Судебные решения, арбитраж

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТВЕРСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 04.10.2011 ПО ДЕЛУ N 33-4184

Разделы:
Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 4 октября 2011 г. по делу N 33-4184


Судья: Усанова Л.Е.

Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда в составе председательствующего судьи Ратьковой М.В.
судей Бовгатовой Н.В. и Котовой Н.А.
с участием прокурора Алексеевой О.М.
при секретаре судебного заседания П.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Твери
по докладу судьи Котовой Н.А.
дело по кассационной жалобе открытого акционерного общества "ФИО16" на решение Заволжского районного суда города Твери от 05 августа 2011 года, которым постановлено:
"Исковые требования Прокурора Центрального района города Твери в защиту интересов В.Ф. к ОАО "ФИО17", ФИО18 о защите жилищных и социальных прав, гарантированных Конституцией РФ удовлетворить частично.
Признать действия открытого акционерного общества "ФИО16" по использованию заниженных нормативов потребления электрической энергии для предоставления льготы при взимании платы с В.Ф. незаконными и не соответствующими приказу РЭК Тверской области от 29 ноября 2006 года N 315-нп "О нормативах потребления электрической энергии", приказу РЭК Тверской области от 26 февраля 2010 N 81-нп "О нормативах потребления электрической энергии"
Признать действия ФИО18 по предоставлению В.Ф. льготы на оплату потребленной электрической энергии в местах общего пользования многоквартирного жилого дома незаконными.
Обязать открытое акционерное общество "ФИО16" произвести перерасчет потребленной и оплаченной В.Ф. электрической энергии за период с апреля 2008 года по март 2010 года в размере., согласно его праву на льготу, предусмотренную п. 6 ч. 1 ст. 15 ФЗ от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", применением нормативов, установленных РЭК Тверской области.
Обязать ФИО18 произвести перерасчет потребленной и оплаченной В.Ф. электрической энергии в местах общего пользования многоквартирного жилого дома за период с апреля 2008 года по июль 2011 года в размере., согласно его права на льготу, предусмотренную п. 6 ч. 1 ст. 15 ФЗ от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", применением нормативов, установленных РЭК Тверской области."
Судебная коллегия,

установила:

