Судебные решения, арбитраж
Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Сухопаров В.И
Судебная коллегия по гражданским делам
Верховного Суда Республики Коми
в составе председательствующего Белова Н.Е.,
судей Головкова В.Л. и Нагорновой О.Н.,
при секретаре В.,
рассмотрев в судебном заседании 24 мая 2012 года дело по апелляционной жалобе Государственного бюджетного учреждения Республики Коми "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Сыктывдинского района" на решение Сыктывдинского районного суда от 28 марта 2012 года, по которому исковые требования К.Г.А. к Государственному учреждению Республики Коми "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Сыктывдинского района" удовлетворены.
Признан незаконным отказ ГУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Сыктывдинского района" в предоставлении К.Г.А. мер социальной поддержки, установленных для педагогических работников муниципальных образовательных учреждений Республики Коми, проживающих в сельских населенных пунктах, вышедших на пенсию и имеющих стаж работы не менее 10 лет в образовательных учреждениях.
Возложена обязанность на ГУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Сыктывдинского района" предоставить К.Г.А. меры социальной поддержки, установленные в ст. 18 Закона Республики Коми "О социальной поддержке населения в Республике Коми".
Заслушав доклад судьи Белова Н.Е., судебная коллегия
установила:
К.Г.А. обратилась в суд с иском, в обоснование которого указала, что более 10 лет работала педагогическим работником в муниципальных образовательных учреждениях Республики Коми, расположенных в сельской местности. С педагогической работы была уволена в связи с ликвидацией образовательного учреждения. С 20 декабря 2000 года вышла на пенсию по старости. Действующим законодательством Российской Федерации, Республики Коми для вышедших на пенсию педагогических работников муниципальных образовательных учреждений, проживающих в сельской местности и поселках городского типа, и имеющих стаж работы не менее 10 лет в образовательных учреждениях, расположенных в сельских населенных пунктах, установлены меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг. Ответчиком ГУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Сыктывдинского района" (далее ГУ РК "Центр СЗН Сыктывдинского района") в назначении указанных мер социальной поддержки отказано. Считая отказ необоснованным, истица просила суд признать за ней право на меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг.
В судебном заседании истица К.Г.А. на требованиях настаивала.
Представитель ответчика К.Г.Н. иск не признала, учитывая, что на момент выхода на пенсию истица не являлась педагогическим работником, в связи с чем не имеет права на предоставление мер социальной поддержки.
Суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе ответчик ГУ РК "Центр СЗН Сыктывдинского района" просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное.
О дне, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы стороны апелляционным судом извещены. Истец и представитель ответчика в судебное заседание не явились. Апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, К.Г.А. с 12.08.1978 по 13.11.1980 работала... в... школе, с 10.12.1980 по 26.06.2000... в муниципальном учреждении... образования... Педагогический стаж истца в сельской местности составляет более 10 лет. Истица уволена 26.06.2000 на основании п. 1 ст. 33 КЗоТ РФ (в связи с ликвидацией учреждения).
Истица до 01.01.2001, имея самостоятельное право на льготы как педагогический работник, вышедший на пенсию по старости, пользовалась льготами по оплате жилищно-коммунальных услуг как член семьи педагогического работника, поскольку данная льгота предоставлялась только на одного из членов семьи, имеющих одинаковые льготы.
Поскольку с 01.01.2011 истице меры социальной поддержки перестали предоставляться, 27.03.2011 она обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг.
Истице решениями ГУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Сыктывдинского района" от 01.04 и 18.05.2011 в признании прав на меры социальной поддержки, установленных для вышедших на пенсию педагогических работников муниципальных образовательных учреждений, проживающих в сельских населенных пунктах и имеющих стаж работы не менее 10 лет в образовательных учреждениях, расположенных в сельских населенных пунктах, отказано. Основанием к отказу явился вывод ответчика о том, что истица уволена с должности по педагогической деятельности до назначения трудовой пенсии.
Суд первой инстанции, установив, что истица имеет стаж педагогической деятельности в муниципальных образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, более 10 лет, проживает в сельской местной, вышла на пенсию по старости, ранее пользовалась мерами социальной поддержки, пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных К.Г.А. требований.
