Судебные решения, арбитраж
Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Жуганова Н.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего
Кузнецовой Т.А.
судей
Перминовой С.В.
Тимченко В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску М. к Государственному областному учреждению "Центр социальной поддержки населения города Мурманска" об отмене решения о прекращении выплаты компенсации, взыскании сумм
по кассационной жалобе М. на решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 12 мая 2011 года, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований М. к Государственному областному учреждению "Центр социальной поддержки населения города Мурманска" об отмене решения о прекращении выплаты компенсации, взыскании сумм отказать".
Заслушав доклад судьи Кузнецовой Т.А., судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
установила:
М. обратился в суд с иском к ГОУ "Центр социальной поддержки населения города Мурманска" об отмене решения о прекращении выплаты компенсации и взыскании сумм.
В обоснование заявленных требований указал на то, что его мать М.А.Н. является вдовой участника Великой Отечественной войны М.Н.Д., умершего в *** году, а он (истец) его сыном, поэтому имеет право на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг.
Однако с 01 декабря 2010 года данная льгота ему не предоставляется, а сумма компенсации, выплаченная до указанного времени, оформлена как задолженность.
М. просил суд признать незаконными указанные действия к ГОУ "Центр социальной поддержки населения города Мурманска" и обязать ответчика выплачивать ему компенсацию с момента принятия решения об отмене льготы, то есть с 01 декабря 2010 года.
В судебном заседании М. поддержал заявленные требования.
Представитель ГОУ "Центр социальной поддержки населения города Мурманска" в судебное заседание не явился, дело просил рассмотреть в его отсутствие.
В представленном письменном отзыве ответчиком указал о несогласии с иском, полагая, что истец имеет право на меры социальной поддержки только по оплате жилого помещения. С 01 апреля 2010 года истцу ошибочно производился расчет выплаты на коммунальные услуги.
Судом принято приведенное выше решение.
В кассационной жалобе М., не соглашаясь с решением суда, просит его отменить, дело передать на новое рассмотрение в суд первой инстанции, ссылаясь на неправильное толкование и применение судом норм материального права.
В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились М. и представитель ГОУ "Центр социальной поддержки населения города Мурманска", извещенные о времени и месте рассмотрения дела.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, поскольку их неявка, в силу статьи 354 Гражданского процессуального кодекса РФ, не является препятствием к разбирательству дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.
Суд правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, тщательно исследовал их и к установленным правоотношениям применил надлежащий закон.
Меры социальной поддержки членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий установлены статьей 21 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах". Меры социальной поддержки по оплате указанных услуг предоставляются независимо от вида жилищного фонда. Указанные меры социальной поддержки предоставляются независимо от того, кто из членов семьи погибшего (умершего) является нанимателем (собственником) жилого помещения.
На основании части 1 статьи 21 Федерального закона "О ветеранах" меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации.
- Указанным лицам предоставляются меры социальной поддержки, в том числе, по оплате в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади), в том числе членами семьи погибшего (умершего), совместно с ним проживавшими (пункт 9);
- - оплата в размере 50 процентов коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 10).
Согласно части 2 статьи 21 Федерального закона "О ветеранах" независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы меры социальной поддержки предоставляются:
1) родителям погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны и ветерана боевых действий;
2) супруге (супругу) погибшего (умершего) инвалида войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак;
3) супруге (супругу) погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак;
4) супруге (супругу) погибшего (умершего) ветерана боевых действий, не вступившей (не вступившему) в повторный брак и проживающей (проживающему) одиноко, или с несовершеннолетним ребенком (детьми), или с ребенком (детьми) старше возраста 18 лет, ставшим (ставшими) инвалидом (инвалидами) до достижения им (ими) возраста 18 лет, или с ребенком (детьми), не достигшим (не достигшими) возраста 23 лет и обучающимся (обучающимися) в образовательных учреждениях по очной форме обучения.
Пунктом 1 статьи 1 Закона Мурманской области от 29 июня 2009 года N 1116-01-ЗМО "О реализации переданных Российской Федерацией субъектам Российской Федерации полномочий по предоставлению мер социальной поддержки отдельным категориям граждан по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг", установлено, что правом на предоставление указанных мер социальной поддержки обладают, в том числе, лица, указанные в статье 21 Федерального закона "О ветеранах".
Как усматривается из материалов дела, М.А.Н., *** года рождения, и М., *** года рождения, зарегистрированы в жилом помещении по адресу: город ***. Собственником квартиры по договору приватизации является М.А.Н.
Решением ГОУ "Центр социальной поддержки населения города Мурманска" от *** года N *** М.А.Н. пожизненно установлена ежемесячная денежная выплата на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
М.А.Н., как вдова умершего ветерана Великой Отечественной войны, имеет право на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг, предусмотренные пунктами 9 и 10 части 1 статьи 21 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", которые ей предоставляются.
Часть 2 статьи 21 Федерального закона "О ветеранах" прямо предусматривает предоставление мер социальной поддержки супруге погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны независимо от нахождения на его иждивении и получения любого вида пенсии и заработка, то есть данная норма является исключением из общего правила.
