Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САРАТОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 22.08.2012 ПО ДЕЛУ N 33-4744

Разделы:
Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

САРАТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 22 августа 2012 г. по делу N 33-4744


Судья Кондрашкина Ю.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Елкановой И.А.,
судей Ефимовой И.В., Тришкиной М.А.,
при секретаре К.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Ефимовой И.В. дело по иску прокурора Ленинского района города Саратова в защиту прав и законных интересов А. к администрации муниципального образования "Город Саратов" о предоставлении жилого помещения, по апелляционным жалобам представителей администрации муниципального образования "Город Саратов" и комитета по управлению имуществом города Саратова на решение Волжского районного суда г. Саратова от 26 июня 2012 года, которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи, объяснения А., прокурора Медведевой З.А., возражавших относительно удовлетворения апелляционных жалоб, исследовав материалы дела, обсудив доводы жалоб, судебная коллегия

установила:

прокурор Ленинского района г. Саратова обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов А. к администрации муниципального образования "Город Саратов" о предоставлении жилого помещения.
Заявленные требования прокурор мотивирует тем, что А. проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: <...>, по договору социального найма от <...>.
На основании решения Саратовского горисполкома N от <...>, распоряжения исполнительного комитета ФИО2 народных депутатов N-р от <...> дом, в котором расположено жилое помещение, признан аварийным и непригодным для постоянного проживания. До настоящего времени вопрос об отселении жителей дома и о предоставлении им квартир ответчиком не решен.
Прокурор просил суд обязать администрацию муниципального образования "Город Саратов" предоставить А. и членам ее семьи благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее ранее занимаемого, отвечающее установленным требованиям и находящееся в черте города Саратова.
26.06.2012 года Волжским районным судом г. Саратова принято решение, которым на администрацию муниципального образования "Город Саратов" возложена обязанность предоставить А. на состав семьи из трех человек (А., Р.Н., Р.Р.) благоустроенное жилое помещение в черте г. Саратова, общей площадью не менее 44,9 кв. метров, состоящее не менее чем из двух комнат, по договору социального найма.
Не согласившись с решением суда, представитель ответчика администрации муниципального образования "Город Саратов" и представитель третьего лица комитета по управлению имуществом города Саратова подали апелляционные жалобы, в которых содержится просьба решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать
Авторы жалоб полагают, что судом первой инстанции при рассмотрении дела неправильно применены нормы материального права. Судом не учтено, что порядок признания жилого помещения непригодным для проживания в настоящее время регулируется Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 года N 47. Уполномоченным органом по признанию жилых помещений непригодными для постоянного проживания является межведомственная комиссия, создаваемая органом местного самоуправления. К компетенции органа местного самоуправления отнесено принятие решения о дальнейшем использовании жилого помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Жилой дом на балансе администрации Ленинского района г. Саратова не состоял, находился на балансе <...>, а затем в 1999 году передан по акту приема-передачи на баланс. На основании решения исполнительного комитета Саратовского городского совета народных депутатов N от <...> на предприятия и другие организации, имеющие на своих балансах жилые дома серии К-7-2-4, обязаны были до определить техническое состояние домов и подготовить предложения по осуществлению мероприятий для обеспечения последующей эксплуатации домов.
С <...> по <...> вопрос о непригодности жилых помещений для постоянного проживания должен был разрешаться в соответствии с Приказом Минжилкомхоза РСФСР от N. В соответствии с действующим законодательством единственной обязанностью, возложенной на исполком Ленинского районного совета, а в дальнейшем на администрацию Ленинского района г. Саратова, являлось утверждение актов межведомственной комиссии.
Процедура признания жилого дома непригодным для проживания, предусмотренная Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 года N 47, не соблюдена, решение о сносе дома органами местного самоуправления в установленном порядке не принималось, в связи с чем у истца отсутствует право на получение благоустроенного жилого помещения, а у ответчика отсутствуют основания для предоставления жилого помещения согласно ст. 86 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Кроме того, в соответствии с требованиями жилищного законодательства жилые помещения предоставляются гражданам при наличии одновременно двух условий: признание занимаемого ими жилого помещения непригодным для проживания, не подлежащими ремонту и реконструкции, а также установление нуждаемости в улучшении жилищных условий. Сведений, подтверждающих факт нуждаемости истца в улучшении жилищных условий, по мнению авторов жалоб, не представлено.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе (в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Статья 40 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно статье 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение вопросов местного значения, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Местное самоуправление осуществляется гражданами через выборные и другие органы местного самоуправления.
Статья 14 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусматривает, что к вопросам местного значения поселения относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства.
Как следует из Устава города Саратова, принятого решением Саратовской городской Думы от 18.12.2005 г. N 67-649, город Саратов является городским поселением, наделенным Законом Саратовской области статусом городского округа, в пределах которого осуществляется местное самоуправление. Исполнительно-распорядительным органом в структуре органов местного самоуправления поселения является администрация муниципального образования "Город Саратов", которая наделена Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения (ст. ст. 22, 33 Устава города Саратова).
Судом первой инстанции установлено, что А. предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: <...>, на основании договора социального найма от <...>, заключенного с муниципальным образованием <...> в лице администрации муниципального образования "Город Саратов" (л.д. 13). Жилое помещение имеет общую площадь 44,9 кв. метров и состоит из двух комнат (л.д. 60-61).