Право педагогических работников образовательных учреждений, проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением предусмотрено федеральным законодательством.
Ранее предоставление мер социальной поддержки (ранее - льгот) пенсионерам - бывшим педагогическим работникам, проживающим в сельской местности, было урегулировано Постановлением Совета Министров СССР от 04 мая 1971 года N 255 "О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности", согласно которому в целях улучшения жилищно-бытовых условий учителей общеобразовательных школ в сельской местности, за вышедшими на пенсию педагогическими работниками общеобразовательных школ всех типов и за проживающими с ними членами семей сохраняется право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением, если общий стаж работы каждого из таких работников в школах сельской местности составляет не менее 10 лет. Данное право было подтверждено Постановлениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 24 мая 1982 года N 437, от 24 января 1985 года N 85 и другими нормативными правовыми актами государственных органов СССР.
Положения указанных актов, касающиеся предоставления жилищно-коммунальных льгот педагогическим работникам общеобразовательных школ в сельской местности, вышедшим на пенсию, сохраняли свое действие и применялись и после принятия Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании".
Абзацем третьим пункта 5 статьи 55 данного Закона было предусмотрено, что педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ данная норма была дополнена положением о том, что размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанной меры социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ не предполагалась отмена или ограничение в предоставлении льгот, гарантированных статьей 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1993 г. N 3266-1 "Об образовании" для проживающих и работающих в сельской местности и рабочих поселках (поселках городского типа) педагогических работников образовательных учреждений. Реализация данного Закона в отмеченной части возложена на органы государственной власти субъектов Российской Федерации. При этом наделение законом субъектов Российской Федерации правом на установление порядка и условий предоставления мер социальной поддержки данной категории граждан направлено на формирование механизма межбюджетных отношений и не регулирует правоотношения по предоставлению льгот данной категории населения.
Пункт 1 (1) статьи 18 Закона Республики Коми от 12.11.2004 N 55-РЗ "О социальной защите населения в Республике Коми" устанавливает право педагогических работников муниципальных образовательных учреждений в Республике Коми, работающих и проживающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа на меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг по отоплению, освещению, холодному и горячему водоснабжению, водоотведению, содержанию, текущему ремонту и вывозу мусора.
Сохранение данных мер социальной поддержки за указанной категорией лиц при выходе на пенсию предусмотрено положениями абзаца 8 пункта 1 (1) статьи 18 Закона.
Данная правовая норма в редакции Закона Республики Коми от 22.02.2011 N 14-РЗ устанавливала, что при выходе на пенсию право на сохранение мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг имели педагогические работники, проработавшие не менее 10 лет в образовательных учреждениях, расположенных в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, проживающие в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, которые в период осуществления педагогической деятельности пользовались мерами социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг. При этом не имело значения, вышел ли педагог на пенсию непосредственно с работы в образовательном учреждении, занимался ли перед выходом на пенсию работой, не связанной с педагогической деятельностью, либо имел статус безработного, и по каким основаниям пенсия ему была назначена.
Статья 2 Закона Республики Коми от 22.02.2011 N 14-РЗ распространила его действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 года.
Закон Республики Коми от 29.04.2011 N 46-РЗ внес изменения в редакцию абзаца 8 пункта 1 (1) статьи 18 Закона Республики Коми от 12.11.2004 N 55-РЗ "О социальной защите населения в Республике Коми", которые вступили в силу с 10.05.2011 года.
Согласно внесенным в закон изменениям, сохранение мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, распространяется на педагогических работников муниципальных образовательных учреждений в Республике Коми, проживающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, прекративших педагогическую деятельность после назначения им пенсии (независимо от вида пенсии), имеющих стаж работы не менее 10 лет в образовательных учреждениях, расположенных в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, и имеющих на день назначения пенсии право на указанные меры социальной поддержки.
Как следует из материалов дела, педагогический стаж истицы составляет более 10 лет, уволена она была из муниципального образовательного учреждения 26.06.2000 года в связи с ликвидацией учреждения на основании п. 1 ст. 33 КЗоТ РФ. Впоследствии не работала, трудовая пенсия по старости назначена 20.12.2000, имеет самостоятельное право на меры социальной поддержки как педагогический работник, вышедший на пенсию по старости, до 01.01.2011 меры социальной поддержки предоставлялись ей как члену семьи педагогического работника, поскольку возможность предоставления мер социальной поддержки одновременно по одному и тому же жилому помещению двум лицам, имеющим право на одинаковые льготы, предусмотренные абзацем третьим пункта 5 статьи 55 Закона РФ "Об образовании" и проживающим в этом жилом помещении, не предусмотрено.
