Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САРАТОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 29.08.2012 ПО ДЕЛУ N 33-4958

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

САРАТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 29 августа 2012 г. по делу N 33-4958


Судья Сушинских Е.Г.

Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Грибалевой М.Н.,
судей Тришкиной М.А., Песковой Ж.А.
при секретаре Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации Александрово-Гайского муниципального района Саратовской области на решение Новоузенского районного суда Саратовской области от 25 июня 2012 года по делу по иску прокурора Александрово-Гайского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Александрово-Гайского муниципального района Саратовской области о возложении обязанности по постановке на учет бесхозяйного имущества.
Заслушав доклад судьи Грибалевой М.Н., объяснения представителя третьего лица ОАО "Саратовоблгаз" А., прокурора отдела по обеспечению производства в гражданском процессе Саратовской областной прокуратуры Волосатых Т.А., возражавших против доводов апелляционной жалобы и отмены решения суда, исследовав материалы дела, судебная коллегия

установила:

Прокурор Александрово-Гайского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Александрово-Гайского муниципального района Саратовской области о возложении обязанности по постановке на учет бесхозяйного имущества, мотивируя свои требования тем, что при проведении проверки исполнения законодательства при использовании бюджетных средств в жилищно-коммунальной сфере, а также соблюдения прав граждан при предоставлении коммунальных услуг в августе 2011 года установлено, что на территории района имеются бесхозяйные недвижимые объекты (бесхозяйные газопроводы), которые являются объектами коммунальной инфраструктуры: ГРПШ-); подземный газопровод высокого давления от места врезки до ГРПШ-10, протяженностью 60 м; ГРПШ-; подземный газопровод высокого давления от места врезки до ГРПШ-10, протяженностью 2 м; надземный газопровод низкого давления от ГРПШ-10, протяженностью 250 м. По представленной администрацией Александрово-Гайского муниципального района информации постановку на учет в регистрирующий орган как бесхозяйного имущества указанных объектов коммунальной инфраструктуры планируется осуществить при наличии денежных средств в 2012 году. В настоящее время газопроводы ни у одной организации на учете не стоят и являются бесхозяйными объектами. В связи с этим просил суд обязать администрацию Александрово-Гайского муниципального района Саратовской области в течение 1 месяца с момента вынесения решения обратиться в Питерский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Саратовской области с заявлением о принятии на учет как бесхозяйных объектов коммунальной инфраструктуры указанных выше газопроводов.
Решением Новоузенского районного суда Саратовской области от 25 июня 2012 года заявленные требования удовлетворены. На администрацию Александрово-Гайского муниципального района Саратовской области возложена обязанность в течение 1 месяца с момента вступления решения в законную силу обратиться в Питерский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области с заявлением о принятии на учет как бесхозяйных объектов коммунальной инфраструктуры вышеперечисленных газопроводов.
В апелляционной жалобе администрация Александрово-Гайского муниципального района Саратовской области (далее Администрация) просит решение суда отменить. В доводах указывает, что прокурором необоснованно подано заявление в интересах неопределенного круга лиц, так как спорные газорегуляторные пункты используются для бытового газоснабжения индивидуальных потребителей. В суде было установлено, что заказчиками проектов газоснабжения и подрядных работ являлись физические лица Д. и Б., таким образом, у прокурора не имелось оснований для обращения с настоящим иском в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ. Истцом не доказано, что газопроводы являются опасными производственными объектами. Суд не учел, что в силу действующего законодательства органы местного самоуправления поселения могут и обязаны самостоятельно реализовывать полномочия по решению своих вопросов местного значения (участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района). У суда отсутствовали основания для признания спорных объектов бесхозяйными.
Представитель третьего лица ОАО "Саратовоблгаз" А. поддержал доводы, изложенные в поданных суду возражениях на апелляционную жалобу, просил оставить решение суда без изменения.
Прокурор отдела по обеспечению производства в гражданском процессе Саратовской областной прокуратуры Волосатых Т.А. в судебном заседании полагала состоявшееся решение суда первой инстанции законным и обоснованным, постановленном при правильном применении норм материального и процессуального права, просила оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители администрации Александрово-Гайского муниципального района Саратовской области, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились, о причинах неявки и доказательств уважительности этих причин не сообщили, что в силу требований ст. 167 ГПК РФ является основанием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения районного суда согласно требованиям ст. 327.1 ГПК РФ судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Согласно ч. 1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
В соответствии с пп. 4 п. 6 ст. 14 Федерального закона N 261-ФЗ от 23 ноября 2009 года "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" региональные, муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности должны включать мероприятия по выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов (включая газоснабжение, тепло- и электроснабжение), организации постановки в установленном порядке таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и затем признанию права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества.
В соответствии с пп. 4, 7 ч. 1 ст. 15 указанного Федерального закона к вопросам местного значения муниципального района относятся: организация в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений в пределах полномочий, установленных законодательством РФ; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района.
Органы местного самоуправления муниципального района обладают всеми правами и полномочиями органов местного самоуправления поселения на межселенных территориях, в том числе полномочиями органов местного самоуправления поселения по установлению, изменению и отмене местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (ч. 2 ст. 15 ФЗ N 131).
