Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 15.08.2012 N 33-11301/2012

Разделы:
ТСЖ (товарищество собственников жилья)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 15 августа 2012 г. N 33-11301/2012


Судья: Тумашевич Н.С.

Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего Бакуменко Т.Н.
судей Емельяновой Е.А., Селезневой Е.Н.
при секретаре А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 15 августа 2012 года апелляционную жалобу ТСЖ <...> на решение Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 24 мая 2012 года по делу N 2-1490/12 по иску прокурора Василеостровского района Санкт-Петербурга в интересах П.В.П. к ТСЖ <...> об обязании произвести перерасчет платы за жилое помещение, взыскании судебных расходов
Заслушав доклад судьи Бакуменко Т.Н., выслушав объяснения представителя прокуратуры - Мазину О.Н., представителя ответчика ТСЖ <...> - П.В.А., судебная коллегия

установила:

Прокурор Василеостровского района Санкт-Петербурга обратился в суд с иском в интересах П.В.П. к ТСЖ <...> об обязании произвести перерасчет платы за жилое помещение, взыскании судебных расходов. В <дата> в адрес П.В.П. направлена квитанция о доначислении платы за отопление в результате корректировки. Прокурор Василеостровского района Санкт-Петербурга просит обязать ответчика в срок не позднее 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу, произвести перерасчет платы за жилое помещение в квартире по адресу: <адрес>, исключив из квитанции по оплате жилого помещения, коммунальных и прочих услуг за <дата> года корректировку оплаты за отопление; взыскать с ответчика госпошлину в доход государства в размере <...> рублей.
Решением Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от <дата> исковые требования Прокурора Василеостровского района Санкт-Петербурга действующего в интересах П.В.П. - удовлетворены. ТСЖ <...> обязано в срок не позднее 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу, произвести перерасчет платы за отопление в квартире по адресу: <адрес> за <дата> года, исключив корректировку оплаты за отопление; с ТСЖ <...> взыскана государственная пошлина в доход государства в размере <...> рублей.
В апелляционной жалобе ТСЖ <...> просит решение отменить, принять по делу новое решение.
В заседание суда апелляционной инстанции истица - П.В.П. не явилась, о явке извещалась по правилам ст. 113 ГПК РФ, о причинах своей неявки судебную коллегию не известила, в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в ее отсутствие.
Выслушав объяснения участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия не находит правовых оснований к отмене решения районного суда, вынесенного в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Частью 1 ст. 157 ЖК РФ предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно п. 4 ст. 427 ГК РФ условия договоров ресурсоснабжения должны соответствовать правилам, обязательным для сторон при заключении и исполнении публичных договоров, издаваемых Правительством РФ.
Пунктом 7 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 года N 307, предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Общий объем (количество) потребленных холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также отведенных сточных вод, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном пунктом 21 настоящих Правил, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета - пропорционально их показаниям. В случае отсутствия указанных приборов учета расчет размера платы производится в порядке, установленном пунктом 19 настоящих Правил.
В соответствии с п. 8 вышеуказанных Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, условия договора о приобретении коммунальных ресурсов, заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребления коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим Правилам и иными нормативным правовым актам Российской Федерации.
Подпунктом "а" пунктом 19 Правил предусмотрено, что при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях для отопления определяется в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к данным Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 приложения N 2 к данным Правилам.
В подпункте 1 пункта 1 приложения N 2 к Правилам указана формула размера платы за отопление (руб.) в i-том жилом помещении многоквартирного дома при отсутствии в жилом доме или в помещениях многоквартирного дома коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета и размер такой платы определяется исходя из: Si - общей площади i-того помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общей площади жилого дома (кв. м); N-норматива потребления тепловой энергии на отопление (Гкал/кв. м); Тт-тарифа на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (руб./Гкал).
При рассмотрении в Верховном Суде РФ 16 декабря 2008 года гражданского дела N ГКПИ08-1770 о признании недействующими подпунктов "а", "б" пункта 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307, подпунктов 2, 4 пункта 1 приложения N 2 к названным Правилам, Верховным Судом Российской Федерации указано, что Правилами установлен порядок расчета размера платы за коммунальные услуги (пункты 19, 21, 23 и 25), в соответствии с которым размер платы за коммунальные ресурсы периодически корректируется исполнителем.
Размер платы за отопление в жилом помещении многоквартирного дома 1 раз в год корректируется исполнителем в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 приложения N 2 к Правилам. При этом, потребитель доплачивает или ему возвращается стоимость разности количества потребленной в многоквартирном доме в течение года тепловой энергии, приходящейся на жилое помещение, и общего размера платы за отопление за прошедший год по нормативам потребления тепловой энергии.
Согласно части 3 статьи 19 Федерального закона от 30.12.2004 г. N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" плата за коммунальные услуги для граждан - нанимателей и собственников жилых помещений устанавливается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации с учетом надбавок к ценам (тарифам) для потребителей, устанавливаемых в соответствии с указанным Федеральным законом.