Разрешая спор в части права истца на льготы по оплате коммунальных услуг, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что в соответствии с частью 1 статьи 21 Федерального закона "О ветеранах" для получения указанных мер социальной поддержки требуется наличие определенных условий, а именно нетрудоспособности члена семьи погибшего (умершего) и состояния на иждивении погибшего (умершего) либо получения пенсии по случаю потери кормильца (наличия права на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации).
Установив, что истец не относятся к указанной категории лиц, суд правомерно отказал в удовлетворении требований о предоставлении льгот по оплате коммунальных услуг.
Истец в соответствии с частью 1 статьи 21 Федерального закона "О ветеранах" имеет право на получение льготы по оплате жилого помещения, которая в соответствии с частью 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения.
При этом суд пришел к обоснованному выводу о том, что предоставление до 01 декабря 2010 года ежемесячной жилищно-коммунальной выплаты истцу на оплату коммунальных услуг являлось ошибочным, в связи с чем, решение о ее прекращении было правильным.
Суд обоснованно признал, что в соответствии с пунктом 4.3 Правил предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг в денежной форме отдельным категориям граждан в Мурманской области, утвержденных постановлением Правительства Мурманской области от 21 апреля 2010 года N 171-ПП, в случае предоставления ежемесячной жилищно-коммунальной выплаты в завышенном или заниженном размере вследствие ошибки, допущенной учреждением при расчете ее размера, излишне предоставленные денежные средства подлежат возврату в порядке, определенном в абзаце третьем пункта 4.3. данных Правил.
Абзацем 3 пункта 4.3 Правил предусмотрено, что в случае если получатель ежемесячной жилищно-коммунальной выплаты в установленный срок не представил учреждению сведения об обстоятельствах, изложенных в настоящем пункте, необоснованно полученные денежные средства засчитываются в счет будущей ежемесячной жилищно-коммунальной выплаты.
Таким образом, судебная коллегия находит выводы суда в решении правильными, основанными на тех нормах материального права, которые подлежали применению к сложившимся отношениям сторон и соответствующими обстоятельствам дела.
Решение принято с соблюдением норм материального права при правильном их толковании, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену обжалуемого решения, судом не допущено, в связи с чем, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 361 и 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
На основании изложенного, руководствуясь статьями 361 и 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
определила:
решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 12 мая 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу М. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МУРМАНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 06.07.2011 ПО ДЕЛУ N 33-1884
Разделы:Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
МУРМАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 6 июля 2011 г. по делу N 33-1884
Судья: Жуганова Н.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего
Кузнецовой Т.А.
судей
Перминовой С.В.
Тимченко В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску М. к Государственному областному учреждению "Центр социальной поддержки населения города Мурманска" об отмене решения о прекращении выплаты компенсации, взыскании сумм
по кассационной жалобе М. на решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 12 мая 2011 года, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований М. к Государственному областному учреждению "Центр социальной поддержки населения города Мурманска" об отмене решения о прекращении выплаты компенсации, взыскании сумм отказать".
Заслушав доклад судьи Кузнецовой Т.А., судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
установила:
М. обратился в суд с иском к ГОУ "Центр социальной поддержки населения города Мурманска" об отмене решения о прекращении выплаты компенсации и взыскании сумм.
В обоснование заявленных требований указал на то, что его мать М.А.Н. является вдовой участника Великой Отечественной войны М.Н.Д., умершего в *** году, а он (истец) его сыном, поэтому имеет право на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг.
Однако с 01 декабря 2010 года данная льгота ему не предоставляется, а сумма компенсации, выплаченная до указанного времени, оформлена как задолженность.
М. просил суд признать незаконными указанные действия к ГОУ "Центр социальной поддержки населения города Мурманска" и обязать ответчика выплачивать ему компенсацию с момента принятия решения об отмене льготы, то есть с 01 декабря 2010 года.
В судебном заседании М. поддержал заявленные требования.
Представитель ГОУ "Центр социальной поддержки населения города Мурманска" в судебное заседание не явился, дело просил рассмотреть в его отсутствие.
В представленном письменном отзыве ответчиком указал о несогласии с иском, полагая, что истец имеет право на меры социальной поддержки только по оплате жилого помещения. С 01 апреля 2010 года истцу ошибочно производился расчет выплаты на коммунальные услуги.
Судом принято приведенное выше решение.
В кассационной жалобе М., не соглашаясь с решением суда, просит его отменить, дело передать на новое рассмотрение в суд первой инстанции, ссылаясь на неправильное толкование и применение судом норм материального права.
В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились М. и представитель ГОУ "Центр социальной поддержки населения города Мурманска", извещенные о времени и месте рассмотрения дела.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, поскольку их неявка, в силу статьи 354 Гражданского процессуального кодекса РФ, не является препятствием к разбирательству дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.
Суд правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, тщательно исследовал их и к установленным правоотношениям применил надлежащий закон.
