Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МУРМАНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 08.08.2012 ПО ДЕЛУ N 33-2003

Разделы:
ТСЖ (товарищество собственников жилья)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

МУРМАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 8 августа 2012 г. по делу N 33-2003


Судья: Пахарева Н.Ф.

Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего
Пырч Н.В.
судей
Баранниковой Т.Е.
Яцун Е.М.
при секретаре
Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению товарищества собственников жилья "Комсомольская 17" о признании недействительным представления прокурора города Кандалакши
по апелляционной жалобе товарищества собственников жилья "Комсомольская 17" на решение Кандалакшского районного суда Мурманской области от 26 апреля 2012 года, по которому постановлено:
"Товариществу собственников жилья "Комсомольская 17" в удовлетворении заявления о признании недействительным представления прокурора города Кандалакши N * от _ _ 2012 года - отказать".
Заслушав доклад судьи Баранниковой Т.Е., пояснения прокурора прокуратуры Мурманской области Ивановой Н.В., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда

установила:

Товарищество собственников жилья (далее ТСЖ) "Комсомольская 17" обратилось в суд с заявлением о признании недействительным представления прокурора города Кандалакши от _ _ 2012 года N *, внесенного в его адрес, об устранении нарушений жилищного законодательства и производстве перерасчета размера платы за водоснабжение и водоотведение в отношении И.
В обоснование заявленного требования указало, что в целях предотвращения ущемления прав граждан недобросовестными потребителями, не информирующими или не своевременно информирующими правление ТСЖ о временно проживающих в их помещениях лицах, товариществом был утвержден порядок выявления лиц, проживающих в жилых помещениях без уведомления и без регистрации в установленном порядке.
В связи с поступившей информацией о проживании в квартире ... не зарегистрированных граждан, председателем правления была проведена проверка и установлено, что по указанному адресу кроме постоянно зарегистрированной И. проживают еще четыре лица, находящиеся с ней в родственных отношениях.
_ _ 2011 года составлен акт об установлении количества лиц, фактически проживающих в жилом помещении, на основании которого И. сделан перерасчет платы за водоснабжение и водоотведение с _ _ 2011 года по _ _ 2011 года.
Ссылаясь на положения Жилищного кодекса Российской Федерации и Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 307 от 23 мая 2006 года, заявитель полагал, что действия ТСЖ соответствовали законодательству, а произведенный перерасчет не мог рассматриваться как нарушение прав И., просил суд признать представление прокурора недействительным.
В судебном заседании представители заявителя - ТСЖ "Комсомольская 17" Ч. и Г. на заявленных требованиях настаивали.
Представитель заинтересованного лица - помощник прокурора города Кандалакши С. возражала против удовлетворения заявления.
Судом принято приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель ТСЖ "Комсомольская 17" Ч. просит решение суда отменить в связи с неполным выяснением судом обстоятельств, имеющих значение для дела, их недоказанностью, и принять новое решение.
В обоснование жалобы ссылается на доводы, положенные в обоснование заявленных требований.
Полагает, что прокуратур достоверно не доказал факт непроживания иных граждан в жилом помещении, принадлежащем И., а суд сделав вывод о невозможности достоверного установления проживания граждан по месту регистрации, необоснованно отказал заявителю в вызове свидетелей.
Считает, что ТСЖ приняло доступные меры для предотвращения убытка прочим потребителям, что не может рассматриваться как ущемление прав И., поскольку законодательством не предусмотрены нормы, запрещающие производить перерасчет размера платы за коммунальные услуги, исходя из количества фактически проживающих граждан.
Приводит довод о том, что судом не дана оценка протоколу общего собрания членов ТСЖ "Комсомольская 17" от _ _ 2012 года, по которому большинством голосов принято решение обжаловать в установленном порядке представление прокурора города Кандалакши от _ _ 2012 года, как влекущее нарушение законных интересов потребителей коммунальных услуг - собственников помещений (нанимателей) многоквартирного дома ..., и протоколу заседания правления ТСЖ "Комсомольская 17" от _ _ 2012 года, которым принято решение И. - собственнику помещения N * перерасчет платы за коммунальные услуги водоснабжения и водоотведения в соответствии с фактически зарегистрированным числом граждан - не производить, обжаловать в Кандалакшский суд представление прокурора города Кандалакши от _ _ 2012 года.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции ТСЖ "Комсомольская 17" своего представителя не направило, о времени и месте рассмотрения дела извещено.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося в судебное заседание представителя заявителя, поскольку его неявка в силу статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к разбирательству дела.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения относительно жалобы, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.
