Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 07.06.2012 N 33-7211/2012

Разделы:
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 7 июня 2012 г. N 33-7211/2012


Судья: Лебедев А.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего Корсаковой Ю.М.
судей Тарасовой И.В., Лебедева В.И.,
при секретаре К.
рассмотрела в открытом судебном заседании 07 июня 2012 года апелляционные жалобы Администрации Московского района Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Жилищное агентство Московского района Санкт-Петербурга" на решение Московского районного суда Санкт-Петербурга от 14 марта 2012 года по делу N 2-146/12 по иску А.А. и Р.Т. к Администрации Московского района Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургскому государственному казенному учреждению "Жилищное агентство Московского района Санкт-Петербурга" и ООО "юр. лицо" о признании квартир непригодными для проживания, обязании провести капитальный ремонт междуэтажного перекрытия и восстановлении потолков, обязании Администрации Московского района Санкт-Петербурга сформировать дела по оценке помещений квартир, выполнить процедуру проведения оценки соответствия помещений квартир установленным требованиям, принять решение и издать распоряжение о дальнейшем использовании помещений, привести помещения квартир в соответствие с требованиями закона, по завершении восстановительных работ провести осмотр квартир.
Заслушав доклад судьи Корсаковой Ю.М., объяснения представителя Администрации Московского района Санкт-Петербурга К.Т., представителя Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Жилищное агентство Московского района Санкт-Петербурга" С.С., представителя ООО "юр. лицо" Б.А., поддержавших доводы поданных жалоб, А.А., представителя Р.Т. М.А., возражавших против отмены обжалуемого решения, судебная коллегия

установила:

А.А., Р.Т. обратились в Московский районный суд Санкт-Петербурга с указанным иском к Администрации Московского района Санкт-Петербурга, ООО "юр. лицо", в последующем к участию в деле в качестве соответчика было привлечено Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение "Жилищное агентство Московского района Санкт-Петербурга" (далее - Санкт-Петербургское ГКУ "Жилищное агентство Московского района Санкт-Петербурга"). В обоснование заявленных требований истицы ссылались на те обстоятельства, что проживают в квартире <адрес>, полы на кухне и в санузле, которые одновременно являются потолком квартиры <адрес>, просели в одном направлении, в результате чего появился сильный уклон пола, который продолжает увеличиваться, заключениями ОАО "ЛенжилНИИпроект" от <дата> и заключением Межведомственной комиссии Администрации Московского района Санкт-Петербурга от <дата> установлено аварийное состояние перекрытия в квартире <адрес>, которое нуждается в капитальном ремонте, однако, несмотря на неоднократные обращения, ответчики меры к осуществлению капитального ремонта не принимают, в связи с изложенным истицы, уточнив требования в порядке ст. 39 ГПК Российской Федерации, просили суд признать квартиры <адрес> непригодными для проживания, обязать ответчиков провести капитальный ремонт междуэтажного перекрытия и восстановление потолков кухни и санузла в квартире <адрес>, обязать Администрацию Московского района Санкт-Петербурга сформировать дела по оценке помещений вышеуказанных квартир, выполнить в полном объеме процедуру проведения оценки соответствия помещений вышеуказанных квартир установленным требованиям закона, принять решение и издать распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещений, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащем сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ, привести помещения квартир в соответствие с требованиями закона, по завершении восстановительных работ провести осмотр квартир и составить акт обследования и принять соответствующее решение.
Решением Московского районного суда Санкт-Петербурга от 14 марта 2012 года исковые требования А.А., Р.Т. удовлетворены частично, суд обязал Администрацию Московского района Санкт-Петербурга и Санкт-Петербургское ГКУ "Жилищное агентство Московского района Санкт-Петербурга" провести капитальный ремонт междуэтажного перекрытия в квартире <адрес>, а также обязал ООО "юр. лицо" восстановить потолок на кухне и в санузле квартиры <адрес>, в удовлетворении остальной части иска отказано.
В апелляционной жалобе Администрация Московского района Санкт-Петербурга просит решение суда от 14 марта 2012 года отменить, как незаконное и необоснованное, оспаривая указанное решение в части возложения на нее обязанности по проведению капитального ремонта междуэтажного перекрытия в квартире <адрес>.
