Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ ОТ 18.07.2012 ПО ДЕЛУ N 33-608

Разделы:
Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 18 июля 2012 г. по делу N 33-608


Председательствующий - судья

Апелляционная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай в составе:
председательствующего - Алексиной М.В.,
судей - Имансакиповой А.О., Черткова С.Н.,
при секретаре - К.Т.,
с участием прокурора - Затеевой Т.А.,
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя Министерства финансов Республики Алтай Д. на решение суда Республики Алтай от ДД.ММ.ГГГГ, которым
исковые требования прокурора удовлетворены частично.
взыскано с Министерства финансов Республики Алтай за счет казны Республики Алтай в пользу В. денежные средства для покрытия расходов, связанных с приобретением твердого топлива и электроэнергии за 2009 год и 2010 год, в сумме.
в удовлетворении исковых требований прокурора о взыскании в пользу В. денежных средств, для покрытия расходов, связанных с приобретением твердого топлива и электроэнергии, в сумме, отказано.
Заслушав доклад судьи Имансакиповой А.О. судебная коллегия

установила:

Прокурор 28 марта 2012 года обратился в суд с иском к Министерству финансов Республики Алтай, администрации МО "" В. о взыскании денежных средств за 2009 - 2010 годы для покрытия расходов, связанных с приобретением твердого топлива в размере и в счет возмещения платы за электроэнергию. Исковые требования мотивированы тем, что истец является педагогическим работником, работающим в сельской местности, в соответствии с п. 5 ст. 55 Закона РФ "Об образовании" имеет право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением. Согласно ст. 3 Закона Республики Алтай от 07.07.2008 N 78-РЗ "О размерах, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности Республики Алтай" возмещение расходов, связанных с обеспечением педагогических работников, проживающих в домах, не имеющих централизованного отопления, твердым топливом, осуществляется на основании заключенных договоров по объемам твердого топлива, соответствующим потребности для отопления 1 кв. м общей площади жилого дома согласно приложению к данному Закону. Согласно приложению к Закону Республики Алтай от 07.07.2008 N 78-РЗ норматив потребления твердого топлива для отопления 1 кв. м общей площади жилого дома дровами для района составляет 0,319 куб. м. Согласно ч. 3 ст. 3 Закона Республики Алтай от 07.07.2008 N 78-РЗ "О размерах, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности Республики Алтай" возмещение расходов, связанных с освещением жилого помещения, осуществляется по установленным тарифам и показаниям приборов учета электроэнергии, потребляемой для освещения жилого помещения. При отсутствии приборов учета объем электроэнергии, потребляемой для освещения жилого помещения, определяется расчетным путем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и составляет 1,77 кВт/час в месяц на 1 кв. м общей площади занимаемого жилого помещения. В нарушение ст. 3 Закона Республики Алтай N 78-РЗ от 07.07.2008 педагогическим работникам в 2009 году не было поставлено твердое топливо и не была возмещена плата за электроснабжение жилого помещения в полном объеме, в 2010 году отделом труда и социального развития администрации муниципального образования "" плата за электроснабжение была возмещена частично, твердое топливо было предоставлено по 7 куб. м из расчета 630 рублей за 1 куб. м, что подтверждается справками отдела труда и социального развития администрации муниципального образования "". Таким образом, истцу в 2009 и 2010 годах меры социальной поддержки не оказывались в объеме заявленных требований, в соответствии с расчетами, приложенными к исковому заявлению.
Суд вынес вышеизложенное решение, с которым не согласился представитель Министерства финансов Республики Алтай Д., просит отменить решение суда, как принятое с нарушением норм материального и процессуального права. В обоснование жалобы указывает, что согласно Закону РФ N 3266-1 от 10.07.1992 г. "Об образовании" педагогические работники образовательных учреждений пользуются правом на бесплатную площадь с отоплением и освещением в сельской местности, данное право является федеральной мерой социальной поддержки, а, следовательно, ее предоставление является расходным обязательством Российской Федерации. Размер и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации. Взыскание с Минфина Республики Алтай за счет казны Республики Алтай денежных средств для покрытия расходов, связанных с приобретением твердого топлива, противоречит положениям ст. 26.3 ФЗ от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", где не определено полномочие органов власти субъекта РФ по предоставлению за счет собственных средств расходов по предоставлению педагогическим работникам сельской местности льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. Согласно п. 7 ст. 26.3 вышеприведенного федерального закона полномочия Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, а также полномочия Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, не предусмотренные п. 2 ст. 26.3, могут передаваться для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации федеральными законами. В соответствии со ст. 4 Закона Республики Алтай от 07.07.2008 т. N 78-РЗ "О размерах, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности Республики Алтай" финансовое обеспечение расходов, связанных с реализацией данного закона осуществляется за счет средств республиканского бюджета Республики Алтай с учетом средств, выделяемых из федерального бюджета на указанные цели. Судом не приняты во внимание и не дана надлежащая оценка доводам Минфина РА о