Разрешая заявленные требования в порядке главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, применил надлежащие нормы материального права.
В соответствии с частью 4 статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, прокуратурой города Кандалакши по обращению И., являющейся собственником квартиры, расположенной по адресу: ..., проведена проверка обоснованности произведенного ТСЖ "Комсомольская 17" доначисления платы за жилищно-коммунальные услуги.
По результатам проверки в адрес ТСЖ "Комсомольская 17" _ _ 2012 года внесено представление N * о принятии мер по устранению выявленных нарушений законодательства, их причин и условий, им способствующих, производстве перерасчета размера платы за водоснабжение и водоотведение И. за _ _, _ _ 2011 года и рассмотрении вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях законности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" предметом прокурорского надзора являются: соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
В силу пункта 3 статьи 22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона: вносит представление об устранении нарушений закона.
Проверив в соответствии с требованиями статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, внесено ли оспариваемое представление в пределах полномочий прокурора, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что оспариваемое представление внесено прокурором в пределах предоставленных ему полномочий.
Отказывая ТСЖ "Комсомольская 17" в удовлетворении требований, суд правильно исходил из того, что действия ТСЖ по начислению платы за коммунальные услуги по водоснабжению и водоотведению, исходя из акта об установлении (выявлении) количества лиц, фактически проживающих в жилом помещении, не соответствуют действующему законодательству, при этом перерасчет платы, произведенный в отношении И., являлся незаконным и нарушающим ее права.
Из материалов дела следует, что _ _ 2010 года решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме ... (в форме заочного голосования) выбран способ управления домом - товарищество собственников жилья "Комсомольская 17" (л.д. 8).
Многоквартирный жилой дом ..., управление которым осуществляет ТСЖ "Комсомольская 17" с _ _ 2011 года оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета воды. Жилые помещения индивидуальными приборами учета воды оборудованы частично, при этом квартира И. на _ _ -_ _ 2011 года индивидуальными приборами учета воды оборудована не была.
_ _ 2011 года на заседании правления ТСЖ "Комсомольская 17" по вопросу об упорядочении начисления жильцам дома платы за коммунальную услугу по водоснабжению принято решение об уведомлении жителей дома об обязанности уведомлять правление ТСЖ об изменении проживания в жилом помещении по числу как отсутствующих, так и временно проживающих лиц в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации N 307 от 23 мая 2006 года. При этом утверждены форма акта об установлении (выявлении) количества лиц фактически проживающих в жилом доме, форма карточки учета потребляемой воды в жилом помещении по индивидуальным водосчетчикам, установленным в жилом помещении (л.д. 12 - 13).
_ _ 2011 года комиссией ТСЖ "Комсомольская 17" в ходе проведения контрольного мероприятия по выявлению фактического количества лиц, проживающих в жилом помещении - квартире N *, принадлежащей И., в присутствии свидетелей А. и З. был составлен акт об установлении (выявлении) количества фактически проживающих в жилом помещении лиц, согласно которому количество фактически проживающих лиц составило 5 человек, начало их проживания с _ _ 2011 года (л.д. 15).
На основании указанного акта И. был произведен перерасчет платы за коммунальные услуги по водоснабжению и водоотведению.
В соответствии со статьей 135 Жилищного кодекса Российской Федерации товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме либо в случаях, указанных в части 2 статьи 136 настоящего Кодекса, имуществом собственников помещений в нескольких многоквартирных домах или имуществом собственников нескольких жилых домов, обеспечения владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме либо совместного использования имущества, находящегося в собственности собственников помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества, принадлежащего собственникам нескольких жилых домов, осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся в соответствии с настоящим Кодексом помещениями в данных многоквартирных домах или данными жилыми домами, а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирными домами либо на совместное использование имущества, принадлежащего собственникам помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества собственников нескольких жилых домов.
Согласно статье 137 Жилищного кодекса Российской Федерации товарищество собственников жилья вправе:
