Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА ВОЛГОГРАДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 20.07.2011 ПО ДЕЛУ N 44Г-77/11

Разделы:
ЖСК (жилищно-строительный кооператив)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ПРЕЗИДИУМ ВОЛГОГРАДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 июля 2011 г. по делу N 44г-77/11


Судья: Ковалев А.П.
Докладчик: Марчуков А.В.

Президиум Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего - Потапенко С.В.,
членов президиума: Злобина С.В., Туленкова Д.П., Зарубина А.В., Петровой Л.П., Свиридовой Ю.В.
с участием заместителя прокурора Волгоградской области Ерешкина Н.И.
при секретаре - Т.
на основании определения судьи Волгоградского областного суда Поволоцкой И.А. от 1 июля 2011 года о передаче представления прокурора с делом для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции,
по докладу судьи Волгоградского областного суда Поволоцкой И.А.,
рассмотрев по представлению прокурора Волгоградской области В.В. Чурикова на кассационное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 22 апреля 2011 года дело по иску прокурора Красноармейского района г. Волгограда в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Волгограда, департаменту муниципального имущества администрации г. Волгограда, жилищно-строительному кооперативу "Рассвет" о признании недействительными решения комиссии по проведению аукционов, договоров купли-продажи земельных участков,

установил:

Прокурор Красноармейского района г. Волгограда в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации г. Волгограда, департаменту муниципального имущества администрации г. Волгограда, жилищно-строительному кооперативу "Рассвет" о признании недействительными решения комиссии по проведению аукционов, договоров купли-продажи земельных участков.
В обоснование иска указал, что постановлением заместителя главы г. Волгограда от 28 июля 2009 года N 1750 принято решение о проведении до ДД.ММ.ГГГГ аукционных торгов по продаже земельных участков (учетные номера N) площадью для индивидуального жилищного строительства, расположенных по
ДД.ММ.ГГГГ на основании указанного постановления и распоряжения главы Волгограда N 488р от 11 июня 2004 года "О создании комиссии по проведению аукционов (конкурсов) по продаже муниципального имущества" в газете "Городские вести. Царицын-Сталинград-Волгоград" размещено информационное сообщение о проведении ДД.ММ.ГГГГ департаментом муниципального имущества администрации г. Волгограда аукционных торгов по продаже земельных участков по учетные номера N
Согласно протокола аукционной комиссии N N от ДД.ММ.ГГГГ о подведении итогов приема заявок на аукционные торги по продаже в собственность земельных участков под индивидуальное жилищное строительство, аукцион по лотам N N признан несостоявшимся в связи с участием в нем одного претендента - ЖСК "Рассвет".
На основании данного протокола, п. 27 ст. 38.1 ЗК РФ между ЖСК "Рассвет" и департаментом муниципального имущества г. Волгограда заключены договоры N N от ДД.ММ.ГГГГ о передаче в собственность земельного участка с учетным номером N по начальной цене аукциона в сумме и земельного участка с учетным номером N по начальной цене аукциона в сумме
По актам приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ данные земельные участки переданы ЖСК "Рассвет" для индивидуального жилищного строительства.
Договоры зарегистрированы в управлении Росреестра Волгоградской области ДД.ММ.ГГГГ, о чем в ЕГРП внесены записи N N
Утверждает, что решение аукционной комиссии, оформленное протоколом N N от ДД.ММ.ГГГГ, а также договоры N N от ДД.ММ.ГГГГ, не соответствуют закону.
Проведенной в ДД.ММ.ГГГГ органами прокуратуры проверкой установлено, что аукцион по продаже указанных земельных участков в собственность ЖСК "Рассвет" проведен неуполномоченной комиссией.
Распоряжением главы г. Волгограда N 488р от 11 июня 2004 года "О создании комиссии по проведению аукционов (конкурсов) по продаже муниципального имущества" утвержден состав комиссии по проведению аукционов (конкурсов) по продаже муниципального имущества.
При проведении названного аукциона по продаже указанного земельного участка присутствовали лица, не являющиеся ее членами: ФИО23 что подтверждается распоряжением N 488р от 11 июня 2004 года с изменениями, внесенными распоряжениями от 19 октября 2004 года N 1005р, от 26 сентября 2005 года N 1052р, от 7 июня 2006 года N 508р, от 5 сентября 2006 года N 933р, от 7 сентября 2007 года N 1093р, от 18 апреля 2008 года N 375р, от 24 декабря 2009 года N 1058р.
Кроме того, из утвержденного состава комиссии при проведении аукциона присутствовало менее половины ее членов, а именно 6 человек из 13, то есть менее 50%.