применении норм Бюджетного кодекса РФ в спорной ситуации. В соответствии с п. п. 1, 3 ст. ст. 3, 4 Закона Республики Алтай от 07 июля 2008 года N 78-РЗ "О размерах, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности Республики Алтай" предусмотрено, что возмещение организациям, предоставляющим жилищно-коммунальные услуги, расходов, связанных с предоставлением педагогическим работникам мер социальной поддержки, производится на основании заключенных с организациями договоров. Возмещение расходов, связанных с освещением жилого помещения, осуществляется по установленным тарифам и показаниям приборов учета электроэнергии, потребленной для освещения жилого помещении. При отсутствии приборов учета объем электроэнергии, потребляемой для освещения жилого помещения, определяется расчетным путем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и составляет 1,77 кВт/час в месяц на 1 кв. м общей площади занимаемого жилого помещения. Финансовое обеспечение расходов, связанных с реализацией настоящего Закона, осуществляется за счет средств республиканского бюджета Республики Алтай с учетом средств, выделяемых из федерального бюджета на указанные цели. На основании сведений Российской Федерацией предоставляется субвенция на предоставление мер социальной поддержки педагогических работников, работающих и проживающих в сельской местности, то есть на определенную цель, которая закладывается в федеральный бюджет и отражается в Федеральном законе о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год. Однако, Российской Федерацией денежные средства на данные цели не были предусмотрены и бюджету субъекта Российской Федерации не перечислялись.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав прокурора Затееву Т.А., полагавшую решение законным и обоснованным, апелляционная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.
Разрешая возникший спор, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им оценку, основанную на нормах материального права.
Согласно пунктам "е", "ж", "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации общие принципы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта, координации вопросов здравоохранения, социальной защиты, включая социальное обеспечение и жилищное законодательство, находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Принимаемые по ним законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральному законодательству.
В соответствии с п. 5 ст. 55 Закона РФ от 10 февраля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" пенсионеры и педагогические работники образовательных учреждений имеют право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Согласно Федеральному закону от 06 мая 2003 года N 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона РФ "Об образовании", устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.
Из преамбулы Закона Республики Алтай от 07 июля 2008 года N 78-РЗ "О размерах, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности Республики Алтай" следует, что настоящий Закон в соответствии со статьей 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" в целях формирования межбюджетных отношений устанавливает размеры, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам, проживающим в сельской местности Республики Алтай и работающим в государственных или муниципальных учреждениях образования, культуры, искусства, здравоохранения, социальной защиты, расположенных в сельской местности, а также указанным педагогическим работникам, вышедшим на трудовую пенсию по старости, если педагогический стаж работы этих работников в сельской местности составляет не менее десяти лет и ко дню выхода на трудовую пенсию по старости (инвалидности) они пользовались мерами социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг.
Согласно статье 1 Закона Республики Алтай от 07 июля 2008 года N 78-РЗ "О размерах, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности Республики Алтай" в связи с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам по оплате жилого помещения, отопления и освещения подлежат возмещению следующие виды расходов: плата за жилое помещение, в том числе плата по договору найма жилого помещения, входящего в частный жилищный фонд; плата за электроснабжение жилого помещения в части освещения; плата за отопление жилого помещения, в том числе приобретение и доставка твердого топлива при отсутствии центрального отопления.
Возмещение расходов, связанных с обеспечением педагогических работников, проживающих в домах, не имеющих централизованного отопления, твердым топливом осуществляется на основании заключенных договоров по объемам твердого топлива, соответствующим потребности для отопления 1 кв. м общей площади жилого дома согласно приложения (п. 2 ст. 3 Закона РА N 78-РЗ). Из приложения к данному Закону следует, что норматив потребности для отопления 1 кв. м жилья по району составляет 0,319 куб. м дров.
В соответствии с п. 3 статьи 3, ст. 4 Закона Республики Алтай от 07 июля 2008 года N 78-РЗ "О размерах, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности Республики Алтай", возмещение расходов, связанных с освещением жилого помещения, осуществляется по установленным тарифам и показаниям приборов учета электроэнергии, потребляемой для освещения жилого помещения. При отсутствии приборов учета объем электроэнергии, потребляемой для освещения жилого помещения, определяется расчетным путем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и составляет 1,77 кВт/час в месяц на 1 кв. м общей площади занимаемого жилого помещения. Финансовое обеспечение расходов, связанных с реализацией настоящего Закона, осуществляется за счет средств республиканского бюджета Республики Алтай с учетом средств, выделяемых из федерального бюджета на указанные цели.
