Судебные решения, арбитраж
Жилой фонд; Жилищное право
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Злодухова И.Н.
Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда
в составе: председательствующего судьи Худяковой И.Н.
судей облсуда: Шевчук Т.В., Калинченко А.Б.
при секретаре Т.
заслушав в судебном заседании по докладу судьи Худяковой И.Н. дело кассационной жалобе Е., Ф. на решение Шахтинского городского Ростовской области от 18 июля 2011 года,
установила:
Е. и Ф. обратились в суд с иском к администрации г. Шахты об установлении факта постоянного проживания, обязании включить в списки граждан, переселяемых из ветхого жилья.
Е. в обоснование указал, что он является собственником АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН в АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН на основании регистрационного удостоверения НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, в которой он проживает совместно с внуком Ф.
В декабре 2010 года истец обратился в администрацию г. Шахты с заявлением о переселении его и внука из ветхого жилья подлежащего сносу в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах, но получил отказ. Администрация мотивировала отказ тем, что Ф. был зарегистрирован в данном жилом помещении в октябре 2010 года, то есть он проживает в данной квартире менее пяти лет, что не дает ему права на переселение.
Истцы просили суд, установить факт постоянного проживания, включить в списки переселения граждан из ветхого жилья для предоставления социальной выплаты из расчета на семью из двух человек.
Дело рассматривалось в отсутствии истцов, представителя ответчика, третьего лица Министерства энергетики РФ на основании заявления истцов и по ч. 3 ст. 167 ГПК РФ.
Решением Шахтинского городского суда Ростовской области от 18 июля 2011 года исковые требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с решением, Е. и Ф. в лице своего представителя, подали кассационную жалобу в которой просили отменить решение, как незаконное и необоснованное.
В обоснование жалобы кассаторы ссылаются на то, что Ф. был прописан в данной квартире в мае 2001 года, но затем выписался в мае 2005 года по просьбе Е. для оформления жилищной субсидии. На момент составления первичных списков граждан, подлежащих переселению из АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН декабре 2010 года истцы были зарегистрированы и проживали в данном доме. Не были опрошены свидетели "А.", "В.", "Б.", которые лично знают истцов и подтвердили в судебном заседании, что Ф. с 1987 года проживает в данной квартире.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда в пределах доводов кассационной жалобы, изучив материалы дела, выслушав представителя Ф. - П., обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных ст. ст. 362 - 364 ГПК РФ для отмены обжалуемого решения суда.
Так, Постановлением Правительства РФ от 24.12.2004 г. N 840 "О перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования" утвержден перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, пунктом 8 которого утверждены мероприятия по реализации программ местного развития и обеспечение занятости населения шахтерских городов и поселков. В число мероприятий включен снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, и содействие в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критерию безопасности.
Постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 г. N 428 утверждены Правила предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков.
Согласно пунктам 5 и 8 названных Правил межбюджетные трансферты направляются на финансирование реализации мероприятий по содействию переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого.
Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого осуществляется в форме предоставления субсидий; субсидии предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.
В соответствии с п. 11 Правил социальные выплаты предоставляются при условии, что гражданин, проживающий по договору социального найма в жилом помещении, находящимся в государственном или муниципальном жилищном фонде, принимает обязательство о расторжении указанного договора и освобождении занимаемого жилого помещения, его сдаче (передаче) по месту жительства органу местного самоуправления шахтерского города или поселка в месячный срок после приобретения жилья за счет средств предоставленной ему социальной выплаты; гражданин, проживающий в жилом помещении, принадлежащем ему и(или) членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременении, принимает обязательство о безвозмездной передаче этого жилого помещения органу местного самоуправления по договору в месячный срок после приобретения жилья за счет средств предоставленной ему социальной выплаты.
Согласно п. 2.12.2 Эталона проекта ликвидации шахты (разреза), утвержденного Приказом Минэнерго России от 01.11.2001 г. N 308, переселению подлежат жители ветхих домов (независимо от форм собственности), являющихся непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ. В число членов семей, имеющих право на переселение, включаются постоянно проживающие совместно с нанимателем (собственником) жилья граждане, зарегистрированные на данной площади на дату принятия решения о ликвидации шахты.
