Судебные решения, арбитраж

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САРАТОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 03.05.2011 ПО ДЕЛУ N 33-2358

Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

САРАТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 3 мая 2011 г. по делу N 33-2358


Судья: Богомолов А.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе
председательствующего Машковой Л.Г.,
судей Кириной Л.А., Пашенько С.Б.,
при секретаре Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Комитета по управлению имуществом города Саратова на решение Фрунзенского районного суда г. Саратова от 28 марта 2011 года, которым постановлено:
исковые требования прокурора Фрунзенского района г. Саратова удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования "Город Саратов" в лице комитета по управлению имуществом города Саратова по непринятию объектов жилого фонда - жилых домов, расположенных по адресу: <...> в собственность муниципального образования "Город Саратов", за исключением приватизированных помещений и помещений, находящихся в общей долевой собственности собственников квартир указанного жилого дома.
Обязать открытое акционерное общество "РСУ-1 Саратовгоргражданстрой" передать объекты жилого фонда - жилые дома, расположенные по адресу: <...> в собственность муниципального образования "Город Саратов", за исключением приватизированных помещений и помещений, находящихся в общей долевой собственности собственников квартир указанного жилого дома.
Обязать администрацию муниципального образования "Город Саратов" в лице комитета по управлению имуществом города Саратова принять объекты жилого фонда - жилые дома, расположенные по адресу: <...> в собственность муниципального образования "Город Саратов", за исключением приватизированных помещений и помещений, находящихся в общей долевой собственности собственников квартир указанного жилого дома.
В остальной части исковых требований прокурору Фрунзенского района г. Саратова - отказать.
Взыскать с открытого акционерного общества "РСУ-1 Саратовгоргражданстрой" в доход государства государственную пошлину в размере 200 руб.
Заслушав доклад судьи Кириной Л.А., обсудив доводы кассационной жалобы и изучив материалы дела, судебная коллегия

установила:

Прокурор Фрунзенского района города Саратова обратился в суд с иском в защиту прав и интересов жителей многоквартирных домов к комитету по управлению имуществом Саратовской области и комитету по управлению имуществом г. Саратова, в котором просил признать незаконным бездействие комитета по управлению имуществом Саратовской области по непринятию объектов жилого фонда: жилых домов N <...> N <...> по <...> по акту приема-передачи между открытым акционерным обществом (далее ОАО) "РСУ-1 Саратовгоргражданстрой" и комитетом по управлению имуществом Саратовской области в государственную собственность, обязать комитет по управлению имуществом Саратовской области принять указанные объекты жилого фонда по акту приема-передачи между ОАО "РСУ-1 Саратовгоргражданстрой" и комитетом по управлению имуществом Саратовской области в государственную собственность; признать незаконным бездействие комитета по управлению имуществом города Саратова по непринятию указанных выше объектов жилого фонда в собственность муниципального образования "Город Саратов", обязать комитет по управлению имуществом города Саратова принять объекты жилого фонда: жилые дома N <...> по <...> в собственность муниципального образования "Город Саратов".
Свои требования обосновал тем, что прокуратурой Фрунзенского района города Саратова проведена проверка по коллективному обращению граждан по вопросу передачи жилых домов N <...> по <...> в собственность муниципального образования "Город Саратов", в ходе которой установлено, что распоряжением администрации Фрунзенского района г. Саратова от 28.11.2002 года N 942-р указанные выше жилые дома признаны непригодными для постоянного проживания. В соответствии с планом приватизации РСУ-1 АП "Саратовгоргражданстрой", утвержденным решением комитета по управлению имуществом Саратовской области от 29.12.1992 года N 3, а также решением комитета по управлению имуществом Саратовской области от 12.11.2003 года N 1085 "О внесении изменений в план приватизации РСУ-1 АП "Саратовгоргражданстрой", ОАО "Саратовгоргражданстрой" должен осуществить передачу жилых домов, не включенных в уставной капитал предприятия, в муниципальную собственность города Саратова, в частности спорные жилые дома. Данная передача должна была проводиться на основании Положения "О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность области и муниципальную собственность, утвержденного постановлением администрации Саратовской области от 11.09.1995 года N 300.
В соответствии с распоряжением комитета по управлению имуществом Саратовской области от 11.12.2006 года N 1695 из государственной собственности Саратовской области в собственность муниципального образования "Город Саратов" спорные жилые дома переданы не были.
По информации председателя комитета по управлению имуществом города Саратова муниципального образования "Город Саратов" от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ передача жилого фонда в муниципальную собственность не осуществлена в связи с утратой ОАО "РСУ-1 "Саратовгоргражданстрой" технической документации на объекты недвижимости. ОАО "РСУ-1 "Саратовгоргражданстрой" не осуществил передачу жилфонда в областную собственность по двусторонне оформленному акту приема-передачи между данным предприятием и комитетом по управлению имуществом Саратовской области, в связи с чем данные объекты недвижимости в реестре государственного имущества Саратовской области не значатся.
Непередача объектов жилого фонда в муниципальную собственность нарушает права жильцов на переселение граждан из аварийного жилья в рамках реализации Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".
Рассмотрев заявленные требования, суд постановил указанное выше решение.
С решением не согласился Комитет по управлению имуществом города Саратова, в кассационной жалобе ставит вопрос о его отмене и отказе в удовлетворении заявленных требований. Считает, что в деятельности заявителя отсутствуют признаки бездействия. Комитет обращался с просьбой о принятии решения о передаче спорных объектов недвижимости из государственной собственности Саратовской области в собственность муниципального образования "Город Саратов" в Комитет по управлению имуществом Саратовской области, однако такое решение к заявителю не поступало.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного решения в пределах доводов кассационной жалобы (ст. 347 ГПК РФ), судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. ч. 2, 3 ст. 212 ГК РФ имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится ли имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом. Законом определяются виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности.
Статьей 19 ЖК РФ установлено разделение жилищного фонда в зависимости от формы собственности на частный жилищный фонд (совокупность жилых помещений, находящихся в собственности граждан и в собственности юридических лиц), государственный жилищный фонд (совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации и жилых помещений, принадлежащих на праве собственности субъектам Российской Федерации) и муниципальный жилищный фонд (совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям).
Судом установлено, и не оспаривается сторонами, что решением комитета по управлению имуществом Саратовской области от 29.12.1992 года N 3 был утвержден план приватизации арендного предприятия РСУ-1 "Саратовгоргражданстрой".
Решением комитета по управлению имуществом Саратовской области от 12.11.2003 года N 1085 в план приватизации указанного предприятия были внесены изменения, согласно которым утвержден перечень объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, не включенных в уставной капитал ОАО "РСУ-1 Саратовгоргражданстрой", передаваемых в муниципальную собственность администрации г. Саратова. В указанный перечень объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения были включены жилые дома N <...> по <...>. При этом на ОАО "РСУ - 1 Саратовгоргражданстрой" была возложена обязанность осуществить передачу жилых домов, находящихся в областной собственности, в муниципальную собственность администрации г. Саратова в соответствии с Положением о порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность области и муниципальную собственность, утвержденным Постановлением администрации Саратовской области от 11.09.1995 года N 300.
В настоящее время спорные жилые дома на чьем-либо балансе не состоят. В Едином Государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на данный жилой дом, за исключением государственной регистрации прав собственности отдельных граждан на квартиры в них.
На момент приватизации РСУ-1 АП "Саратовгоргражданстрой" действовал Закон РСФСР от 04 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в РСФСР", ст. 18 которого устанавливает, что при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.
Кроме указанного Закона передача объектов в муниципальную собственность регулировалась действующим на момент приватизации РСУ-1 АП "Саратовгоргражданстрой" Постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 года N 235 "О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности государственную собственность субъекта РФ и муниципальную собственность" и Указом Президента РФ от 24.12.1993 года N 2284 "О Государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 10.01.1993 N 8 "Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий" и пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 235 "О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность" передаче в муниципальную собственность подлежали объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности, находящиеся в ведении предприятий, не включенных в состав приватизируемого имущества предприятий. К их числу отнесены жилищный фонд и обслуживающие его жилищно-эксплуатационные и ремонтно-строительные подразделения предприятий и организаций.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 07.03.1995 года N 235 утверждение плана приватизации предприятия является решением о передаче указанных объектов федеральной собственности в муниципальную.
Пунктом 6.14 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий была предусмотрена обязанность соответствующих органов местного самоуправления принять на свой баланс объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения в срок не более шести месяцев со дня утверждения плана приватизации.
В случае, когда объект не был передан в муниципальную собственность, уровень собственности определялся Приложением N 3 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1992 года N 3020-1, согласно п. 1 которого к объектам муниципальной собственности отнесены объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского (за исключением городов районного подчинения), районного (за исключением районов в городах) Совета народных депутатов, в том числе, жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроенно-пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5 и 7 процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового значения.
Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что спорные жилые дома не вошли в состав в состав приватизируемого имущества, создаваемого в процессе приватизации РСУ-1 АП "Саратовгоргражданстрой", а были выделены из него путем передачи в муниципальную собственность в соответствии с решением комитета по управлению имуществом Саратовской области от 12.11.2003 года N 1085 о передаче указанных объектов, являющихся федеральной собственностью, в муниципальную собственность.
Приведенные в кассационной жалобе доводы основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства, являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены состоявшегося судебного решения.
Ссылку кассатора на то, что в настоящее время действует порядок передачи имущества в муниципальную собственность, установленный ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", судебная коллегия считает несостоятельной, так как указанные правовые акты были приняты после осуществления процедур приватизации арендного предприятия РСУ-1 "Саратовгоргражданстрой". Кроме того, безвозмездная передача имущества, составляющего жилищный фонд, в данном является не добровольной, а законодательно предусмотренной.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 347, 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Фрунзенского районного суда г. Саратова от 28 марта 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Комитета по управлению имуществом города Саратова - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)