Судебные решения, арбитраж

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САРАТОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 01.06.2011 ПО ДЕЛУ N 33-2898/2011

Разделы:
Социальный наем жилого помещения; Жилищное право

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

САРАТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 1 июня 2011 г. по делу N 33-2898/2011


Судья Юдина С.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Ретунской Н.В.
судей Бугаевой Е.М. и Пункиной Т.М.
при секретаре С.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Ретунской Н.В. гражданское дело по кассационной жалобе администрации муниципального образования "Город Саратов" на решение Волжского районного суда г. Саратова от 19 апреля 2011 года, которым постановлено: обязать администрацию муниципального образования "Город Саратов" предоставить Т. по договору социального найма на состав семьи из двух человек (Т., П.С.) благоустроенное жилое помещение в черте г. Саратова, общей площадью не менее 30,7 кв. м.
В остальной части иска - отказать.
Заслушав доклад судьи Ретунской Н.В., объяснения П.С., возражавшей против отмены решения суда, исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия

установила:

Т. и П.С. обратились в суд с иском к администрации муниципального образования "Город Саратов" о предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
В обоснование указав, что проживают в однокомнатной квартире N, общей площадью 30 кв. м, дома. Указанное жилое помещение было предоставлено на основании ордера от 18.10.1961 г. Квартиросъемщиком был их отец П.В.В. После его смерти лицевой счет был открыт на имя сына Т. В 2002 г. дом был признан непригодным для проживания. Вопрос об отселении истцов из аварийного дома не решен до настоящего времени. В связи с тем, что дом не передан в муниципальную собственность прежним балансодержателем ОАО РСУ-1 "Саратовгоргражданстрой", договор найма с ними не заключается. В соответствии с планом приватизации РСУ-1 АП "Саратовгоргражданстрой", утвержденным решением комитета по управлению имуществом Саратовской области от 29.12.1992 г. N 3, а также решением комитета от 12.11.2003 г. N 1085 "О внесении изменений в план приватизации РСУ-1 АП "Саратовгоргражданстрой" комитет по управлению имуществом области обязался осуществить передачу жилых домов, не включенных в уставный капитал предприятия, в муниципальную собственность г. Саратова. Однако передача жилого фонда в муниципальную собственность не была осуществлена в связи с утратой ОАО РСУ-1 "Саратовгоргражданстрой" технической документации на объекты недвижимости. В письме администрации муниципального образования "Город Саратов" от 19.05.2010 г. N 01-02-12/44 указано, что жилой дом остался в государственной собственности Саратовской области. Просили суд обязать администрацию муниципального образования "Город Саратов" предоставить им по договору социального найма на состав семьи из двух человек благоустроенное жилое помещение площадью не менее 44 кв. м в черте г. Саратова из государственного жилищного фонда по договору социального найма.
Рассмотрев возникший спор, суд постановил указанное выше решение.
В кассационной жалобе администрация муниципального образования "Город Саратов" просит решение суда отменить, дело направить на новое рассмотрение. Указывает, что поскольку дом не является в настоящее время муниципальной собственностью, на администрацию не может быть возложена обязанность по обеспечению истцов жилым помещением.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе (п. 1 ст. 347 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Согласно ст. 18 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан
На основании пункта 4 Постановления Правительства РФ от 07.03.1995 г. N 235 "О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность" объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности, находящиеся в ведении предприятий, не подлежащих приватизации в соответствии с Государственной программой приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, и в ведении казенных заводов (казенных фабрик, казенных хозяйств), создаваемых в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1994 г. N 1003 "О реформе государственных предприятий" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 5, ст. 393), передаются в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность в порядке, установленном Распоряжением Президента Российской Федерации от 18 марта 1992 г. N 114-рп "Об утверждении Положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности".
В соответствии с п. 3 указанного Постановления утверждение плана приватизации предприятия (изменений, вносимых в план приватизации предприятия) является решением о передаче объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность.
