Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 15.08.2012 ПО ДЕЛУ N 33-6812/2012

Разделы:
Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 15 августа 2012 г. по делу N 33-6812/2012


Судья: Кулакова Г.Н.

Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего - Емельянова В.А.
судей - Сударьковой Е.В., Охременко О.В.
с участием прокурора - Дозорцевой Е.Г.
при секретаре - П.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Сударьковой Е.В. гражданское дело по иску прокурора Богучанского района в интересах пенсионера Л. к Муниципальному учреждению Управлению социальной защиты населения администрации Богучанского района о взыскании задолженности по предоставлению льгот за отопление педагогическому работнику,
по апелляционной жалобе ответчика МУ УСЗН администрации Богучанского района Красноярского края на решение Богучанского районного суда от 23 мая 2012 года, которым постановлено:
"Исковые требования прокурора Богучанского района удовлетворить.
Взыскать в пользу Л. с Муниципального учреждения Управления социальной защиты населения администрации Богучанского района - 86 152, 54 руб. и госпошлину в доход государства в
размере 2 784, 58 руб."
Заслушав докладчика, судебная коллегия

установила:

Прокурор Богучанского района предъявил в суде иск в интересах Л. к МУ Управление социальной защиты населения администрации Богучанского района о взыскании задолженности по предоставлению льгот за отопление педагогическому работнику. Свои требования истец мотивировал тем, что Л. является педагогом, проработавшим в сельской местности более 10 лет. В январе 2012 года обратился к ответчику с заявлением о предоставлении ему льгот по оплате за отопление и электроэнергию. Письмом от 27 января 2012 года за N 346 ответчик отказал в предоставлении мер социальной поддержки, поскольку такие льготы в соответствии с действующим законодательством предоставляются только работающим педагогическим работникам. На педагогов, получающих трудовую пенсию по старости нормы Закона Красноярского края N 10-4691 от 10.06.2010 года не распространяются.
Отказ в предоставлении мер социальной поддержки в виде выплат на оплату жилой площади с отоплением и освещением считает незаконным, так как п. 5 ст. 55 Закона РФ "Об образовании" предусмотрено право в том числе педагогов, вышедших на пенсию, на получение таких выплат.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель МУ УСЗН администрации Богучанского района Красноярского края просит об отмене принятого по делу решения, ссылаясь при этом на то, что судом неверно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, не применен закон подлежащий применению. При разрешении требований прокурора, судом не принято во внимание, что истец обратился в УСЗН с заявлением о предоставлении ему льгот как педагогу - пенсионеру только 08 октября 2011 года. До указанного времени, истец пользовался льготами как ветеран труда Красноярского края и лицо, пострадавшее от политических репрессий. В соответствии со ст. 5 Закона Красноярского края от 10 июня 2010 года за N 10-4691 "О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)" педагогическим работникам имеющим право на предоставление денежных выплат по настоящему Закону и на оплату жилья и коммунальных услуг по иному нормативно - правовому акту, меры социальной поддержки предоставляются по настоящему Закону или по иному нормативно-правовому акту по их выбору. Таким образом, суд необоснованно удовлетворил требования истца.
В судебное заседание истец Л.М. и представитель ответчика МУ УСЗН администрации Богучанского района Красноярского края, представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора Министерства финансов Красноярского края, не явились, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, об уважительности причин отсутствия суд не уведомили, ходатайств об отложении слушания дела не заявляли.
Неисполнение лицами, участвующими в деле процессуальной обязанности по уведомлению суда об уважительности причин отсутствия, позволяют сделать вывод об отсутствии таковых, что в силу п. 3 ст. 167 ГПК РФ, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав заключение прокурора Дозорцевой Е.Г. полагавшей, что решение суда является законным и обоснованным, судебная коллегия находит апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено исследованными по делу доказательствами истец Л.М. проживает в поселке Ангарский <...> с 1972 года. С 1958 года осуществляет педагогическую деятельность. 07 сентября 2008 года Л. был уволен с должности учителя математики Ангарской средней общеобразовательной школы N 5 по п. 3 ст. 77 ТК РФ.
С 2002 года истцу, на основании поданного им заявления предоставлялись льготы по оплате жилья и коммунальных услуг на основании Закона РФ от 09.01.1997 года "О ветеранах" в размере 50% от их стоимости.
18 октября 2011 года Л. обратился в УСЗН администрации Богучанского района Красноярского края с заявлением о предоставлении ему льгот по оплате за жилье и коммунальные услуги на основании Закона РФ "Об образовании" как педагогу-пенсионеру, проработавшему в сельской местности более 10 лет и проживающему до настоящего времени в сельской местности. В заявлении, Л., просил предоставить ему льготы, в размере 100% стоимости оплаты за жилье, отопление и освещение за период с 01 июля 2010 года. Ответчик отказал в возмещении понесенных расходов по оплате, за предшествующее моменту обращения, время.
