Судебные решения, арбитраж

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ РОСТОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 07.07.2011 ПО ДЕЛУ N 33-9289

Разделы:
Жилой фонд; Жилищное право

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

РОСТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 7 июля 2011 г. по делу N 33-9289


Судья Черныш Е.С.

"07" июля 2011 года Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе:
председательствующего судьи Сидоренко О.В.,
судей Нестеровой Е.А. Жиляевой О.И.,
при секретаре Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Нестеровой Е.А. гражданское дело по иску Н. к Администрации г. Донецка Ростовской области о включении в списки на получение социальной выплаты,
по кассационной жалобе Н. на решение Донецкого городского суда Ростовской области от 19.05.2011 года,

установила:

Н. обратилась в суд с иском к администрации г. Донецка Ростовской области о включении в списки на получение социальной выплаты, на том основании, что в порядке наследования на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию, ею была получена квартира по адресу: ул. <...>, право собственности на которую она зарегистрировала в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области, о чем была сделана запись регистрации N 61-61-12/072/2010-205, принадлежащая ранее С., которая являлась собственником данной квартиры на основании договора купли-продажи от 07.08.2003 г., зарегистрированного в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество 05.09.2003 г. за N 61-01/50-37/2003-78.
По заказу жильцов дома N <...>, в 2010 г. СКП ОАО "В." проведена оценка степени влияния горных работ ликвидированной шахты "Ц" ОАО "Г" на техническое состояние жилого дома, по результатам которой дом признан ветхим жильем в результате ведения горных работ шахты "Ц".
Истица обратилась в администрацию г. Донецка Ростовской области с просьбой включить ее в списки переселяемых граждан из ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.
28.02.2011 г. истица получила отказ со ссылкой на то, что права на переселение из ветхого жилья она не имеет, поскольку собственником квартиры стала в декабре 2010 г.
Считая действия ответчика неправомерными истица просила суд признать отказ Администрации г. Донецка Ростовской области о включении ее в Списки граждан, проживающих в ветхом жилье, ставшим непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ, неправомерным; обязать Администрацию г. Донецка Ростовской области включить ее в Списки, проживающих в ветхом жилье, ставшим непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ; обязать Администрацию г. Донецка Ростовской области предоставить ей социальную выплату для приобретения (строительства) жилья в соответствии с предоставлением межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков в соответствии с социальной нормой предоставления жилья.
В судебном заседании представитель истицы - М., действующая на основании доверенности от 03.06.2010 г. поддержала заявленные требования и просили их удовлетворить.
Представитель администрации г. Донецка Ростовской области - П., действующая на основании доверенности от 16.02.2011 г., исковые требования не признала, в иске просила отказать.
Решением Донецкого городского суда Ростовской области от 19.05.2011 года в удовлетворении исковых требований Н. отказано.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствовался Правилами предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных Постановлением Правительства от 13.07.2005 г. N 428, а также действовавших ранее "Временный порядок содействия граждан в приобретении жилья взамен сносимого ветхого, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах, непригодным для проживания по критериям безопасности" и Эталоном проекта ликвидации шахт (разрезов), утвержденным приказом Министерства энергетики РФ от 01.11.2001 г. N 306, зарегистрированным в Минюсте РФ 05.11.2010 г. N 07/10666-ЮД, согласно которым следует, что переселению подлежат граждане, проживающие и зарегистрированные в ветхих домах (независимо от формы собственности), являющееся непригодными для проживания в зоне влияния горных работ, в соответствии с ЖК РФ и исходил из обстоятельств, имеющих значение для дела - установление факта не проживания истицы на момент принятия решения о ликвидации шахты "Центральная" в 1996 г. и признания СКП ОАО "В." данного жилья ветхим в 2010 г. в результате оценки степени влияния горных работ ликвидированной шахты "Ц" ОАО "Г" на техническое состояние жилого дома, когда собственником квартиры являлась С., умершая.
С учетом изложенного, судом 1-ой инстанции сделан вывод о том, что ни на момент ликвидации шахты, ни на момент признании дома непригодным истица в указанном помещении не проживала.
Н. стала собственником вышеуказанной квартиры только в декабре 2010 г. на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию.
