Судебные решения, арбитраж
Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Кушнаренко Н.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе:
Председательствующего судьи Сидоренко О.В.
Судей Жиляевой О.И., Баташевой М.В.
С участием прокурора Бесединой Е.И.
При секретаре Б.
Рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Жиляевой О.И. дело по кассационной жалобе МУ "Управление социальной защиты населения Октябрьского района г. Ростова-на-Дону" на решение Октябрьского районного суда г. Ростова-на-Дону от 31.03.2011 года,
установила:
Прокурор Октябрьского района г. Ростова-на-Дону обратился в суд с иском, в интересах П.В., к МУСЗН Октябрьского района г. Ростова-на-Дону, в котором с учетом уточненных требований, просил обязать ответчика предоставить П.В. ежемесячную льготу по оплате найма жилья и технического обслуживания квартиры N "<...>" по ул. "<...>", в г. Ростове-на-Дону в размере 50% от всей площади, произвести перерасчет с 01.01.2009 года.
В обоснование поданного иска указывалось, что решением Октябрьского районного суда г. Ростова-на-Дону от 02.03.2005 года МУФЗ в сфере ЖКХ Октябрьского района г. Ростова-на-Дону, МУ "Департамент жилищно-коммунального хозяйства и энергетики" г. Ростова-на-Дону были обязаны, начиная с 01.07.2003 года предоставить П.В. льготы по оплате найма жилья, технического обслуживания и отопления со скидкой 50% оплаты жилья площадью 72,5 кв. м в связи с пользованием квартирой N "<...>" дома N "<...>" по ул. "<...>" в г. Ростове-на-Дону.
В связи с изменением порядка предоставления льгот отдельным категориям граждан, решение суда с 01.01.2009 года не исполнялось.
В соответствии с Федеральным законом РФ от 22.08.2004 года N 122-ФЗ субъектам РФ предоставлено право самостоятельно определять форму и порядок предоставления мер социальной поддержки.
Такой порядок определен Областным законом Ростовской области от 12.03.2007 года N 635-ЗС "О форме предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан".
Право на меры социальной поддержки по оплате ЖКУ инвалидам в Ростовской области реализуется в соответствии с постановлением Администрации Ростовской области от 31.12.2004 года N 537.
Указанные нормативные правовые акты предусматривают замену мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг ежемесячными денежными выплатами. Компенсация расходов льготным категориям граждан производится органами социальной защиты населения в виде денежных выплат с 01.01.2009 года.
П.В. является инвалидом 2 группы с детства бессрочно и имеет право на скидку не ниже 50% на оплату жилого помещения и оплату коммунальных услуг в соответствии со ст. 17 Федерального закона РФ от 24.11.1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Ответчик предоставляет П.В. скидку 50% по оплате услуг за наем, техническое обслуживание и отопление не на общую площадь квартиры, а в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг, что по мнению прокурора, не соответствует вышеназванной норме закона, которая не содержит каких-либо ограничений в части предоставления льгот в пределах социальной нормы площади жилья или нормативов потребления коммунальных услуг.
Решением Октябрьского районного суда г. Ростова-на-Дону от 31.03.2011 года исковые требования удовлетворены в полном объеме.
С постановленным решением суда не согласилось МУСЗН Октябрьского района г. Ростова-на-Дону и обжаловало его в кассационном порядке.
В кассационной жалобе кассатор просит об отмене решения суда.
В обоснование своего не согласия с решением суда кассатор указывает, что судом при рассмотрении спора по существу не учтено, что постановление Администрации Ростовской области от 31.12.2004 года N 537 "О порядке расходования субвенций, поступающих в областной бюджет из федерального бюджета на финансовое обеспечение расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг, оказываемых отдельным категориям граждан", согласно которому ежемесячные денежные выплаты предоставляются по месту регистрации по месту жительства (месту пребывания) на долю занимаемой гражданином общей площади жилого помещения, разработано в соответствии с положениями Федерального закона РФ от 22.08.2004 года N 122-ФЗ и ему не противоречит.