На момент подачи заявления в органы социальной защиты населения - 23.03.2011 года новая редакция статьи 18 Закона Республики Коми "О социальной поддержке населения в Республике Коми", вступившая в силу с 10.05.2011 года, еще не действовала.
Поскольку правоотношения сторон возникли до внесения названных изменений, положения измененной редакции Закона, ухудшающие положение К.Г.А. и означающие, по существу, отмену для нее права, приобретенного в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ею в конкретных правоотношениях, при разрешении вопроса о наличии у заявительницы права на предоставление мер социальной поддержки с 10.05.2011 года применению не подлежат.
В связи с изложенным, суд пришел к обоснованному выводу о том, что истица вправе претендовать на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг в рамках старой редакции указанной статьи как педагогический работник, вышедший на пенсию по старости и имеющая самостоятельное право на меры социальной поддержки как педагогический работник, отработавший в сельской местности свыше 10 лет.
В противном случае такое правоприменение противоречит принципам правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение.
Эти принципы, в свою очередь, предполагают правовую определенность и связанную с нею предсказуемость законодательной политики в сфере социального обеспечения, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения, и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.
Истица до ухода на пенсию иной деятельностью, кроме как педагогической не занималась, уволена была с работы не по своей инициативе, соответственно лишение ее права на льготы по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, которыми она ранее пользовалась, является неправомерным.
Согласно статье 3 Федерального закона от 29 декабря 2010 г. N 439-ФЗ "О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые во исполнение абзаца 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" (в редакции данного Федерального закона), не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу указанного Федерального закона.
Из изложенных положений федерального законодательства следует, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации наделены правом принимать нормативные правовые акты, устанавливающие размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, однако, это не влечет за собой право субъектов Российской Федерации снижать уровень социальных гарантий для соответствующей категории граждан, предусмотренный федеральным законодательством.
Исходя из этого, в силу прямого указания федерального закона, принципов и порядка разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации введение субъектами Российской Федерации каких-либо ограничений в части порядка и условий предоставления педагогическим работникам образовательных учреждений, проживающим и работающим в сельской местности или рабочих поселках (поселках городского типа), бесплатной жилой площади с отоплением и освещением является недопустимым, поскольку предоставление данных льгот в том виде и объеме, в каком они предусмотрены ст. 55 Закона Российской Федерации "Об образовании", гарантировано нормативными правовыми актами, имеющими большую юридическую силу по отношению к нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Суд с достаточной полнотой проверил материалы дела, установил обстоятельства, имеющие значение, и пришел к правильному и обоснованному выводу о праве истца на получение соответствующей льготы.
Доводы апелляционной жалобы ответчика аналогичны доводам, которые выдвигались представителем при рассмотрении дела в суде первой инстанции. Мотивы необоснованности этих доводов приведены в решении суда, а также изложены в настоящем определении.
С учетом изложенного, принятое по делу решение является законным и обоснованным. Обстоятельства, имеющие значение для дела судом установлены полно и правильно. Нормы материального и процессуального права применены верно.
Суд первой инстанции, принимая решение, не решил вопросы взыскания государственной пошлины. Истица при подаче иска была освобождена от уплаты пошлины. Требования истицы удовлетворены, поэтому судебная коллегия находит, что с ГБУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Сыктывдинского района" в доход бюджета муниципального района "Сыктывдинский" следует взыскать государственную пошлину в сумме 200 (двести) рублей.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Сыктывдинского районного суда от 28 марта 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного бюджетного учреждения Республики Коми "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Сыктывдинского района" - без удовлетворения.
Взыскать с ГБУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Сыктывдинского района" в доход бюджета муниципального района "Сыктывдинский" государственную пошлину в сумме 200 (двести) рублей.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ ОТ 24.05.2012 ПО ДЕЛУ N 33-1971АП/2012Г.