В квартире зарегистрированы и проживают с июня 1999 года истец и члены ее семьи - дочь Р.Н. и внук Р.Р., что подтверждается справкой, выданной (л.д. 14).
Решением исполкома Саратовского городского совета народных депутатов N 420 от 30.12.1983 года "О переселении жильцов из аварийных жилых домов серии N К-7-2-4" на предприятия и организации, имеющие на балансе указанные дома, возложена обязанность определить техническое состояние домов, по результатам обследования подготовить предложения через соответствующие министерства и ведомства, включая осуществление мероприятий с целью их последующей эксплуатации (л.д. 17-18).
администрации Ленинского района г. Саратова издано распоряжение N-Р, которым утвержден акт междуведомственной комиссии о признании жилого по проспекту непригодным для постоянного проживания (л.д. 16).
В 2002 году проводилось повторное обследование жилого по проспекту, составленный междуведомственной комиссией акт о признании дома непригодным для проживания утвержден распоряжением администрации Ленинского района г. Саратова N-Р от <...> (л.д. 15).
В настоящее время решение вопроса о непригодности жилых помещений для постоянного проживания регулируется Положением о признании помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации N 47 от 28.01.2006 года. В силу п. 7 данного Положения признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией.
Постановлением администрации г. Саратова от 29.01.2007 года N 36 утверждено Положение о межведомственной комиссии по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу. В силу п. 1.4 Положения комиссия осуществляет признание помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу на основании оценки соответствия помещений и многоквартирных домов требованиям, установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 года N 47.
Межведомственной комиссией, по признанию жилыми помещениями, нежилых помещений пригодными (непригодными для проживания в многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу, созданной постановлением главы администрации г. Саратова от 30.12.2008 года, жилые помещения признаны непригодными для проживания, а жилой дом N 38 "б" по проспекту Строителей г. Саратова - подлежащим сносу (л.д. 51-53).
Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет.
В случае признания жилого помещения непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции, законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (часть 2 статьи 57 ЖК РФ), при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Статьей 85 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.
Согласно статье 87 Жилищного кодекса Российской Федерации, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 Жилищного кодекса Российской Федерации, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.
Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире.
В соответствии с разъяснением, содержащимся в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 ЖК РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства, учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимается. Граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (статьи 55 Жилищного кодекса Российской Федерации).
При этом ни из статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, ни из каких-либо других положений Жилищного кодекса Российской Федерации не следует, что условием внеочередного предоставления жилья гражданам, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания, является нахождение гражданина на учете в момент возникновения обстоятельств, обусловивших непригодность жилого помещения для проживания.
Поскольку жилищные правоотношения носят длящийся характер, - к данному спору применимы нормы, содержащиеся в ст. 89 Жилищного кодекса Российской Федерации в части тех прав и обязанностей, которые возникли после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (ст. 5 Федерального закона от 29.12.2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации").
Ранее действовавшее законодательство - Жилищный кодекс РСФСР - предусматривало, что периодически, в сроки, устанавливаемые Советом Министров РСФСР, производится обследование состояния жилых домов государственного и общественного жилищного фонда. Непригодные для проживания жилые дома и жилые помещения переоборудуются для использования в других целях либо такие дома сносятся по решению Совета Министров автономной республики, исполнительного комитета краевого, областного Совета народных депутатов, Совета народных депутатов автономной области, автономного округа, исполнительного комитета Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов.
Проведение обследования состояния домов и жилых помещений, а также признание их непригодными для проживания производятся в порядке, определяемом Советом Министров РСФСР.
В силу ст. 37 Жилищного кодекса РСФСР вне очереди жилое помещение предоставляется гражданам, жилище которых в результате стихийного бедствия стало непригодным для проживания; в других случаях, предусмотренных законодательством Союза ССР и РСФСР.
Предоставляемое гражданам в связи с выселением другое благоустроенное жилое помещение должно отвечать требованиям статей 40 и 41 настоящего Кодекса, находиться в черте данного населенного пункта и быть размером не менее ранее занимаемого. Если наниматель занимал отдельную квартиру или более одной комнаты, ему соответственно должна быть предоставлена отдельная квартира или жилое помещение, состоящее из того же числа комнат (ст. 96 Жилищного кодекса РСФСР).
Довод жалобы о том, что судом не была установлена нуждаемость истца в жилом помещении, опровергается сведениями, предоставленными Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области, из которых следует, что у истца и членов ее семьи иные жилые помещения, принадлежащие им на праве собственности, отсутствуют (л.д. 37-39).
Судебная коллегия критически относится к доводу жалобы о том, что по в находился на балансе другой организации, которая должна была осуществлять мероприятия по обеспечению последующей эксплуатации дома, и у ответчика не возникло обязанности по предоставлению жилья. Как следует из материалов дела, каких-либо мероприятий по отселению граждан из аварийного жилья во исполнение распоряжений и постановлений, изданных органами власти в 1980-1990-х годах, не было осуществлено. Жилой дом передан в муниципальную собственность, с истцом заключен договор социального найма, следовательно, обязанность по предоставлению истцу и членам ее семьи жилого помещения вместо ранее занимаемого возникла у органа местного самоуправления в силу ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст. 67 ГПК РФ, каких-либо нарушений норм процессуального закона при рассмотрении дела, влекущих отмену принятого судом решения, не допущено (ст. 330 ГПК РФ).
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Волжского районного суда города Саратова от 26.06.2012 года оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)