Из системного толкования норм действующего законодательства (ч. 3 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ, п. 7 ст. 27, п. И ст. 30, п. 3 ст. 30.1, ст. 33 ЗК РФ), а также правовых актов, действующих на территории г. Волгограда, постановления администрации г. Волгограда от 11 июня 2004 года N 790, Волгоградского горсовета народных депутатов от 5 июля 2002 года N 43/735 следует, что индивидуальное жилищное строительство не может осуществляться в коммерческих целях, так как должно обеспечивать возможность одной семье возвести жилой дом по своему выбору и в целях удовлетворения своих потребностей в жилье.
Следовательно, юридическим лицам земельный участок под индивидуальное жилищное строительство предоставляться не может.
Выставление на торги земельных участков площадью и по начальной цене аукциона в размере соответственно нарушает экономические права граждан, поскольку лишает их возможности приобрести земельные участки указанных площадей для индивидуального жилищного строительства, а также предоставляет юридическим лицам преимущественное право на их приобретение.
Кроме того, на момент проведения аукциона технические условия на проектирование и подключение намечаемых объектов строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в департаменте муниципального имущества администрации г. Волгограда отсутствовали, получены ЖСК "Рассвет" самостоятельно только после приобретения в собственность указанных земельных участков.
Необходимость предъявления прокурором искового заявления в порядке ст. 45 ГПК РФ обусловлена тем, что продажа в собственность земельных участков (учетные N N для индивидуального жилищного строительства, расположенных по, лишило возможности неопределенного круга физических лиц приобрести земельные участки площадью, установленной ст. 33 ЗК РФ, Законом Волгоградской области от 18 декабря 2002 года N 769-ОД "О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность на территории Волгоградской области", положениями постановления администрации г. Волгограда от 11 июня 2004 года N 790 (ред. от 20 июля 2010 года), постановления Волгоградского горсовета народных депутатов от 5 июля 2002 года N 43/735 "Об установлении предельных (максимальных и минимальных) размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность в Волгограде для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства", в том числе бесплатно.
- Просит признать недействительным решение аукционной комиссии по проведению аукционов (конкурсов) по продаже муниципального имущества, оформленное протоколом N N от ДД.ММ.ГГГГ о подведении итогов приема заявок на аукционные торги по продаже в собственность земельных участков под индивидуальное жилищное строительство по лотам N N по земельным участкам по с учетным номером N которыми аукционные торги признаны несостоявшимися;
- признать недействительным (ничтожным) договор купли-продажи N N от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между ЖСК "Рассвет" и департаментом муниципального имущества администрации Волгограда о передаче в собственность земельного участка по с учетным номером N
применить последствия недействительности ничтожной сделки, обязав ЖСК "Рассвет" вернуть администрации Волгограда земельный участок по с учетным номером N а также обязать администрацию Волгограда вернуть ЖСК "Рассвет" уплаченные денежные средства в размере
признать недействительной регистрацию земельных участков, проведенную Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области ДД.ММ.ГГГГ кадастровые номера:
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
признать недействительным (ничтожным) договор купли-продажи N N от ДД.ММ.ГГГГ заключенный между ЖСК "Рассвет" и Департаментом муниципального имущества администрации Волгограда, о передаче в собственность земельного участка по ДД.ММ.ГГГГ с учетным номером N
применить последствия недействительности ничтожной сделки, обязав ЖСК "Рассвет" вернуть администрации Волгограда земельный участок по с учетным номером N а также обязать администрацию Волгограда вернуть ЖСК "Рассвет" уплаченные денежные средства в размере ***
Решением Красноармейского районного суда г. Волгограда от 11 февраля 2011 года исковые требования удовлетворены.
Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 22 апреля 2011 года решение суда первой инстанции отменено, производство по делу прекращено.
В представлении прокурор Волгоградской области В.В. Чуриков просит отменить состоявшееся по делу кассационное определение.
Дело, истребованное судьей Волгоградского областного суда 21 июня 2011 года, поступило в Волгоградский областной суд 28 июня 2011 года.
Проверив материалы дела, выслушав заместителя прокурора Волгоградской области Ерешкина Н.И., поддержавшего представление, возражения М.И., представителя администрации г. Волгограда, П.Л.И., представителя жилищно-строительного кооператива "Рассвет", ФИО24 членов жилищно-строительного кооператива "Рассвет", обсудив доводы представления, президиум находит представление прокурора подлежащим удовлетворению.
В соответствии со ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
При рассмотрении дела судом кассационной инстанции допущены существенные нарушения норм процессуального права.
