Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ КЕМЕРОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 29.07.2011 ПО ДЕЛУ N 33-8182

Разделы:
Жилой фонд; Жилищное право

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

КЕМЕРОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 29 июля 2011 г. по делу N 33-8182


Судья: Гребенкина Г.Д.
Докладчик: Строганова Г.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе
председательствующего: Богданович И.Е.,
судей: Строгановой Г.В., Чудиновой Т.М.
при секретаре Б.
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Строгановой Г.В. гражданское дело
по кассационной жалобе Я.И., Я.Н., действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ФИО2, на решение Осинниковского городского суда Кемеровской области от 24 мая 2011 года
по иску Я.И., Я.Н., действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего сына ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, к Администрации Осинниковского городского округа о включении в списки на предоставление жилья и предоставлении социальной выплаты,
установила:

Я.И., Я.Н., действующие в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего сына ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратились в суд с исковым заявлением к Администрации Осинниковского городского округа, в котором просили признать за ними право на предоставление социальной выплаты для приобретения жилья взамен ветхого, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ ОАО " ", расположенного по адресу город Осинники улица за счет средств на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, обязать ответчика включить их в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ на ликвидируемом ОАО " ".
Требования мотивировали тем, что на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию от ДД.ММ.ГГГГ Я.И. является собственником жилого дома, расположенного по вышеуказанному адресу. В данном доме они зарегистрированы и проживают в настоящее время. Проживать в доме стало опасно, так как дом разрушается, имеются трещины и разрушения в фундаменте и стенах дома, стены "повело", образовались трещины, из-за чего потолочное перекрытие покосилось, двери и окна во всех комнатах перекосило. Согласно данным технического паспорта от ДД.ММ.ГГГГ износ дома составляет 44%. Согласно спискам на предоставление жилья, их дом находится в списке домов с малым влиянием подработки и частично оползневых процессов. В добровольном порядке ответчик отказывается включить их в списки на предоставление жилья. Жителей близлежащих домов на их улице переселили и предоставили другое жилье.
В ходе рассмотрения дела истцы уточнили требования, просили признать за ними право на предоставление социальной выплаты для приобретения жилья взамен ветхого, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ, расположенного по адресу город Осинники улица за счет средств на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, обязать ответчика включить их в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ на ликвидируемом ОАО " ", обязать ответчика предоставить им социальную выплату за счет средств федерального бюджета на предоставление жилья взамен ветхого, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ на ликвидируемом ОАО " " из расчета 18 кв. м на каждого члена семьи. Основание исковых требований оставили прежним.
В судебном заседании истец Я.И. поддержал уточненные требования.
Истец Я.Н., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего сына ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уточненные требования поддержала.
Представитель истцов ФИО8, действующая на основании ордера, поддержала уточненные требования. Пояснила, что исковые требования являются законными и обоснованными.
Представитель ответчика Администрации Осинниковского городского округа К., действующая на основании доверенности, не признала исковые требования.
Представитель третьего лица Государственного учреждения по вопросам реорганизации и ликвидации нерентабельных шахт и разрезов в судебное заседание не явился. О слушании дела извещен надлежащим образом.
Представитель третьего лица Министерства энергетики РФ в судебное заседание не явился. О слушании дела извещен надлежащим образом.
Решением Осинниковского городского суда Кемеровской области от 24 мая 2011 года постановлено:
В удовлетворении требований Я.И., Я.Н., действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего сына ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, к Администрации Осинниковского городского округа о признании за ними права на получение социальной выплаты для приобретения жилья взамен ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемой ОАО " ", расположенного по адресу город Осинники улица, обязании Администрации Осинниковского городского округа включить Я.И., Я.Н., действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего сына ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемой ОАО " ", обязании Администрации Осинниковского городского округа предоставить Я.И., Я.Н., действующим в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего сына ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, социальную выплату на приобретение жилья взамен ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемой ОАО " ", из расчета 18 кв. м на каждого члена семьи, отказать.
Отказать Я.И. в удовлетворении требований о взыскании судебных расходов за проведение экспертизы в сумме 21 000 рублей.
В кассационной жалобе Я.И., Я.Н., действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ФИО2, просят отменить решение суда, направить дело на новое рассмотрение.
Излагая обстоятельства, указанные в исковом заявлении, указывает, что в п. 8 Постановления Правительства N 428 от 13.07.2005 года "О порядке предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков" предусмотрено: социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселения, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике.
