Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Председательствующий - Грушина Е.С.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай в составе:
председательствующего - Алексиной М.В.,
судей - Ялбаковой Э.В., Солоповой И.В.,
при секретаре - Т.К.А.,
с участием прокурора - Т.И.М.,
рассмотрела в судебном заседании дело по кассационной жалобе представителя Министерства финансов Республики Алтай Т.В. на решение Онгудайского районного суда Республики Алтай от 22 сентября 2011 года, которым
возложена обязанность на отдел труда и социального развития администрации муниципального образования "Онгудайский район" приобрести и доставить твердое топливо в количестве 8 куб. м дров П., 2 куб. м дров М., 1 куб. м дров Т.С., 5 куб. м дров С..
Взысканы с Министерства финансов Республики Алтай за счет казны Республики Алтай в пользу П. М. денежные средства в сумме; в пользу М. денежные средства в сумме; в пользу Ч. денежные средства в сумме; в пользу Т.С. денежные средства в сумме; в пользу С. денежные средства в сумме для покрытия расходов, связанных с приобретением твердого топлива за 2010 год.
Заслушав доклад судьи Ялбаковой Э.В., судебная коллегия
установила:
Исполняющий обязанности прокурора Онгудайского района Тундинова Н.М. обратилась в интересах П., М., Ч., Т.С., С. в суд с иском к отделу труда и социального развития администрации муниципального образования "Онгудайский район", Министерству финансов Республики Алтай об обязании приобрести и доставить твердое топливо, о взыскании денежных средств в счет компенсации расходов по приобретению твердого топлива и оплате электроэнергии за 2010 год. В обоснование исковых требований указал, что в ходе проведенной прокуратурой проверки исполнения федерального законодательства в сфере предоставления коммунальных услуг льготной категории граждан по заявлению П., являющейся педагогическим работником МОУ "О-ая средняя общеобразовательная школа", в связи с не предоставлением ей льготного топлива, установлено следующее. П. работает в МОУ "О-ая СОШ" с 11.01.2009 г. и имеет право на льготы в натуральной форме, а именно право на бесплатную жилую площадь с освещением и отоплением в сельской местности. За 2009 год П. не поставлено твердое топливо в размере 8 м куб. дров, на общую сумму, в 2010 г. недопоставлено 11 куб. м на сумму., что нарушает действующее российское законодательство, предоставляющее право на льготы по отоплению и услуг по электроснабжению для педагогических работников.
Аналогичные исковые требования с аналогичным обоснованием были заявлены прокурором Онгудайского района в интересах М., указывая, что ей как учителю МОУ "О-ая СОШ", работающей с 17.08.1987 г., за 2009 год недопоставлено твердое топливо в размере 2 куб. м дров на общую сумму.; в 2010 г. недопоставлено 5 куб. м на сумму.
Аналогичные исковые требования с аналогичным обоснованием были заявлены прокурором Онгудайского района в интересах Ч., указывая, что ей как учителю МОУ "О-ая СОШ", работающей с 02.09.1985 г., за 2010 год недопоставлено твердое топливо в размере 3 куб. м дров на общую сумму.
Аналогичные исковые требования с аналогичным обоснованием были заявлены прокурором Онгудайского района в интересах Т.С., указывая, что ему как учителю МОУ "О-ая СОШ", работающему с 15.08.1996 г., за 2009 год недопоставлено твердое топливо в размере 1 куб. м дров на общую сумму., в 2010 г. недопоставлено 4 куб. м на сумму.
Аналогичные исковые требования с аналогичным обоснованием были заявлены прокурором Онгудайского района в интересах С., указывая, что ей как учителю МОУ "О-ая СОШ", работающей с 17.08.1987 г., за 2009 год недопоставлено твердое топливо в размере 5 куб. м дров на общую сумму., в 2010 г. недопоставлено 8 куб. м на сумму.
Определением Онгудайского районного суда Республики Алтай от 22.09.2011 г. вышеуказанные гражданские дела были объединены в одно производство для их совместного рассмотрения и разрешения.