Прокурор Центрального района города Твери обратился в суд в защиту интересов В.Ф. с иском к ОАО "ФИО17" о признании действий ОАО "ФИО16" по использованию заниженных нормативов потребления электрической энергии для предоставления льготы при взимании платы с В.Ф. незаконными и не соответствующими приказу РЭК Тверской области от 26 февраля 2010 года N 81-нп "О нормативах потребления электрической энергии"; возложении обязанности на ОАО "ФИО16" произвести перерасчет потребленной и оплаченной В.Ф. электрической энергии согласно его права на льготу, предусмотренную п. 6 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", с применением нормативов, установленных РЭК Тверской области.
В обоснование своих требований прокурор указал, что В.Ф. является участником Великой Отечественной войны и имеет право на меры социальной поддержки, установленные ст. 15 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", гарантирующих право на оплату в размере 50% коммунальных услуг в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации. В.Ф. зарегистрирован и постоянно проживает совместно с членами своей семьи: супругой В.А.П., дочерью В.И., внуком В.А.А., в квартире. Указанная льгота по оплате потребленной электрической энергии предоставляется В.Ф. в размере 12,5 кВт/ч, что является нарушением федерального законодательства и ущемляет права и законные интересы В.Ф., поскольку согласно приложению к приказу РЭК Тверской области от 26 февраля 2010 года N 81-нп "О нормативах потребления электрической энергии" В.Ф. в период с 01 января 2007 года по настоящее время должна предоставляться льгота на оплату электрической энергии в размере 32 кВт/ч.
В ходе рассмотрения дела прокурор уточнил заявленные исковые требования, предъявив их также к ФИО18, просил признать действия открытого акционерного общества "ФИО16" по использованию заниженных нормативов потребления электрической энергии для предоставления льготы при взимании платы с В.Ф. незаконными и несоответствующими приказу РЭК Тверской области от 29 ноября 2006 года N 315-нп "О нормативах потребления электрической энергии", приказу РЭК Тверской области от 26 февраля 2010 года N 81-нп "О нормативах потребления электрической энергии", признать действия ФИО18 по предоставлению В.Ф. льготы на оплату потребленной электрической энергии в местах общего пользования многоквартирного жилого дома незаконными, обязать открытое акционерное общество "ФИО16" произвести перерасчет потребленной и оплаченной В.Ф. электрической энергии за период с апреля 2008 года по июль 2011 года в размере, согласно его права на льготу, предусмотренную п. 6 ч. 1 ст. 15 ФЗ от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", с применением нормативов, установленных РЭК Тверской области, обязать ФИО18 произвести перерасчет потребленной и оплаченной В.Ф. электрической энергии в местах общего пользования многоквартирного жилого дома за период с апреля 2008 года по июль 2011 года в размере, согласно его права на льготу, предусмотренную п. 6 ч. 1 ст. 15 ФЗ от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", применением нормативов, установленных РЭК Тверской области. Дополнив по обстоятельствам дела, что начислением платы и взиманием денежных средств за оплату потребленной электроэнергии в местах общего пользования многоквартирного жилого дома осуществляет ФИО18, которым В.Ф. льгота на оплату потребленной электроэнергии в местах общего пользования многоквартирного жилого дома не предоставляется.
В судебном заседании помощник прокурора Центрального района города Твери Ж. поддержал заявленные исковые требования в полном объеме.
Истец В.Ф. в судебное заседание не явился.
Представители ответчика ОАО "ФИО16" Р. и И. возражали против удовлетворения требований, ссылаясь на то, что начисление платы за потребленную электроэнергию с учетом предоставленной льготы осуществляется с момента обращения гражданина в их адрес с заявлением о наличии оснований для получения льготы в оплате за потребляемую электроэнергию, либо с момента письменного подтверждения органами социальной защиты о наличии таких оснований у гражданина. В соответствии с ранее действовавшим приказом РЭК Тверской области от 29 ноября 2006 года N 315-нп "О нормативах потребления электрической энергии" установленные нормативы потребления электроэнергии населением Тверской области в жилых помещениях применялись только при отсутствии приборов учета. При отсутствии прямого указания в данном нормативно-правовом акте в отношении применения указанных нормативов потребления для расчета льгот по оплате коммунальной услуги, начисление с учетом предоставленной льготы за услугу электроснабжение обществом производилось в соответствии с Решением Тверской городской Думы от 29 августа 1996 года N 78 "О нормативах потребления жилищно-коммунальных услуг в городе Твери". Подтверждающих документов, содержащих сведения о количестве зарегистрированных граждан в жилом помещении В.Ф., а также о количестве комнат, что необходимо для производства расчета, у Общества отсутствовали, так как потребителем не предоставлялись. ОАО "ФИО17" с учетом принятия приказа РЭК Тверской области от 26 февраля 2010 года N 81-нп "О нормативах потребления электрической энергии" в добровольном порядке произвело перерасчет истцу за период с марта 2010 года по май 2011 года.
Представитель ответчика ФИО18 в судебное заседание не явился.
Определением Заволжского районного суда города Твери от 22 июня 2011 года в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, со стороны ответчика привлечен территориальный отдел социальной защиты населения г. Твери.
Представитель третьего лица Территориального отдела социальной защиты населения города Твери в судебное заседание не явился. В отзыве на иск требования прокурора не признал, ссылаясь на обстоятельства, изложенные представителями ОАО "ФИО16".
