Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПСКОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 04.09.2012 ПО ДЕЛУ N 33-1389/2012

Разделы:
Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом; Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ПСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 4 сентября 2012 г. по делу N 33-1389/2012


Судья: Коваленко Ю.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Псковского областного суда в составе:
председательствующего Победова В.В.
судей Сладковской Е.В. и Новиковой Л.А.
при секретаре С.
рассмотрев в судебном заседании дело по апелляционной жалобе Администрации города Великие Луки на решение Великолукского городского суда Псковской области от 20 июня 2012 года, которым постановлено об удовлетворении иска Прокурора города Великие Луки, предъявленного в интересах В..
Отказ Администрации города Великие Луки в предоставлении В. как инвалиду в первоочередном порядке земельного участка в аренду без проведения торгов (аукциона) признан незаконным.
Администрация города Великие Луки обязана предоставить в аренду В. земельный участок площадью 600 кв. м для индивидуального жилищного строительства, местоположением: ..., в 40 метрах в северном направлении от земельного участка с кадастровым номером 60:25:0020604:40, согласно утвержденной схеме расположения земельного участка,
выслушав доклад судьи Сладковская Е.В., объяснения прокурора М. и представителя ответчика С.,
Судебная коллегия

установила:

Прокурор города Великие Луки, действуя в интересах В., обратился в суд с иском к Администрации города Великие Луки о признании отказа в первоочередном предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов (аукциона) незаконным и возложении обязанности предоставить земельный участок в аренду согласно утвержденной схемы расположения земельного участка.
В обоснование иска указано, что В., который является инвалидом 2 группы и имеет право на первоочередное получение земельного участка на основании части 14 статьи 17 федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ, 15 февраля 2012 года обратился в Администрацию города Великие Луки с заявлением о предоставлении ему земельного участка площадью 600 кв. м для индивидуального жилищного строительства, местоположением: ..., в 40 метрах в северном направлении от земельного участка с кадастровым номером 60625:0020604:40.
Письмом Администрации города Великие Луки от 27 апреля 2012 года за исх. номером 3-366 в этом ему было отказано в связи с отсутствием решения о постановке его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Прокурор находит отказ органа местного самоуправления незаконным, поскольку федеральное законодательство, в частности: часть 14 статьи 17 названного закона; пункт 17 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющих детей инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27 июля 1996 года N 901; и часть 1 статьи 30.1 Земельного кодекса РФ, не ставит в зависимость предоставление инвалиду земельного участка для индивидуального жилищного строительства от нуждаемости инвалида в улучшении жилищных условий.
В. поддержал заявленные в его интересах исковые требования.
Представитель ответчика - Администрации города Великие Луки иск не признал, пояснив, что правом на первоочередное предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства В. не обладает, так как не признан нуждающимся в жилом помещении.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Администрации города Великие Луки ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований в связи с неправильным толкованием материального закона. Учитывая, что такая мера социальной поддержки инвалидов как право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства является дополнительной гарантией реализации жилищных прав инвалидов, то возможность реализации этого права непосредственно связана с нуждаемостью инвалида в улучшении жилищных условий, однако суд не принял это во внимание.
В. не явился в заседание апелляционной инстанции, надлежаще извещена о времени и месте судебного разбирательства, в своих возражениях на апелляционную жалобу просил рассмотреть дело в его отсутствие, поэтому судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие В.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным, соответствующим части 14 статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ, согласно которому инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Судом было установлено, что В., <...>, будучи инвалидом 2 группы, что подтверждается справкой серии МСЭ-2009 за N <...>, выданной 25 октября 2010 года ГУ медико-социальной экспертизы, 15 февраля 2012 года обратился к ответчику с заявлением о предоставлении ему в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства площадью 600 кв. метров с указанием места расположения этого участка на основании части 14 статьи 17 названного Федерального закона N 181-ФЗ, но получил отказ ввиду того, что не является нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Установив перечисленные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что В. относится к категории лиц, имеющих право на получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства, поскольку действующее законодательство не ставит в зависимость право инвалидов на первоочередное получение земельного участка для указанных целей от наличия каких-либо условий.