Отменяя решение суда первой инстанции, суд кассационной инстанции пришел к выводу о том, что производство по делу подлежит прекращению на основании п. 1 ч. 1 ст. 134 и абз.2 ст. 220 ГПК РФ, поскольку в материалах дела не имеется доказательств того, что круг лиц, в интересах которых прокурором подано исковое заявление, является неопределенным.
Согласиться с таким выводом нельзя, поскольку нормы п. 1 ч. 1 ст. 134 и абз.2 ст. 220 ГПК РФ не предусматривают такого основания для прекращения производства по делу, на которое ссылается суд.
Из содержания приведенных судом кассационной инстанции правовых норм следует, что прекращение производства по делу является, в частности, следствием отсутствия права на обращение в суд.
В исковом заявлении прокурор относит граждан, права которых нарушены, к неопределенному кругу лиц и именно в защиту интересов указанного неопределенного круга лиц он предъявляет свои требования.
В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ч. 4 ст. 27 ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации" в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших.
Статьей 36 Конституции Российской Федерации каждому гарантировано право иметь в частной собственности землю, а также владеть, пользоваться и распоряжаться землей.
Статьей 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
Обращаясь в суд с настоящим исковым заявлением, прокурор указал, что при формировании и отчуждении земельных участков для индивидуального жилищного строительства нарушены требования действующего законодательства, что повлекло невозможность реализации гражданами права на приобретение земли для индивидуального жилищного строительства.
Таким образом, направляя в суд заявление в интересах неопределенного круга лиц в защиту гарантированного Конституцией Российской Федерации права на землю и жилище, прокурор действовал в рамках предоставленных ему законом полномочий.
Вывод суда кассационной инстанции об отсутствии доказательств того, что круг лиц, в интересах которого прокурором подано исковое заявление, является неопределенным, нельзя признать обоснованным.
Поскольку обращение с настоящим иском в суд последовало в целях защиты значительного числа граждан, круг которых определить невозможно, но не в интересах конкретного лица, предоставление каких-либо дополнительных документов в подтверждение этого обстоятельства не требуется, не содержится требование о наличии таких доказательств и в ч. 3 ст. 131 ГПК РФ.
С учетом изложенного у суда кассационной инстанции не имелось предусмотренных ст. 220 ГПК РФ оснований для прекращения производства по делу. Допущенное нарушение норм процессуального права является существенным, в связи с чем кассационное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 22 апреля 2011 года подлежит отмене, при этом оснований для отмены решения Красноармейского районного суда Волгограда от 11 февраля 2011 года не имеется.
Как установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ между ЖСК "Рассвет" ("покупатель") и департаментом муниципального имущества администрации г. Волгограда ("продавец") заключены договоры купли-продажи земельных участков для индивидуального жилищного строительства по площадью
Из п. 1.1 названных договоров следует, что право на их заключение "покупатель" приобрел на основании протокола N N от ДД.ММ.ГГГГ подведения итогов приема заявок на аукционные торги по продаже в собственность земельных участков под индивидуальное жилищное строительство и ст. 38.1 п. 27 ЗК РФ в связи с признанием несостоявшимися ДД.ММ.ГГГГ аукционных торгов по продаже в собственность земельных участков под индивидуальное жилищное строительство.
Договоры заключены с единственным участником аукциона по начальной цене аукциона.
Решение о продаже на торгах находящихся в муниципальной собственности земельных участков для индивидуального жилищного строительства принято заместителем главы г. Волгограда, что подтверждается постановлением от 28 июля 2009 года N 1750 (т. 1 л.д. 44).
В силу ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Статьей 11 ЗК РФ предусмотрено, что органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Структуру органов местного самоуправления, в соответствии ст. 34 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования.
Статьей 22 Устава города-героя Волгограда установлено, что структуру органов местного самоуправления Волгограда составляют:
- городская Дума - представительный орган местного самоуправления г. Волгограда;
- глава муниципального образования - глава Волгограда - высшее должностное лицо г. Волгограда;
- администрация г. Волгограда - исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления Волгограда;
- контрольно-счетная палата г. Волгограда - финансово-контрольный орган Волгограда.
Статьей 24 Устава города-героя Волгограда к исключительной компетенции городской Думы отнесены вопросы по принятию решений об определении порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности Волгограда, а к иным полномочиям - принятие решений по определению в соответствии с законодательством Российской Федерации порядка предоставления, использования земельных участков, а также распоряжения земельными участками, находящимися на территории Волгограда.