Суд принял вышеуказанное решение, об отмене которого и направлении на новое рассмотрение в суд первой инстанции просит в кассационной жалобе представитель Министерства финансов Республики Алтай Т.В., указывая, что решение вынесено судом с нарушением норм материального права и подлежит отмене. Считает, что суд неправильно истолковал абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона N 3266-1 от 10 июля 1992 года "Об образовании", ст. 2 Федерального закона от 06 мая 2003 года N 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики". Судом не учтена правовая позиция Определения Конституционного Суда РФ от 08 февраля 2007 года N 322-О-П. Взыскание с Министерства финансов Республики Алтай за счет казны Республики Алтай денежных средств для покрытия расходов, связанных с приобретением твердого топлива, противоречит положениям ст. 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". В нарушение ч. 4 ст. 67 ГПК РФ судом не приняты во внимание и не дана оценка доводам Минфина Республики Алтай о применении норм Бюджетного кодекса РФ в спорной ситуации. Судом не дана оценка применения положений ст. ст. 1, 152 БК РФ, которые определяют, что гражданин РФ не является участником бюджетных правоотношений. Считает, что обжалуемое решение невозможно реально исполнить.
Проверив представленные материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.
Разрешая возникший спор, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им оценку, основанную на нормах материального права.
Согласно пунктам "е", "ж", "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации общие принципы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта, координации вопросов здравоохранения, социальной защиты, включая социальное обеспечение и жилищное законодательство, находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Принимаемые по ним законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральному законодательству.
В соответствии с п. 5 ст. 55 Закона РФ от 10 февраля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" пенсионеры и педагогические работники образовательных учреждений имеют право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Согласно Федерального закона от 06 мая 2003 года N 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг", размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона РФ "Об образовании", устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.
Из преамбулы Закона Республики Алтай от 07 июля 2008 года N 78-РЗ "О размерах, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности Республики Алтай" следует, что настоящий Закон в соответствии со статьей 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" в целях формирования межбюджетных отношений устанавливает размеры, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам, проживающим в сельской местности Республики Алтай и работающим в государственных или муниципальных учреждениях образования, культуры, искусства, здравоохранения, социальной защиты, расположенных в сельской местности, а также указанным педагогическим работникам, вышедшим на трудовую пенсию по старости, если педагогический стаж работы этих работников в сельской местности составляет не менее десяти лет и ко дню выхода на трудовую пенсию по старости (инвалидности) они пользовались мерами социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг.
Согласно статьи 1 вышеуказанного Закона, в связи с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам по оплате жилого помещения, отопления и освещения подлежат возмещению следующие виды расходов: плата за жилое помещение, в том числе плата по договору найма жилого помещения, входящего в частный жилищный фонд; плата за электроснабжение жилого помещения в части освещения; плата за отопление жилого помещения, в том числе приобретение и доставка твердого топлива при отсутствии центрального отопления.
Возмещение расходов, связанных с обеспечением педагогических работников, проживающих в домах, не имеющих централизованного отопления, твердым топливом, осуществляется на основании заключенных договоров по объемам твердого топлива, соответствующим потребности для отопления 1 кв. м общей площади жилого дома согласно приложения (п. 2 ст. 3 Закона РА N 78-РЗ). Из приложения к данному Закону следует, что норматив потребности для отопления 1 кв. м жилья по Онгудайскому району составляет 0,314 куб. м дров.
В соответствии с п. 3 статьи 3, ст. 4 настоящего Закона, возмещение расходов, связанных с освещением жилого помещения, осуществляется по установленным тарифам и показаниям приборов учета электроэнергии, потребляемой для освещения жилого помещения. При отсутствии приборов учета объем электроэнергии, потребляемой для освещения жилого помещения, определяется расчетным путем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и составляет 1,77 кВт/час в месяц на 1 кв. м общей площади занимаемого жилого помещения. Финансовое обеспечение расходов, связанных с реализацией настоящего Закона, осуществляется за счет средств республиканского бюджета Республики Алтай с учетом средств, выделяемых из федерального бюджета на указанные цели.
Постановлением Правительства Республики Алтай от 10 июня 2009 года N 128 утверждены Правила возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате твердого топлива педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности Республики Алтай в домах, не имеющих центрального отопления.
Согласно п. 2 вышеуказанных правил, меры социальной поддержки педагогическим работникам по оплате твердого топлива предоставляются в денежной форме в виде единовременной денежной компенсации, в размере понесенных педагогическим работником расходов за приобретенное топливо и его доставку. В соответствии с п. 7 Правил расчет суммы компенсации производится в пределах розничной цены, установленной органами местного самоуправления. Компенсация предоставляется на основании платежных документов либо договоров купли-продажи.
