Судебные решения, арбитраж
Социальный наем жилого помещения; Жилищное право
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:
председательствующего Кликушина А.А. судей Кавка Е.Ю., Плехановой С.В. при секретаре М.Е. с участием прокурора Сипиной С.Ю. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе ответчика - Главного управления строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тюменской области в лице представителя по доверенности С. на решение Ярковского районного суда Тюменской области от 31 марта 2011 года, которым постановлено:
"Иск прокурора Ярковского района в интересах М.З., К.Г. и членов их семьи к Главному Управлению строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тюменской области, Администрации Ярковского муниципального района об обеспечении выделения денежных средств на приобретения жилого помещения М.З., К.Г. и членов их семьи удовлетворить.
Обязать Главное Управление строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тюменской области и Администрацию Ярковского муниципального района обеспечить выделение денежных средств путем софинансирования на приобретение жилья М.З., К.Г. и членам их семьи.
Обязать Администрацию Ярковского муниципального района предоставить М.З., К.Г. и членам их семьи жилое помещение по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) не менее установленной нормы предоставления, отвечающее санитарным и техническим требованиям, и заключить с М.З., К.Г. договор социального найма жилого помещения".
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Кавка Е.Ю., пояснения истиц К.Г., К.Т., прокурора, возражавших против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия
Прокурор Ярковского района в интересах М.З., К.Г. обратился в суд с учетом увеличенных и уточненных исковых требований к Главному Управлению строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тюменской области, администрации Ярковского муниципального района о выделении денежных средств путем софинансирования на приобретение жилья М.З., К.Г. и членам ее семьи по месту их жительства, обязании администрации Ярковского муниципального района предоставить жилое помещение на территории Ярковского района не менее установленной нормы предоставления, заключении договора социального найма. Требования мотивировал тем, что по решению суда К.Г. вместе со своей престарелой матерью М.З. выселены из д., принадлежащего Определением суда исполнение решения о выселении истцов отсрочено до 30.04.2011 года. Жилой дом, расположенный по ул., ранее принадлежавший М.З., а с 24.06.2009 года К.Г., в котором прописаны К.Г., М.З., К.Т., решением межведомственной комиссии администрации Ярковского муниципального от 15.10.2008 года признан непригодным для проживания и включен в программу "Переселение граждан из непригодных для проживания жилых помещений и многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу в 2009 - 2011 г.г.". Однако, до настоящего времени М.З. и К.Г. жилым помещением не обеспечены.
В судебном заседании заместитель прокурора Ярковского района Караульных Т.Н. поддержала увеличенные исковые требования.
В судебное заседание истица М.З. не явилась, просила о рассмотрении дела с ее представителем К.Г., на удовлетворении увеличенных исковых требованиях настаивала.
В судебном заседании истица К.Г., представляющая также интересы М.З. поддержала увеличенные исковые требования, пояснив, что она с 2009 года по договору дарения с М.З. стала собственником дома по ул., который признан аварийным, в нем нельзя проживать. Своих средств на приобретение какого-либо жилья у ее семьи нет, ее обращения во всевозможные инстанции с просьбой помочь в приобретении жилья, не дали результата.
В судебное заседание представитель ответчика Главного Управления строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тюменской области не явился, в отзыве на исковое заявление просил рассмотреть дело в его отсутствие, с заявленными требованиями не согласился, указав, что жилое помещение, признанное непригодным для проживания, расположенное по адресу с, принадлежит на праве частной собственности М.З., а предоставление жилого помещения гражданам, проживающим в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания и находящимися в частной собственности, жилищным законодательством Российской Федерации не предусмотрено. Кроме того, в соответствии со ст. 7 Закона Тюменской области от 07.10.1999 г. N 137 "О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договору социального найма и предоставления жилых помещений в Тюменской области", право на предоставление жилых помещений по договорам социального найма из государственного жилищного фонда Тюменской области имеют граждане, определенные областными целевыми программами. Жилое помещение, принадлежащее М.З. на праве собственности по ул. и признанное непригодным для проживания ни в одну действующую целевую программу не включено.