Согласно п. 5 Положения о порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности и государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, в государственную (муниципальную) собственность которых передаются объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности, совместно с администрациями предприятий в месячный срок с момента принятия соответствующего решения о передаче указанных объектов оформляют необходимую техническую документацию и акты приема-передачи по утверждаемой Министерством строительства Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации форме.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
В силу ст. 87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
В соответствии с п. 1 ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.
В соответствии с разъяснением, содержащимся в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении ЖК Российской Федерации" при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 ЖК Российской Федерации, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства, учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимается. Граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (ст. 55 ЖК РФ).
Из материалов дела следует, что на основании ордера N 104 от 16.10.1961 г. П.В.В., работающему в Ремстройтресте в должности, предоставлено право на занятие изолированной жилплощади в, площадью 20,45 кв. м, состоящей из 1 комнаты на состав семьи из трех человек: П.В.В., П.М.Я. - жена, П.С. - дочь (л.д. 7).
Судом установлено и не оспаривается сторонами, что занимаемая истцами квартира N состоит из одной комнаты, общей площадью 30,7 кв. и., в доме.
Данные обстоятельства подтверждаются пояснениями П.С., данными администрации Фрунзенского района г. Саратова (л.д. 8, 61, 66).
П.А. (Т. после заключения брака), ДД.ММ.ГГГГ г. рождения, является братом П.С. (л.д. 30, 31).
В соответствии с актом обследования от 22.11.2002 г. межведомственной комиссией, утвержденного распоряжением администрации Фрунзенского района г. Саратова N 942-р от 28.11.2002 г., жилой дом признан непригодным для проживания, требуется отселение жильцов (л.д. 43 - 48).
Вопрос о предоставлении жилого помещения истцам не решен до настоящего времени. Дом не входит в программы Переселения граждан города Саратова из аварийного жилищного фонда в 2008 - 2010 годах. При финансировании долгосрочной областной целевой Программы "Развитие жилищного строительства в Саратовской области" на 2011 - 2015 годы подпрограммы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда" будет рассмотрен вопрос о включении данного дома в указанную Программу (л.д. 11, 17, 32, 63 - 64).
В 1992 г. комитетом по управлению имуществом Саратовской области был утвержден план приватизации РСУ-1 АП "Саратовгоргражданстрой" (ранее Горремстройтрест), на балансе которого находился жилой дом. Решением комитета по управлению имуществом Саратовской области от 12.11.2003 г. N 1085 утверждены изменения к плану приватизации РСУ-1 АП "Саратовгоргражданстрой" по передаче объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения согласно приложению, из которого следует, что не включены в уставный капитал ОАО "РСУ-1 Саратовгоргражданстрой" объекты, передаваемые в муниципальную собственность администрации г. Саратова, в том числе жилой дом. На руководство ОАО "Саратовгоргражданстрой" возложена обязанность по осуществлению передачи жилых домов, находящихся в областной собственности, в муниципальную собственность администрации г. Саратова. Передачу произвести по двусторонне оформленному акту приема-передачи и один экземпляр представить в комитет по управлению имуществом области. До настоящего времени передача жилых домов в муниципальную собственность не осуществлена (л.д. 12 - 17).
Иных помещений для проживания Т., П.С. не имеют (л.д. 57).
Установленные судом обстоятельства подтверждаются представленными доказательствами, исследованными в судебном заседании и фактически не оспариваются сторонами.
При указанных обстоятельствах и приведенных нормах материального права, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что истцам на семью из двух человек должна быть предоставлено благоустроенное жилое помещение в черте г. Саратова, общей площадью не менее 30,7 кв. м.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают выводы суда и были предметом исследования и оценки суда первой инстанции с изложением в решении соответствующих мотивов, в связи с чем отсутствует необходимость в приведении в кассационном определении таких мотивов, подтверждающих законность решения суда.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному рассмотрению дела (в том числе и те, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе), судом не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Волжского районного суда г. Саратова от 19 апреля 2011 г. оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)