Меры социальной поддержки членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий установлены статьей 21 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах". Меры социальной поддержки по оплате указанных услуг предоставляются независимо от вида жилищного фонда. Указанные меры социальной поддержки предоставляются независимо от того, кто из членов семьи погибшего (умершего) является нанимателем (собственником) жилого помещения.
На основании части 1 статьи 21 Федерального закона "О ветеранах" меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации.
- Указанным лицам предоставляются меры социальной поддержки, в том числе, по оплате в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади), в том числе членами семьи погибшего (умершего), совместно с ним проживавшими (пункт 9);
- - оплата в размере 50 процентов коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 10).
Согласно части 2 статьи 21 Федерального закона "О ветеранах" независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы меры социальной поддержки предоставляются:
1) родителям погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны и ветерана боевых действий;
2) супруге (супругу) погибшего (умершего) инвалида войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак;
3) супруге (супругу) погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак;
4) супруге (супругу) погибшего (умершего) ветерана боевых действий, не вступившей (не вступившему) в повторный брак и проживающей (проживающему) одиноко, или с несовершеннолетним ребенком (детьми), или с ребенком (детьми) старше возраста 18 лет, ставшим (ставшими) инвалидом (инвалидами) до достижения им (ими) возраста 18 лет, или с ребенком (детьми), не достигшим (не достигшими) возраста 23 лет и обучающимся (обучающимися) в образовательных учреждениях по очной форме обучения.
Пунктом 1 статьи 1 Закона Мурманской области от 29 июня 2009 года N 1116-01-ЗМО "О реализации переданных Российской Федерацией субъектам Российской Федерации полномочий по предоставлению мер социальной поддержки отдельным категориям граждан по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг", установлено, что правом на предоставление указанных мер социальной поддержки обладают, в том числе, лица, указанные в статье 21 Федерального закона "О ветеранах".
Как усматривается из материалов дела, М.А.Н., *** года рождения, и М., *** года рождения, зарегистрированы в жилом помещении по адресу: город ***. Собственником квартиры по договору приватизации является М.А.Н.
Решением ГОУ "Центр социальной поддержки населения города Мурманска" от *** года N *** М.А.Н. пожизненно установлена ежемесячная денежная выплата на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
М.А.Н., как вдова умершего ветерана Великой Отечественной войны, имеет право на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг, предусмотренные пунктами 9 и 10 части 1 статьи 21 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", которые ей предоставляются.
Часть 2 статьи 21 Федерального закона "О ветеранах" прямо предусматривает предоставление мер социальной поддержки супруге погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны независимо от нахождения на его иждивении и получения любого вида пенсии и заработка, то есть данная норма является исключением из общего правила.
Разрешая спор в части права истца на льготы по оплате коммунальных услуг, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что в соответствии с частью 1 статьи 21 Федерального закона "О ветеранах" для получения указанных мер социальной поддержки требуется наличие определенных условий, а именно нетрудоспособности члена семьи погибшего (умершего) и состояния на иждивении погибшего (умершего) либо получения пенсии по случаю потери кормильца (наличия права на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации).
Установив, что истец не относятся к указанной категории лиц, суд правомерно отказал в удовлетворении требований о предоставлении льгот по оплате коммунальных услуг.
Истец в соответствии с частью 1 статьи 21 Федерального закона "О ветеранах" имеет право на получение льготы по оплате жилого помещения, которая в соответствии с частью 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения.
При этом суд пришел к обоснованному выводу о том, что предоставление до 01 декабря 2010 года ежемесячной жилищно-коммунальной выплаты истцу на оплату коммунальных услуг являлось ошибочным, в связи с чем, решение о ее прекращении было правильным.
Суд обоснованно признал, что в соответствии с пунктом 4.3 Правил предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг в денежной форме отдельным категориям граждан в Мурманской области, утвержденных постановлением Правительства Мурманской области от 21 апреля 2010 года N 171-ПП, в случае предоставления ежемесячной жилищно-коммунальной выплаты в завышенном или заниженном размере вследствие ошибки, допущенной учреждением при расчете ее размера, излишне предоставленные денежные средства подлежат возврату в порядке, определенном в абзаце третьем пункта 4.3. данных Правил.
Абзацем 3 пункта 4.3 Правил предусмотрено, что в случае если получатель ежемесячной жилищно-коммунальной выплаты в установленный срок не представил учреждению сведения об обстоятельствах, изложенных в настоящем пункте, необоснованно полученные денежные средства засчитываются в счет будущей ежемесячной жилищно-коммунальной выплаты.
Таким образом, судебная коллегия находит выводы суда в решении правильными, основанными на тех нормах материального права, которые подлежали применению к сложившимся отношениям сторон и соответствующими обстоятельствам дела.
Решение принято с соблюдением норм материального права при правильном их толковании, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену обжалуемого решения, судом не допущено, в связи с чем, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 361 и 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
На основании изложенного, руководствуясь статьями 361 и 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
определила:
решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 12 мая 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу М. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)