Однако суд не учитывает положение данного пункта.
Указывает, что суд необоснованно отказывается принимать во внимание экспертное заключение ООО " ", мотивируя тем, что при исследовании эксперт не располагал информацией о том, когда дом был подработан шахтой, не учтено подтверждение маркшейдерской службы шахты о попадании дома в зону шахтовой подработки.
Суд необоснованно считает, что дом пришел в непригодное состояние для проживания вследствие длительного срока эксплуатации, так как был построен без соблюдения строительных норм и правил, однако проект дома был утвержден и только после этого началось его строительство.
В решении суд отказывает истцу во взыскании судебных расходов с ответчика в размере руб. за проведение экспертизы, хотя истцом данное требование не заявлялось.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч. 1 ст. 347 ГПК РФ, в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, оценив имеющиеся доказательства, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Я.И. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: г. Осинники, ул., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 11). Зарегистрирован в спорном жилом помещении с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается паспортными данными (л.д. 21). Я.Н. зарегистрирована в доме с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 17).
Решение о ликвидации ОАО " " принималось в 1998 году, в этот же период были составлены списки граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, подработанного шахтой. Жилой дом по вышеуказанному адресу по заключению СФ ОАО ВНИМИ N а от ДД.ММ.ГГГГ значится в перечне ветхих жилых домов с малым влиянием подработки и частично оползневых процессов (МП) и требует отдельного рассмотрения для возможного возмещения затрат на поддержание домов во время подработки (л.д. 28).
Постановлением Правительства РФ N 428 от 13.07.2005 года "О порядке предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости шахтерских городов и поселков" предусмотрено, что средства федерального бюджета по программе ветхого жилья направляются на счет органа местного самоуправления в виде межбюджетных трансфертов. Согласно п. 5 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков межбюджетные трансферты направляются на финансовое обеспечение реализации в том числе следующих мероприятий: снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности; содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого.
В силу п. 8 указанных Правил содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных, на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.
Таким образом, внесение граждан в списки лиц, подлежащих переселению, и является основанием для предоставления такой выплаты в дальнейшем. Такие списки составляются на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности, утверждаются органами местного самоуправления и подлежат ежегодному уточнению.
Решая вопрос о ликвидации организации угольной промышленности, Правительство Российской Федерации предусмотрело меры социальной поддержки лиц, постоянно проживающих в домах, на момент принятия решения о ликвидации шахты, которые стали ветхими из-за вредного влияния горных работ на ликвидируемой шахте путем содействия данным гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности.
Таким образом, предоставление социальных выплат возможно при наличии следующих условий: признание жилья ветхим и непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах, наличие права на данное жилое помещение на день принятия решения о ликвидации предприятия угольной промышленности, нуждаемость граждан, проживающих в этом жилье, в переселении, то есть не обеспеченных иным жильем.
Вывод суда первой инстанции о том, что на момент ликвидации ОАО " " в 1998 году и на момент составления списков граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, подработанного шахтой в 1999 году, истцы в спорном доме не проживали, поэтому в данные списки включены не были и право на получение социальной выплаты для приобретения жилья не приобрели, судебная коллегия находит верным.
Довод кассационной жалобы о том, что судом не учтено, что согласно Правилам списки уточняются, не имеют правового значения, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права.
В материалах дела имеется заключение СФ ОАО ВНИМИ N от ДД.ММ.ГГГГ, где указано, что дом истцов 1963 года постройки значится в перечне жилых домов, подработанных с малым уровнем расчетных деформаций менее допустимых. Основной причиной ветхости домов являются факторы, не связанные с горными работами шахты (л.д. 147 - 148).
Судом дана верная оценка представленному заключению, а также заключению ООО " " и сделан соответствующий вывод о малом влиянии горных работ ликвидированной шахты на ветхость спорного жилого дома.
Доводы кассационной жалобы в части неправильной оценки судом экспертных заключений не могут быть приняты во внимание.
Довод кассационной жалобы о том, что судом вынесен отказ взыскания судебных расходов с ответчика в размере руб. за проведение экспертизы, хотя данное требование не заявлялось, не может быть принят во внимание судебной коллегией, поскольку не влияет на полноту и обоснованность судебного решения.
С учетом изложенного судебная коллегия считает, что суд при рассмотрении дела правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применил нормы материального права, а поэтому решение суда является законным и обоснованным и оснований для его отмены не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:

Решение Осинниковского городского суда Кемеровской области от 24 мая 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)