Судом первой инстанции установлено, что П., М., Ч., Т.С., С. работают учителями МОУ "Онгудайская средняя общеобразовательная школа", следовательно, они относятся к категории педагогических работников, имеющих право на получение мер социальной поддержки в виде бесплатного жилого помещения с отоплением и освещением, однако, в связи с непредставлением топлива в полном объеме в 2009 - 2010 годах истцы были вынуждены приобрести твердое топливо за свой счет.
Согласно статьям 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации, или муниципальным образованием.
В статье 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что в случаях, когда причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии со статьей 125 Гражданского кодекса Российской Федерации эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
В силу пункта 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации N 6\\8 от 01.07.96 г. "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" в случае предъявления гражданином или юридическим лицом требования о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, необходимо иметь в виду, что ответчиком по такому делу должны признаваться Российская Федерация, соответствующий субъект Российской Федерации или муниципальное образование.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями приведенных выше норм, пришел к правильному выводу о том, что финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг педагогическим работникам, работавшим и проживающим в сельской местности, должно было осуществляется должным образом органами местного самоуправления за счет средств республиканского бюджета.
Таким образом, судебная коллегия находит правильным, основанным на нормах закона вывод суда первой инстанции о частичном удовлетворении требований П., М., Ч., Т.С., С. к Министерству финансов Республики Алтай о взыскании сумм задолженности по предоставлению мер социальной поддержки по оплате твердого топлива за счет казны Республики Алтай, а также возложении обязанности на отдел труда и социального развития администрации МО "Онгудайский район" приобрести и допоставить твердое топливо в количестве 8 куб. м дров П., 2 куб. м дров М., 1 куб. м дров Т.С., 5 куб. м дров С.
Доводы кассационной жалобы о неверном толковании абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона N 3266-1 от 10 июля 1992 года "Об образовании", ст. 2 Федерального закона от 06 мая 2003 года N 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики", ст. 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" судебная коллегия находит несостоятельными ввиду следующих обстоятельств.
Как следует из решения, суд, проанализировав федеральное и республиканское законодательство в области мер социальной поддержки педагогов, проживающих и работающих в сельской местности, пришел к выводу, что финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности, осуществляется за счет средств республиканского бюджета. Данный вывод основан на положениях ст. 4 Закона Республики Алтай N 78-РЗ от 07.07.2008 г. "О размерах, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности Республики Алтай", действующего на момент возникновения спорных правоотношений, согласно которому финансовое обеспечение расходов, связанных с реализацией указанного Закона, осуществляется за счет средств республиканского бюджета Республики Алтай с учетом средств, выделяемых из федерального бюджета на указанные цели. При этом п. 2 Правил предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июня 2003 года N 377, предусматривается, что компенсации подлежат фактически понесенные бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами затраты на предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам, которые работают в учреждениях, финансируемых именно за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, и проживают в сельской местности.
Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия находит данные выводы суда правильными, так как согласно п. 1 ст. 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации. Законом Республики Алтай N 78-РЗ от 07.07.2008 г. "О размерах, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности Республики Алтай" предусмотрено несение расходов на эти цели из республиканского бюджета, которые подлежат компенсации в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июня 2003 года N 377.
Кассатор в жалобе указал, что в нарушение ч. 4 ст. 67 ГПК РФ судом не приняты во внимание и не дана оценка доводам Минфина Республики Алтай о применении норм Бюджетного кодекса РФ в спорной ситуации. Судом не дана оценка применения положений ст. 1, ст. 152 БК РФ, которые определяют, что гражданин РФ не является участником бюджетных правоотношений. Судебная коллегия находит, что суд первой инстанции при принятии решения не руководствовался нормами бюджетного законодательства, поскольку, как правильно указано кассатором, в силу положений ст. 152 БК РФ гражданин РФ не является участником бюджетных правоотношений. В данном же случае правоотношения между истцами и ответчиком возникли в результате нарушения прав истцов на обеспечение их бесплатной жилой площадью с отоплением и освещением, и, как следствие, причинением им ущерба, а поэтому возникший спор суд правильно разрешил, руководствуясь ст. ст. 1069, 1071 ГК РФ, по мотивам, изложенным в решении.
Таким образом, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам кассационной жалобы.