При рассмотрении дела по существу, судом 1-й инстанции не было учтено, что П.В. является не единственным инвалидом, проживающим в квартире. Помимо него в квартире проживают П.Н. и П.Е., которые также являются инвалидами 2-й группы, П.Ю. является получателем льгот по оплате жилья как член семьи инвалида. Каждому из указанных граждан расчет по оплате жилья и коммунальных услуг производится исходя из доли занимаемой ими общей площади жилого помещения.
Кроме того, кассатор указывает, что судом 1-й инстанции не учтено, что льгота в виде скидки по оплате коммунальных услуг замене на компенсацию в денежном выражении.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, выслушав представителя МУСЗН Октябрьского района г. Ростова-на-Дону, действующего по доверенности, прокурора, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене с вынесением по делу нового решения об отказе в иске.
На основании п. п. "б" и "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ защита прав и свобод человека и социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения РФ и по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ; в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (ч. 5 ст. 76 Конституции РФ).
В соответствии со ст. 3 Федерального закона РФ от 24.11.1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" законодательство РФ о социальной защите инвалидов состоит из соответствующих положений Конституции РФ, данного Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ.
При этом, к ведению федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов относится принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ о социальной защите инвалидов (в том числе регулирующих порядок и условия предоставления инвалидам единого федерального минимума мер социальной защиты); контроль за исполнением законодательства РФ о социальной защите инвалидов (ст. 4 названного Федерального закона); органы государственной власти субъектов РФ в области социальной защиты и социальной поддержки инвалидов наделены правом принятия в соответствии с федеральными законами законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ (ст. 5 указанного Федерального закона).
Действующим с 01.03.2005 года Жилищным кодексом РФ не установлены жилищно-коммунальные льготы для конкретных категорий граждан (в том числе инвалидов), а нормы статьи 160 ЖК РФ предусматривают возможность предоставления в порядке и на условиях, установленных федеральными законами, законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, компенсаций расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов для отдельных категорий граждан.
Согласно ст. 8 Федерального закона РФ от 29.12.2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены порядка предоставления гражданам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг на порядок предоставления в соответствии со ст. 160 ЖК РФ компенсаций сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный данными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами до введения в действие ЖК РФ.
Частью 13 ст. 17 Федерального закона РФ от 24.11.1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" определено, что инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения (в домах государственного или муниципального жилищного фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению.
В данную норму закона до настоящего времени какие-либо изменения не внесены.
Вместе с тем, Федеральным законом РФ от 29.12.2004 года N 199-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований" Федеральный закон РФ от 24.11.1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" был дополнен ст. 28.2, согласно которой Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов РФ полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг; средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций, которые зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов РФ; порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством РФ.
Статьей 28.2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в РФ" также предусмотрено, что форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта РФ.
Постановлением Правительства РФ от 12.12.2007 года N 861 утверждены Методика распределения субвенций из федерального бюджета между бюджетами субъектов РФ на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан и Правила предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан и осуществления расходов бюджетов субъектов РФ, источником финансового обеспечения которых являются указанные субвенции.
В соответствии с Методикой распределение субвенций, предоставляемых бюджетам субъектов РФ за счет средств федерального бюджета на обеспечение мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, оказываемых в соответствии с законодательством актами РФ также отдельным категориям граждан из числа ветеранов и инвалидов, осуществляется в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов РФ, возникших при выполнении соответствующих полномочий РФ, переданных органам государственной власти субъектов РФ.
Пункт 4 Правил предусматривает, что форма предоставления отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг устанавливается нормативными правовыми актами субъектов РФ.
Кроме того, в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона РФ от 21.07.2007 года "О Фонде содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства" предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда осуществляется, помимо иных условий, только при условии наличия нормативных правовых актов субъектов РФ или муниципальных правовых актов, предусматривающих предоставление гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в денежной форме (в том числе путем перечисления таких субсидий на имеющиеся или открываемые получателями субсидий банковские счета).