Удовлетворяя заявленные исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится - участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, а объекты недвижимости, указанные в исковом заявлении находятся на территории одного поселения - Александрово-Гайского муниципального образования, входящего в состав Александрово-Гайского муниципального района и принятие муниципальной целевой программы администрацией Александрово-Гайского муниципального района свидетельствует о "самостоятельной" реализации муниципальным районом полномочий в данном случае и поселения, поскольку согласно ответу заместителя главы администрации муниципального района Н. прокурору Александрово-Гайского района N 1658 от 30.09.2011 г. администрацией Александрово-Гайского муниципального района проводились мероприятия по выявлению собственников вышеуказанных объектов, и в случае отсутствия этих собственников администрация Александрово-Гайского муниципального района обязалась оформить данные объекты в муниципальную собственность, кроме того администрацией разработана и утверждена комплексная программа "Энергоснабжение и повышение энергетической эффективности Александрово-Гайского муниципального района на 2011-2012 годы", пунктом 3.4. которой предусмотрены "мероприятия по выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов (включая газоснабжение, тепло и электроснабжение), организации постановки в установленном порядке таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и затем признанию права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества" и пунктом 3.5 - "мероприятия по организации управления бесхозяйными объектами недвижимого имущества, используемыми для передачи энергетических ресурсов, с момента выявления таких объектов, в том числе определению источника компенсации возникающих при их эксплуатации нормативных потерь энергетических ресурсов (включая тепловую энергию, электрическую энергию), в частности за счет включения расходов на компенсацию данных потерь в тариф организации, управляющей такими объектами" (л.д. 29-33).
В судебном заседании установлено и не оспорено сторонами, что вышеуказанные объекты являются взрывоопасными, поскольку согласно Правилам безопасности систем газораспределения и газопотребления, утвержденного Постановлением Госгортехнадзора РФ от 18 марта 2003 года, охранная зона газораспределительной сети - территория с особыми условиями использования, устанавливаемая вдоль трасс газопроводов и вокруг других объектов газораспределительной сети в целях обеспечения нормальных условий ее эксплуатации и исключения возможности ее повреждения и они являются бесхозяйными, поскольку согласно сведений Питерского отдела Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области отсутствует информация о правах на вышеуказанные объекты (л.д. 21-25).
С учетом вышеперечисленных положений законодательства РФ судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований прокурора Александрово-Гайского района Саратовской области к администрации Александрового-Гайского муниципального района, поскольку указанный муниципальный район не является надлежащим ответчиком по делу.
В статье 2 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" определены основные термины и понятия:
- сельское поселение - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;
- городское поселение - город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;
- поселение - городское или сельское поселение;
- муниципальный район - несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;
- муниципальное образование - городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения;
- межселенная территория - территория, находящаяся вне границ поселений;
- вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно;
- вопросы местного значения межпоселенческого характера - часть вопросов местного значения, решение которых в соответствии с настоящим Федеральным законом и муниципальными правовыми актами осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления муниципального района самостоятельно;
- органы местного самоуправления - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжение населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с положениями ст. 7 Федерального закона от 31.03.1999 г. N 69-ФЗ (ред. от 07.11.2011) "О газоснабжении в Российской Федерации" организация газоснабжения населения является полномочием органов местного самоуправления поселений и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.
Кроме того, исходя из п. 8 ч. 1 ст. 14 указанного Закона, к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
Как следует из материалов дела, бесхозяйные объекты ГРПШ-10 подземный газопровод высокого давления от места врезки до ГРПШ-10 по <...>, протяженностью 60 м; ГРПШ-; подземный газопровод высокого давления от места врезки до ГРПШ-10, протяженностью 2 м; надземный газопровод низкого давления от ГРПШ-10, протяженностью 250 м находятся на территории одного поселения - Александрово-Гайского муниципального образования.
В соответствии с ч. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 N 580 утверждено Положение о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, где также в п. 5 предусмотрено, что принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.
Согласно ч. 4 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Указанные соглашения должны заключаться на определенный срок, содержать положения, устанавливающие основания и порядок прекращения их действия, в том числе досрочного, порядок определения ежегодного объема указанных в настоящей части межбюджетных трансфертов, необходимых для осуществления передаваемых полномочий, а также предусматривать финансовые санкции за неисполнение соглашений.
Для осуществления переданных в соответствии с указанными соглашениями полномочий органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования.
В материалах дела отсутствуют сведения о заключении между органами местного самоуправления муниципального района и поселения соответствующего соглашения о передаче части своих полномочий. Администрация Александрово-Гайского муниципального образования к участию в деле не привлекалась.
С учетом изложенного решение суда об удовлетворении иска прокурора Александрово-Гайского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Александрово-Гайского муниципального района Саратовской области о возложении обязанности по постановке на учет бесхозяйного имущества подлежит отмене в связи с допущенными судом первой инстанции нарушениями норм материального и процессуального права (подп. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ), с принятием по делу нового решения об отказе прокурору Александрово-Гайского района в интересах неопределенного круга лиц в иске к администрации Александрово-Гайского муниципального района Саратовской области о возложении обязанности по постановке на учет бесхозяйного имущества.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 327.1., 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда

определила:

решение Новоузенского районного суда Саратовской области от 25 июня 2012 года по делу по иску прокурора Александрово-Гайского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Александрово-Гайского муниципального района Саратовской области о возложении обязанности по постановке на учет бесхозяйного имущества - отменить. В иске прокурору Александрово-Гайского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Александрово-Гайского муниципального района Саратовской области о возложении обязанности по постановке на учет бесхозяйного имущества отказать.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)