Руководствуясь ст. ст. 361, 362 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Онгудайского районного суда Республики Алтай от 22 сентября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Министерства финансов Республики Алтай Т.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
М.В.АЛЕКСИНА
Судьи
Э.В.ЯЛБАКОВА
И.В.СОЛОПОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ ОТ 07.12.2011 ПО ДЕЛУ N 33-989
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 7 декабря 2011 г. по делу N 33-989
Председательствующий - Грушина Е.С.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай в составе:
председательствующего - Алексиной М.В.,
судей - Ялбаковой Э.В., Солоповой И.В.,
при секретаре - Т.К.А.,
с участием прокурора - Т.И.М.,
рассмотрела в судебном заседании дело по кассационной жалобе представителя Министерства финансов Республики Алтай Т.В. на решение Онгудайского районного суда Республики Алтай от 22 сентября 2011 года, которым
возложена обязанность на отдел труда и социального развития администрации муниципального образования "Онгудайский район" приобрести и доставить твердое топливо в количестве 8 куб. м дров П., 2 куб. м дров М., 1 куб. м дров Т.С., 5 куб. м дров С..
Взысканы с Министерства финансов Республики Алтай за счет казны Республики Алтай в пользу П. М. денежные средства в сумме; в пользу М. денежные средства в сумме; в пользу Ч. денежные средства в сумме; в пользу Т.С. денежные средства в сумме; в пользу С. денежные средства в сумме для покрытия расходов, связанных с приобретением твердого топлива за 2010 год.
Заслушав доклад судьи Ялбаковой Э.В., судебная коллегия
установила:
Исполняющий обязанности прокурора Онгудайского района Тундинова Н.М. обратилась в интересах П., М., Ч., Т.С., С. в суд с иском к отделу труда и социального развития администрации муниципального образования "Онгудайский район", Министерству финансов Республики Алтай об обязании приобрести и доставить твердое топливо, о взыскании денежных средств в счет компенсации расходов по приобретению твердого топлива и оплате электроэнергии за 2010 год. В обоснование исковых требований указал, что в ходе проведенной прокуратурой проверки исполнения федерального законодательства в сфере предоставления коммунальных услуг льготной категории граждан по заявлению П., являющейся педагогическим работником МОУ "О-ая средняя общеобразовательная школа", в связи с не предоставлением ей льготного топлива, установлено следующее. П. работает в МОУ "О-ая СОШ" с 11.01.2009 г. и имеет право на льготы в натуральной форме, а именно право на бесплатную жилую площадь с освещением и отоплением в сельской местности. За 2009 год П. не поставлено твердое топливо в размере 8 м куб. дров, на общую сумму, в 2010 г. недопоставлено 11 куб. м на сумму., что нарушает действующее российское законодательство, предоставляющее право на льготы по отоплению и услуг по электроснабжению для педагогических работников.
Аналогичные исковые требования с аналогичным обоснованием были заявлены прокурором Онгудайского района в интересах М., указывая, что ей как учителю МОУ "О-ая СОШ", работающей с 17.08.1987 г., за 2009 год недопоставлено твердое топливо в размере 2 куб. м дров на общую сумму.; в 2010 г. недопоставлено 5 куб. м на сумму.
Аналогичные исковые требования с аналогичным обоснованием были заявлены прокурором Онгудайского района в интересах Ч., указывая, что ей как учителю МОУ "О-ая СОШ", работающей с 02.09.1985 г., за 2010 год недопоставлено твердое топливо в размере 3 куб. м дров на общую сумму.
Аналогичные исковые требования с аналогичным обоснованием были заявлены прокурором Онгудайского района в интересах Т.С., указывая, что ему как учителю МОУ "О-ая СОШ", работающему с 15.08.1996 г., за 2009 год недопоставлено твердое топливо в размере 1 куб. м дров на общую сумму., в 2010 г. недопоставлено 4 куб. м на сумму.
Аналогичные исковые требования с аналогичным обоснованием были заявлены прокурором Онгудайского района в интересах С., указывая, что ей как учителю МОУ "О-ая СОШ", работающей с 17.08.1987 г., за 2009 год недопоставлено твердое топливо в размере 5 куб. м дров на общую сумму., в 2010 г. недопоставлено 8 куб. м на сумму.
Определением Онгудайского районного суда Республики Алтай от 22.09.2011 г. вышеуказанные гражданские дела были объединены в одно производство для их совместного рассмотрения и разрешения.