Таким образом, в силу прямого указания федерального законодательства (ст. 28.2 Федерального закона РФ "О социальной защите инвалидов в РФ", п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона РФ от 21.07.2007 года "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", п. 4 Правил предоставления субвенций из федерального бюджета, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.12.2007 года определение формы предоставления инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, льготы по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отнесено к исключительной компетенции субъектов РФ.
В Ростовской области порядок финансирования обеспечения государственных полномочий по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственной объединении "Маяк" и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, отдельным категориям граждан из числа ветеранов и инвалидов по оплате жилищно-коммунальных услуг путем предоставления местным бюджетам субвенций из областного бюджета в пределах поступающих субвенций из федерального бюджета, а также порядок предоставления им мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг осуществляется в соответствии с Положением о порядке расходования субвенций, поступающих в областной бюджет из федерального Фонда компенсаций на финансовое обеспечение расходов гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк" и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, отдельным категориям граждан из числа ветеранов и инвалидов, а также порядке предоставления им мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, утвержденным постановлением Администрации Ростовской области от 31.12.2004 года N 537.
Согласно п. 8 названного Положения ежемесячные денежные выплаты предоставляются по месту регистрации по месту жительства (по месту пребывания) на долю занимаемой гражданином общей площади жилого помещения.
Органы социальной защиты населения муниципальных районов и городских округов производят расчет в срок не позднее 25 числа месяца, предшествующего месяцу выплаты, сумм ежемесячных денежных выплат по установленным Администрацией Ростовской области региональным стандартам стоимости жилищных и коммунальных услуг на 1 кв. м общей площади жилого помещения по муниципальным районам и городским округам, в течение 3 дней формируют выплатные ведомости (списки) и передают их в кредитные организации (банки) и почтовые предприятия.
Из материалов дела усматривается, что П.В. является инвалидом 2-й группы и проживает в квартире N "<...>" дома N "<...>" по ул. "<...>" в г. Ростове-на-Дону. Совместно с П.В. в указанной квартире проживают П.Н., П.Е., также являющиеся инвалидом 2-й группы, П.Ю.
МУСЗН Октябрьского района г. Ростова-на-Дону производит расчет ежемесячной денежной выплаты указанным гражданам в соответствии с вышеназванным Положением о порядке расходования субвенций (50%) исходя из стандарта стоимости 1 кв. м общей площади жилья (13,41 руб.) и коммунальных услуг (55,98 руб.) на долю занимаемой ими общей площади жилого помещения.
Таким образом, из материалов дела следует, что предусмотренная положениями ст. 17 Федерального закона РФ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" мера социальной поддержки по предоставлению льготы по оплате жилья и коммунальных услуг П.В., в том числе, членам его семьи, являющихся инвалидами, предоставляется ответчиком в полном объеме и в строгом соответствии с федеральным и областным законодательством.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не усматривает нарушений прав П.В. В связи с чем, считает постановленное по делу судом 1-й инстанции решение подлежащим отмене, как постановленное с нарушением норм материального права.
С учетом изложенного, судебная коллегия считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, принять новое решение, которым в удовлетворении требований прокурора Октябрьского района г. Ростова-на-Дону в интересах П.В. к МУСЗН Октябрьского района г. Ростова-на-Дону об обязании предоставить ежемесячную скидку по оплате жилья и технического обслуживания квартиры N "<...>" в доме N "<...>" по ул. "<...>" в г. Ростове-на-Дону в размере 50% от всей площади, обязании произвести перерасчет отказать в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 361, 362 ГПК РФ, судебная коллегия,
определила:
Решение Октябрьского районного суда г. Ростова-на-Дону от 31.03.2011 года отменить, вынести новое решение, которым в удовлетворении исковых требований прокурора Октябрьского района г. Ростова-на-Дону в интересах П.В. к МУСЗН Октябрьского района г. Ростова-на-Дону об обязании предоставить ежемесячную скидку по оплате жилья и технического обслуживания квартиры N "<...>" в доме N "<...>" по ул. "<...>" в г. Ростове-на-Дону в размере 50% от всей площади, обязании произвести перерасчет - отказать.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ РОСТОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 16.06.2011 ПО ДЕЛУ N 33-8189
Разделы:Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
РОСТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 16 июня 2011 г. по делу N 33-8189
Судья Кушнаренко Н.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе:
Председательствующего судьи Сидоренко О.В.
