Судебные решения, арбитраж

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САРАТОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 07.06.2011 ПО ДЕЛУ N 33-3006

Разделы:
Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

САРАТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 7 июня 2011 г. по делу N 33-3006


Судья Стрельникова С.Ю.

Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда
в составе:
председательствующего Машковой Л.Г.,
судей Кривошеевой Н.А. и Заболотной Л.Н.,
при секретаре Д.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Машковой Л.Г. дело по кассационной жалобе администрации Приволжского муниципального образования Энгельсского района Саратовской области на решение Энгельсского районного суда Саратовской области от 21 апреля 2011 года по гражданскому делу по исковому заявлению Х., Н. к администрации Приволжского муниципального образования о признании бездействия органа местного самоуправления незаконным, признании права на внеочередное получение жилого помещения, понуждении к предоставлению жилого помещения, которым постановлено:
признать бездействие администрации Приволжского муниципального образования по признанию жилого помещения, расположенного по адресу: <...>, непригодным для проживания незаконным.
Признать за Х., Н. право на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма, поскольку занимаемое ими жилое помещение не пригодно для проживания и ремонту или реконструкции не подлежит.
Обязать администрацию Приволжского муниципального образования Энгельсского муниципального района предоставить Х. и Н., проживающим по адресу: <...>, благоустроенное жилое помещение на территории Приволжского муниципального образования общей площадью не менее 32 кв. м.
Заслушав доклад судьи Машковой Л.Г., представителя администрации Приволжского муниципального образования - С., поддержавшую доводы жалобы, обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия

установила:

Х., Н. обратились в суд с исковым заявлением к администрации Приволжского муниципального образования (далее - администрация) о признании бездействия администрации по признанию жилого помещения по адресу: <...>, непригодным для проживания незаконным и нарушающим их права и свободы, признании за истцами право на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма, в связи с тем, что их квартира непригодна для проживания и ремонта, реконструкции; обязании администрации предоставить им по договору социального найма жилое помещение в г. Энгельсе Саратовской области, вне очереди.
В обоснование своих требований истцы указали на то, что они зарегистрированы и проживают по адресу: <...>. В 2010 году администрацией они были поставлены на учет в качестве нуждающихся в получении жилого помещения. По состоянию на 29 марта 2010 года номер очереди N. Обращаясь в администрацию, они просили поставить их в очередь как граждан, жилые помещения которых непригодны для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат. Однако, им пояснили, что жилой дом в перечень жилых домов Энгельсского муниципального района, признанных в установленном порядке непригодными для проживания, не входит. Истцы, между тем, указывают, что проживать в той квартире, где они в настоящее время проживают, невозможно. В ней нет ни воды, ни газа, ни отопления. Материал стен и полового покрытия настолько старый, что в местах начал разрушаться. Они неоднократно обращались в администрацию с просьбой создать комиссию для определения пригодности квартиры к проживанию в ней. Однако, администрация никаких реальных шагов не предпринимает. Считают, что администрация обязана была внести дом, в котором они проживают, в перечень жилых домов, непригодных для проживания. Однако, поскольку эта обязанность ответчиком не выполняется, они просят признать за ними право на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма, поскольку жилое помещение, в котором они проживают непригодно для проживания.
Рассмотрев возникший спор, суд постановил указанное выше решение.
В кассационной жалобе администрация просит решение суда отменить и передать дело на новое рассмотрение в тот же суд. В обоснование ссылается на то, что судом не приняты во внимание нормы п. 7 "Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции", согласно которому признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям. 5 февраля 2010 года администрацией вынесено постановление о создании такой комиссии при органе местного самоуправления. Истцам на их заявление о создании комиссии был дан ответ, из которого следует, что они должны представить документы для дальнейшей работы комиссии. Однако, такие документы истцами представлены не были. При рассмотрении дела жилое помещение по адресу: <...>, признано аварийным не было, в связи с чем истцы не имеют право на получение жилого помещения вне очереди. Судом не принято во внимание то обстоятельство, что жилое помещение истцами не поддерживалось в надлежащем состоянии, что привело к антисанитарному состоянию последнего. Истцы в администрацию с заявлением о проведении ремонта в жилом помещении не обращались.
Проверив законность и обоснованность решения суда, согласно ч. 1 ст. 347 ГПК РФ, исходя из доводов кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делами осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, а те, в свою очередь, в силу ст. 56 ГПК РФ должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований и возражений.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 14 Федерального закона N 131-ФЗ от 6 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" обеспечение малоимущих граждан, проживающих в помещении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства отнесено к вопросам местного значения поселения.
Статьей 14 Жилищного кодекса РФ предусмотрены полномочия органов местного самоуправления в области жилищных отношений, в том числе учет муниципального жилищного фонда; ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года N 47, устанавливает требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания.
Согласно п. 42 данного Положения комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
В силу п. 46 Положения комиссия рассматривает поступившее заявление или заключение органа, уполномоченного на проведение государственного контроля и надзора, в течение 30 дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), указанное в пункте 47 настоящего Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения.
По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений:
- о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;
- о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки;
- о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания;
- о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;
- о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции.
Решение принимается большинством голосов членов комиссии и оформляется в виде заключения. Если число голосов "за" и "против" при принятии решения равно, решающим является голос председателя комиссии. В случае несогласия с принятым решением члены комиссии вправе выразить свое особое мнение в письменной форме и приложить его к заключению (п. 47).
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Х. и Н. зарегистрированы и проживают в, общей площадью 23,1 кв. м (л.д. 12), год постройки 1931. Данное жилое помещение состоит в реестре муниципальной собственности Приволжского муниципального образования, что подтверждается справкой Саратовского филиала ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" от 29 декабря 2009 года, сообщением администрации Приволжского муниципального образования (л.д. 13, 21).
Сведений о проведении в данном жилом помещении капитального ремонта ответчиком суду не представлено.
Х. и Н. признаны малоимущими, нуждающимися в жилом помещении по договору социального найма, что подтверждается протоколом N от 24 сентября 2009 года заседания жилищной комиссии при администрации Приволжского муниципального образования (л.д. 20). По сообщению администрации Приволжского муниципального образования на 29 марта 2010 года номер очереди истцов N (л.д. 19).
22 июня 2010 года Х. и Н. обратились с заявлением в администрацию Приволжского муниципального образования с просьбой создать комиссию для обследования занимаемой ими квартиры для решения вопроса о пригодности жилого помещения для проживания, а также определения, подлежит ли жилое помещение ремонту или реконструкции (л.д. 23). В обоснование непригодности занимаемого ими жилого помещения для проживания в нем Х. и Н. ссылались на то, что в помещении нет воды, отопления, газа, слива; стены в трещинах, полы разрушаются, на стенах круглый год грибок, окна трухлявые, двери старые и не закрываются (л.д. 23).
До вынесения решения судом указанное заявление истцов администрацией Приволжского муниципального образования Энгельсского района Саратовской области по существу не рассмотрено, решение по нему не принято. Доказательств того, что заявителям сообщалось о продлении сроков рассмотрения их заявления, суду также не представлено.