1) заключать в соответствии с законодательством договор управления многоквартирным домом и иные обеспечивающие управление многоквартирным домом, в том числе содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, договоры;
2) определять смету доходов и расходов на год, в том числе необходимые расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, затраты на капитальный ремонт и реконструкцию многоквартирного дома, специальные взносы и отчисления в резервный фонд, а также расходы на другие установленные настоящей главой и уставом товарищества цели;
3) устанавливать на основе принятой сметы доходов и расходов на год товарищества размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме;
4) выполнять работы для собственников помещений в многоквартирном доме и предоставлять им услуги;
5) пользоваться предоставляемыми банками кредитами в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством;
6) передавать по договору материальные и денежные средства лицам, выполняющим для товарищества работы и предоставляющим товариществу услуги;
7) продавать и передавать во временное пользование, обменивать имущество, принадлежащее товариществу.
В случаях, если это не нарушает права и законные интересы собственников помещений в многоквартирном доме, товарищество собственников жилья вправе:
1) предоставлять в пользование или ограниченное пользование часть общего имущества в многоквартирном доме;
2) в соответствии с требованиями законодательства в установленном порядке надстраивать, перестраивать часть общего имущества в многоквартирном доме;
3) получать в пользование либо получать или приобретать в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме земельные участки для осуществления жилищного строительства, возведения хозяйственных и иных построек и их дальнейшей эксплуатации;
4) осуществлять в соответствии с требованиями законодательства от имени и за счет собственников помещений в многоквартирном доме застройку прилегающих к такому дому выделенных земельных участков;
5) заключать сделки и совершать иные отвечающие целям и задачам товарищества действия.
В случае неисполнения собственниками помещений в многоквартирном доме своих обязанностей по участию в общих расходах товарищество собственников жилья в судебном порядке вправе потребовать принудительного возмещения обязательных платежей и взносов.
Товарищество собственников жилья может потребовать в судебном порядке полного возмещения причиненных ему убытков в результате неисполнения собственниками помещений в многоквартирном доме обязательств по уплате обязательных платежей и взносов и оплате иных общих расходов.
В силу статьи 138 Жилищного кодекса Российской Федерации в обязанности товарищества собственников жилья входит:
1) обеспечивать выполнение требований настоящей главы, положений других федеральных законов, иных нормативных правовых актов, а также устава товарищества;
2) осуществлять управление многоквартирным домом в порядке, установленном разделом VIII настоящего Кодекса;
3) выполнять в порядке, предусмотренном законодательством, обязательства по договору;
4) обеспечивать надлежащее санитарное и техническое состояние общего имущества в многоквартирном доме;
5) обеспечивать выполнение всеми собственниками помещений в многоквартирном доме обязанностей по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с их долями в праве общей собственности на данное имущество;
6) обеспечивать соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме при установлении условий и порядка владения, пользования и распоряжения общей собственностью;
7) принимать меры, необходимые для предотвращения или прекращения действий третьих лиц, затрудняющих реализацию прав владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения собственников помещений общим имуществом в многоквартирном доме или препятствующих этому;
8) представлять законные интересы собственников помещений в многоквартирном доме, связанные с управлением общим имуществом в данном доме, в том числе в отношениях с третьими лицами;
9) вести реестр членов товарищества и ежегодно в течение первого квартала текущего года направлять копию этого реестра в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, указанные в части 2 статьи 20 настоящего Кодекса;
10) представлять в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, указанные в части 2 статьи 20 настоящего Кодекса, в течение трех месяцев с момента государственной регистрации внесенных в устав товарищества изменений заверенные председателем товарищества и секретарем общего собрания членов товарищества копию устава товарищества, выписку из протокола общего собрания членов товарищества о принятии решения о внесении изменений в устав товарищества с приложением заверенных председателем товарищества и секретарем общего собрания членов товарищества копий текстов соответствующих изменений.
В соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительством Российской Федерации утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам N 307 от 23 мая 2006 года (далее Правила), которые действуют до 01 сентября 2012 года.