Судей Жиляевой О.И., Баташевой М.В.
С участием прокурора Бесединой Е.И.
При секретаре Б.
Рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Жиляевой О.И. дело по кассационной жалобе МУ "Управление социальной защиты населения Октябрьского района г. Ростова-на-Дону" на решение Октябрьского районного суда г. Ростова-на-Дону от 31.03.2011 года,
установила:
Прокурор Октябрьского района г. Ростова-на-Дону обратился в суд с иском, в интересах П.В., к МУСЗН Октябрьского района г. Ростова-на-Дону, в котором с учетом уточненных требований, просил обязать ответчика предоставить П.В. ежемесячную льготу по оплате найма жилья и технического обслуживания квартиры N "<...>" по ул. "<...>", в г. Ростове-на-Дону в размере 50% от всей площади, произвести перерасчет с 01.01.2009 года.
В обоснование поданного иска указывалось, что решением Октябрьского районного суда г. Ростова-на-Дону от 02.03.2005 года МУФЗ в сфере ЖКХ Октябрьского района г. Ростова-на-Дону, МУ "Департамент жилищно-коммунального хозяйства и энергетики" г. Ростова-на-Дону были обязаны, начиная с 01.07.2003 года предоставить П.В. льготы по оплате найма жилья, технического обслуживания и отопления со скидкой 50% оплаты жилья площадью 72,5 кв. м в связи с пользованием квартирой N "<...>" дома N "<...>" по ул. "<...>" в г. Ростове-на-Дону.
В связи с изменением порядка предоставления льгот отдельным категориям граждан, решение суда с 01.01.2009 года не исполнялось.
В соответствии с Федеральным законом РФ от 22.08.2004 года N 122-ФЗ субъектам РФ предоставлено право самостоятельно определять форму и порядок предоставления мер социальной поддержки.
Такой порядок определен Областным законом Ростовской области от 12.03.2007 года N 635-ЗС "О форме предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан".
Право на меры социальной поддержки по оплате ЖКУ инвалидам в Ростовской области реализуется в соответствии с постановлением Администрации Ростовской области от 31.12.2004 года N 537.
Указанные нормативные правовые акты предусматривают замену мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг ежемесячными денежными выплатами. Компенсация расходов льготным категориям граждан производится органами социальной защиты населения в виде денежных выплат с 01.01.2009 года.
П.В. является инвалидом 2 группы с детства бессрочно и имеет право на скидку не ниже 50% на оплату жилого помещения и оплату коммунальных услуг в соответствии со ст. 17 Федерального закона РФ от 24.11.1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Ответчик предоставляет П.В. скидку 50% по оплате услуг за наем, техническое обслуживание и отопление не на общую площадь квартиры, а в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг, что по мнению прокурора, не соответствует вышеназванной норме закона, которая не содержит каких-либо ограничений в части предоставления льгот в пределах социальной нормы площади жилья или нормативов потребления коммунальных услуг.
Решением Октябрьского районного суда г. Ростова-на-Дону от 31.03.2011 года исковые требования удовлетворены в полном объеме.
С постановленным решением суда не согласилось МУСЗН Октябрьского района г. Ростова-на-Дону и обжаловало его в кассационном порядке.
В кассационной жалобе кассатор просит об отмене решения суда.
В обоснование своего не согласия с решением суда кассатор указывает, что судом при рассмотрении спора по существу не учтено, что постановление Администрации Ростовской области от 31.12.2004 года N 537 "О порядке расходования субвенций, поступающих в областной бюджет из федерального бюджета на финансовое обеспечение расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг, оказываемых отдельным категориям граждан", согласно которому ежемесячные денежные выплаты предоставляются по месту регистрации по месту жительства (месту пребывания) на долю занимаемой гражданином общей площади жилого помещения, разработано в соответствии с положениями Федерального закона РФ от 22.08.2004 года N 122-ФЗ и ему не противоречит.