В судебном заседании представитель ответчика администрации Ярковского муниципального района Б. с иском согласилась, пояснив, что Программа "Переселение граждан из непригодных для проживания жилых помещений и многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу в 2010 - 2012 г.г." финансируется бюджетными средствами Ярковского муниципального района и целевыми средствами бюджетов Тюменской области.
Суд вынес указанное выше решение, с которым не согласен ответчик Главное управление строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тюменской области в лице представителя по доверенности С., в кассационной жалобе содержится просьба об отмене решения суда и принятии нового об отказе в удовлетворении исковых требований. Указывает, что действующее законодательство не содержит обязательств муниципального образования по предоставлению жилых помещений гражданам - собственникам индивидуальных жилых домов, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания. Субъект Российской Федерации - Тюменская область, приняла на себя обязательство по переселению граждан, проживающих в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания и подлежащим сносу, исключительно по договорам социального найма. Не соглашаясь с тем, что суд, принимая решение об обеспечении выделения денежных средств путем софинансирования, руководствовался порядком N 348-П предоставления субсидий, при этом делая вывод о наличии права на предоставление жилого помещения на основании Положения N 268, тогда как данные нормативные акты регулируют различные правоотношения. Полагает, что решение вопроса по обеспечению жилыми помещениями граждан - собственников индивидуальных жилых домов, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания не относятся к вопросам местного значения, а является мерой социальной поддержки и социальной помощи для отдельных граждан, обеспечиваемой за счет собственно средств местного бюджета, финансирование мероприятий по переселению, не может быть осуществлено на условиях Порядка N 348-П. Указывает, что Тюменская область обязательств по предоставлению жилья ветеранам труда не принимала, а ст. 23 Федерального закона "О ветеранах", на которую имеется ссылка в решении суда, признана утратившей силу с 01.03.2005 года.
От участвующего в деле прокурора Караульных Т.Н., и истиц К.Г., М.З. поступили возражения на кассационную жалобу, в которых, соглашаясь с решением суда, просили оставить его без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Проверив материалы дела в пределах доводов жалобы, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия считает необходимым отменить решение суда в части и принять в данной части новое решение исходя из следующего.
Согласно ст. 390 ч. 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, указания вышестоящего суда о толковании закона являются обязательными для суда, вновь рассматривающего дело.
В силу ст. 391 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определение или постановление суда надзорной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановлением Президиума Тюменского областного суда от 23.12.2010 года отменено решение Ярковского районного суда Тюменской области от 03 марта 2010 года, кассационное определение судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 21 апреля 2010 года, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Данным Постановлением дано толкование закона, установлено:
"Согласно п. 1.1 Положения о порядке формирования номенклатуры жилых помещений для переселения граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, и их предоставления, утвержденного постановлением Правительства Тюменской области от 31 октября 2007 года N 68-п, в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, Законом Тюменской области от 07 октября 1999 года N 137 "О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области", в целях реализации областной целевой программы "Основные направления градостроительной политики и жилищного строительства в Тюменской области" в части исполнения мероприятий по строительству и приобретению жилья для переселения граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, и областной целевой программы по реализации договора между органами государственной власти Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа от 16 августа 2004 года N 150 "Сотрудничество" установлен порядок формирования номенклатуры жилых помещений (количество, площадь и наименование муниципального образования) для переселения граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания и подлежащим сносу, занимаемого по договорам социального найма, и их предоставления.
Следовательно, субъект Российской Федерации - Тюменская область, приняла на себя обязательства по переселению граждан, проживающих в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания и подлежащих сносу, исключительно по договорам социального найма. Предоставление жилого помещения гражданам, проживающим в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания, и находящихся в частной собственности, жилищным законодательством Российской Федерации не предусмотрено.
В соответствии с п. "з" ст. 7 Закона Тюменской области от 07 октября 1999 года N 137 "О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области" право на предоставление жилых помещений по договорам социального найма из государственного жилищного фонда Тюменской области имеют граждане, определенные областными, а не муниципальными целевыми программами.
