях 1 и 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации определен состав платы за жилое помещение и коммунальные услуги в зависимости от того, является ли потребитель коммунальных услуг собственником или нанимателем жилого помещения и вне зависимости правового статуса потребителя плата за жилое помещение и коммунальные услуги включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, которая, в свою очередь, включает плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме (пункт 2 части 1, пункт 1 части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации). Расходы на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, являются обязательными платежами (ст. 39 п. 2 ЖК РФ).
Судом установлено, что ООО " является управляющей организацией жилых домов, расположенных по адресам: ;;;;;;;;;;;;;;;;;;; на основании протоколов общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Пунктом 5 протоколов общего собрания собственниками жилых помещений утверждены условия договора управления многоквартирным домом между собственниками помещений и УО (с приложениями).
Согласно пункта 3.1 Договоров управления многоквартирными домами, расположенными по адресам: ;;;;;;;;;;;;;;;;;;;, стоимость услуг по управлению, содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирных домов, в том числе по содержанию и ремонту лифтового оборудования, техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования, вывозу бытовых отходов, и иных необходимых услуг, определяется на общем собрании Собственников с учетом предложений Управляющей организации, устанавливается на срок не менее чем один год и может быть пересмотрена при изменении уровня инфляции, потребительских цен и т.п.
Если решением общего собрания Собственников не установлено иное, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения и перечни работ определяются равными размеру платы и перечню работ, которые установлены действующим Постановлением органа местного самоуправления Волгограда, устанавливающим размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений, занимаемых по договору социального найма или договору найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, с учетом уровня благоустроенности многоквартирного дома.
При этом в случае принятия уполномоченным органом местного самоуправления Волгограда решения об увеличении размера платы на услуги управления, содержания и текущий ремонт общего имущества многоквартирных домов, в том числе на содержание и ремонт лифтового оборудования, техническое обслуживание внутридомового газового оборудования, вывоз бытовых отходов, и на иные необходимые услуги, для нанимателей жилых помещений, Управляющая организация соответственно увеличивает размер платы за услуги по содержанию и ремонту жилых помещений для собственников по настоящему договору с момента вступления такого Постановления в силу.
Данное положение договоров соответствует требованиям части 4 статьи 158 ЖК РФ. Кроме того, порядок определения размера платы за содержание общего имущества соответствует порядку, утвержденному собственниками жилых помещений при проведении общего собрания. Перечень квартир, собственники которых заключили с ответчиком договора управления многоквартирным домом, определен в реестре заключенных договоров.
В силу пункта 31 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, при определении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.
Пунктом 34 Правил предусмотрено, что в случае, если собственники помещений не приняли решение о способе управления многоквартирным домом, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, вносимой собственниками помещений, устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органами государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) по результатам открытого конкурса, проводимого в установленном порядке, равной цене договора управления многоквартирным домом. Цена договора управления многоквартирным домом устанавливается равной размеру платы за содержание и ремонт жилого помещения, указанной в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 156 ЖК РФ размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
В соответствии с частью 4 статьи 158 ЖК РФ, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации).
Согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 22.03.2011 года N 357-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Д. на нарушение его конституционных прав частью 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации" наделение органов местного самоуправления в соответствии с частью 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации полномочием по установлению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме не препятствует осуществлению собственниками помещений в многоквартирном доме права по самостоятельному установлению данной платы, так как реализация указанного полномочия органов местного самоуправления обусловлена отсутствием соответствующего волеизъявления собственников помещений в многоквартирном доме. Данное законоположение направлено на обеспечение надлежащего функционирования жилищно-коммунального хозяйства, что соответствует интересам как собственников помещений в многоквартирном доме, так и иных участников жилищных правоотношений.
При таких данных, оценив представленные доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к верному выводу о том, что поскольку общее собрание собственников жилых помещений утвердило соответствующий порядок определения платы за содержание общего имущества, ООО " на законном основании увеличило тарифы в соответствии с Постановлением Администрации Волгограда от 29.04.2011 года N 1046, которым с 01 июня 2011 года установлен размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.
В части требований о признании недействительным пункта 3.1 договоров управления многоквартирными домами, расположенными по адресам: ;;;;;;;;;;;;;;;;;;;, судебная коллегия так же находит решение суда законным и обоснованным по следующим основаниям.
В силу статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон.
В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.