С учетом изложенного, судом сделан вывод о том, что оснований для включения истицы в Списки на переселение не имеется, в связи с чем отказ Администрации г. Донецка Ростовской области во включении истицы в Списки, проживающих в ветхом жилье, ставшим непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ судом признан правомерным, и как следствие отсутствие оснований для удовлетворения исковых требований Н.
С постановленным решением суда не согласилась Н., подала кассационную жалобу, в которой просит отменить решение суда и направить дело на новое рассмотрение в тот же суд в ином составе судей.
Кассатор полагает, что судом неправильно применена норма материального права, поскольку в Правилах предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных Постановлением Правительства от 13.07.2005 г. N 428, на которые сослался суд первой инстанции, не содержится указаний на то, что они действуют лишь в отношении конкретных субъектов правоотношений.
Кассатор настаивает на правомерности заявленных требований, учитывая, что истица является собственником указанной квартиры, вне зависимости от времени ликвидации шахты (1996 г.), была установлена в 2010 г. причинно-следственная связь между обветшанием дома и горными работами, проводившимися на шахте до ее закрытия.
Кассатор считает, что установленные государством льготы для жильцов таких домов распространяются на них без каких-либо ограничений, независимо от времени проживания и регистрации, формы собственности жилого помещения, наличия либо отсутствия трудовых отношений с горнодобывающими предприятиями.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения исходя из доводов кассационной жалобы, выслушав доводы представителя истца - М., действующей на основании доверенности от 03.06.2010 г., поддержавшей доводы жалобы, не находит оснований для его отмены.
Так, Постановлением Правительства РФ от 24.12.2004 г. N 840 "О перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования" утвержден перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, пунктом 8 которого утверждены мероприятия по реализации программ местного развития и обеспечение занятости населения шахтерских городов и поселков. В число мероприятий включен снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, и содействие в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критерию безопасности.
Постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 г. N 428 утверждены Правила предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков.
Согласно пунктам 5 и 8 названных Правил межбюджетные трансферты направляются на финансирование реализации мероприятий по содействию переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого.
Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого осуществляется в форме предоставления субсидий; субсидии предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.
В соответствии с п. 11 Правил социальные выплаты предоставляются при условии, что гражданин, проживающий по договору социального найма в жилом помещении, находящимся в государственном или муниципальном жилищном фонде, принимает обязательство о расторжении указанного договора и освобождении занимаемого жилого помещения, его сдаче (передаче) по месту жительства органу местного самоуправления шахтерского города или поселка в месячный срок после приобретения жилья за счет средств предоставленной ему социальной выплаты; гражданин, проживающий в жилом помещении, принадлежащем ему и(или) членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременении, принимает обязательство о безвозмездной передаче этого жилого помещения органу местного самоуправления по договору в месячный срок после приобретения жилья за счет средств предоставленной ему социальной выплаты.
Согласно п. 2.12.2 Эталона проекта ликвидации шахты (разреза), утвержденного Приказом Минэнерго России от 01.11.2001 г. N 308, переселению подлежат жители ветхих домов (независимо от форм собственности), являющихся непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ. В число членов семей, имеющих право на переселение, включаются постоянно проживающие совместно с нанимателем (собственником) жилья граждане, зарегистрированные на данной площади на дату принятия решения о ликвидации шахты.
Анализ вышеуказанных норм права позволяет сделать вывод о том, что предоставление социальной выплаты за счет средств федерального бюджета направлено на оказание гражданам, проживающим в ветхом жилом фонде, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированных шахтах, содействия в приобретении жилья, отвечающего требованиям, предъявляемым к жилому помещению, то есть на оказание финансовой поддержки для улучшения жилищных условий путем приобретения (строительства) жилья за счет средств федерального бюджета.
Решая вопрос о ликвидации организаций угольной промышленности, Правительство РФ предусмотрело меры по социальной защите лиц, постоянно проживающих в ветхих домах на момент принятия решения о ликвидации шахты и являющихся собственниками, либо нанимателями ветхих жилых помещений, либо членами семьи собственника (нанимателя).