Согласно представленным доказательствам, жилое помещение, признанное непригодным для проживания, не включено в действующие областные программы предоставления жилых помещений. Оно включено в районную целевую программу "Переселения граждан из непригодного для проживания жилых помещений многоквартирных домов, признанными аварийными и подлежащими сносу", утвержденную решением Думы Ярковского муниципального района от 01 августа 2007 года N 366 (л.д. 46 - 47). Однако включение жилого помещения в муниципальную программу по вопросу переселения граждан из непригодных для проживания жилых помещений, признанных аварийными и подлежащих сносу, не влечет за собой обязательного включения указанного жилого помещения в областные целевые программы.".
Однако, данные указания вышестоящего суда о толковании закона не выполнены судом первой инстанции, что является нарушением норм процессуального права и основанием к отмене решения суда в части удовлетворения требований об обязании Главное Управление строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тюменской области и Администрацию Ярковского муниципального района обеспечить выделение денежных средств путем софинансирования на приобретение жилья М.З., К.Г. и членам их семьи.
В связи с тем, что все обстоятельства по делу установлены, то судебная коллегия считает возможным вынести новое решение в отмененной части с отказом в удовлетворении исковых требований в данной части, так как софинансирование на приобретение жилья для граждан - собственников жилых помещений, признанных непригодными для проживания, действующее законодательство не предусматривает.
Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
Решение Ярковского районного суда Тюменской области от 31 марта 2011 года отменить в части удовлетворения требований об обязании Главное Управление строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тюменской области и Администрацию Ярковского муниципального района обеспечить выделение денежных средств путем софинансирования на приобретение жилья М.З., К.Г. и членам их семьи и в данной части принять новое решение об отказе в удовлетворении данных требований.
В остальной части решение суда оставить без изменения, кассационную жалобу ответчика Главного управления строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тюменской области удовлетворить.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЮМЕНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 06.06.2011 ПО ДЕЛУ N 33-2743/2011
Разделы:Социальный наем жилого помещения; Жилищное право
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТЮМЕНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 6 июня 2011 г. по делу N 33-2743/2011
Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:
председательствующего Кликушина А.А. судей Кавка Е.Ю., Плехановой С.В. при секретаре М.Е. с участием прокурора Сипиной С.Ю. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе ответчика - Главного управления строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тюменской области в лице представителя по доверенности С. на решение Ярковского районного суда Тюменской области от 31 марта 2011 года, которым постановлено:
"Иск прокурора Ярковского района в интересах М.З., К.Г. и членов их семьи к Главному Управлению строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тюменской области, Администрации Ярковского муниципального района об обеспечении выделения денежных средств на приобретения жилого помещения М.З., К.Г. и членов их семьи удовлетворить.
Обязать Главное Управление строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тюменской области и Администрацию Ярковского муниципального района обеспечить выделение денежных средств путем софинансирования на приобретение жилья М.З., К.Г. и членам их семьи.
Обязать Администрацию Ярковского муниципального района предоставить М.З., К.Г. и членам их семьи жилое помещение по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) не менее установленной нормы предоставления, отвечающее санитарным и техническим требованиям, и заключить с М.З., К.Г. договор социального найма жилого помещения".
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Кавка Е.Ю., пояснения истиц К.Г., К.Т., прокурора, возражавших против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
Прокурор Ярковского района в интересах М.З., К.Г. обратился в суд с учетом увеличенных и уточненных исковых требований к Главному Управлению строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тюменской области, администрации Ярковского муниципального района о выделении денежных средств путем софинансирования на приобретение жилья М.З., К.Г. и членам ее семьи по месту их жительства, обязании администрации Ярковского муниципального района предоставить жилое помещение на территории Ярковского района не менее установленной нормы предоставления, заключении договора социального найма. Требования мотивировал тем, что по решению суда К.Г. вместе со своей престарелой матерью М.З. выселены из д., принадлежащего Определением суда исполнение решения о выселении истцов отсрочено до 30.04.2011 года. Жилой дом, расположенный по ул., ранее принадлежавший М.З., а с 24.06.2009 года К.Г., в котором прописаны К.Г., М.З., К.Т., решением межведомственной комиссии администрации Ярковского муниципального от 15.10.2008 года признан непригодным для проживания и включен в программу "Переселение граждан из непригодных для проживания жилых помещений и многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу в 2009 - 2011 г.г.". Однако, до настоящего времени М.З. и К.Г. жилым помещением не обеспечены.