Согласно письму Минрегиона РФ от 12.10.2006 N 9555-РМ/07 "Об особенностях установления размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальные услуги в связи с принятием Постановления Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491" при выборе и реализации собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, установленный органами местного самоуправления или органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, может применяться только при принятии такого решения общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме или органом управления товарищества собственников жилья, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.
Пункт 3 ч. 3 ст. 162 ЖК РФ содержит требование об обязательном указании в договоре управления многоквартирным домом порядка определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядка внесения такой платы. Специального требования об указании размера платы в договоре Жилищный Кодекс не содержит.
Поскольку договоры управления многоквартирным домом, в том числе раздел 3 договора "Цена договора и порядок расчетов" утверждены протоколами общих собраний собственников помещений, которые в законном порядке не оспорены, не изменены и не отменены, иные условия договора управления общим собранием собственников помещений не утверждались, изменения в указанный договор не вносились, следовательно, суд пришел к обоснованному и верному выводу о том, что поскольку условия действующего гражданского и жилищного законодательства РФ по вопросу согласования договора управления и включению в него условий о порядке определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги соблюдены управляющей организацией в полном объеме, оснований для признания недействительными пунктов 3.1 Договоров управления многоквартирными домами, расположенными по адресам: ;;;;;;;;;;;;;;;;;;; отсутствуют.
Доводы апелляционной жалобы о том, что ООО " не инициировала проведение общего собрания собственников жилых помещений для согласования вопроса повышения тарифов, судебная коллегия признает несостоятельными, поскольку, по смыслу статьи 45 ЖК РФ, проведение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме может быть инициировано только собственником помещения.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, правовых оснований к отмене решения суда не содержат, аналогичны ранее приведенным доводам, надлежащая оценка которым дана при рассмотрении дела в суде первой инстанции. Основания для их переоценки у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
Из материалов дела следует, что судом полно и всесторонне проверены обстоятельства дела, дана объективная, соответствующая нормам процессуального права оценка доказательств. Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам, достаточно аргументированы с применением норм материального права, регулирующего спорные отношения.
При таких обстоятельствах предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда г. Волгограда от 29 декабря 2011 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Региональной общественной организации " - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВОЛГОГРАДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 28.03.2012 ПО ДЕЛУ N 33-2169/12
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 28 марта 2012 г. по делу N 33-2169/12
Судья: Кудрявцева А.Г.
Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего: Манаенковой Е.Н.,
судей: Козловской Е.В., Василенко С.К.
при секретаре: М.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Региональной общественной организации " на решение Центрального районного суда г. Волгограда от 29 декабря 2011 года, которым постановлено:
Исковые требования Региональной общественной организации " в интересах группы потребителей к ООО " о понуждении устранить ООО " устранить допущенные нарушения при изменении размера платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирных домов, расположенных по адресам: ;;;;;;;;;;;;;;;;;;;, произвести перерасчет начисленной платы за содержание и ремонт общего имущества (включая вывоз ТБО, техническое обслуживание ВДГО и содержание лифта) многоквартирных домов, производить начисление платы за содержание и ремонт общего имущества (включая вывоз ТБО, техническое обслуживание ВДГО и содержание лифта) по тарифам, действовавшим до 01.06.2011 года до принятии соответствующего решения общим собранием собственников жилых помещений многоквартирных домов и признании недействительными пункты 3.1 договоров управления многоквартирными домами - оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Козловской Е.В., судебная коллегия по гражданским делам
установила:
Региональная общественная организация " (РОО ") обратилась в суд с иском к ООО " о понуждении устранить допущенные нарушения при изменении размера платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирных домов, понуждении произвести перерасчет начисленной платы, понуждении производить начисление по тарифам, действовавшим до 01.06.2011 года, признании недействительным условия договора управления многоквартирными домами.