Анализ вышеуказанных норм права позволяет сделать вывод о том, что предоставление социальной выплаты за счет средств федерального бюджета направлено на оказание гражданам, проживающим в ветхом жилом фонде, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированных шахтах, содействия в приобретении жилья, отвечающего требованиям, предъявляемым к жилому помещению, то есть на оказание финансовой поддержки для улучшения жилищных условий путем приобретения (строительства) жилья за счет средств федерального бюджета.
Решая вопрос о ликвидации организаций угольной промышленности, Правительство РФ предусмотрело меры по социальной защите лиц, постоянно проживающих в ветхих домах на момент принятия решения о ликвидации шахты и являющихся собственниками, либо нанимателями ветхих жилых помещений, либо членами семьи собственника (нанимателя).
Комплексом мероприятий по завершению реструктуризации угольной промышленности России предусмотрено переселение только включенных в действующий список переселяемых из ветхого жилья граждан в составе утвержденного проекта ликвидации шахт ОАО "Ростовуголь"
Также из приведенных выше положений закона в их взаимосвязи следует, что для решения вопроса об оформлении приобретенного (построенного) за счет средств предоставленной субсидии жилого помещения необходимо выяснить, кто является членами семьи гражданина, проживающего в сносимом жилом помещении. При этом в случае, если лица, проживающие совместно с нанимателем сносимого ветхого жилого помещения не являются членами его семьи, либо сособственниками данного жилого помещения, это лицо имеет право на получение субсидии, рассчитываемой из нормы общей площади жилого помещения для одинокого гражданина и оформление приобретенного жилого помещения в единоличную собственность.
Принимая решение об отказе Ф. в удовлетворении заявленного требования, суд исходил из того, что на момент принятия решения о ликвидации шахты им.Артема ОАО "Ростовуголь" он не был зарегистрирован и не проживал в АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН в АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН.
Судебная коллегия считает данный вывод суда правильным.
Как было установлено судом и следует из материалов дела, собственником(в порядке приватизации) АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН является Е. Кроме Е. 11.1-2-1 года в квартире был зарегистрирован Ф., приходящийся собственнику квартиры внуком.
Дом, в котором расположена указанная квартира, находится на подработанной территории. Решением Арбитражного суда Ростовской области от 6.12.2005 года шахта им. Артема ОАО "Ростовуголь" ликвидирована.
В 2010 году АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН в АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН признан ставшим в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.
В соответствии с п. 2.4 Временного порядка содействия гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодными для проживания по критериям безопасности, утвержденного президиумом межведомственной комиссии по социально-экономическим проблемам угледобывающих регионов от 15.11.1999 г., переселению подлежат жители домов, независимо от форм собственности, находящиеся в зоне ведения горных работ ликвидируемых шахт и разрезов в соответствии с Жилищным кодексом РСФСР.
Согласно п. 2.5 Временного порядка в число членов семей, имеющих право на переселение, включаются постоянно проживающие совместно с квартиросъемщиком, зарегистрированные на данной площади до даты принятия решения о ликвидации шахты.
Как уже было указано выше, решение о ликвидации шахты им Артема было принято 6.12.2005 г. На данную дату в доме по АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН ставшем непригодным для проживания в результате ведения горных работ, проживал только Е. Ф. вселился в данный дом и был зарегистрирован только в 2010 году.
Следовательно, поскольку на день принятия решения о ликвидации шахты Ф. не проживал в названном доме и, соответственно, не являлся членом семьи Е., право на включение его в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, он не приобрел.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает оснований для отмены по доводам кассационной жалобы постановленного судом решения.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Шахтинского городского суда Ростовской области от 18 июля 2011 года оставить без изменения. кассационную жалобу Е., Ф. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ РОСТОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 12.09.2011 ПО ДЕЛУ N 33-12440
Разделы:Жилой фонд; Жилищное право
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
РОСТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 12 сентября 2011 г. по делу N 33-12440
Судья Злодухова И.Н.
Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда
в составе: председательствующего судьи Худяковой И.Н.
судей облсуда: Шевчук Т.В., Калинченко А.Б.
при секретаре Т.
заслушав в судебном заседании по докладу судьи Худяковой И.Н. дело кассационной жалобе Е., Ф. на решение Шахтинского городского Ростовской области от 18 июля 2011 года,
установила:
Е. и Ф. обратились в суд с иском к администрации г. Шахты об установлении факта постоянного проживания, обязании включить в списки граждан, переселяемых из ветхого жилья.
Е. в обоснование указал, что он является собственником АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН в АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН на основании регистрационного удостоверения НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, в которой он проживает совместно с внуком Ф.
В декабре 2010 года истец обратился в администрацию г. Шахты с заявлением о переселении его и внука из ветхого жилья подлежащего сносу в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах, но получил отказ. Администрация мотивировала отказ тем, что Ф. был зарегистрирован в данном жилом помещении в октябре 2010 года, то есть он проживает в данной квартире менее пяти лет, что не дает ему права на переселение.
Истцы просили суд, установить факт постоянного проживания, включить в списки переселения граждан из ветхого жилья для предоставления социальной выплаты из расчета на семью из двух человек.
Дело рассматривалось в отсутствии истцов, представителя ответчика, третьего лица Министерства энергетики РФ на основании заявления истцов и по ч. 3 ст. 167 ГПК РФ.
Решением Шахтинского городского суда Ростовской области от 18 июля 2011 года исковые требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с решением, Е. и Ф. в лице своего представителя, подали кассационную жалобу в которой просили отменить решение, как незаконное и необоснованное.
В обоснование жалобы кассаторы ссылаются на то, что Ф. был прописан в данной квартире в мае 2001 года, но затем выписался в мае 2005 года по просьбе Е. для оформления жилищной субсидии. На момент составления первичных списков граждан, подлежащих переселению из АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН декабре 2010 года истцы были зарегистрированы и проживали в данном доме. Не были опрошены свидетели "А.", "В.", "Б.", которые лично знают истцов и подтвердили в судебном заседании, что Ф. с 1987 года проживает в данной квартире.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда в пределах доводов кассационной жалобы, изучив материалы дела, выслушав представителя Ф. - П., обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных ст. ст. 362 - 364 ГПК РФ для отмены обжалуемого решения суда.
Так, Постановлением Правительства РФ от 24.12.2004 г. N 840 "О перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования" утвержден перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, пунктом 8 которого утверждены мероприятия по реализации программ местного развития и обеспечение занятости населения шахтерских городов и поселков. В число мероприятий включен снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, и содействие в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критерию безопасности.
Постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 г. N 428 утверждены Правила предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков.
Согласно пунктам 5 и 8 названных Правил межбюджетные трансферты направляются на финансирование реализации мероприятий по содействию переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого.
Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого осуществляется в форме предоставления субсидий; субсидии предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.
В соответствии с п. 11 Правил социальные выплаты предоставляются при условии, что гражданин, проживающий по договору социального найма в жилом помещении, находящимся в государственном или муниципальном жилищном фонде, принимает обязательство о расторжении указанного договора и освобождении занимаемого жилого помещения, его сдаче (передаче) по месту жительства органу местного самоуправления шахтерского города или поселка в месячный срок после приобретения жилья за счет средств предоставленной ему социальной выплаты; гражданин, проживающий в жилом помещении, принадлежащем ему и(или) членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременении, принимает обязательство о безвозмездной передаче этого жилого помещения органу местного самоуправления по договору в месячный срок после приобретения жилья за счет средств предоставленной ему социальной выплаты.