В судебном заседании заместитель прокурора Ярковского района Караульных Т.Н. поддержала увеличенные исковые требования.
В судебное заседание истица М.З. не явилась, просила о рассмотрении дела с ее представителем К.Г., на удовлетворении увеличенных исковых требованиях настаивала.
В судебном заседании истица К.Г., представляющая также интересы М.З. поддержала увеличенные исковые требования, пояснив, что она с 2009 года по договору дарения с М.З. стала собственником дома по ул., который признан аварийным, в нем нельзя проживать. Своих средств на приобретение какого-либо жилья у ее семьи нет, ее обращения во всевозможные инстанции с просьбой помочь в приобретении жилья, не дали результата.
В судебное заседание представитель ответчика Главного Управления строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тюменской области не явился, в отзыве на исковое заявление просил рассмотреть дело в его отсутствие, с заявленными требованиями не согласился, указав, что жилое помещение, признанное непригодным для проживания, расположенное по адресу с, принадлежит на праве частной собственности М.З., а предоставление жилого помещения гражданам, проживающим в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания и находящимися в частной собственности, жилищным законодательством Российской Федерации не предусмотрено. Кроме того, в соответствии со ст. 7 Закона Тюменской области от 07.10.1999 г. N 137 "О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договору социального найма и предоставления жилых помещений в Тюменской области", право на предоставление жилых помещений по договорам социального найма из государственного жилищного фонда Тюменской области имеют граждане, определенные областными целевыми программами. Жилое помещение, принадлежащее М.З. на праве собственности по ул. и признанное непригодным для проживания ни в одну действующую целевую программу не включено.
В судебном заседании представитель ответчика администрации Ярковского муниципального района Б. с иском согласилась, пояснив, что Программа "Переселение граждан из непригодных для проживания жилых помещений и многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу в 2010 - 2012 г.г." финансируется бюджетными средствами Ярковского муниципального района и целевыми средствами бюджетов Тюменской области.
Суд вынес указанное выше решение, с которым не согласен ответчик Главное управление строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тюменской области в лице представителя по доверенности С., в кассационной жалобе содержится просьба об отмене решения суда и принятии нового об отказе в удовлетворении исковых требований. Указывает, что действующее законодательство не содержит обязательств муниципального образования по предоставлению жилых помещений гражданам - собственникам индивидуальных жилых домов, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания. Субъект Российской Федерации - Тюменская область, приняла на себя обязательство по переселению граждан, проживающих в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания и подлежащим сносу, исключительно по договорам социального найма. Не соглашаясь с тем, что суд, принимая решение об обеспечении выделения денежных средств путем софинансирования, руководствовался порядком N 348-П предоставления субсидий, при этом делая вывод о наличии права на предоставление жилого помещения на основании Положения N 268, тогда как данные нормативные акты регулируют различные правоотношения. Полагает, что решение вопроса по обеспечению жилыми помещениями граждан - собственников индивидуальных жилых домов, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания не относятся к вопросам местного значения, а является мерой социальной поддержки и социальной помощи для отдельных граждан, обеспечиваемой за счет собственно средств местного бюджета, финансирование мероприятий по переселению, не может быть осуществлено на условиях Порядка N 348-П. Указывает, что Тюменская область обязательств по предоставлению жилья ветеранам труда не принимала, а ст. 23 Федерального закона "О ветеранах", на которую имеется ссылка в решении суда, признана утратившей силу с 01.03.2005 года.