Администрация г. Волгограда, в соответствии со статьей 39 Устава города-героя Волгограда, обладает полномочиями по осуществлению регулирования земельных отношений на территории г. Волгограда, в том числе по передаче в собственность земельных участков в пределах границ городского округа Волгоград и других земель, переданных в ведение Волгограда, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
При этом пунктом 3.5 Постановления Волгоградского горсовета народных депутатов от 4 июня 1999 г. N 57/657 в данном случае в редакции от 18.06.2008 г. "О Порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью Волгограда" конкретизировано, что предоставление в собственность земельных участков гражданам на основании решения администрации Волгограда осуществляется в следующих случаях:
в соответствии с п. 5 ст. 20, п. 3 ст. 21, п. 8 ст. 22 ЗК РФ, п. 4 ст. 3 ФЗ от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в установленных нормативными правовыми и правовыми актами Волгоградской городской Думы и главы администрации Волгограда случаях - администрациями районов Волгограда).
К компетенции главы г. Волгограда в соответствии со статьей 36 Устава города-героя Волгограда не отнесено принятие решений о распоряжении земельными участками, находящимися на территории г. Волгограда.
Из приведенных норм следует, что полномочиями по принятию решений о продаже на торгах земельных участков для индивидуального жилищного строительства в порядке, установленном ст. 30.1 ЗК РФ, обладает городская Дума - представительный орган местного самоуправления г. Волгограда, в связи с чем на момент издания 28 июля 2009 года N 1750 от имени главы г. Волгограда постановления о проведении аукционных торгов по продаже в собственность под индивидуальное жилищное строительство земельных участков (учетные номера N по заместитель главы г. Волгограда такими полномочиями не обладал.
С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что на момент проведения торгов ДД.ММ.ГГГГ. не имелось решения органа местного самоуправления, обладающего правом предоставления земельных участков, о распоряжении спорными земельными участками, в связи с чем правильно пришел к выводу о несоответствии требованиям закона решения аукционной комиссии по проведению аукционов (конкурсов) по продаже муниципального имущества, оформленного протоколом N N от ДД.ММ.ГГГГ, а также договоров, заключенных ДД.ММ.ГГГГ между департаментом муниципального имущества администрации г. Волгограда и ЖСК "Рассвет", по которым произведено отчуждение находящихся в муниципальной собственности земельных участков с учетными номерами N кадастровыми номерами N
Названные земельные участки для индивидуального жилищного строительства сформированы в размере, многократно превышающем предельный максимальный размер земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность в г. Волгограде для индивидуального жилищного строительства, установленный постановлением Волгоградского горсовета народных депутатов N 43/735 от 5 июля 2002 года (1 000 кв. м).
Кроме того, заместителем главы администрации г. Волгограда изначально была определена возможность приобретения спорных земельных участков для индивидуального жилищного строительства только на торгах, в связи с чем нуждающиеся в жилье и желающие осуществлять строительство граждане были лишены возможности на предоставление указанных земельных участков в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 33 ЗК РФ и в порядке, установленном ч. 3 ст. 30.1 ЗК РФ, предусматривающей, что предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства также может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка.
Как видно из кадастровых паспортов (т. 1 л.д. 18, 55), кадастровая стоимость земельного участка N площадью на ДД.ММ.ГГГГ составляла земельного участка N площадью ***
Аукционная процедура предоставления земельных участков позволяет продать находящиеся в государственной и муниципальной собственности земельные участки по наиболее высокой цене и тем самым обеспечить наполнение соответствующего бюджета.
Из договоров купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что цена продажи земельного участка площадью земельного участка площадью ***
Названное обстоятельство не может свидетельствовать о распоряжении муниципальным имуществом с целью наполнения соответствующего бюджета органа местного самоуправления.
При этом в материалах дела не имеется допустимых доказательств, подтверждающих соблюдение органом местного самоуправления требований об определении цены, установленных постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2002 года N 808 (ред. от 29.12.2008) "Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков", пунктом "в" которого предусмотрено, что орган местного самоуправления или исполнительный орган государственной власти, уполномоченные на предоставление соответствующих земельных участков, определяют на основании отчета независимого оценщика, составленного в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, начальную цену земельного участка или начальный размер арендной платы, величину их повышения ("шаг аукциона") при проведении торгов в форме аукциона, открытого по форме подачи предложений о цене или размере арендной платы, а также размер задатка и средства массовой информации, в которых подлежит опубликованию извещение о проведении торгов.