В обосновании требований истец указал, что ООО ", являясь управляющей организацией домов, расположенных по адресам: ;;;;;;;;;;;;;;;;;;; без проведения собраний собственников жилых помещений и без каких-либо уведомлений в июне 2011 г. повысило тарифы на содержание общего имущества, вывоз ТБО, техническое обслуживание ВДГО и содержание лифта со ссылкой на постановление Администрации Волгограда от 29.04.2011 г. N 1046 "Об установлении платы за содержание и ремонт жилых помещений для нанимателей жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда". По мнению истца, данное повышение тарифов является незаконным, поскольку решения общего собрания собственников данных жилых домов об установлении (изменении) размера платы за содержание и ремонт общего имущества не принималось, в связи с чем, плата за содержание и ремонт жилого помещения должна быть приравнена к цене договора на управление многоквартирным домом. Кроме того, истец считает, что пункты 3.1 договоров управления указанными многоквартирными домами противоречат законодательству и не могут регулировать правоотношения, возникшие вследствие заключения договора управления между собственниками помещений и управляющей организацией, поскольку данные договоры управления не содержат цены и размера платы за содержание и ремонт общего имущества и платы за коммунальные услуги. В связи с чем, просит обязать ООО " устранить допущенные нарушения при изменении размера платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирных домов, расположенных по адресам: ;;;;;;;;;;;;;;;;;;;, произвести перерасчет начисленной платы за содержание и ремонт общего имущества (включая вывоз ТБО, техническое обслуживание ВДГО и содержание лифта) многоквартирных домов, производить начисление платы за содержание и ремонт общего имущества (включая вывоз ТБО, техническое обслуживание ВДГО и содержание лифта) по тарифам, действовавшим до 01.06.2011 года до принятии соответствующего решения общим собранием собственников жилых помещений многоквартирных домов и признать недействительными пункты 3.1 договоров управления многоквартирными домами.
Суд постановил указанное выше решение.?
В апелляционной жалобе Региональной общественной организации " оспаривает законность и обоснованность судебного постановления, ввиду нарушения судом норм материального права и несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит его отменить.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителей РОО " О., П., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя ООО ", Х., возражавшей против доводов жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения, постановленного в соответствии с обстоятельствами дела и требованиями закона.
В соответствии со статьей 30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
Согласно части 1 статьи 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В силу части 7 статьи 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случая, предусмотренного частью 7.1 настоящей статьи.
Часть 4 статьи 162 ЖК РФ предусматривает, что условия договора управления многоквартирным домом устанавливаются одинаковыми для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Пунктом 1 статьи 158 ЖК РФ установлена обязанность собственника помещения в многоквартирном доме нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в содержании общего имущества в многоквартирном доме, соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество, путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
В частях 1 и 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации определен состав платы за жилое помещение и коммунальные услуги в зависимости от того, является ли потребитель коммунальных услуг собственником или нанимателем жилого помещения и вне зависимости правового статуса потребителя плата за жилое помещение и коммунальные услуги включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, которая, в свою очередь, включает плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме (пункт 2 части 1, пункт 1 части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации). Расходы на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, являются обязательными платежами (ст. 39 п. 2 ЖК РФ).
Судом установлено, что ООО " является управляющей организацией жилых домов, расположенных по адресам: ;;;;;;;;;;;;;;;;;;; на основании протоколов общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Пунктом 5 протоколов общего собрания собственниками жилых помещений утверждены условия договора управления многоквартирным домом между собственниками помещений и УО (с приложениями).
Согласно пункта 3.1 Договоров управления многоквартирными домами, расположенными по адресам: ;;;;;;;;;;;;;;;;;;;, стоимость услуг по управлению, содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирных домов, в том числе по содержанию и ремонту лифтового оборудования, техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования, вывозу бытовых отходов, и иных необходимых услуг, определяется на общем собрании Собственников с учетом предложений Управляющей организации, устанавливается на срок не менее чем один год и может быть пересмотрена при изменении уровня инфляции, потребительских цен и т.п.
Если решением общего собрания Собственников не установлено иное, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения и перечни работ определяются равными размеру платы и перечню работ, которые установлены действующим Постановлением органа местного самоуправления Волгограда, устанавливающим размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений, занимаемых по договору социального найма или договору найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, с учетом уровня благоустроенности многоквартирного дома.
При этом в случае принятия уполномоченным органом местного самоуправления Волгограда решения об увеличении размера платы на услуги управления, содержания и текущий ремонт общего имущества многоквартирных домов, в том числе на содержание и ремонт лифтового оборудования, техническое обслуживание внутридомового газового оборудования, вывоз бытовых отходов, и на иные необходимые услуги, для нанимателей жилых помещений, Управляющая организация соответственно увеличивает размер платы за услуги по содержанию и ремонту жилых помещений для собственников по настоящему договору с момента вступления такого Постановления в силу.