При рассмотрении дела по существу, судом 1-й инстанции не было учтено, что П.В. является не единственным инвалидом, проживающим в квартире. Помимо него в квартире проживают П.Н. и П.Е., которые также являются инвалидами 2-й группы, П.Ю. является получателем льгот по оплате жилья как член семьи инвалида. Каждому из указанных граждан расчет по оплате жилья и коммунальных услуг производится исходя из доли занимаемой ими общей площади жилого помещения.
Кроме того, кассатор указывает, что судом 1-й инстанции не учтено, что льгота в виде скидки по оплате коммунальных услуг замене на компенсацию в денежном выражении.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, выслушав представителя МУСЗН Октябрьского района г. Ростова-на-Дону, действующего по доверенности, прокурора, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене с вынесением по делу нового решения об отказе в иске.
На основании п. п. "б" и "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ защита прав и свобод человека и социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения РФ и по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ; в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (ч. 5 ст. 76 Конституции РФ).
В соответствии со ст. 3 Федерального закона РФ от 24.11.1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" законодательство РФ о социальной защите инвалидов состоит из соответствующих положений Конституции РФ, данного Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ.
При этом, к ведению федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов относится принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ о социальной защите инвалидов (в том числе регулирующих порядок и условия предоставления инвалидам единого федерального минимума мер социальной защиты); контроль за исполнением законодательства РФ о социальной защите инвалидов (ст. 4 названного Федерального закона); органы государственной власти субъектов РФ в области социальной защиты и социальной поддержки инвалидов наделены правом принятия в соответствии с федеральными законами законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ (ст. 5 указанного Федерального закона).
Действующим с 01.03.2005 года Жилищным кодексом РФ не установлены жилищно-коммунальные льготы для конкретных категорий граждан (в том числе инвалидов), а нормы статьи 160 ЖК РФ предусматривают возможность предоставления в порядке и на условиях, установленных федеральными законами, законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, компенсаций расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов для отдельных категорий граждан.
Согласно ст. 8 Федерального закона РФ от 29.12.2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены порядка предоставления гражданам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг на порядок предоставления в соответствии со ст. 160 ЖК РФ компенсаций сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный данными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами до введения в действие ЖК РФ.
Частью 13 ст. 17 Федерального закона РФ от 24.11.1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" определено, что инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения (в домах государственного или муниципального жилищного фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению.
В данную норму закона до настоящего времени какие-либо изменения не внесены.
Вместе с тем, Федеральным законом РФ от 29.12.2004 года N 199-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований" Федеральный закон РФ от 24.11.1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" был дополнен ст. 28.2, согласно которой Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов РФ полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг; средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций, которые зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов РФ; порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством РФ.
Статьей 28.2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в РФ" также предусмотрено, что форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта РФ.
Постановлением Правительства РФ от 12.12.2007 года N 861 утверждены Методика распределения субвенций из федерального бюджета между бюджетами субъектов РФ на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан и Правила предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан и осуществления расходов бюджетов субъектов РФ, источником финансового обеспечения которых являются указанные субвенции.
В соответствии с Методикой распределение субвенций, предоставляемых бюджетам субъектов РФ за счет средств федерального бюджета на обеспечение мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, оказываемых в соответствии с законодательством актами РФ также отдельным категориям граждан из числа ветеранов и инвалидов, осуществляется в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов РФ, возникших при выполнении соответствующих полномочий РФ, переданных органам государственной власти субъектов РФ.
Пункт 4 Правил предусматривает, что форма предоставления отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг устанавливается нормативными правовыми актами субъектов РФ.
Кроме того, в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона РФ от 21.07.2007 года "О Фонде содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства" предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда осуществляется, помимо иных условий, только при условии наличия нормативных правовых актов субъектов РФ или муниципальных правовых актов, предусматривающих предоставление гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в денежной форме (в том числе путем перечисления таких субсидий на имеющиеся или открываемые получателями субсидий банковские счета).