Вместе с тем, известно, что 7 июля 2010 года администрацией Приволжского муниципального образования истцам сообщено, что им необходимо представить в администрацию документы, предусмотренные Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (л.д. 24), а именно:
- заявление собственника помещения или заявление гражданина (нанимателя), либо заключение органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции;
- заключения соответствующих органов государственного контроля и надзора; заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения;
- оценку степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения;
- акт государственной жилищной инспекции субъекта РФ о результатах проведенных в отношении жилого помещения мероприятий по контролю.
Из приведенного перечня документов, которые просил представить ответчик, усматривается, что в нем вновь указано на заявление, с которым истцы уже обратились в администрацию (л.д. 23).
Перечень иных предложенных к представлению документов, с учетом статуса заявителей - наниматель и член семьи нанимателя жилого помещения, расположенного в доме муниципального жилого фонда, а также сути заявления, не основан на положениях п. 45 Положения N 47 от 28 января 2006 года.
Исходя из содержания данного пункта Положения для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) жилого помещения для проживания заявитель-наниматель представляет в комиссию вместе с заявлением нотариально заверенные копии правоустанавливающих документов на жилое помещение и план жилого помещения с его техническим паспортом.
По усмотрению заявителя также могут быть представлены заявления, письма, жалобы граждан на неудовлетворительные условия проживания.
Федеральным законом N 59-ФЗ от 20 мая 2006 года "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации (далее также - гражданин) закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
Установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.
В силу ст. 12 данного Закона письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
При таких обстоятельствах, нерассмотрение ответчиком заявления истцов по существу в установленный законом срок судом правомерно расценено в качестве незаконного бездействия органа местного самоуправления.
По тем же основаниям не могут быть приняты в качестве оснований к отмене постановленного решения доводы кассационной жалобы о том, что 5 февраля 2010 года ответчиком создана комиссия для оценки жилых помещений муниципального жилого фонда, к полномочиям которой отнесено разрешение заявления Х. и Н.
При этом судебная коллегия отмечает, что в материалах дела, представленных суду первой инстанции, постановление администрации Приволжского муниципального образования N от 5 февраля 2010 года о создании межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, отсутствует.
Из содержания ст. 57 Жилищного кодекса РФ следует, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев (ч. 1).
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в том числе гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат (ч. 2).
При рассмотрении дела по ходатайству истцов судом назначена строительно-техническая экспертиза, в проведении которой принимали участие стороны по делу. Согласно заключению экспертизы спорное жилое помещение не пригодно к постоянному (круглогодичному) проживанию в нем граждан, поскольку обладает признаками (критериями), позволяющими признать его непригодным для постоянного проживания. С технической точки зрения исследуемые конструктивные элементы квартиры обусловлены исчерпыванием своего ресурса и несоответствием требованиям нормативно-технической документации в связи с их сверхнормативной изношенностью.
Кроме того, выявлено несоответствие жилого помещения санитарно-эпидемиологическим и техническим нормам и правилам.
- Так, расстояние от пола до потолка в помещениях жилой комнаты и кухни составляет 2,4 м вместо положенных 2,5 м (п. 22 Положения N 47 от 28 января 2006 года, п. 5.8 СНиП 31-01-2003 "Здания жилые многоквартирные");
- имеются отслоения и трещины штукатурного слоя стен и перегородки;
- частично отсутствует отмостка по периметру строения, что способствует проникновению атмосферной влаги в основание фундамента и конструкцию стен, что, в свою очередь, вызывает неравномерную осадку здания, появление с стенах трещин (п. 10.4. СНиП 31-01-2003 "Здания жилые многоквартирные");
- зазоры между досками покрытия полов составляют свыше 15 мм (п. 10.6 МДС 31-11.2007 "Устройство полов");
- превышение нормативного предела разницы температуры поверхности пола и температуры внутреннего воздуха не соответствует СНиП 11-3-79* "Строительная теплотехника" и п. 3.5 ГОСТ 30494-96 "Здания жилые и общественные параметры микроклимата в помещениях";
- конструкция заполнения оконных проемов не предусматривает в холодный период года возможность проветривания помещений жилой комнаты и кухни через окна. Во внутренних рамах оконного заполнения отсутствуют форточки (п. 4.5. СанПиН 2.1.2.1002-00 "Санитарно-эпидемиологические требования к жилым зданиям и помещениям".
Данные несоответствия нормам и правилам служат самостоятельным основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания.
Конструкция отопительной печи и кухонного очага имеет 60% физического износа находится в ограниченно работоспособном состоянии, в связи с чем существует реальная угроза отравления угарным газом.
Проживание в жилом помещении по указанным причинам создает угрозу жизни и здоровью проживающих в нем граждан (л.д. 42-58).
Заключение эксперта соответствует показаниям истцов и содержащиеся в нем выводы не опровергнуты ответчиком.
При таких обстоятельствах, оценив в соответствии со ст. 67 ГПК РФ представленные доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Х. и Н. проживают в жилом помещении, которое непригодно для проживания, а также непригодно для ремонта или реконструкции, в связи с чем последние имеют право на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма.
Доводы жалобы являются аналогичными приводимым в судебном заседании, направлены на оспаривание обстоятельств, установленных судом первой инстанции, а потому правового значения для разрешения настоящего дела не имеют.
Предусмотренных ст. 362 ГПК РФ оснований для отмены обжалуемого судебного постановления по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 360, 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Энгельсского районного суда Саратовской области от 21 апреля 2011 года по гражданскому делу по исковому заявлению Х., Н. к администрации Приволжского муниципального образования о признании бездействия органа местного самоуправления незаконным, признании права на внеочередное получение жилого помещения, понуждении к предоставлению жилого помещения оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)