Судебная коллегия, соглашаясь с выводом суда первой инстанции, исходит из анализа действующего законодательства, регулирующего спорное правоотношение.
Так, часть 14 статьи 17 Федерального закона N 181-ФЗ прямо не предусматривает, что реализация права инвалида на получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства возможна только в случае признания инвалида нуждающимся в улучшении жилищных условий.
В соответствии с пунктом 17 Правил Предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27 июля 1996 года и принятых во исполнение Федерального закона N 181-ФЗ, инвалид и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, для реализации права на первоочередное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства должен предоставить в органы местного самоуправления заявление и копию справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы. Предоставление иных документов, в том числе подтверждающих нуждаемость инвалида в улучшении жилищных условий, Правилами не предусмотрено.
Вопросы приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, порядок и особенности предоставления таких земельных участков для жилищного строительства урегулированы статьями 28, 30 и 30.1 Земельного кодекса РФ.
Согласно части 2 статьи 28 Земельного кодекса РФ, по общему правилу, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются за плату; для жилищного строительства - предоставляются в собственность или в аренду, продажа таких участков или продажа права на заключение договоров аренды осуществляется на аукционах, за исключением некоторых случаев указанных в законе (ч. 1 и ч. 2 ст. 30.1 Земельного кодекса РФ).
Таким образом, указанными нормами Земельного кодекса РФ закреплена возмездность получения инвалидом земельного участка для жилищного строительства в собственность или в аренду.
Нуждаемость в улучшении жилищных условий в качестве основания получения земельного участка в собственность или в аренду для индивидуального жилищного строительства Земельным кодексом также не предусмотрена.
О возможности получения земельных участков в собственность бесплатно гражданами и юридическими лицами говорится в этой же части 2 статьи 28 Земельного кодекса РФ, но только в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
О дополнительных льготах инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, которые могут устанавливаться органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления за счет собственных средств, содержится указание и в пункте 18 названных выше Правил.
Действующее на территории города Великие Луки Положение о порядке предоставления земельных участков на территории муниципального образования "Город Великие Луки", принятое решением Великолукской городской Думы от 27 сентября 2006 года N 75 (в редакции от 6 октября 2011 года) и регламентирующее распоряжение земельными участками, находящимися в собственности или ведении органа местного самоуправления, не устанавливает каких-либо особых условий получения земельных участков для жилищного строительства инвалидами в городе Великие Луки. На уровне субъекта Российской Федерации - Псковской области такой нормативный акт принят только в отношении земельных участков в городе Пскове, государственная собственность на которые не разграничена (постановление Администрации Псковской области от 6 декабря 2007 года N 435, в котором нуждаемость в улучшении жилищных условий инвалида не учитывается).
Признавая за В. право на первоочередное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства в аренду без проведения торгов (аукциона), несмотря на требования части 2 статьи 30.1 Земельного кодекса РФ, суд первой инстанции верно исходил из права первоочередности инвалида, что предполагает безусловное предоставление земельного участка инвалиду без проведения аукциона (торгов) в собственность или в аренду.
То обстоятельство, что такая социальная гарантия инвалидов как право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства (часть 14 статьи 17 Федерального закона 181-ФЗ) содержится в статье под названием "Обеспечение инвалидов жилой площадью", не свидетельствует о том, что к ней применяются требования, указанные в части первой этой правовой нормы о нуждаемости инвалида в улучшении жилищных условий и нахождении его на соответствующем учете, поскольку эти нормы имеют разное правовое регулирование: к части 1 статьи 17 применяется жилищное законодательство, а к части 14 статьи 17 - земельное. В первом случае инвалид получает жилое помещение всегда бесплатно, а во втором - за плату, и только за счет средств субъекта Российской Федерации инвалид может получить земельный участок под жилищное строительство бесплатно в случае принятия субъектом такого закона.
С учетом изложенного доводы апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции дано неправильное толкование действующего законодательства, нельзя признать состоятельными.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Великолукского городского суда Псковской области от 20 июня 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации города Великие Луки - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)