Комплексом мероприятий по завершению реструктуризации угольной промышленности России в 2006 - 2010 годах, утвержденных Приказом N 177 Минэнерго России от 27 июля 2006 года, предусмотрено переселение только включенных в действующий список переселяемых из ветхого жилья граждан в составе утвержденного проекта ликвидации шахт ОАО "Г".
Также из приведенных выше положений закона в их взаимосвязи следует, что для решения вопроса об оформлении приобретенного (построенного) за счет средств предоставленной субсидии жилого помещения необходимо выяснить, кто является членами семьи гражданина, проживающего в сносимом жилом помещении. При этом в случае, если лица, проживающие совместно с нанимателем сносимого ветхого жилого помещения не являются членами его семьи, либо сособственниками данного жилого помещения, это лицо имеет право на получение субсидии, рассчитываемой из нормы общей площади жилого помещения для одинокого гражданина и оформление приобретенного жилого помещения в единоличную собственность.
Принимая решение об отказе Н. в удовлетворении заявленного требования, суд исходил из того, что на момент принятия решения о ликвидации шахты "Ц" ОАО "Г" (1996 г.) она не была зарегистрирован и не проживал в квартире N <...>, дома N <...> по ул. <...>, г. Донецка Ростовской области.
Судебная коллегия считает данный вывод суда правильным.
Из анализа ст. 12 Федерального закона от 17.07.1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" следует, что социальная выплата является одной из форм государственной социальной помощи, то есть имеет равное смысловое значение с пособием, поскольку направлена на оказание материальной помощи определенным слоям населения.
Предоставление социальной выплаты - это одна из форм социальной защиты граждан подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности, постоянно проживающих в ветхом жилом помещении и не имеющем иного жилого помещения, с целью обеспечения их жилым помещением.
Как следует из материалов дела, истица в квартире N 2 дома N 16 по <...> в г. Донецке Ростовской области ни на момент ликвидации шахты и признания дома ветхим, ни на момент составления списков в указанной квартире не была зарегистрирована и не проживала, а собственником квартиры стала только в 2010 г.
Согласно п. 8, 11 Правил основанием для предоставления социальных выплат является Список граждан, подлежащих переселению, составленный на день принятия решения о ликвидации шахты и проживание в ветхом жилом помещении.
С учетом изложенного, и принимая во внимание вывод суда об отсутствии правовых основания для внесения истицы в Список, вывод суда об отказе в удовлетворении требований истицы об обязании Администрации г. Донецка Ростовской области предоставить ей социальную выплату для приобретения (строительства) жилья в соответствии с предоставлением межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков в соответствии с социальной нормой предоставления жилья также, по мнению судебной коллегия, является законным и обоснованным.
Вместе с тем, по мнению судебной коллегии, принимая во внимание то обстоятельство, что истица является собственником жилого помещения, признанного ветхим в результате ведения горных работ, она не лишена права на возмещение причиненного ущерба, независимо от решения суда об отказе в данном иске, так как Постановление Правительства N 428 от 13 июля 2005 года регулирует определенные отношения и не отменяет действие общих положений гражданского законодательства о возмещении вреда (главы 59 ГК РФ, ст. ст. 279 - 282). Как отмечено в определении Конституционного суда Российской Федерации от 7 февраля 2008 года N 266-О-О защита гражданином своих прав в связи с причинением вреда его жилью в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах возможна не только в рамках установленных указанным Постановлением Правительства РФ. Выбор же эффективного способа защиты нарушенного права должен осуществляться самим заявителем в соответствии со ст. 12 ГК Российской Федерации.
В силу изложенного, по мнению судебной коллегии, решение суда является законным и обоснованным, доводы кассационной жалобы сводятся к неверному толкованию заявителем норм материального права, регулирующего спорные правоотношения.
Таким образом, в решении суда приведены имеющие значение для дела обстоятельства и нормы права, на основании которых оно вынесено и при правильном их толковании.
Иных доводов и правовых оснований, которые могут повлечь отмену решения в кассационном порядке, жалоба не содержит.
Руководствуясь изложенным и ст. ст. 361 - 366 ГПК РФ судебная коллегия

определила:

Решение Донецкого городского суда Ростовской области от 19 мая 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Н. - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)