Согласно п. 2.12.2 Эталона проекта ликвидации шахты (разреза), утвержденного Приказом Минэнерго России от 01.11.2001 г. N 308, переселению подлежат жители ветхих домов (независимо от форм собственности), являющихся непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ. В число членов семей, имеющих право на переселение, включаются постоянно проживающие совместно с нанимателем (собственником) жилья граждане, зарегистрированные на данной площади на дату принятия решения о ликвидации шахты.
Анализ вышеуказанных норм права позволяет сделать вывод о том, что предоставление социальной выплаты за счет средств федерального бюджета направлено на оказание гражданам, проживающим в ветхом жилом фонде, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированных шахтах, содействия в приобретении жилья, отвечающего требованиям, предъявляемым к жилому помещению, то есть на оказание финансовой поддержки для улучшения жилищных условий путем приобретения (строительства) жилья за счет средств федерального бюджета.
Решая вопрос о ликвидации организаций угольной промышленности, Правительство РФ предусмотрело меры по социальной защите лиц, постоянно проживающих в ветхих домах на момент принятия решения о ликвидации шахты и являющихся собственниками, либо нанимателями ветхих жилых помещений, либо членами семьи собственника (нанимателя).
Комплексом мероприятий по завершению реструктуризации угольной промышленности России предусмотрено переселение только включенных в действующий список переселяемых из ветхого жилья граждан в составе утвержденного проекта ликвидации шахт ОАО "Ростовуголь"
Также из приведенных выше положений закона в их взаимосвязи следует, что для решения вопроса об оформлении приобретенного (построенного) за счет средств предоставленной субсидии жилого помещения необходимо выяснить, кто является членами семьи гражданина, проживающего в сносимом жилом помещении. При этом в случае, если лица, проживающие совместно с нанимателем сносимого ветхого жилого помещения не являются членами его семьи, либо сособственниками данного жилого помещения, это лицо имеет право на получение субсидии, рассчитываемой из нормы общей площади жилого помещения для одинокого гражданина и оформление приобретенного жилого помещения в единоличную собственность.
Принимая решение об отказе Ф. в удовлетворении заявленного требования, суд исходил из того, что на момент принятия решения о ликвидации шахты им.Артема ОАО "Ростовуголь" он не был зарегистрирован и не проживал в АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН в АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН.
Судебная коллегия считает данный вывод суда правильным.
Как было установлено судом и следует из материалов дела, собственником(в порядке приватизации) АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН является Е. Кроме Е. 11.1-2-1 года в квартире был зарегистрирован Ф., приходящийся собственнику квартиры внуком.
Дом, в котором расположена указанная квартира, находится на подработанной территории. Решением Арбитражного суда Ростовской области от 6.12.2005 года шахта им. Артема ОАО "Ростовуголь" ликвидирована.
В 2010 году АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН в АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН признан ставшим в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.
В соответствии с п. 2.4 Временного порядка содействия гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодными для проживания по критериям безопасности, утвержденного президиумом межведомственной комиссии по социально-экономическим проблемам угледобывающих регионов от 15.11.1999 г., переселению подлежат жители домов, независимо от форм собственности, находящиеся в зоне ведения горных работ ликвидируемых шахт и разрезов в соответствии с Жилищным кодексом РСФСР.
Согласно п. 2.5 Временного порядка в число членов семей, имеющих право на переселение, включаются постоянно проживающие совместно с квартиросъемщиком, зарегистрированные на данной площади до даты принятия решения о ликвидации шахты.
Как уже было указано выше, решение о ликвидации шахты им Артема было принято 6.12.2005 г. На данную дату в доме по АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН ставшем непригодным для проживания в результате ведения горных работ, проживал только Е. Ф. вселился в данный дом и был зарегистрирован только в 2010 году.
Следовательно, поскольку на день принятия решения о ликвидации шахты Ф. не проживал в названном доме и, соответственно, не являлся членом семьи Е., право на включение его в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, он не приобрел.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает оснований для отмены по доводам кассационной жалобы постановленного судом решения.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Шахтинского городского суда Ростовской области от 18 июля 2011 года оставить без изменения. кассационную жалобу Е., Ф. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)