Суд принял вышеуказанное решение, об отмене которого и направлении на новое рассмотрение в суд первой инстанции просит в кассационной жалобе представитель Министерства финансов Республики Алтай Т.В., указывая, что решение вынесено судом с нарушением норм материального права и подлежит отмене. Считает, что суд неправильно истолковал абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона N 3266-1 от 10 июля 1992 года "Об образовании", ст. 2 Федерального закона от 06 мая 2003 года N 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики". Судом не учтена правовая позиция Определения Конституционного Суда РФ от 08 февраля 2007 года N 322-О-П. Взыскание с Министерства финансов Республики Алтай за счет казны Республики Алтай денежных средств для покрытия расходов, связанных с приобретением твердого топлива, противоречит положениям ст. 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". В нарушение ч. 4 ст. 67 ГПК РФ судом не приняты во внимание и не дана оценка доводам Минфина Республики Алтай о применении норм Бюджетного кодекса РФ в спорной ситуации. Судом не дана оценка применения положений ст. ст. 1, 152 БК РФ, которые определяют, что гражданин РФ не является участником бюджетных правоотношений. Считает, что обжалуемое решение невозможно реально исполнить.
Проверив представленные материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.
Разрешая возникший спор, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им оценку, основанную на нормах материального права.
Согласно пунктам "е", "ж", "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации общие принципы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта, координации вопросов здравоохранения, социальной защиты, включая социальное обеспечение и жилищное законодательство, находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Принимаемые по ним законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральному законодательству.
В соответствии с п. 5 ст. 55 Закона РФ от 10 февраля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" пенсионеры и педагогические работники образовательных учреждений имеют право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Согласно Федерального закона от 06 мая 2003 года N 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг", размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона РФ "Об образовании", устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.
Из преамбулы Закона Республики Алтай от 07 июля 2008 года N 78-РЗ "О размерах, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности Республики Алтай" следует, что настоящий Закон в соответствии со статьей 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" в целях формирования межбюджетных отношений устанавливает размеры, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам, проживающим в сельской местности Республики Алтай и работающим в государственных или муниципальных учреждениях образования, культуры, искусства, здравоохранения, социальной защиты, расположенных в сельской местности, а также указанным педагогическим работникам, вышедшим на трудовую пенсию по старости, если педагогический стаж работы этих работников в сельской местности составляет не менее десяти лет и ко дню выхода на трудовую пенсию по старости (инвалидности) они пользовались мерами социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг.
Согласно статьи 1 вышеуказанного Закона, в связи с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам по оплате жилого помещения, отопления и освещения подлежат возмещению следующие виды расходов: плата за жилое помещение, в том числе плата по договору найма жилого помещения, входящего в частный жилищный фонд; плата за электроснабжение жилого помещения в части освещения; плата за отопление жилого помещения, в том числе приобретение и доставка твердого топлива при отсутствии центрального отопления.
Возмещение расходов, связанных с обеспечением педагогических работников, проживающих в домах, не имеющих централизованного отопления, твердым топливом, осуществляется на основании заключенных договоров по объемам твердого топлива, соответствующим потребности для отопления 1 кв. м общей площади жилого дома согласно приложения (п. 2 ст. 3 Закона РА N 78-РЗ). Из приложения к данному Закону следует, что норматив потребности для отопления 1 кв. м жилья по Онгудайскому району составляет 0,314 куб. м дров.
В соответствии с п. 3 статьи 3, ст. 4 настоящего Закона, возмещение расходов, связанных с освещением жилого помещения, осуществляется по установленным тарифам и показаниям приборов учета электроэнергии, потребляемой для освещения жилого помещения. При отсутствии приборов учета объем электроэнергии, потребляемой для освещения жилого помещения, определяется расчетным путем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и составляет 1,77 кВт/час в месяц на 1 кв. м общей площади занимаемого жилого помещения. Финансовое обеспечение расходов, связанных с реализацией настоящего Закона, осуществляется за счет средств республиканского бюджета Республики Алтай с учетом средств, выделяемых из федерального бюджета на указанные цели.
Постановлением Правительства Республики Алтай от 10 июня 2009 года N 128 утверждены Правила возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате твердого топлива педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности Республики Алтай в домах, не имеющих центрального отопления.
Согласно п. 2 вышеуказанных правил, меры социальной поддержки педагогическим работникам по оплате твердого топлива предоставляются в денежной форме в виде единовременной денежной компенсации, в размере понесенных педагогическим работником расходов за приобретенное топливо и его доставку. В соответствии с п. 7 Правил расчет суммы компенсации производится в пределах розничной цены, установленной органами местного самоуправления. Компенсация предоставляется на основании платежных документов либо договоров купли-продажи.