Согласно пунктам 21 и 23 Правил при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и электроснабжения - в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 приложения N 2 к настоящим Правилам.
При оборудовании многоквартирного дома коллективным (общедомовым) прибором учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета помещений в таком доме размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом и в нежилом помещении, оборудованном или не оборудованном индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета, определяется для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и электроснабжения - в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Таким образом, законодателем установлен порядок определения размера платы за коммунальные услуги для холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, который должен соблюдаться организацией, осуществляющей управление многоквартирным домом.
При этом перерасчет платы за отдельные виды коммунальных услуг, в том числе по водоснабжению и водоотведению, исходя из количества фактически проживающих в жилых помещениях лиц, Правилами не предусмотрен.
Доводы апелляционной жалобы о том, что законодательство не содержит норм, запрещающих делать такой перерасчет, основан на неправильном толковании норм материального права.
По смыслу вышеуказанных правовых норм, предусмотрено право товарищества собственников жилья в судебном порядке потребовать полного возмещения причиненных ему убытков в результате неисполнения собственниками помещений в многоквартирном доме обязательств по уплате обязательных платежей и взносов и оплате иных общих расходов.
При таких обстоятельствах, суд обоснованно не усмотрел оснований для признания представления прокурора об устранении указанных нарушений не соответствующим закону и недействительным.
Кроме того, проанализировав имеющиеся в материалах дела доказательства, судебная коллегия приходит к выводу, что они опровергают доводы ТСЖ о фактическом проживании в квартире И. в период с _ _ по _ _ 2011 года пяти человек.
Материалами дела подтверждается, и не оспаривалось представителем ТСЖ "Комсомольская 17", что при составлении акта квартира И. членами комиссии и свидетелями не обследовалась, свидетели подписали заранее составленный в их отсутствие акт, собственник квартиры и лица, указанные как проживающие в ней также при составлении акта не присутствовали. Сведения, указанные в акте, носили предположительный характер, связаны были с тем, что дочь И. и членов ее семьи жители дома и председатель ТСЖ встречали в _ _ 2011 года в доме.
Между тем, установлено, что сама И. в период с _ _ по _ _ 2011 года в жилом помещении не проживала, поскольку выезжала из города Кандалакши на отдых в город..., что подтверждается проездными документами (л.д. 57, 58). Указанное обстоятельство согласуется с объяснениями И. о том, что ее родственники осуществляли контроль за квартирой в период ее отсутствия.
Письменные документы свидетельствуют о том, что семья дочери И. - З. в количестве 4-х человек, которые, по утверждению заявителя, в период с _ _ по _ _ 2011 года проживали в квартире И., зарегистрирована и проживает в городе Кандалакша по адресу: ... (л.д. 64).
При таком положении, судебная коллегия находит вывод суда о невозможности достоверного установления проживания граждан по месту регистрации противоречащим установленным по делу обстоятельствам.
Между тем, такой вывод суда первой инстанции не свидетельствует о незаконности либо о необоснованности постановленного по делу решения.
Доводы жалобы о необоснованном отказе судом в удовлетворении ходатайства о вызове свидетелей в судебное заседание, не соответствуют материалам дела, согласно которым ни в судебном заседании, ни в ходе досудебной подготовки такое ходатайство со стороны заявителя не заявлялось.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что суд правильно разрешил заявленные требования и обоснованно отказал в удовлетворении заявления ТСЖ "Комсомольская 17" о признании недействительным представления прокурора, внесенного в целях устранения установленных нарушений жилищного законодательства.
Доводы жалобы о том, что судом не приняты во внимание решение общего собрания членов ТСЖ от _ _ 2012 года и решение заседания правления ТСЖ от _ _ 2012 года об обжаловании представления прокурора, как нарушающего законные интересы потребителей коммунальных услуг, и не производстве И. перерасчета платы за коммунальные услуги, несостоятельны, поскольку указанные решения не имели правового значения для разрешения заявленных требований.
На основании изложенного, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным и не усматривает оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для его отмены.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда

определила:

решение Кандалакшского районного суда Мурманской области от 26 апреля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ТСЖ "Комсомольская 17" - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)