Разделы:Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 24 мая 2012 г. по делу N 33-1971АП/2012г.
Судья Сухопаров В.И
Судебная коллегия по гражданским делам
Верховного Суда Республики Коми
в составе председательствующего Белова Н.Е.,
судей Головкова В.Л. и Нагорновой О.Н.,
при секретаре В.,
рассмотрев в судебном заседании 24 мая 2012 года дело по апелляционной жалобе Государственного бюджетного учреждения Республики Коми "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Сыктывдинского района" на решение Сыктывдинского районного суда от 28 марта 2012 года, по которому исковые требования К.Г.А. к Государственному учреждению Республики Коми "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Сыктывдинского района" удовлетворены.
Признан незаконным отказ ГУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Сыктывдинского района" в предоставлении К.Г.А. мер социальной поддержки, установленных для педагогических работников муниципальных образовательных учреждений Республики Коми, проживающих в сельских населенных пунктах, вышедших на пенсию и имеющих стаж работы не менее 10 лет в образовательных учреждениях.
Возложена обязанность на ГУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Сыктывдинского района" предоставить К.Г.А. меры социальной поддержки, установленные в ст. 18 Закона Республики Коми "О социальной поддержке населения в Республике Коми".
Заслушав доклад судьи Белова Н.Е., судебная коллегия
установила:
К.Г.А. обратилась в суд с иском, в обоснование которого указала, что более 10 лет работала педагогическим работником в муниципальных образовательных учреждениях Республики Коми, расположенных в сельской местности. С педагогической работы была уволена в связи с ликвидацией образовательного учреждения. С 20 декабря 2000 года вышла на пенсию по старости. Действующим законодательством Российской Федерации, Республики Коми для вышедших на пенсию педагогических работников муниципальных образовательных учреждений, проживающих в сельской местности и поселках городского типа, и имеющих стаж работы не менее 10 лет в образовательных учреждениях, расположенных в сельских населенных пунктах, установлены меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг. Ответчиком ГУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Сыктывдинского района" (далее ГУ РК "Центр СЗН Сыктывдинского района") в назначении указанных мер социальной поддержки отказано. Считая отказ необоснованным, истица просила суд признать за ней право на меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг.
В судебном заседании истица К.Г.А. на требованиях настаивала.
Представитель ответчика К.Г.Н. иск не признала, учитывая, что на момент выхода на пенсию истица не являлась педагогическим работником, в связи с чем не имеет права на предоставление мер социальной поддержки.
Суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе ответчик ГУ РК "Центр СЗН Сыктывдинского района" просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное.
О дне, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы стороны апелляционным судом извещены. Истец и представитель ответчика в судебное заседание не явились. Апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, К.Г.А. с 12.08.1978 по 13.11.1980 работала... в... школе, с 10.12.1980 по 26.06.2000... в муниципальном учреждении... образования... Педагогический стаж истца в сельской местности составляет более 10 лет. Истица уволена 26.06.2000 на основании п. 1 ст. 33 КЗоТ РФ (в связи с ликвидацией учреждения).
Истица до 01.01.2001, имея самостоятельное право на льготы как педагогический работник, вышедший на пенсию по старости, пользовалась льготами по оплате жилищно-коммунальных услуг как член семьи педагогического работника, поскольку данная льгота предоставлялась только на одного из членов семьи, имеющих одинаковые льготы.
Поскольку с 01.01.2011 истице меры социальной поддержки перестали предоставляться, 27.03.2011 она обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг.
Истице решениями ГУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Сыктывдинского района" от 01.04 и 18.05.2011 в признании прав на меры социальной поддержки, установленных для вышедших на пенсию педагогических работников муниципальных образовательных учреждений, проживающих в сельских населенных пунктах и имеющих стаж работы не менее 10 лет в образовательных учреждениях, расположенных в сельских населенных пунктах, отказано. Основанием к отказу явился вывод ответчика о том, что истица уволена с должности по педагогической деятельности до назначения трудовой пенсии.
Суд первой инстанции, установив, что истица имеет стаж педагогической деятельности в муниципальных образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, более 10 лет, проживает в сельской местной, вышла на пенсию по старости, ранее пользовалась мерами социальной поддержки, пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных К.Г.А. требований.