Судом первой инстанции установлено, что П., М., Ч., Т.С., С. работают учителями МОУ "Онгудайская средняя общеобразовательная школа", следовательно, они относятся к категории педагогических работников, имеющих право на получение мер социальной поддержки в виде бесплатного жилого помещения с отоплением и освещением, однако, в связи с непредставлением топлива в полном объеме в 2009 - 2010 годах истцы были вынуждены приобрести твердое топливо за свой счет.
Согласно статьям 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации, или муниципальным образованием.
В статье 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что в случаях, когда причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии со статьей 125 Гражданского кодекса Российской Федерации эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
В силу пункта 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации N 6\\8 от 01.07.96 г. "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" в случае предъявления гражданином или юридическим лицом требования о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, необходимо иметь в виду, что ответчиком по такому делу должны признаваться Российская Федерация, соответствующий субъект Российской Федерации или муниципальное образование.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями приведенных выше норм, пришел к правильному выводу о том, что финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг педагогическим работникам, работавшим и проживающим в сельской местности, должно было осуществляется должным образом органами местного самоуправления за счет средств республиканского бюджета.
Таким образом, судебная коллегия находит правильным, основанным на нормах закона вывод суда первой инстанции о частичном удовлетворении требований П., М., Ч., Т.С., С. к Министерству финансов Республики Алтай о взыскании сумм задолженности по предоставлению мер социальной поддержки по оплате твердого топлива за счет казны Республики Алтай, а также возложении обязанности на отдел труда и социального развития администрации МО "Онгудайский район" приобрести и допоставить твердое топливо в количестве 8 куб. м дров П., 2 куб. м дров М., 1 куб. м дров Т.С., 5 куб. м дров С.
Доводы кассационной жалобы о неверном толковании абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона N 3266-1 от 10 июля 1992 года "Об образовании", ст. 2 Федерального закона от 06 мая 2003 года N 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики", ст. 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" судебная коллегия находит несостоятельными ввиду следующих обстоятельств.
Как следует из решения, суд, проанализировав федеральное и республиканское законодательство в области мер социальной поддержки педагогов, проживающих и работающих в сельской местности, пришел к выводу, что финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности, осуществляется за счет средств республиканского бюджета. Данный вывод основан на положениях ст. 4 Закона Республики Алтай N 78-РЗ от 07.07.2008 г. "О размерах, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности Республики Алтай", действующего на момент возникновения спорных правоотношений, согласно которому финансовое обеспечение расходов, связанных с реализацией указанного Закона, осуществляется за счет средств республиканского бюджета Республики Алтай с учетом средств, выделяемых из федерального бюджета на указанные цели. При этом п. 2 Правил предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июня 2003 года N 377, предусматривается, что компенсации подлежат фактически понесенные бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами затраты на предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам, которые работают в учреждениях, финансируемых именно за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, и проживают в сельской местности.
Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия находит данные выводы суда правильными, так как согласно п. 1 ст. 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации. Законом Республики Алтай N 78-РЗ от 07.07.2008 г. "О размерах, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности Республики Алтай" предусмотрено несение расходов на эти цели из республиканского бюджета, которые подлежат компенсации в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июня 2003 года N 377.
Кассатор в жалобе указал, что в нарушение ч. 4 ст. 67 ГПК РФ судом не приняты во внимание и не дана оценка доводам Минфина Республики Алтай о применении норм Бюджетного кодекса РФ в спорной ситуации. Судом не дана оценка применения положений ст. 1, ст. 152 БК РФ, которые определяют, что гражданин РФ не является участником бюджетных правоотношений. Судебная коллегия находит, что суд первой инстанции при принятии решения не руководствовался нормами бюджетного законодательства, поскольку, как правильно указано кассатором, в силу положений ст. 152 БК РФ гражданин РФ не является участником бюджетных правоотношений. В данном же случае правоотношения между истцами и ответчиком возникли в результате нарушения прав истцов на обеспечение их бесплатной жилой площадью с отоплением и освещением, и, как следствие, причинением им ущерба, а поэтому возникший спор суд правильно разрешил, руководствуясь ст. ст. 1069, 1071 ГК РФ, по мотивам, изложенным в решении.
Таким образом, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам кассационной жалобы.
Руководствуясь ст. ст. 361, 362 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Онгудайского районного суда Республики Алтай от 22 сентября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Министерства финансов Республики Алтай Т.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
М.В.АЛЕКСИНА
Судьи
Э.В.ЯЛБАКОВА
И.В.СОЛОПОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)