В соответствии с пп. 1, 2 ст. 30.2 ЗК РФ земельные участки для их комплексного освоения в целях жилищного строительства предоставляются в аренду без предварительного согласования места размещения объекта на аукционе.
Комплексное освоение в целях жилищного строительства включает в себя подготовку документации по планировке территории, выполнение работ по обустройству территории посредством строительства объектов инженерной инфраструктуры, осуществление жилищного и иного строительства в соответствии с видами разрешенного использования, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, которые предоставляются в аренду без предварительного согласования места размещения объекта.
Как видно из материалов дела, предоставленные в собственность ЖСК "Рассвет" два земельных участка для индивидуального жилищного строительства представляют собой крупные земельные массивы, в связи с чем ЖСК подготовлена документация по планировке территории в соответствии с ч. 1 ст. 41 ГрадК РФ в целях обеспечения устойчивого развития территории, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.
В результате проделанной работы из спорного земельного участка (квартал N образованы улицы, жилых кварталов, состоящих из земельных участков, на которых планируется осуществление строительства индивидуальных жилых домов (т. 3 л.д. 91-95).
В соответствии с Правилами распределения и предоставления в 2008-2010 годах из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий на обеспечение автомобильными дорогами новых микрорайонов массовой малоэтажной и многоквартирной застройки, утвержденными постановлением Правительства РФ от 19 апреля 2007 года N 242 (в редакции от 22.06.2009 года), под новыми микрорайонами массовой малоэтажной застройки понимается комплексное освоение земельного участка (земельных участков) в целях жилищного строительства, в том числе с выполнением на нем (них) работ по строительству жилых домов (индивидуальных и многоквартирных) высотой до трех этажей включительно.
Кроме того на спорных земельных участках предусмотрено выполнение работ по обустройству территории посредством строительства объектов инженерной инфраструктуры: трансформаторных пунктов (т. 1 л.д. 74), газопровода (т. 1 л.д. 75), сетей водопровода и бытовой канализации (т. 1 л.д. 76), наружного освещения прилегающей к жилым домам территории и подъездных путей (т. 1 л.д. 76 стр. 2).
Из договоров (т. 1 л.д. 134-175) усматривается, что ЖСК "Рассвет" на спорных земельных участках осуществляет строительство поселка индивидуальной жилой застройки, в том числе внешних инженерных сетей и коммуникаций (водопровода, канализации, газопровода, линии электропередач, дорожной сети), а также благоустройство территории общего пользования.
В рапорте старшего помощника прокурора Красноармейского района Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ (т. 3 л.д. 192) указывается о наличии на стенде остановочного комплекса маршрутного транспорта объявлений ЖСК "Рассвет" с предложением приобрести земельные участки для строительства индивидуальных жилых домов по ДД.ММ.ГГГГ
Приведенные доказательства с учетом требований ст. 30.2 ЗК РФ свидетельствуют о том, что ЖСК "Рассвет" спорные земельные участки предоставлены фактически для их комплексного освоения в целях жилищного строительства, но не для индивидуального жилищного строительства, в связи с чем эти земельные участки могли предоставляться на аукционе в аренду, а не в собственность.
В собственность граждан - членов ЖСК "Рассвет" спорные земельные участки впоследствии не передавались.
Поскольку на момент проведения торгов 19 февраля 2010 года и заключения 26 февраля 2010 года договоров купли-продажи не имелось решения органа местного самоуправления, обладающего правом предоставления земельных участков, о распоряжении спорными земельными участками, нарушен установленный законом порядок их предоставления в собственность ЖСК "Рассвет", суд принял правильное решение об удовлетворении заявленных прокурором исковых требований.
Существенных нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении дела судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения Красноармейского районного суда г. Волгограда от 11 февраля 2011 года не имеется.
Руководствуясь ст. 388, 390 ГПК РФ, президиум

постановил:

кассационное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 22 апреля 2011 года отменить, решение Красноармейского районного суда г. Волгограда от 11 февраля 2011 года оставить в силе.

Председательствующий
С.В.ПОТАПЕНКО

Судья
Волгоградского областного суда
И.А.ПОВОЛОЦКАЯ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)