Представитель третьего лица РЭК Тверской области В.Б. поддержал исковые требования прокурора, указав, что ответчики в своей деятельности должны были руководствоваться положениями приказов N 315-нп от 29 ноября 2006 года и N 81-нп от 26 февраля 2010 года "О нормативах потребления электрической энергии", так как данные приказы изданы уполномоченным органом, другие органы не имеют право на установление нормативов потребления электрической энергии.
Третьи лица В.А.П., В.И., В.А.А. в судебное заседание не явились.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В кассационной жалобе ОАО "ФИО16" ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции и принятии в нового решения, указав в обоснование жалобы обстоятельства, повторяющие правовую позицию ответчика в суде первой инстанции.
В заседание суда кассационной инстанции истец В.Ф., представители ФИО18, Территориального отдела социальной защиты населения города Твери, РЭК Тверской области не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом, в силу ст. 354 ГПК РФ их неявка не препятствует рассмотрению дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей ОАО "ФИО16" Р., Ц. и И., поддержавших доводы кассационной жалобы, прокурора Алексееву О.М., полагавшую решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия находит решение не подлежащим отмене.
Судом установлено, что В.Ф. является участником Великой Отечественной войны, зарегистрирован и проживает совместно с В.А.П., В.И. и В.А.А. в квартире.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона РФ от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" В.Ф. имеет право на предоставление меры социальной поддержки в виде оплаты в размере 50 процентов коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления). Меры социальной поддержки по оплате указанных услуг предоставляются независимо от вида жилищного фонда.
Из материалов дела следует, что с 2009 года указанная льгота предоставлялась В.Ф. с учетом нормативов потребления, установленных решением Тверской городской Думы от 29 августа 1996 года N 78 "О нормативах потребления жилищно-коммунальных услуг в городе Твери".
В соответствии с ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 8 Постановления Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" установление нормативов потребления коммунальных услуг производится по инициативе уполномоченных органов или ресурсоснабжающих организаций. Согласно п. 2 данного постановления уполномоченными органами являются органы местного самоуправления, в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, в отношении услуг по электроснабжению и газоснабжению - органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно Постановлению Администрации Тверской области от 14 сентября 2006 года N 233-па "Об определении уполномоченного органа по установлению нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению на территории Тверской области" таким органом определена РЭК Тверской области.
В рамках осуществления своих полномочий РЭК Тверской области были приняты приказы от 29 ноября 2006 года N 315-нп "О нормативах потребления электрической энергии" и от 26 февраля 2010 года N 81-нп "О нормативах потребления электрической энергии", которыми установлены нормативы потребления коммунальных услуг по электроснабжению на территории Тверской области.
Руководствуясь указанными правовыми нормами, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что льгота по оплате за электроэнергию должна была предоставляться В.Ф. в соответствии с нормативами потребления, установленными указанными актами РЭК Тверской области.
Таким образом, доводы ОАО "ФИО16" о правомерности применения нормативов потребления, утвержденных Решением Тверской городской Думы от 29 августа 1996 года N 78 "О нормативах потребления жилищно-коммунальных услуг в городе Твери", отвергнуты судом правомерно, поскольку единственным уполномоченным органом по установлению нормативов потребления электроэнергии является Региональная энергетическая комиссия Тверской области.
Как правильно указал суд, отсутствие в приказе РЭК Тверской области N 315-нп от 29 ноября 2006 года прямого указания, что установленные нормативы потребления распространяются и на лиц, которым предоставлена льгота по оплате коммунальной услуги, не освобождало ответчиков от обязанности производить расчет льготы в соответствии с данным приказом.
Доводу представителей ответчика ОАО "ФИО16" относительно отсутствия сведений о количестве комнат и членов семьи В.Ф. судом также дана надлежащая оценка, не согласиться с которой у судебной коллегии оснований не имеется.
Учитывая изложенное, суд обоснованно частично удовлетворил требования прокурора, приняв во внимание произведенный ОАО "ФИО17" перерасчет на основании приказа РЭК Тверской области от 26 февраля 2010 года N 81-нп "О нормативах потребления электрической энергии" в добровольном порядке за период с марта 2010 года по май 2011 года.
Поскольку на момент подачи иска имело место нарушение прав истца В.Ф., произведенный в ходе рассмотрения дела ответчиком перерасчет не является основанием для отказа прокурору в удовлетворении требований о признании действий ответчика в этой части незаконными.
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает, что судом все обстоятельства по делу были проверены с достаточной полнотой, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют собранным по делу доказательствам и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Доводы кассационной жалобы направлены на иную оценку установленных обстоятельств дела и толкование норм материального права, не содержат каких-либо обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда или опровергали бы выводы судебного решения и не могут служить основанием к его отмене.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Заволжского районного суда города Твери от 05 августа 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу ОАО "ФИО17" - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)