Санкт-Петербургское ГКУ "Жилищное агентство Московского района Санкт-Петербурга" в апелляционной жалобе также просит решение суда от 14 марта 2012 года отменить, как вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права, при этом доводы жалобы сводятся к оспариванию возложения на учреждение обязанности по проведению капитального ремонта междуэтажного перекрытия в квартире <адрес>.
На основании ч. 1 ст. 327.1 ГПК Российской Федерации рассмотрение дела осуществляется судом апелляционной инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
А.А., Р.Т., ООО "юр. лицо" постановленное решение не обжалуют, в связи с чем предметом проверки суда апелляционной инстанции является решение районного суда только в части обязания Администрации Московского района Санкт-Петербурга и Санкт-Петербургского ГКУ "Жилищное агентство Московского района Санкт-Петербурга" провести капитальный ремонт междуэтажного перекрытия в квартире <адрес>.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
Из материалов дела усматривается, что А.А. является собственницей <...> долей квартиры <адрес> и зарегистрирована по данному адресу с <...> года, Р.Т. является собственницей <...> долей указанной квартиры и зарегистрирована по данному адресу с <...> года (л.д. 46 - 49 том 1, л.д. 11 том 2).
Управляющей организацией дома <адрес> является ООО "юр. лицо" (л.д. 231 - 242 том 1).
Согласно заключению Межведомственной комиссии Администрации Московского района Санкт-Петербурга от <дата> квартира <адрес> расположена на третьем этаже жилого многоквартирного пятиэтажного дома, междуэтажное перекрытие между 2 и 3 этажами находится в аварийном состоянии, в кухне и уборной имеются трещины по штукатурке потолка, следы протечек из-за неисправности инженерных сетей, поверхность полов изношена, имеются механические повреждения, в отдельных местах - зыбкость полов, образовались сверхнормативные уклоны, просадки и провалы пола, а также отрыв перегородок от пола, состояние перегородок недопустимое, в силу чего Межведомственная комиссия Администрации Московского района Санкт-Петербурга пришла к выводу о необходимости и возможности проведения капитального ремонта квартиры <адрес> (л.д. 13 - 15 том 1).
В соответствии со ст. 210 ГК Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно ч. 1 ст. 36 ЖК Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий; крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения; земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
На основании вышеуказанных правовых норм и материалов дела, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что междуэтажное перекрытие в квартире <адрес> относится к общей долевой собственности собственников помещений данного многоквартирного дома.
Удовлетворяя частично заявленные требования и возлагая на Администрацию Московского района Санкт-Петербурга и Санкт-Петербургское ГКУ "Жилищное агентство Московского района Санкт-Петербурга" обязанность провести капитальный ремонт, суд первой инстанции исходил из того, что на основании п.п. 3.1.11, 3.4.33, 3.4.34, 3.4.40 Положения об администрации района Санкт-Петербурга, утвержденного Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 26.08.2008, обязанность по проведению капитального ремонта несет Администрация Московского района Санкт-Петербурга, а в силу Устава Санкт-Петербургского ГКУ "Жилищное агентство Московского района Санкт-Петербурга", утвержденного распоряжением Комитета по управлению городским имуществом от 29.08.2011, предметом деятельности учреждения является материально-техническое обеспечение реализации полномочий Администрации.
Между тем, вышеприведенные нормы Положения об администрации района Санкт-Петербурга, утвержденного Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 26.08.2008, не относят Администрацию района к числу специализированных органов (организаций) по осуществлению капитального ремонта и не возлагают на нее такую обязанность.
В соответствии с п. 2 ст. 44 ЖК Российской Федерации принятие решений о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме относится к исключительной компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
В Санкт-Петербурге действует Закон "О предоставлении средств бюджета Санкт-Петербурга на финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории Санкт-Петербурга", который регулирует отношения, связанные с предоставлением управляющим организациям, товариществам собственников жилья либо жилищным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам средств бюджета Санкт-Петербурга на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории Санкт-Петербурга (далее - многоквартирные дома), а также отношения, связанные с определением объема долевого финансирования проведения капитального ремонта многоквартирных домов за счет средств бюджета Санкт-Петербурга как обязательного условия предоставления финансовой поддержки за счет средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее - Фонд).