Удовлетворяя требования прокурора в интересах Л. суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что истец является неработающим пенсионером, проживающим в сельской местности, имеющим стаж педагогической деятельности более 10 лет, соответственно в силу п. 5 статьи 55 Федерального закона "Об образовании" имеет право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением. Поскольку такая льгота ему не предоставлялась, суд обоснованно удовлетворил предъявленные требования, взыскав с ответчика разницу между фактически понесенными расходами по оплате и частично возмещенными по другому правовому основанию.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что право на компенсацию таких расходов в соответствии с Законом Красноярского края носит заявительный характер и не может быть предоставлена истцу, так как его обращение последовало только 18 октября 2011 года, судебная коллегия считает несостоятельными по следующим основаниям.
В соответствии с действующими до настоящего времени Постановлениями Совета Министров СССР от 10.02.1948 г. N 246 "О льготах и преимуществах для учителей начальных и семилетних школ" и от 04.05.1971 г. N 255 "О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности", за вышедшими на пенсию педагогическими работниками общеобразовательных школ всех типов, имеющими общий стаж работы в школах сельской местности не менее 10 лет, и за проживающими с ними членами семей сохраняется право на бесплатное пользование жилым помещением с отоплением и освещением.
Согласно абз. 3 п. 5 ст. 55 (в редакции ФЗ от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ, (действующей до 11.01.2011 г.) Закона РФ от 10.07.1992 г. N 3266-1 "Об образовании", педагогические работники общеобразовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Пункт 5 ст. 6 Закона Красноярского края от 17.12.2004 г. N 13-2804 "О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг", действовавшим до 01 июля 2010 года, было предусмотрено предоставление педагогическим работникам субсидий в размере 100% стоимости освещения и теплоснабжения (отопления), в том числе приобретения и доставки твердого топлива при наличии печного отопления, в пределах нормативов потребления коммунальных услуг, установленных органами местного самоуправления.
Законом Красноярского края от 07.02.2008 г. N 4-1256, вступившим в законную силу 09.03.2008 г., а также Постановлением Правительства Красноярского края от 19.06.2009 г. N 318-П, установлен Порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности, согласно которому возмещение расходов, связанных с предоставлением меры социальной поддержки по предоставлению бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам, производится министерством жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края наймодателям жилых помещений, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, указанным в п. 1 ст. 1 Закона Красноярского края от 07.02.2008 г. N 4-1256 "О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)", в безналичной форме путем ежеквартального перечисления денежных средств на расчетный счет получателя средств, открытый в кредитном учреждении.
Таким образом, из данного нормативного регулирования следовало предоставление с 09.03.2008 г. педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности, в том числе и пенсионерам-педагогам, льготы по отоплению (теплоснабжению) и освещению в натуральной форме, в виде бесплатной услуги.
Законом Красноярского края от 10.06.2010 г. N 10-4691 "О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам краевых государственных и муниципальных образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)", вступившим в законную силу 01.07.2010 г., отменен Закон Красноярского края от 07.02.2008 г. N 4-1256 и установлен новый порядок реализации права педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), путем предоставления денежных выплат органом местного самоуправления ежемесячно с перечислением на счет педагогических работников в российских кредитных организациях или через отделения федеральной почтовой связи.
Статья 2 названного Закона Красноярского края не предусматривала в качестве лиц, на которых он распространяется, педагогов, вышедших на пенсию и проживающих в сельской местности. Изменения относительно категории лиц, на которых он распространяется были внесены Законом Красноярского края N 13-6597 от 01.12.2011 года.
В силу ст. 7 указанного Закона представление указанных денежных выплат является расходным обязательством Красноярского края и финансируется за счет средств краевого бюджета.
Федеральным законом от 29.12.2010 г. N 439-ФЗ "О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона Российской Федерации "Об образовании", абзац 3 п. 5 ст. 55 Закона РФ "Об образовании" изложен в новой редакции, согласно которой педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Статьей 3 указанного Федерального закона предусмотрено, что нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые во исполнение абзаца 3 п. 5 ст. 55 Закона РФ от 10.07.1992 г. N 3266-I "Об образовании" (в редакции настоящего Федерального закона), не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу настоящего Федерального закона.
Таким образом, федеральным и региональным законодательством был изменен порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности.
Судебная коллегия считает не состоятельными доводы апелляционной жалобы о реализации истцом своего права на получение мер социальной поддержки по иным основаниям, поскольку из материалов дела следует, что Л. с момента увольнения, возмещение расходов на оплату жилья как педагогу-пенсионеру не производилось, ему предоставлялись льготы ветерана труда, сумма которых исключена при взыскании денежной компенсации.
Кроме того, судом установлено, что истец вынужденно избрал для себя основанием мер социальной поддержки статус ветерана труда, поскольку иного ему не предлагалось и не предоставлялось, а право выбора не разъяснялось.
Таким образом, судебная коллегия считает, что судом правильно установлены обстоятельства, имеющие для дела, применены нормы материального права к спорным отношениям и принято законное и обоснованное решение.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Богучанского районного суда от 23 мая 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)