Данное положение договоров соответствует требованиям части 4 статьи 158 ЖК РФ. Кроме того, порядок определения размера платы за содержание общего имущества соответствует порядку, утвержденному собственниками жилых помещений при проведении общего собрания. Перечень квартир, собственники которых заключили с ответчиком договора управления многоквартирным домом, определен в реестре заключенных договоров.
В силу пункта 31 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, при определении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.
Пунктом 34 Правил предусмотрено, что в случае, если собственники помещений не приняли решение о способе управления многоквартирным домом, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, вносимой собственниками помещений, устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органами государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) по результатам открытого конкурса, проводимого в установленном порядке, равной цене договора управления многоквартирным домом. Цена договора управления многоквартирным домом устанавливается равной размеру платы за содержание и ремонт жилого помещения, указанной в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 156 ЖК РФ размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
В соответствии с частью 4 статьи 158 ЖК РФ, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации).
Согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 22.03.2011 года N 357-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Д. на нарушение его конституционных прав частью 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации" наделение органов местного самоуправления в соответствии с частью 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации полномочием по установлению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме не препятствует осуществлению собственниками помещений в многоквартирном доме права по самостоятельному установлению данной платы, так как реализация указанного полномочия органов местного самоуправления обусловлена отсутствием соответствующего волеизъявления собственников помещений в многоквартирном доме. Данное законоположение направлено на обеспечение надлежащего функционирования жилищно-коммунального хозяйства, что соответствует интересам как собственников помещений в многоквартирном доме, так и иных участников жилищных правоотношений.
При таких данных, оценив представленные доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к верному выводу о том, что поскольку общее собрание собственников жилых помещений утвердило соответствующий порядок определения платы за содержание общего имущества, ООО " на законном основании увеличило тарифы в соответствии с Постановлением Администрации Волгограда от 29.04.2011 года N 1046, которым с 01 июня 2011 года установлен размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.
В части требований о признании недействительным пункта 3.1 договоров управления многоквартирными домами, расположенными по адресам: ;;;;;;;;;;;;;;;;;;;, судебная коллегия так же находит решение суда законным и обоснованным по следующим основаниям.
В силу статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон.
В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.
Согласно письму Минрегиона РФ от 12.10.2006 N 9555-РМ/07 "Об особенностях установления размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальные услуги в связи с принятием Постановления Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491" при выборе и реализации собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, установленный органами местного самоуправления или органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, может применяться только при принятии такого решения общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме или органом управления товарищества собственников жилья, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.
Пункт 3 ч. 3 ст. 162 ЖК РФ содержит требование об обязательном указании в договоре управления многоквартирным домом порядка определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядка внесения такой платы. Специального требования об указании размера платы в договоре Жилищный Кодекс не содержит.
Поскольку договоры управления многоквартирным домом, в том числе раздел 3 договора "Цена договора и порядок расчетов" утверждены протоколами общих собраний собственников помещений, которые в законном порядке не оспорены, не изменены и не отменены, иные условия договора управления общим собранием собственников помещений не утверждались, изменения в указанный договор не вносились, следовательно, суд пришел к обоснованному и верному выводу о том, что поскольку условия действующего гражданского и жилищного законодательства РФ по вопросу согласования договора управления и включению в него условий о порядке определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги соблюдены управляющей организацией в полном объеме, оснований для признания недействительными пунктов 3.1 Договоров управления многоквартирными домами, расположенными по адресам: ;;;;;;;;;;;;;;;;;;; отсутствуют.
Доводы апелляционной жалобы о том, что ООО " не инициировала проведение общего собрания собственников жилых помещений для согласования вопроса повышения тарифов, судебная коллегия признает несостоятельными, поскольку, по смыслу статьи 45 ЖК РФ, проведение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме может быть инициировано только собственником помещения.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, правовых оснований к отмене решения суда не содержат, аналогичны ранее приведенным доводам, надлежащая оценка которым дана при рассмотрении дела в суде первой инстанции. Основания для их переоценки у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
Из материалов дела следует, что судом полно и всесторонне проверены обстоятельства дела, дана объективная, соответствующая нормам процессуального права оценка доказательств. Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам, достаточно аргументированы с применением норм материального права, регулирующего спорные отношения.
При таких обстоятельствах предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда г. Волгограда от 29 декабря 2011 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Региональной общественной организации " - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)