Федеральным законом от 14.04.1995 г. N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" также установлено, что срок действия установленных тарифов и (или) их предельных уровней не может быть менее одного финансового года, если иное не установлено федеральным законом, решением Правительства Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в том числе населению, на очередной финансовый год в рамках указанных предельных уровней до принятия закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации (части 1, 4 статьи 2).
Поскольку тарифы, являющиеся составной частью платы за коммунальные услуги, устанавливаются на очередной финансовый год, плата за коммунальные услуги также подлежит ежегодной корректировке или в сторону увеличения или в сторону уменьшения.
Согласно Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. N 306, срок действия нормативов потребления коммунальных услуг составляет не менее 3 лет, и в течение этого периода нормативы потребления коммунальных услуг пересмотру не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных данными Правилами (пункт 16). Основанием для изменения нормативов потребления коммунальных услуг является изменение конструктивных и технических параметров, степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, климатических условий, при которых объем (количество) потребления коммунальных ресурсов потребителем в многоквартирном доме или жилом доме изменяется более чем на 5 процентов (пункт 13).
Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307 предусмотрены два способа корректировки платы за отопление: при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета - исходя из показаний таких приборов учета и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета - исходя из изменений норматива либо тарифа потребления тепловой энергии в виде отопления.
Какой-либо иной порядок корректировки платы за потребленную тепловую энергию на отопление законом не определен.
Учитывая требования указанных норм права, в силу п. 5 ст. 426 ГК РФ условия публичного договора, не соответствующие обязательным требованиям, установленным Правительством РФ, ничтожны. Заключение договоров ресурсоснабжения без соблюдения требований пункта 8 Правил является нарушением п. 4 ст. 421, п. 1 ст. 422, п. 4 ст. 426 ГК РФ и влечет последствия, предусмотренные ст. 166 - 168 и 180 ГК РФ (недействительность сделки).
Как следует из материалов дела П.В.П. зарегистрирована по адресу: <адрес>.
ТСЖ <...> является управляющей организацией, обслуживающей указанный многоквартирный дом, в доме отсутствует узел учета тепловой энергии.
В <дата> года П.В.П. получила квитанцию об оплате коммунальных услуг, в результате корректировки ей была дополнительно начислена плата за отопление в размере <...> рублей.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, о том, что с учетом норм вышеуказанного законодательства, корректировка платы за отопление и горячие водоснабжение жителям многоквартирных домов, в которых отсутствуют общедомовые приборы учета теплоснабжения, является незаконной.
При таком положении, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что при разрешении спорных правоотношений следует руководствоваться нормами п. 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 307 от 23.05.2006 года.
Доводы апелляционной жалобы ТСЖ <...> о том, что корректировка платы за отопление в доме в Санкт-Петербурге была произведена в соответствии с действующим законодательством, на основании данных о количестве отпущенной тепловой энергии на основании счетов-фактур выставленных ресурсоснабжающей организацией, которая пользовалась расчетным путем при определении размера платы, расчет стоимости коммунального ресурса производился в пределах объемов, предусмотренных нормативами.
Вместе с тем, Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307 не предусмотрена возможность корректировки платы за отопление на основании показаний приборов учета ресурсоснабжающей организации, а предусмотрена корректировка лишь исходя из показаний прибора учета многоквартирного дома либо исходя из изменений норматива либо тарифа потребления тепловой энергии в виде отопления.
В силу действующего законодательства условия договоров ресурсоснабжения должны соответствовать правилам, обязательным для сторон при заключении и исполнении публичных договоров, издаваемым Правительством РФ.
При таком положении, разрешая спор, судом первой инстанции обоснованно не приняты во внимание условия договора теплоснабжения N ... от <дата>, заключенного между ресурсоснабжающей организацией и ТСЖ <...>
В Постановлении Президиума ВАС РФ от 15.07.2010 г. N 2380/10 по делу N А47-4153/2008-9032/2008 также указано, что вопрос о количестве потребленной тепловой энергии при отсутствии приборов учета должен решаться исходя из установленных органами местного самоуправления нормативов потребления коммунальных услуг.
Ресурсоснабжающая организация выставляет счета ТСЖ <...> на основании своих данных о фактически отпущенной тепловой энергии на конкретный дом, не может служить основанием для возложения расходов по таким счетам на граждан, проживающих в конкретных домах.
Ссылки ответчика, о том, что признаваемые ничтожными условия договора были согласованы и начали исполняться с <дата>, следовательно исковое заявление прокурора было подано за пределами срока исковой давности не принимаются судом во внимание.
Истец в исковом заявлении, не оспаривает сам договор договора теплоснабжения N ... от <дата>, заключенного между ресурсоснабжающей организацией и ТСЖ <...> а оспаривает сам факт доначисления платы за отопление за <дата>.
Иные доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда, их переоценке, не содержат ссылок на наличие оснований для отмены решения суда, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, вследствие чего приняты во внимание быть не могут.
Несогласие с выводами суда не может рассматриваться в качестве основания отмены судебного постановления в апелляционном порядке.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции установлены правильно. Всем представленным доказательствам суд дал надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, оснований для несогласия с которой у судебной коллегии не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 24.05.2012 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)