Таким образом, в силу прямого указания федерального законодательства (ст. 28.2 Федерального закона РФ "О социальной защите инвалидов в РФ", п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона РФ от 21.07.2007 года "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", п. 4 Правил предоставления субвенций из федерального бюджета, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.12.2007 года определение формы предоставления инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, льготы по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отнесено к исключительной компетенции субъектов РФ.
В Ростовской области порядок финансирования обеспечения государственных полномочий по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственной объединении "Маяк" и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, отдельным категориям граждан из числа ветеранов и инвалидов по оплате жилищно-коммунальных услуг путем предоставления местным бюджетам субвенций из областного бюджета в пределах поступающих субвенций из федерального бюджета, а также порядок предоставления им мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг осуществляется в соответствии с Положением о порядке расходования субвенций, поступающих в областной бюджет из федерального Фонда компенсаций на финансовое обеспечение расходов гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк" и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, отдельным категориям граждан из числа ветеранов и инвалидов, а также порядке предоставления им мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, утвержденным постановлением Администрации Ростовской области от 31.12.2004 года N 537.
Согласно п. 8 названного Положения ежемесячные денежные выплаты предоставляются по месту регистрации по месту жительства (по месту пребывания) на долю занимаемой гражданином общей площади жилого помещения.
Органы социальной защиты населения муниципальных районов и городских округов производят расчет в срок не позднее 25 числа месяца, предшествующего месяцу выплаты, сумм ежемесячных денежных выплат по установленным Администрацией Ростовской области региональным стандартам стоимости жилищных и коммунальных услуг на 1 кв. м общей площади жилого помещения по муниципальным районам и городским округам, в течение 3 дней формируют выплатные ведомости (списки) и передают их в кредитные организации (банки) и почтовые предприятия.
Из материалов дела усматривается, что П.В. является инвалидом 2-й группы и проживает в квартире N "<...>" дома N "<...>" по ул. "<...>" в г. Ростове-на-Дону. Совместно с П.В. в указанной квартире проживают П.Н., П.Е., также являющиеся инвалидом 2-й группы, П.Ю.
МУСЗН Октябрьского района г. Ростова-на-Дону производит расчет ежемесячной денежной выплаты указанным гражданам в соответствии с вышеназванным Положением о порядке расходования субвенций (50%) исходя из стандарта стоимости 1 кв. м общей площади жилья (13,41 руб.) и коммунальных услуг (55,98 руб.) на долю занимаемой ими общей площади жилого помещения.
Таким образом, из материалов дела следует, что предусмотренная положениями ст. 17 Федерального закона РФ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" мера социальной поддержки по предоставлению льготы по оплате жилья и коммунальных услуг П.В., в том числе, членам его семьи, являющихся инвалидами, предоставляется ответчиком в полном объеме и в строгом соответствии с федеральным и областным законодательством.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не усматривает нарушений прав П.В. В связи с чем, считает постановленное по делу судом 1-й инстанции решение подлежащим отмене, как постановленное с нарушением норм материального права.
С учетом изложенного, судебная коллегия считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, принять новое решение, которым в удовлетворении требований прокурора Октябрьского района г. Ростова-на-Дону в интересах П.В. к МУСЗН Октябрьского района г. Ростова-на-Дону об обязании предоставить ежемесячную скидку по оплате жилья и технического обслуживания квартиры N "<...>" в доме N "<...>" по ул. "<...>" в г. Ростове-на-Дону в размере 50% от всей площади, обязании произвести перерасчет отказать в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 361, 362 ГПК РФ, судебная коллегия,
определила:
Решение Октябрьского районного суда г. Ростова-на-Дону от 31.03.2011 года отменить, вынести новое решение, которым в удовлетворении исковых требований прокурора Октябрьского района г. Ростова-на-Дону в интересах П.В. к МУСЗН Октябрьского района г. Ростова-на-Дону об обязании предоставить ежемесячную скидку по оплате жилья и технического обслуживания квартиры N "<...>" в доме N "<...>" по ул. "<...>" в г. Ростове-на-Дону в размере 50% от всей площади, обязании произвести перерасчет - отказать.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)