В соответствии со ст. 1 этого Закона ежегодно из бюджета Санкт-Петербурга выделяются средства в форме в том числе субсидий на проведение всех видов работ по капитальному ремонту многоквартирных домов в соответствии со ст. 165 ЖК Российской Федерации.
В силу ст. 3 указанного Закона субсидии предоставляются управляющим организациям, товариществам собственников жилья либо жилищным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, включенных в адресные программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов.
В целях реализации данного Закона разработано Положение о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при формировании и утверждении адресных программ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, а также включении многоквартирных домов в адресные программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, утвержденное Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 20.01.09 N 13, в котором, в том числе, регламентированы полномочия Администраций районов Санкт-Петербурга применительно к вопросам проведения капитального ремонта многоквартирных домов (п. 6 Положения).
Так, согласно п. 6.1.3 указанного Положения Администрации районов Санкт-Петербурга инициируют проведение общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах, в которых расположены помещения, находящиеся в государственной собственности Санкт-Петербурга, включенных в проекты адресных программ, финансируемых с использованием субсидий, в целях принятия следующих решений, связанных с проведением капитального ремонта указанных многоквартирных домов:
- о проведении капитального ремонта многоквартирного дома, в том числе утверждении видов, объемов и сроков проведения работ по капитальному ремонту многоквартирного дома;
- об утверждении сметы расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома, в том числе по видам работ (для многоквартирных домов, находящихся в управлении управляющих организаций);
- о долевом финансировании капитального ремонта многоквартирного дома за счет средств собственников помещений в многоквартирном доме в размере не менее пяти процентов от общего объема затрат, составляющих сметную стоимость работ по проведению капитального ремонта многоквартирного дома (для многоквартирных домов, находящихся в управлении управляющих организаций);
- об оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома, в том числе об определении размера платы для каждого собственника помещения соразмерно его доле в праве общей собственности на общее имущество в таком многоквартирном доме с учетом объемов работ, стоимости материалов, порядка финансирования, сроков проведения работ по капитальному ремонту (для многоквартирных домов, находящихся в управлении управляющих организаций);
- об участии в региональной адресной программе (для многоквартирных домов, находящихся в управлении управляющих организаций, при планировании включения таких домов в региональную адресную программу).
На основании вышеизложенного, учитывая, что решение по проведению капитального ремонта помещений должно приниматься собранием собственников жилых помещений, Администрация Московского района Санкт-Петербурга, а следовательно и Санкт-Петербургское ГКУ "Жилищное агентство Московского района Санкт-Петербурга" не являются органами, компетентными в принятии решения по данному вопросам, а также организацией осуществляющей капитальный ремонт, судебная коллегия полагает, что у суда первой инстанции не имелось правовых оснований для возложения на Администрацию Московского района Санкт-Петербурга и Санкт-Петербургское ГКУ "Жилищное агентство Московского района Санкт-Петербурга" обязанности по проведению капитального ремонта междуэтажного перекрытия в квартире <адрес>.
В соответствии с положениями ст. 328 ГПК Российской Федерации, по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе: отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
Согласно ч. 1 ст. 330 ГПК Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является, в том числе: нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение Московского районного суда Санкт-Петербурга от 14 марта 2012 года подлежит отмене в части обязания Администрации Московского района Санкт-Петербурга и Санкт-Петербургского ГКУ "Жилищное агентство Московского района Санкт-Петербурга" произвести капитальный ремонт междуэтажного перекрытия, с вынесением нового решения в этой части об отказе в удовлетворении заявленных А.А., Р.Т. требований.
В остальной части решение суда первой инстанции сторонами не обжалуется, в связи с чем предметом проверки суда апелляционной инстанции не является.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Московского районного суда Санкт-Петербурга от 14 марта 2012 года отменить в части обязания Администрации Московского района Санкт-Петербурга и Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Жилищное агентство Московского района Санкт-Петербурга" провести капитальный ремонт междуэтажного перекрытия в квартире <адрес>.
Вынести по делу в этой части новое решение.
В удовлетворении требований А.А. и Р.Т. об обязании Администрации Московского района Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Жилищное агентство Московского района Санкт-Петербурга" произвести капитальный ремонт междуэтажного перекрытия в квартире <адрес> отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)