Постановлением Правительства Республики Алтай от 10 июня 2009 года N 128 утверждены Правила возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате твердого топлива педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности Республики Алтай в домах, не имеющих центрального отопления.
Согласно п. 2 вышеуказанных Правил меры социальной поддержки педагогическим работникам по оплате твердого топлива предоставляются в денежной форме в виде единовременной денежной компенсации в размере понесенных педагогическим работником расходов за приобретенное топливо и его доставку. В соответствии с п. 7 Правил расчет суммы компенсации производится в пределах розничной цены, установленной органами местного самоуправления. Компенсация предоставляется на основании платежных документов либо договоров купли-продажи.
Судом первой инстанции установлено, что В. работает в филиале N "" МДОУ д/с "" с. в должности воспитателя с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, следовательно, она относится к категории педагогических работников, имеющих право на получение мер социальной поддержки в виде бесплатного жилого помещения с отоплением и освещением, однако, в связи с непредставлением топлива в полном объеме в 2009 - 2010 годах истица была вынуждена приобрести твердое топливо за свой счет, о чем свидетельствует договоры купли-продажи твердого топлива от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ
Согласно статьям 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации, или муниципальным образованием.
В статье 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что в случаях, когда причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии со статьей 125 Гражданского кодекса Российской Федерации эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
В пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации N 6\\8 от 01.07.96 г. "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что в случае предъявления гражданином или юридическим лицом требования о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, необходимо иметь в виду, что ответчиком по такому делу должны признаваться Российская Федерация, соответствующий субъект Российской Федерации или муниципальное образование.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями приведенных выше норм, пришел к правильному выводу о том, что финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг педагогическим работникам, работавшим и проживающим в сельской местности, должно было осуществляется должным образом органами местного самоуправления за счет средств республиканского бюджета.
Таким образом, апелляционная коллегия находит правильным, основанным на нормах закона вывод суда первой инстанции о частичном удовлетворении требований В. к Министерству финансов Республики Алтай о взыскании сумм задолженности по предоставлению мер социальной поддержки по оплате твердого топлива и возмещения платы за электроэнергию за счет казны Республики Алтай.
Доводы апелляционной жалобы о неверном толковании абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона N 3266-1 от 10.07.1992 г. "Об образовании", ст. 2 Федерального закона от 06.05.2003 г. N 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики", ст. 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" апелляционная коллегия находит несостоятельными ввиду следующего.
Как следует из решения, суд, проанализировав федеральное и республиканское законодательство в области мер социальной поддержки педагогов, проживающих и работающих в сельской местности, пришел к выводу о том, что финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности, осуществляется за счет средств республиканского бюджета.
Учитывая вышеизложенное, апелляционная коллегия находит данные выводы суда правильными, так как согласно п. 1 ст. 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации. Законом Республики Алтай N 78-РЗ от 07.07.2008 г. "О размерах, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности Республики Алтай", действовавшим на момент возникновения спорных правоотношений, предусмотрено несение расходов на эти цели из республиканского бюджета, которые подлежат компенсации в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июня 2003 года N 377.
Апеллянт в жалобе указал, что в нарушение ч. 4 ст. 67 ГПК РФ судом не приняты во внимание и не дана оценка доводам Минфина Республики Алтай о применении норм Бюджетного кодекса РФ в спорной ситуации, судом не дана оценка применения положений ст. 1, ст. 152 БК РФ, которые определяют, что гражданин РФ не является участником бюджетных правоотношений. Апелляционная коллегия находит, что суд первой инстанции при принятии решения правильно не руководствовался нормами бюджетного законодательства, поскольку в силу положений ст. 152 БК РФ гражданин РФ не является участником бюджетных правоотношений. В данном же случае правоотношения между истцом и ответчиком возникли в результате нарушения прав истца на обеспечение ее бесплатной жилой площадью с отоплением и освещением, и, как следствие, причинением ей ущерба, а поэтому возникший спор суд правильно разрешил, руководствуясь ст. ст. 1069, 1071 ГК РФ, по мотивам, изложенным в решении.
Таким образом, апелляционная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, апелляционная коллегия,

определила:

Решение суда Республики Алтай от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Министерства финансов Республики Алтай Д. - без удовлетворения.

Председательствующий
М.В.АЛЕКСИНА

Судьи
А.О.ИМАНСАКИПОВА
С.Н.ЧЕРТКОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)