Право педагогических работников образовательных учреждений, проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением предусмотрено федеральным законодательством.
Ранее предоставление мер социальной поддержки (ранее - льгот) пенсионерам - бывшим педагогическим работникам, проживающим в сельской местности, было урегулировано Постановлением Совета Министров СССР от 04 мая 1971 года N 255 "О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности", согласно которому в целях улучшения жилищно-бытовых условий учителей общеобразовательных школ в сельской местности, за вышедшими на пенсию педагогическими работниками общеобразовательных школ всех типов и за проживающими с ними членами семей сохраняется право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением, если общий стаж работы каждого из таких работников в школах сельской местности составляет не менее 10 лет. Данное право было подтверждено Постановлениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 24 мая 1982 года N 437, от 24 января 1985 года N 85 и другими нормативными правовыми актами государственных органов СССР.
Положения указанных актов, касающиеся предоставления жилищно-коммунальных льгот педагогическим работникам общеобразовательных школ в сельской местности, вышедшим на пенсию, сохраняли свое действие и применялись и после принятия Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании".
Абзацем третьим пункта 5 статьи 55 данного Закона было предусмотрено, что педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ данная норма была дополнена положением о том, что размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанной меры социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ не предполагалась отмена или ограничение в предоставлении льгот, гарантированных статьей 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1993 г. N 3266-1 "Об образовании" для проживающих и работающих в сельской местности и рабочих поселках (поселках городского типа) педагогических работников образовательных учреждений. Реализация данного Закона в отмеченной части возложена на органы государственной власти субъектов Российской Федерации. При этом наделение законом субъектов Российской Федерации правом на установление порядка и условий предоставления мер социальной поддержки данной категории граждан направлено на формирование механизма межбюджетных отношений и не регулирует правоотношения по предоставлению льгот данной категории населения.
Пункт 1 (1) статьи 18 Закона Республики Коми от 12.11.2004 N 55-РЗ "О социальной защите населения в Республике Коми" устанавливает право педагогических работников муниципальных образовательных учреждений в Республике Коми, работающих и проживающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа на меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг по отоплению, освещению, холодному и горячему водоснабжению, водоотведению, содержанию, текущему ремонту и вывозу мусора.
Сохранение данных мер социальной поддержки за указанной категорией лиц при выходе на пенсию предусмотрено положениями абзаца 8 пункта 1 (1) статьи 18 Закона.
Данная правовая норма в редакции Закона Республики Коми от 22.02.2011 N 14-РЗ устанавливала, что при выходе на пенсию право на сохранение мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг имели педагогические работники, проработавшие не менее 10 лет в образовательных учреждениях, расположенных в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, проживающие в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, которые в период осуществления педагогической деятельности пользовались мерами социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг. При этом не имело значения, вышел ли педагог на пенсию непосредственно с работы в образовательном учреждении, занимался ли перед выходом на пенсию работой, не связанной с педагогической деятельностью, либо имел статус безработного, и по каким основаниям пенсия ему была назначена.
Статья 2 Закона Республики Коми от 22.02.2011 N 14-РЗ распространила его действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 года.
Закон Республики Коми от 29.04.2011 N 46-РЗ внес изменения в редакцию абзаца 8 пункта 1 (1) статьи 18 Закона Республики Коми от 12.11.2004 N 55-РЗ "О социальной защите населения в Республике Коми", которые вступили в силу с 10.05.2011 года.
Согласно внесенным в закон изменениям, сохранение мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, распространяется на педагогических работников муниципальных образовательных учреждений в Республике Коми, проживающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, прекративших педагогическую деятельность после назначения им пенсии (независимо от вида пенсии), имеющих стаж работы не менее 10 лет в образовательных учреждениях, расположенных в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, и имеющих на день назначения пенсии право на указанные меры социальной поддержки.