От участвующего в деле прокурора Караульных Т.Н., и истиц К.Г., М.З. поступили возражения на кассационную жалобу, в которых, соглашаясь с решением суда, просили оставить его без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Проверив материалы дела в пределах доводов жалобы, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия считает необходимым отменить решение суда в части и принять в данной части новое решение исходя из следующего.
Согласно ст. 390 ч. 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, указания вышестоящего суда о толковании закона являются обязательными для суда, вновь рассматривающего дело.
В силу ст. 391 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определение или постановление суда надзорной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановлением Президиума Тюменского областного суда от 23.12.2010 года отменено решение Ярковского районного суда Тюменской области от 03 марта 2010 года, кассационное определение судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 21 апреля 2010 года, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Данным Постановлением дано толкование закона, установлено:
"Согласно п. 1.1 Положения о порядке формирования номенклатуры жилых помещений для переселения граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, и их предоставления, утвержденного постановлением Правительства Тюменской области от 31 октября 2007 года N 68-п, в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, Законом Тюменской области от 07 октября 1999 года N 137 "О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области", в целях реализации областной целевой программы "Основные направления градостроительной политики и жилищного строительства в Тюменской области" в части исполнения мероприятий по строительству и приобретению жилья для переселения граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, и областной целевой программы по реализации договора между органами государственной власти Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа от 16 августа 2004 года N 150 "Сотрудничество" установлен порядок формирования номенклатуры жилых помещений (количество, площадь и наименование муниципального образования) для переселения граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания и подлежащим сносу, занимаемого по договорам социального найма, и их предоставления.
Следовательно, субъект Российской Федерации - Тюменская область, приняла на себя обязательства по переселению граждан, проживающих в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания и подлежащих сносу, исключительно по договорам социального найма. Предоставление жилого помещения гражданам, проживающим в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания, и находящихся в частной собственности, жилищным законодательством Российской Федерации не предусмотрено.
В соответствии с п. "з" ст. 7 Закона Тюменской области от 07 октября 1999 года N 137 "О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области" право на предоставление жилых помещений по договорам социального найма из государственного жилищного фонда Тюменской области имеют граждане, определенные областными, а не муниципальными целевыми программами.
Согласно представленным доказательствам, жилое помещение, признанное непригодным для проживания, не включено в действующие областные программы предоставления жилых помещений. Оно включено в районную целевую программу "Переселения граждан из непригодного для проживания жилых помещений многоквартирных домов, признанными аварийными и подлежащими сносу", утвержденную решением Думы Ярковского муниципального района от 01 августа 2007 года N 366 (л.д. 46 - 47). Однако включение жилого помещения в муниципальную программу по вопросу переселения граждан из непригодных для проживания жилых помещений, признанных аварийными и подлежащих сносу, не влечет за собой обязательного включения указанного жилого помещения в областные целевые программы.".
Однако, данные указания вышестоящего суда о толковании закона не выполнены судом первой инстанции, что является нарушением норм процессуального права и основанием к отмене решения суда в части удовлетворения требований об обязании Главное Управление строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тюменской области и Администрацию Ярковского муниципального района обеспечить выделение денежных средств путем софинансирования на приобретение жилья М.З., К.Г. и членам их семьи.
В связи с тем, что все обстоятельства по делу установлены, то судебная коллегия считает возможным вынести новое решение в отмененной части с отказом в удовлетворении исковых требований в данной части, так как софинансирование на приобретение жилья для граждан - собственников жилых помещений, признанных непригодными для проживания, действующее законодательство не предусматривает.
Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Ярковского районного суда Тюменской области от 31 марта 2011 года отменить в части удовлетворения требований об обязании Главное Управление строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тюменской области и Администрацию Ярковского муниципального района обеспечить выделение денежных средств путем софинансирования на приобретение жилья М.З., К.Г. и членам их семьи и в данной части принять новое решение об отказе в удовлетворении данных требований.
В остальной части решение суда оставить без изменения, кассационную жалобу ответчика Главного управления строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тюменской области удовлетворить.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)