Как следует из материалов дела, педагогический стаж истицы составляет более 10 лет, уволена она была из муниципального образовательного учреждения 26.06.2000 года в связи с ликвидацией учреждения на основании п. 1 ст. 33 КЗоТ РФ. Впоследствии не работала, трудовая пенсия по старости назначена 20.12.2000, имеет самостоятельное право на меры социальной поддержки как педагогический работник, вышедший на пенсию по старости, до 01.01.2011 меры социальной поддержки предоставлялись ей как члену семьи педагогического работника, поскольку возможность предоставления мер социальной поддержки одновременно по одному и тому же жилому помещению двум лицам, имеющим право на одинаковые льготы, предусмотренные абзацем третьим пункта 5 статьи 55 Закона РФ "Об образовании" и проживающим в этом жилом помещении, не предусмотрено.
На момент подачи заявления в органы социальной защиты населения - 23.03.2011 года новая редакция статьи 18 Закона Республики Коми "О социальной поддержке населения в Республике Коми", вступившая в силу с 10.05.2011 года, еще не действовала.
Поскольку правоотношения сторон возникли до внесения названных изменений, положения измененной редакции Закона, ухудшающие положение К.Г.А. и означающие, по существу, отмену для нее права, приобретенного в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ею в конкретных правоотношениях, при разрешении вопроса о наличии у заявительницы права на предоставление мер социальной поддержки с 10.05.2011 года применению не подлежат.
В связи с изложенным, суд пришел к обоснованному выводу о том, что истица вправе претендовать на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг в рамках старой редакции указанной статьи как педагогический работник, вышедший на пенсию по старости и имеющая самостоятельное право на меры социальной поддержки как педагогический работник, отработавший в сельской местности свыше 10 лет.
В противном случае такое правоприменение противоречит принципам правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение.
Эти принципы, в свою очередь, предполагают правовую определенность и связанную с нею предсказуемость законодательной политики в сфере социального обеспечения, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения, и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.
Истица до ухода на пенсию иной деятельностью, кроме как педагогической не занималась, уволена была с работы не по своей инициативе, соответственно лишение ее права на льготы по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, которыми она ранее пользовалась, является неправомерным.
Согласно статье 3 Федерального закона от 29 декабря 2010 г. N 439-ФЗ "О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые во исполнение абзаца 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" (в редакции данного Федерального закона), не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу указанного Федерального закона.
Из изложенных положений федерального законодательства следует, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации наделены правом принимать нормативные правовые акты, устанавливающие размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, однако, это не влечет за собой право субъектов Российской Федерации снижать уровень социальных гарантий для соответствующей категории граждан, предусмотренный федеральным законодательством.
Исходя из этого, в силу прямого указания федерального закона, принципов и порядка разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации введение субъектами Российской Федерации каких-либо ограничений в части порядка и условий предоставления педагогическим работникам образовательных учреждений, проживающим и работающим в сельской местности или рабочих поселках (поселках городского типа), бесплатной жилой площади с отоплением и освещением является недопустимым, поскольку предоставление данных льгот в том виде и объеме, в каком они предусмотрены ст. 55 Закона Российской Федерации "Об образовании", гарантировано нормативными правовыми актами, имеющими большую юридическую силу по отношению к нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Суд с достаточной полнотой проверил материалы дела, установил обстоятельства, имеющие значение, и пришел к правильному и обоснованному выводу о праве истца на получение соответствующей льготы.
Доводы апелляционной жалобы ответчика аналогичны доводам, которые выдвигались представителем при рассмотрении дела в суде первой инстанции. Мотивы необоснованности этих доводов приведены в решении суда, а также изложены в настоящем определении.
С учетом изложенного, принятое по делу решение является законным и обоснованным. Обстоятельства, имеющие значение для дела судом установлены полно и правильно. Нормы материального и процессуального права применены верно.
Суд первой инстанции, принимая решение, не решил вопросы взыскания государственной пошлины. Истица при подаче иска была освобождена от уплаты пошлины. Требования истицы удовлетворены, поэтому судебная коллегия находит, что с ГБУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Сыктывдинского района" в доход бюджета муниципального района "Сыктывдинский" следует взыскать государственную пошлину в сумме 200 (двести) рублей.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Сыктывдинского районного суда от 28 марта 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного бюджетного учреждения Республики Коми "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Сыктывдинского района" - без удовлетворения.
Взыскать с ГБУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Сыктывдинского района" в доход бюджета муниципального района "Сыктывдинский" государственную пошлину в сумме 200 (двести) рублей.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)